1 Коринфянам 11 глава

1-е Коринфянам
Слово Жизни → Толкования Августина

Слово Жизни

1 Следуйте моему примеру, как и я следую примеру Христа.
2 Я рад, что вы помните меня во всем и поступаете согласно учению, которое я вам передал.
3 Я хочу, чтобы вы знали, что Христос является главой каждому мужу, глава жены — ее муж, а глава Христа — Бог.
4 Поэтому любой мужчина бесчестит свою голову, если молится или пророчествует в головном уборе.
5 И женщина бесчестит себя, если молится или пророчествует, не покрыв головы. Это все равно что она обрила бы голову.
6 Если женщина не покрывает головы, то пусть совсем острижет волосы, а если для женщины считается позором быть остриженной или обритой, то пусть она покрывает голову.
7 Мужчина не должен покрывать голову, так как он является Божьим образом и Его славой. Женщина же является славой мужа.
8 Не мужчина произошел от женщины, а женщина — от мужчины.
9 Не мужчина был создан для женщины, а женщина — для мужчины.
10 Поэтому женщина ради ангелов должна иметь на голове знак того, что она находится под властью мужа.
11 Однако ни муж, ни жена не могут быть независимы друг от друга в Господе.
12 Как женщина произошла от мужчины, так и мужчина рождается от женщины, но все происходят от Бога.
13 Рассудите сами, разве прилично женщине молиться Богу с непокрытой головой?
14 И не говорит ли нам сама природа о том, что мужчине неприлично носить длинные волосы,
15 в то время как для женщины длинные волосы — это честь? Ведь длинные волосы и даны ей как покрывало.
16 Впрочем, если кто-то собирается об этом спорить, то я хочу сразу сказать, что ни мы, ни другие Божьи церкви не имеем такого обычая.
17 Давая эти указания, я хочу сказать, что не хвалю вас за то, что ваши собрания часто приносят больше вреда, чем пользы.
18 Потому что, во-первых, я слышал, что когда вы как церковь собираетесь вместе, среди вас всегда бывают разделения. Отчасти я верю этим слухам.
19 Несомненно, разногласия между вами должны быть, чтобы среди вас выявились испытанные.
20 Но когда вы собираетесь вместе для участия в Господней Вечере, то превращаете ее в нечто другое.
21 Вы едите, не дожидаясь друг друга, так что одни остаются голодными, а другие напиваются.
22 В таком случае ешьте и пейте лучше дома, а не позорьте Божьей церкви и не унижайте тех, кому, может действительно нечего есть. Что ж мне, хвалить вас за это? Конечно нет!
23 Ведь я от самого Господа принял и вам передал, что Господь Иисус в ночь, когда Он был предан, взял хлеб
24 и, поблагодарив за него в молитве, разломил со словами: "Это тело Мое, за вас ломаемое. Делайте это в память обо Мне".
25 После ужина Он взял и чашу, говоря: "Эта чаша есть новый завет в Моей крови, делайте это каждый раз, когда пьете в память обо Мне".
26 Потому что каждый раз, когда вы едите этот хлеб и пьете из этой чаши, вы свидетельствуете о смерти Господа. Делайте так, пока Он не придет.
27 Таким образом, кто ест хлеб или пьет из чаши Господней, не придавая этому должного значения, тот грешит против тела и крови Господа.
28 Человек должен проверять себя прежде, чем есть хлеб и пить из чаши,
29 потому что каждый, кто ест или пьет, не различая тела Господа, тот ест и пьет в осуждение себе.
30 Потому-то среди вас так много физически слабых и больных, а многие даже умирают.
31 Но если бы мы судили самих себя, то избежали бы осуждения.
32 Когда нас судит Господь, мы подвергаемся наказанию, и это помогает нам избежать осуждения, которому будет подвергнут мир.
33 Итак, братья, когда вы собираетесь на совместную трапезу, не спешите, ждите друг друга.
34 Если кто голоден, пусть лучше поест дома, чтобы вам собираться вместе не на осуждение. Когда я приду к вам, то дам вам и другие наставления.

Толкования Августина

Стих 3

Муж тогда настоящий глава жене, когда глава мужа — Христос, Который есть Премудрость Божия.

Источник: О Книге Бытия против манихеев. 2.12.16 PL 34:205.

