Второзаконие 10 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег;
2 и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег.
3 И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошёл на гору; и две сии скрижали были в руках моих.
4 И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрёк вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне.
5 И обратился я, и сошёл с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь.
6 И сыны Израилевы отправились из Беероф-Бене-Яакана в Мозер; там умер Аарон и погребён там, и стал священником вместо него сын его Елеазар.
7 Оттуда отправились в Гудгод, из Гудгода в Иотвафу, в землю, где потоки вод.
8 В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня;
9 потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой.
10 И пробыл я на горе, как и в прежнее время, сорок дней и сорок ночей; и послушал меня Господь и на сей раз, и не восхотел Господь погубить тебя;
11 и сказал мне Господь: встань, пойди в путь пред народом сим; пусть они пойдут и овладеют землёю, которую Я клялся отцам их дать им.
12 Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей,
13 чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо.
14 Вот, у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и всё, что на ней;
15 но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как ныне видишь.
16 Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны;
17 ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берёт даров,
18 Который даёт суд сироте и вдове, и любит пришельца, и даёт ему хлеб и одежду.
19 Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской.
20 Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись:
21 Он хвала твоя и Он Бог твой, Который сделал с тобою те великие и страшные дела, какие видели глаза твои;
22 в семидесяти душах пришли отцы твои в Египет, а ныне Господь, Бог твой, сделал тебя многочисленным, как звёзды небесные.

Новой Женевской Библии

10:1−5 См. Исх 34:1−4 и 40:20. Моисей кратко рассказывает о полученных им Десяти Заповедях и об изготовлении ковчега. Указания о постройке скинии Моисей получил на горе Синай, когда он поднялся туда в первый раз. Однако сама скиния с ее внутренним убранством была построена уже после того, как Моисей побывал на горе во второй раз. После того как установили скинию, в ковчег завета положили две каменные скрижали (Исх 40:20).

10:1 две скрижали каменные. Считается, что имеются в виду две или одна двойная скрижаль, где последовательно начертаны Божии заповеди. Однако не исключается, что весь закон был написан на каждой из двух скрижалей, что соответствовало б практике заключения древних заветов и договоров. В таком случае можно предположить, что одна скрижаль с законом находилась в ковчеге, а другая, такая же, была доступна для народа. В рассматриваемом отрывке сказано, что в ковчег были помещены две скрижали (множ. число), и в 3Цар 8:9 говорится, что во времена Соломона в ковчеге находились две скрижали, которые положил туда Моисей на Хориве.

10:2 На скрижалях, сделанных Моисеем взамен уничтоженных им, были написаны те же слова, что и на двух первых. Отступничество народа израильского не повлекло за собой никаких изменений в законе, который Бог давал через Моисея. Воля Божия непреложна, она не зависит от поведения и настроения людей. Верность Божия остается неизменной. Поскольку все законы и заповеди Божии носят абсолютный характер, то изменить их Бог не может — как не может Бог изменить Себе. Человеческая неверность только подчеркивает верность Божию (см. Чис 23:19; Мал 3:6; 1Ин 1:9; 1Кор 1:9; 2Тим 2:13).

10:4 написал Он. Моисей четко разграничивает два момента: сам Моисей сделал скрижали и только, но писал на них — Бог.

те десять слов. Отсюда и название — Декалог, или Десятословие.

изрек вам Господь... и отдал ... мне. Закон дан народу, а не Моисею. Моисей — лишь посредник при заключении завета. В этом смысле он — предтеча Иисуса Христа, Который также есть посредник между Богом и людьми (Гал 3:19; 1Тим 2:5; ср. Иов 9:33).

10:5 ковчег, который я сделал. Моисей проводит последовательное разграничение — что сделал он, Моисей, и что исходит от Бога.

как повелел мне Господь. Все, что делал Моисей, являлось исполнением повеления Божия. Моисей не только не превозносит себя, но смиренно умаляет свою значимость как посредника. Все исходило от Бога, задачей же Моисея являлось одно — исполнить то, что ему было велено и для чего он был призван.

10:6 Беероф-Бене-Яакан. Возможно, то же, что и Бене-Яакан (Чис 33:31), т.е. «колодцы сыновей Яакана» (10:6). Население этой земли, по всей видимости, происходило от Акана (Быт 36:27; 1Пар 1:42).

там умер Аарон и погребен там. Аарон был, как «уста» Моисея и как пророк его (Исх 4:16; Исх 7:1). Но и Аарон не избежал моментов отступничества и падения (Исх 32; Чис 12). Поэтому Бог не допустил его вступить в Ханаан, и он умер на горе Ор в Мозере, 40 лет спустя после выхода из Египта, 123 лет от роду (Чис 20:23−29; Чис 33:39).

10:10 послушал меня Господь и на сей раз. Бог слышит верных Своих. Это не означает, что Бог действовал по слову Моисея и что Моисей говорил Богу, как надо поступить. Дело в том, что заступничество Моисея за народ было угодно Богу, поскольку оно соответствовало Божией воле.

10:11 отцам их. Т.е. израильским патриархам (9:5; Исх 33:1).

10:12 чего требует от тебя Господь, Бог твой? Задавая этот риторический вопрос, Моисей сам отвечает на него (ст. 13).

10:15 но только отцов твоих принял Господь. Богу принадлежит все и, владея всем, Он из принадлежащего Ему избирает патриархов народа израильского. Сам народ только унаследовал это избрание от своих отцов.

10:16 обрежьте крайнюю плоть сердца вашего. Обрезание было символом, внешним знаком внутренней благодати. Павел говорит о том, что если бы это было не так, то сам обряд ничего бы не значил. Истинное обрезание — это то, «которое в сердце, по духу, а не по букве» (Рим 2:29).

10:17 См. Пс 94:3; Пс 96:7; Пс 134:5; Пс 135:2; Ис 14:13; Деян 19:26; 1Кор 8:5.

10:18 Который дает суд. Бог богов и Владыка владык нисходит до сироты и вдов (Пс 67:6), ибо «Бог не смотрит на лица» (см. также Лк 21:2).

10:22 в семидесяти пяти душах. Бог исполнил обет, данный Аврааму (Быт 17:2, 5−7; Быт 28:34). В Исх 1:5 сказано, что в семье Иакова было семьдесят человек. В «Рукописях Мертвого моря» и в Септуагинте (греческом переводе ВЗ), а также в Деян 7:14 говорится о «семидесяти пяти душах». Вопрос в том, кто же вошел в этот список. В Быт 46 перечислены имена этих израильтян: если считать только мужчин и самого Иакова, то их число равно семидесяти. Однако Септуагинта к этому добавляет еще пять потомков Иосифа. Согласно такому подсчету численность израильтян, пришедших в Египет, составляет семьдесят пять человек. Следует помнить, что сюда входят только мужчины; если учитывать женщин и детей, количество израильтян превышало сто пятьдесят человек.

Примечания:

 
Синодальный перевод
16 жестоковыйны — непослушны, непокорны, своевольны; буквально: с жестокой шеей.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.