Книга пророка Софонии
Горе городу15 притеснителей,
мятежному и оскверненному!
Он никого не слушает
и ничему не учится;
на Господа не уповает,
не приближается к своему Богу.
Его приближенные – рыкающие львы,
его правители – волки вечерние,
что к утру не оставят ни кости.
Пророки его ничтожны и вероломны,
а священники оскверняют святыни
и попирают Закон.
Праведен Господь, пребывающий в этом городе ;
не делает Он неправедное.
Каждое утро Он вершит суд,
без устали вершит его на заре,
но неправедным стыд неведом.
– Я истребил народы
и разрушил их крепости;
опустошил их улицы –
никто по ним не проходит.
Города их разорены,
не осталось в них жителей, нет никого.
Я сказал: «Город будет бояться Меня
и примет Мое наставление.
Тогда не искоренилось бы его жилище,
и наказание Мое не пало бы на него».
Но они старались еще усерднее
делать одно лишь зло.
Поэтому ждите Меня, – возвещает Господь, –
до дня, когда Я поднимусь,
чтобы свидетельствовать16 против этого народа ,
так как решил Я созвать народы,
собрать все царства
и ярость Свою излить на них,
весь пылающий гнев Свой.
В пламени Моей ревности
сгорит вся земля.
Тогда Я очищу уста народов,
чтобы все они призывали Господа
и Ему сообща служили.
Из-за рек Куша
Мои почитатели, разбросанный Мой народ,
принесут Мне дары.
В тот день ты не будешь стыдиться того,
чем против Меня грешил,
потому что Я выведу из тебя всех,
кто горд и высокомерен,
и не будешь больше превозноситься
на святой горе Моей.
Я оставлю среди тебя
кроткий и простой народ,
который будет в имени Господа искать прибежища.
Уцелевшие из народа Израиля не будут делать неправедное;
они не будут лгать,
и в устах их не будет обмана.
Как овцы, они будут пастись и ложиться на отдых,
и некого им будет бояться.
Пой, дочь Сиона,
восклицай, Израиль!
Веселись и радуйся от всего сердца,
дочь Иерусалима!
Господь отменил твой приговор
и прогнал твоего врага.
С тобой Господь, Царь Израиля:
не будешь больше бояться беды.
Скажут в тот день Иерусалиму:
«Не бойся, Сион,
пусть твои руки не ослабевают!
С тобой – Господь, твой Бог,
могучий Воин, Который в силах спасать.
Он о тебе возрадуется,
любовью тебя успокоит17
и о тебе будет с песнями ликовать».
– От тоскующих по праздничным дням
Я отведу печаль,
которая для вас как позор и бремя.18
В то время Я накажу всех,
кто тебя притеснял.
Я хромое спасу
и соберу изгнанников,
наделю их славой и честью
во всех краях, где были они в бесславии.
В то время Я соберу вас
и приведу вас домой.
Я наделю вас честью и славой
среди всех народов земли,
когда на ваших же глазах
Я верну вам благополучие,19 –
говорит Господь.
IV. БОГ ПРОВОЗГЛАШАЕТ ИЕРУСАЛИМУ "ГОРЕ" (3:1-7)
A. Неповиновение, безответственность, неверие, нераскаянность (3:1, 2)
Представленный в образе женщины Иерусалим осужден как нечистый и оскверненный Притеснитель. Он был непокорен – на Господа не уповал, к Богу своему не приближался.
Б. Жадность князей и судей (3:3)
Князья его подобны рыкающим львам, а судьи его жадны, как вечерние волки.
B. Легкомыслие и вероломство пророков, кощунства священников (3:4)
Его пророки – люди, которым нельзя доверять; священники – осквернители святыни. Фейнберг дает такой комментарий:
"В стихе 4 мы встречаем единственное в этой книге осуждение пророков. Они виновны в легкомыслии, в том, что играют с огнем и шутят с очень серьезными вещами. В их жизни и учении чувствуется бесхребетность, беспринципность. По сути, они предатели, потому что, поощряя людей в их отступничестве от Бога, выказывают этим свою неверность Ему, хотя и утверждают, что говорят от Его имени. Своими нечестивыми делами они осквернили святилище.
Для них нет ничего святого. Они попирают закон, извращая его простые требования и искажая его ясное значение, когда "наставляют" людей."
Г. Явление Господа в суде (3:5-7)
Несмотря на все грехи и развращенность народа, Господь посреди него, чтобы праведно судить. Он наказывал другие народы, полагая, что это непременно научит Иудею бояться Его. Иуда, однако, все больше опускался и деградировал.
V. СЛОВА УТЕШЕНИЯ ДЛЯ "ВЕРНОГО ОСТАТКА" (3:8-20)
A. Уничтожение нечестивых язычников (3:8)
Бог увещевает "верный остаток" (верных иудеев) ждать, пока Он не уничтожит всех Своих врагов огнем ревности.
Б. Обращение к Богу уцелевших народов (3:9)
Уста чистые – это, по всей видимости, не намек на общемировой язык в будущем, а пророчество о том времени, когда люди чистыми (от идолопоклонства) устами будут славить Иегову, когда все народы будут служить Ему единодушно.
B. Восстановление рассеявшегося Израиля (3:10-13)
Когда наступит Тысячелетнее Царство, язычники возвратят рассеявшихся по всему миру иудеев обратно в их страну в качестве дара Господу. Грешники, тщеславящиеся своею знатностью, будут уничтожены, и "верному остатку" больше уже нечего будет бояться. Спасется лишь народ смиренный и простой – тот, кто уповает на имя Господне и живет праведно.
Г. Радость по поводу второго пришествия Христа (3:14-17)
В стихах 14-20 приведена песнь возрожденного Израиля, восхваляющая Иегову за Его могущественное избавление и прославляющая Его любовь, которую Он явил ради Израиля и Себя Самого. У Дочери Сиона много причин, чтобы ликовать, торжествовать и радоваться! Не только ее враги повержены, но теперь среди нее обитает Царь-Мессия, Сам Господь. Уже нет повода для страха, потому что Господь Бог силен спасти народ Свой по любви Своей.
Д. Благие деяния Бога для Своего народа (3:18-20)
Так как народ скоро постигнет суд, Господь завершает Свою грозную речь обещанием (которое обязательно сбудется) совершить в жизни "святого остатка" радикальнейшие перемены к лучшему. Вместо поношения, на которое сетуют изгнанники, Господь приведет их в почет и именитость на всей этой земле.