1 Коринфянам 11 глава

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Толкования Августина

Перевод Еп. Кассиана

1 Подражайте мне, как и я Христу.
2 А вас я хвалю за то, что всё мое помните и, как я передал вам, этих преданий держитесь.
3 Но хочу, чтобы вы знали, что всякому мужу глава есть Христос, а глава жене муж, а глава Христу Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, бесчестит свою голову;
5 а всякая жена, молящаяся или пророчествующая с непокрытой головой, бесчестит свою голову; ибо это то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо, если жена не покрывается, пусть и стрижется. Если же стыдно жене стричься или бриться, пусть покрывается.
7 И как муж не должен покрывать себе голову, будучи образом и славою Бога, — так и жена есть слава мужа.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и, ведь, не создан был муж ради жены, но жена ради мужа.
10 Поэтому жена должна иметь на голове знак власти ради ангелов,
11 Впрочем, ни жена без мужа, ни муж без жены, — в Господе:
12 ибо, как жена от мужа, так и муж чрез жену; а всё — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытой головой?
14 И не сама ли природа нас учит, что если муж отпускает волосы, для него это — бесчестие,
15 а жена, если отпускает волосы, для неё это слава, потому что волосы даны ей вместо покрывала?
16 Если же кто думает спорить, то мы такого обычая не имеем, ни церкви Божии.
17 Но, давая предписание, я за то не хвалю, что собираетесь вы не на лучшее, а на худшее.
18 Ибо, во-первых, когда вы собираетесь как церковь, я слышу, что есть между вами разделения, и отчасти этому верю.
19 Ибо должна быть между вами и разность мнений, чтобы испытанные обнаружились между вами.
20 Поэтому, если вы и собираетесь вместе, — вы вечерю Господню не вкушаете.
21 Ибо каждый раньше других берет и ест свою собственную вечерю, и кто голоден, а кто пьян.
22 Разве нет у вас домов, чтобы есть и пить? Или церковью Божией пренебрегаете и заставляете стыдиться неимущих? Что скажу вам? Похвалю ли вас? За это не похвалю.
23 Ибо я принял от Господа и передал это вам, что Господь Иисус в ту ночь, когда Его предавали, взял хлеб,
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: это есть Мое тело, ломимое за вас. Это делайте в воспоминание о Мне.
25 Также и чашу после вечери, говоря: эта чаша есть новый завет в Моей крови: делайте это всякий раз, как пьёте, в воспоминание о Мне.
26 Ибо всякий раз, как вы едите этот хлеб и пьёте чашу, — вы смерть Господа возвещаете, пока Он не придет.
27 Поэтому, кто ест хлеб и пьёт чашу Господа недостойно, тот будет виновен против тела и крови Господа.
28 Да испытывает человек себя, и так от хлеба да ест и от чаши да пьёт.
29 Ибо едящий и пьющий ест и пьет осуждение себе, если не различает Тела.
30 Поэтому между вами много немощных и больных, и немало умерло.
31 И, если бы мы самих себя судили, мы не были бы судимы;
32 а будучи судимы, наказываемся Господом, чтобы не быть осуждёнными с миром.
33 Поэтому, братья мои, собираясь, чтобы есть, друг друга ждите.
34 Если кто голоден, пусть ест дома, чтобы не собираться вам на осуждение. Прочее устрою, как только приду.

Толкования Августина

Стих 3

Муж тогда настоящий глава жене, когда глава мужа — Христос, Который есть Премудрость Божия.

Источник: О Книге Бытия против манихеев. 2.12.16 PL 34:205.

Стих 7

Не так, что одна часть человека принадлежит Богу, своему Творцу, а другая — тьме, как некоторые утверждают. Скорее, и часть, обладающая силой управлять, и та часть, которая управляема, — обе от Бога... [Манихеи] говорят: нельзя было позволять диаволу приближаться к жене его [Адама]. Но нет, это она должна была не позволить диаволу приблизиться к себе, ибо сотворена была такой, что, если бы не хотела, не подпустила его. Тогда они говорят: может, не нужно было ее творить. Но это означало бы, что не нужно было творить добро. Ведь нет сомнений, что женщина — добро, причем настолько, что апостол называет ее славой мужа: все — от Бога.

