Иисус Навин 17 глава

Книга Иисуса Навина
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И выпал жребий колену Манассии, так как он был первенец Иосифа. Махиру, первенцу Манассии, отцу Галаада, который был храбр на войне, достался Галаад и Васан.
2 Достались уделы и прочим сынам Манассии, по племенам их, и сынам Авиезера, и сынам Хелека, и сынам Асриила, и сынам Шехема, и сынам Хефера, и сынам Шемиды. Вот дети Манассии, сына Иосифова, мужеского пола, по племенам их.
3 У Салпаада же, сына Хеферова, сына Галаадова, сына Махирова, сына Манассиина, не было сыновей, а только дочери. Вот имена дочерей его: Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца.
4 Они пришли к священнику Елеазару и к Иисусу, сыну Навину, и к начальникам, и сказали: Господь повелел Моисею дать нам удел между братьями нашими. И дан им удел, по повелению Господню, между братьями отца их.
5 И выпало Манассии десять участков, кроме земли Галаадской и Васанской, которая за Иорданом;
6 ибо дочери Манассии получили удел среди сыновей его, а земля Галаадская досталась прочим сыновьям Манассии.
7 Предел Манассии идёт от Асира к Михмефафу, который против Сихема; отсюда предел идёт направо к жителям Ен-Таппуаха.
8 Земля Таппуах досталась Манассии, а город Таппуах у предела Манассиина — сынам Ефремовым.
9 Отсюда предел нисходит к потоку Кане, с южной стороны потока. Города сии принадлежат Ефрему, хотя находятся среди городов Манассии. Предел Манассии — на северной стороне потока и оканчивается морем.
10 Что к югу, то Ефремово, а что к северу, то Манассиино; море же было пределом их; к Асиру примыкали они с северной стороны и к Иссахару с восточной.
11 У Иссахара и Асира принадлежат Манассии Беф-Сан и зависящие от него места, Ивлеам и зависящие от него места, жители Дора и зависящие от него места, жители Ен-Дора и зависящие от него места, жители Фаанаха и зависящие от него места, жители Мегиддона и зависящие от него места, и третья часть Нафефа.
12 Сыны Манассиины не могли выгнать жителей городов сих, и Хананеи остались жить в земле сей.
13 Когда же сыны Израилевы пришли в силу, тогда Хананеев сделали они данниками, но изгнать не изгнали их.
14 Сыны Иосифа говорили Иисусу и сказали: почему ты дал мне в удел один жребий и один участок, тогда как я многолюден, потому что так благословил меня Господь?
15 Иисус сказал им: если ты многолюден, то пойди в леса и там, в земле Ферезеев и Рефаимов, расчисти себе место, если гора Ефремова для тебя тесна.
16 Сыны Иосифа сказали: не останется за нами гора, потому что железные колесницы у всех Хананеев, живущих на долине, как у тех, которые в Беф-Сане и в зависящих от него местах, так и у тех, которые на долине Изреельской.
17 Но Иисус сказал дому Иосифову, Ефрему и Манассии: ты многолюден и сила у тебя велика; не один жребий будет у тебя:
18 и гора будет твоею, и лес сей; ты расчистишь его, и он будет твой до самого конца его; ибо ты изгонишь Хананеев, хотя у них колесницы железные, и хотя они сильны.

Толкование Далласской семинарии

б. Территория Манассии (17:1−13)

Нав 17:1−2, 7−10. Потомки Махира, первенца Манассии, осели в Трансиордании (стихи 1−2). А все остальные потомки Манассии — в самом Ханаане: им отведена была территория на север от Ефрема, также простиравшаяся от реки Иордан до Средиземного моря (стихи 7−10).

Нав 17:3−6. Особо рассказывается о пяти дочерях Салпаада, праправнука Манассии. Поскольку отец их умер, не имея сыновей, он, согласно указанию Господа, как поступать в подобных случаях, должны были получить свой наследственный удел (сравните Чис 27:1−11). И вот они явились к первосвященнику Елеазару (сыну Аарона, Нав 24:33), который, вместе с Навином и племенными вождями, пересмотрел наделы племен (сравните 19:51). Пять упомянутых женщин получили свои наделы в границах земли Манассии. Значение этого случая в том, что он свидетельствует об уважительном отношении к правам женщин в то время, когда в большинстве человеческих сообществ на них смотрели как на рабынь, как на живое имущество мужчины.

Нав 17:11−13. Несколько городов, расположенных на территориях Иссахара и Асира, были отданы во владение Манассии. Речь идет о хананейских крепостях Беф-Сане, Ивлеаме, Доре, Ен-Доре, Фаанахе и Мегиддоне (Дор, третий в этом списке, был также известен как Нафеф). По всей видимости, передачу этих городов сильному племени сочли необходимой в военных целях. Это, однако, не возымело результата, потому что сыны Манассии, как и сыны Ефрема, предпочли военным победам взимание дани.

в. Жалоба Ефрема и Манассии. (17:14−18)

Нав 17:14−15. Потомки Иосифа обратились к Иисусу Навину с жалобой на то, что для многолюдного их племени выделенная ему территория — мала. Тактично, но твердо отвечал им Навин, предложив выкорчевать поначалу деревья в поросшей лесом горной стране (стих 15) и осесть там. Затем он предложил им изгнать оттуда хананеев (стих 18).

Нав 17:16−18. Однако ответ Иисуса не удовлетворил сынов Иосифа. Они сомневались в том, что им удастся овладеть «горой», потому что у хананеев, живших вокруг, — железные колесницы (вероятно, имелись в виду деревянные колесницы, крытые железом). И тогда вновь напомнил Иисус Навин своим соплеменникам, что они многочисленны и очень сильны и вполне способны расширить свою территорию. Несмотря на известное сходство между этим разделом и тем, где записано о просьбе Халева (14:6−15), подход к делу со стороны последнего прямо противоположен подходу сынов Иосифа.

Тогда как Халев руководствовался верой, в них говорил страх. Но, очевидно, целью этого эпизода, как он передан в Библии, было серьезно напомнить израильтянам о том, что племенам, если они намеревались полностью овладеть Обетованной землей, — надо было действовать, вооружившись как мужеством, так и верой.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.