От Матфея 10 глава

От Матфея
Слово Жизни → Новой Женевской Библии

Слово Жизни

1 Созвав двенадцать своих учеников, Иисус дал им власть изгонять нечистых духов и исцелять все болезни и недуги.
2 Вот имена двенадцати апостолов: Симон, прозванный Петром, и его брат Андрей, Иаков, сын Зеведея и его брат Иоанн,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и сборщик податей Матфей, Иаков, сын Алфея, и Фаддей,
4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который впоследствии и предал Иисуса.
5 Этим двенадцати Иисус дал такие повеления: — Не ходите к язычникам и не заходите ни в какой из самаритянских городов.
6 Идите прежде всего к погибшим овцам Израиля.
7 Идите и проповедуйте: "Царство Небесное уже близко!"
8 Исцеляйте больных, воскрешайте мертвых, очищайте прокаженных, изгоняйте демонов. Вы получили даром, даром и давайте.
9 Не берите с собой в поясах ни золота, ни серебра, ни меди.
10 Не берите в дорогу ни сумки, ни лишней одежды, ни сандалий, ни посоха, потому что трудящийся достоин пропитания.
11 В какой бы город или деревню вы ни зашли, найдите там достойного человека и остановитесь у него, пока не отправитесь дальше.
12 Когда входите в дом, приветствуйте тех, кто в нем.
13 Если дом окажется достоин, то пусть мир, которого вы пожелаете ему, обитает в нем, если же нет, то пусть ваш мир вернется к вам.
14 A если кто вас не примет и не захочет слушать ваших слов, то стряхните пыль с ваших ног, уходя из этого дома или города.
15 Говорю вам истину: Содому и Гоморре будет легче в день суда, чем этому городу.
16 — Я посылаю вас, как овец в волчью стаю. Поэтому будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби.
17 Остерегайтесь людей, они будут отдавать вас под суд и избивать вас в своих синагогах.
18 Из-за Меня вас поведут к правителям и царям, и вы будете свидетельствовать им и язычникам.
19 Когда же вас приведут на суд, не беспокойтесь о том, что и как говорить. В тот час вам будет дано, что сказать,
20 и уже не вы будете говорить, а Дух вашего Отца будет говорить в вас.
21 Брат будет предавать на смерть брата, а отец — своего ребенка, дети будут восставать против родителей и предавать их смерти.
22 Все вас будут ненавидеть из-за Меня, но тот, кто выдержит все до конца, будет спасен.
23 Когда вас будут преследовать в одном городе, бегите в другой. Говорю вам правду: вы не успеете обойти всех израильских городов, как придет Сын Человеческий.
24 Ученик не выше своего учителя, и слуга не выше господина.
25 Для ученика достаточно и того, если он станет как его учитель, а для слуги — если он станет как его господин. Если хозяина дома назвали Вельзевулом, то его домашних тем более обзовут.
26 — Поэтому не бойтесь их. Нет ничего тайного, что не стало бы явным, и нет ничего скрытого, что со временем не раскрылось бы.
27 Что Я говорю вам во тьме, говорите при свете дня, и что вам сказано шепотом, провозглашайте с крыш!
28 Не бойтесь тех, кто способен убить. Ведь они могут убить только тело, а погубить душу они не могут. Лучше бойтесь того, кто может погубить в аду и душу, и тело.
29 Разве не за грош продают пару воробьев? Однако ни один из них не упадет на землю без воли вашего Отца.
30 У вас же даже волосы на голове все сосчитаны!
31 Поэтому не бойтесь — вы дороже множества воробьев.
32 — Того, кто признает Меня перед людьми, и Я признаю перед Моим Небесным Отцом.
33 Кто же откажется от Меня перед людьми, от того и Я откажусь перед Моим Небесным Отцом.
34 — Не думайте, что Я пришел принести на землю мир. Я пришел, чтобы принести не мир, а меч.
35 Я пришел "разделить сына с отцом, дочь с матерью, невестку со свекровью.
36 И домашние человека станут его врагами".
37 Кто любит своего отца или мать больше, чем Меня, тот недостоин Меня, и кто любит сына или дочь больше, чем Меня, тот недостоин Меня,
38 и кто не берет свой крест и не следует за Мной, тот недостоин Меня.
39 Кто сбережет жизнь, тот потеряет ее, и кто потеряет жизнь ради Меня, тот обретет ее вновь.
40 — Кто принимает вас, принимает Меня, и кто принимает Меня, принимает пославшего Меня.
41 Кто примет пророка потому, что он пророк, тот получит и награду пророка, и кто примет праведника потому, что он праведник, получит и награду праведника.
42 И если кто-либо даст одному из этих меньших чашку холодной воды, потому что он Мой ученик, говорю вам правду: этот человек не потеряет своей награды.

Новой Женевской Библии

10:2 Апостолов. Греческое слово «апостолы» означает «полномочные посланники, обладающие властью пославшего их». Заметим, что двенадцать апостолов наделены властью делать то же, что делал Иисус (10:7, 8).

10:3 Фаддей. Вероятно, это Иуда, сын (или брат) Иакова, о котором упоминается у Луки (6:15) и в Деяниях апостолов (1:13).

10:4 Симон Кананит. Симон Зилот (Лк 6:15). Зилоты призывали к военным действиям против Рима и являлись внушительной политической силой. Возможно, Симон был связан с этим движением, прежде чем Иисус призвал его, и за ним осталось такое прозвище.