Стих 7

Не так, что одна часть человека принадлежит Богу, своему Творцу, а другая — тьме, как некоторые утверждают. Скорее, и часть, обладающая силой управлять, и та часть, которая управляема, — обе от Бога... [Манихеи] говорят: нельзя было позволять диаволу приближаться к жене его [Адама]. Но нет, это она должна была не позволить диаволу приблизиться к себе, ибо сотворена была такой, что, если бы не хотела, не подпустила его. Тогда они говорят: может, не нужно было ее творить. Но это означало бы, что не нужно было творить добро. Ведь нет сомнений, что женщина — добро, причем настолько, что апостол называет ее славой мужа: все — от Бога.

О Книге Бытия против манихеев 2.26.40−42 PL 34:217, 219

***

Этот образ, который соответствует образу Бога, не равен и не совечен Тому, чьим образом является; и не был бы таковым, даже если бы не согрешил. Надо понимать слова Бога в значении не единственного, а множественного числа: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Быт 1:26. Человек был сотворен не по образу только Отца, или только Сына, или только Духа Святого — но по образу Троицы.

Источник: О буквальном смысле Книги Бытия 61 CSEL 28.1:502

Стих 12

О поле мужчины и женщины что сказать может сын погибели1 ? Что два пола не от Бога, а от дьявола. А что об этом скажет сосуд избрания2 ? Что как жена от мужа, так и муж через жену, и все — от Бога. Что же скажет о плоти устами манихеев дух нечистый? Что это плохая субстанция, потому не творение Бога, а Его врага.

Примечания

  • 1 — Т.е. манихей
  • 2 — Т.е. Павел; ср. 13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; Деян 9:13.

О воздержании 10.24 CSEL 41:171.

Стих 14

Почему, удивляюсь я, мужчины носят длинные волосы прямо вопреки предписанию апостола? Или это для того, чтобы парикмахерам нечего было делать? Или, может, чтобы уподобиться птицам евангельским, которые боятся потерять оперение, потому что не смогут летать? Воздержусь более говорить об этом пороке из-за длинноволосых братьев, которых почти во всех других отношениях мы высоко почитаем. Но чем больше мы любим их во Христе, тем настойчивее и даем советы.

Источник: О делах монашеских.

Стих 18

Люди становятся еретиками, оставаясь внутри Церкви. Теперь же, когда они вне Церкви, они приносят нам больше пользы — не тем, что учат истине, которую не знают, но побуждая плотских христиан искать истину, а христиан духовных ее растолковывать. В святой Церкви есть много мужей, искусных пред Богом, но они не бывают явлены в нас, пока, услаждаясь мраком своего невежества, мы предпочитаем предаваться сну, а не созерцать свет истины. Поэтому многие пробуждаются ото сна благодаря еретикам, дабы видеть день Господень и возрадоваться. Итак, будем пользоваться и еретиками, не с тем, чтобы одобрять их заблуждения, а чтобы самим быть более бодрствующими и осторожными, защищая кафолическое учение от их козней, хотя бы самих их и не могли мы призвать к спасению

Источник: «Об истинной религии»

Стих 19

Люди становятся еретиками, оставаясь внутри Церкви. Теперь же, когда они вне Церкви, они приносят нам больше пользы — не тем, что учат истине, которую не знают, но побуждая плотских христиан искать истину, а христиан духовных ее растолковывать. В Церкви множество людей, испытанных Богом, но они не выделяются среди нас, покуда мы, занятые мраком своего невежества, предпочитаем спать, а не нести свет истины.

Об истинной религии 7.15 CCSL 32:197

Стих 25

Старое ушло и обновилось во Христе, так что алтарь уступил алтарю, меч — мечу, огонь — огню, хлеб — хлебу, жертва — Жертве, кровь — Крови.

Послания 36. CSEL 34.2:54

Стих 27

Что значит принять недостойно? — принять с насмешкой, принять с презрением.

Проповеди 227. SC 116:240

Стих 31

Действительно, многие грехи, похоже, остаются незамеченными и не воздаются наказанием, но наказание за них переносится на будущее. Ведь недаром тот день, когда придет Судия всем живущим и умершим, называется «судным днем». Поскольку же за некоторые грехи мы получаем наказание здесь и они отпускаются, мы можем быть уверены, что они не принесут нам вреда в веке будущем. Потому в отношении некоторых временных наказаний, выпадающих грешникам в этой жизни, апостол, обращаясь к тем, чьи грехи смываются и не оставляются на конец, говорит: Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

Энхиридион 17:66 CCSL 46:85

Стих 34

Из этого следует понять, что всего было слишком много, чтобы он мог в послании изложить весь порядок устройства, которому должна следовать вселенская Церковь; установленное же им самим не должно изменяться.

Послания 54 CSEL 34.2:167



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.