О Книге Бытия против манихеев 2.26.40−42 PL 34:217, 219

***

Этот образ, который соответствует образу Бога, не равен и не совечен Тому, чьим образом является; и не был бы таковым, даже если бы не согрешил. Надо понимать слова Бога в значении не единственного, а множественного числа: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Быт 1:26. Человек был сотворен не по образу только Отца, или только Сына, или только Духа Святого — но по образу Троицы.

Источник: О буквальном смысле Книги Бытия 61 CSEL 28.1:502

Стих 12

О поле мужчины и женщины что сказать может сын погибели1 ? Что два пола не от Бога, а от дьявола. А что об этом скажет сосуд избрания2 ? Что как жена от мужа, так и муж через жену, и все — от Бога. Что же скажет о плоти устами манихеев дух нечистый? Что это плохая субстанция, потому не творение Бога, а Его врага.

Примечания

  • 1 — Т.е. манихей
  • 2 — Т.е. Павел; ср. 13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; Деян 9:13.

О воздержании 10.24 CSEL 41:171.

Стих 14

Почему, удивляюсь я, мужчины носят длинные волосы прямо вопреки предписанию апостола? Или это для того, чтобы парикмахерам нечего было делать? Или, может, чтобы уподобиться птицам евангельским, которые боятся потерять оперение, потому что не смогут летать? Воздержусь более говорить об этом пороке из-за длинноволосых братьев, которых почти во всех других отношениях мы высоко почитаем. Но чем больше мы любим их во Христе, тем настойчивее и даем советы.

Источник: О делах монашеских.

Стих 18

Люди становятся еретиками, оставаясь внутри Церкви. Теперь же, когда они вне Церкви, они приносят нам больше пользы — не тем, что учат истине, которую не знают, но побуждая плотских христиан искать истину, а христиан духовных ее растолковывать. В святой Церкви есть много мужей, искусных пред Богом, но они не бывают явлены в нас, пока, услаждаясь мраком своего невежества, мы предпочитаем предаваться сну, а не созерцать свет истины. Поэтому многие пробуждаются ото сна благодаря еретикам, дабы видеть день Господень и возрадоваться. Итак, будем пользоваться и еретиками, не с тем, чтобы одобрять их заблуждения, а чтобы самим быть более бодрствующими и осторожными, защищая кафолическое учение от их козней, хотя бы самих их и не могли мы призвать к спасению

Источник: «Об истинной религии»

Стих 19

Люди становятся еретиками, оставаясь внутри Церкви. Теперь же, когда они вне Церкви, они приносят нам больше пользы — не тем, что учат истине, которую не знают, но побуждая плотских христиан искать истину, а христиан духовных ее растолковывать. В Церкви множество людей, испытанных Богом, но они не выделяются среди нас, покуда мы, занятые мраком своего невежества, предпочитаем спать, а не нести свет истины.

Об истинной религии 7.15 CCSL 32:197

Стих 25

Старое ушло и обновилось во Христе, так что алтарь уступил алтарю, меч — мечу, огонь — огню, хлеб — хлебу, жертва — Жертве, кровь — Крови.

Послания 36. CSEL 34.2:54

Стих 27

Что значит принять недостойно? — принять с насмешкой, принять с презрением.

Проповеди 227. SC 116:240

Стих 31

Действительно, многие грехи, похоже, остаются незамеченными и не воздаются наказанием, но наказание за них переносится на будущее. Ведь недаром тот день, когда придет Судия всем живущим и умершим, называется «судным днем». Поскольку же за некоторые грехи мы получаем наказание здесь и они отпускаются, мы можем быть уверены, что они не принесут нам вреда в веке будущем. Потому в отношении некоторых временных наказаний, выпадающих грешникам в этой жизни, апостол, обращаясь к тем, чьи грехи смываются и не оставляются на конец, говорит: Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

Энхиридион 17:66 CCSL 46:85

Стих 34

Из этого следует понять, что всего было слишком много, чтобы он мог в послании изложить весь порядок устройства, которому должна следовать вселенская Церковь; установленное же им самим не должно изменяться.

Послания 54 CSEL 34.2:167



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.