10:5 — 11:1 Некоторые положения этой главы, касающиеся учения Иисуса об апостольском призвании, встречаются и в других Евангелиях.

10:5 не ходите. Хотя Иисус уже откликался на веру язычника (8:10), служение Его учеников, как и Его служение до страданий и воскресения (15:24), сосредоточено на «природных» сынах Царства. Отметим, однако, что Он не запрещает проповедовать язычникам, которых апостолы встретят на пути к Израилю, но не позволяет идти в языческие земли.

10:7−8 проповедуйте... исцеляйте... воскрешайте. Дела, сотворенные Самим Иисусом в знак того, что приблизилось Царство. Иисус велит ученикам творить то же, что творил Он (гл. 8−9).

10:8 даром давайте. Царство было дано апостолам даром; если они будут торговать им, это оскорбит Бога и затемнит саму природу Благой Вести как свободного дара. Однако нуждаться они не будут; им не надо «брать собою» (как бы «про запас») лишних денег и еды (ст. 9−10), Бог насытит их. Такова идея христианской жизни.

10:14 отрясите прах. Иудеи иногда отряхивали пыль ног, вернувшись из земли языческой. Город, который не принял учеников, — не принял Иисуса и стал в духовном смысле «языческим», а значит — подлежащим суду, как Содом и Гоморра (Деян 13:51).

10:17−20 Как говорилось выше (см. ком. к 10:5 — 11:1), эти стихи предвосхищают более позднее и широкое призвание, чем то, немедленное, в ст. 5. Преследовать учеников будут и иудейские (ст. 17), и языческие (ст. 18) власти. Но ученики не должны отвечать им, как язычники, которые нанимают профессиональных защитников — адвокатов. Их защитит Святой Дух (Деян 4:8).

10:22 ненавидимы всеми. Т.е. самыми разными людьми. Это ссылка на Мих 7:6 — текст, который Иисус позже цитирует (ст. 35).

10:23 не успеете обойти... как придет Сын Человеческий. Есть несколько точек зрения на то, что значит здесь «придет Сын Человеческий». Вот основные из них:

1. Речь идет о Втором пришествии и суде в конце времен; такой взгляд хорош тем, что его легко связать употреблением этих слов в других местах (24:30; 25:31; 26:64), хотя 16:28 ему противоречит. Трудность также в том, что тогда ст. 24 или ст. 16−23 вырваны из контекста.

2. Речь идет о вознесении Христа после Его воскресения и о сошествии Духа Святого в Пятидесятницу. Здесь трудность иная: нет никаких свидетельств о том, что до воскресения Христа учеников преследовали так жестоко, как говорится в ст. 17−22. Кроме того, в Деян 1:4 говорится, что ученики должны приступить к исполнению своего призвания после Пятидесятницы.

3. Иисус просто хочет сказать: «как Я догоню вас». Но и в этом случае не совсем ясно, как это связано с преследованиями, описанными в ст. 17−22, а значение слов «пришествие Сына Человеческого» в других местах таково, что исключает подобное толкование.

4. Речь идет о разрушении Иерусалима в 70 г. от Р.Х. Тогда «придет» — означает «придет судить Израиль как народ». Здесь подразумевается близкое будущее; «Израиль» — это народ израильский; совпадает и то, что до 70 г. гонения были. Кроме того, слова эти, все-таки, скорее обращены к ученикам, чем к поколению, которое родится через две тысячи лет. Такое объяснение можно увязать и другими стихами, где говорится о пришествии Сына Человеческого.

10:25 веельзевул. См. ком. к Мк 3:22.

10:26−31 Повеление бояться Бога, а не людей, возможно, развивает стих из Исаии (8:12−13). Поддерживают его три довода: 1) деяния плохих людей будут обличены; 2) люди могут убить только тело, не душу, а Бог может наказать навеки и душу, и тело; 3) Бог правит всем, вплоть до того, упадет ли «малая птица» (букв.: «воробей») или волос с головы. Библия последовательно учит, что лучший ответ Богу — страх и благоговение.

10:28 в геенне. См. ком. к 5:22.

душу. В Библии это слово обычно означает не столько внутренний, психический мир человека, его содержание, сколько личное существование — жизнь во всех ее проявлениях (ср. 10:39).

10:34−35 не мир, но меч. Михей (6:6) говорит о воинственности и своеволии Израиля во времена Ахаза. История Израиля «предрекает» историю Иисуса (см. ком. к 2:15), а ее распри и межусобица предвещают то, что последует за приходом Мессии — семьи и те разделятся. Хотя Христос приносит мир в сердце, принятие Благой Вести делает жизнь более сложной, ибо Иисус требует преданности, стоящей выше житейских уз (ст. 37−39).

10:38 кто не берет креста. Речь идет не о каком-то конкретном бремени, а о полном послушании Иисусу и уподоблении Ему вплоть до смерти.

10:41 пророка... праведника. Этот стих подчеркивает, что, принимая посланного, мы принимаем пославшего (ст. 40).

10:42 малых сих. Не исключено, что речь идет о детях, но фраза относится к ученикам Иисуса, которые должны детям уподобиться (18:1−6, 10, 14). Слова Иисуса о награде подчеркивают, как важно принимать верующих, которые кажутся самыми неприметными (25:40, 45), и помогать им.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.