Второзаконие 10 глава

Пятая Книга Моисеева. Второзаконие
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 «Затем Господь сказал мне: „Высеки две новые скрижали, подобные первым двум, и сделай деревянный ковчег, а потом поднимись ко Мне на гору,
2 и Я напишу на них те же слова, написанные на первых двух, которые ты разбил, и ты положишь эти скрижали в ковчег”.
3 Я сделал ковчег из дерева акации и вытесал две каменные скрижали, подобные первым двум, а потом поднялся на гору, держа их в руках.
4 Господь начертал на этих скрижалях те же слова, которые были написаны на прежних, десять заповедей, которые Он сказал вам из огня, когда вы собрались на горе, и отдал их мне.
5 Я спустился с горы и положил скрижали в сделанный мной ковчег, потому что Господь повелел мне положить их туда. Они и сейчас в том ковчеге.
6 Народ Израиля прошёл от колодцев яаканского народа до Мозера, там умер и был погребён Аарон, и Елеазар, сын Аарона, стал священником вместо него.
7 Потом израильский народ отправился из Мозера в Гудгод, а из Гудгода в Иотвафу, страну рек.
8 Тогда Господь отделил колено Левия от других и поручил ему особый труд — нести Господний ковчег Соглашения. Левиты также служили священниками перед Господом, им было поручено благословение народа именем Господа, и они по сей день продолжают исполнять этот труд.
9 Левиты не получили своей доли земли, как получили остальные колена, потому что их удел — Господь, как Господь, Бог твой, и обещал им.
10 Я провёл на горе сорок дней и сорок ночей, как и в первый раз, и Господь Бог снова послушал меня и решил не уничтожать вас.
11 И сказал мне Господь: „Иди, поведи за собой народ в дорогу. Пусть израильтяне пойдут и овладеют землёй, которую Я обещал их предкам отдать им”».
12 «Слушай же, народ Израиля! Что требует от тебя Господь? Господь требует, чтобы ты почитал Его и исполнял Его повеления. Господь требует, чтобы ты любил Его и служил Господу, Богу твоему, всем сердцем своим и всей душой своей.
13 Так исполняй же законы и заповеди Господние, которые я тебе даю сегодня, так как они для пользы твоей.
14 Всё принадлежит Господу, Богу твоему: небо и небеса небес, земля и всё, что на ней.
15 Господь возлюбил твоих предков и избрал вас, их потомков, своим народом, избрал вас вместо любого другого народа, и вы по сей день — Его избранный народ.
16 Итак, не упрямьтесь, отдайте свои сердца Господу,
17 потому что Господь, Бог ваш — Бог богов и Владыка владык, великий Бог. Он — могучий воин, внушающий страх и трепет. В глазах Господа все равны, и Его нельзя подкупить.
18 Он помогает сиротам и вдовам, любит чужеземцев в нашей стране и даёт им еду и одежду.
19 Поэтому и вы должны любить чужеземцев, потому что сами были чужеземцами в Египетской стране.
20 Почитайте Господа, Бога вашего, и поклоняйтесь только Ему. Никогда не отворачивайтесь от Него и клянитесь только Его именем.
21 Воздавайте хвалу Господу, потому что Он — Бог ваш. Он свершил ради вас великие и поразительные деяния, которые вы видели собственными глазами.
22 Когда ваши предки отправились в Египет, их было всего семьдесят человек, теперь же Господь, Бог ваш, сделал вас многочисленным народом, и вас теперь столько, сколько звёзд в небе».

Новой Женевской Библии

10:1−5 См. Исх 34:1−4 и 40:20. Моисей кратко рассказывает о полученных им Десяти Заповедях и об изготовлении ковчега. Указания о постройке скинии Моисей получил на горе Синай, когда он поднялся туда в первый раз. Однако сама скиния с ее внутренним убранством была построена уже после того, как Моисей побывал на горе во второй раз. После того как установили скинию, в ковчег завета положили две каменные скрижали (Исх 40:20).

10:1 две скрижали каменные. Считается, что имеются в виду две или одна двойная скрижаль, где последовательно начертаны Божии заповеди. Однако не исключается, что весь закон был написан на каждой из двух скрижалей, что соответствовало б практике заключения древних заветов и договоров. В таком случае можно предположить, что одна скрижаль с законом находилась в ковчеге, а другая, такая же, была доступна для народа. В рассматриваемом отрывке сказано, что в ковчег были помещены две скрижали (множ. число), и в 3Цар 8:9 говорится, что во времена Соломона в ковчеге находились две скрижали, которые положил туда Моисей на Хориве.

10:2 На скрижалях, сделанных Моисеем взамен уничтоженных им, были написаны те же слова, что и на двух первых. Отступничество народа израильского не повлекло за собой никаких изменений в законе, который Бог давал через Моисея. Воля Божия непреложна, она не зависит от поведения и настроения людей. Верность Божия остается неизменной. Поскольку все законы и заповеди Божии носят абсолютный характер, то изменить их Бог не может — как не может Бог изменить Себе. Человеческая неверность только подчеркивает верность Божию (см. Чис 23:19; Мал 3:6; 1Ин 1:9; 1Кор 1:9; 2Тим 2:13).

10:4 написал Он. Моисей четко разграничивает два момента: сам Моисей сделал скрижали и только, но писал на них — Бог.

те десять слов. Отсюда и название — Декалог, или Десятословие.

изрек вам Господь... и отдал ... мне. Закон дан народу, а не Моисею. Моисей — лишь посредник при заключении завета. В этом смысле он — предтеча Иисуса Христа, Который также есть посредник между Богом и людьми (Гал 3:19; 1Тим 2:5; ср. Иов 9:33).

10:5 ковчег, который я сделал. Моисей проводит последовательное разграничение — что сделал он, Моисей, и что исходит от Бога.

как повелел мне Господь. Все, что делал Моисей, являлось исполнением повеления Божия. Моисей не только не превозносит себя, но смиренно умаляет свою значимость как посредника. Все исходило от Бога, задачей же Моисея являлось одно — исполнить то, что ему было велено и для чего он был призван.

10:6 Беероф-Бене-Яакан. Возможно, то же, что и Бене-Яакан (Чис 33:31), т.е. «колодцы сыновей Яакана» (10:6). Население этой земли, по всей видимости, происходило от Акана (Быт 36:27; 1Пар 1:42).

там умер Аарон и погребен там. Аарон был, как «уста» Моисея и как пророк его (Исх 4:16; Исх 7:1). Но и Аарон не избежал моментов отступничества и падения (Исх 32; Чис 12). Поэтому Бог не допустил его вступить в Ханаан, и он умер на горе Ор в Мозере, 40 лет спустя после выхода из Египта, 123 лет от роду (Чис 20:23−29; Чис 33:39).

10:10 послушал меня Господь и на сей раз. Бог слышит верных Своих. Это не означает, что Бог действовал по слову Моисея и что Моисей говорил Богу, как надо поступить. Дело в том, что заступничество Моисея за народ было угодно Богу, поскольку оно соответствовало Божией воле.

10:11 отцам их. Т.е. израильским патриархам (9:5; Исх 33:1).

10:12 чего требует от тебя Господь, Бог твой? Задавая этот риторический вопрос, Моисей сам отвечает на него (ст. 13).

10:15 но только отцов твоих принял Господь. Богу принадлежит все и, владея всем, Он из принадлежащего Ему избирает патриархов народа израильского. Сам народ только унаследовал это избрание от своих отцов.

10:16 обрежьте крайнюю плоть сердца вашего. Обрезание было символом, внешним знаком внутренней благодати. Павел говорит о том, что если бы это было не так, то сам обряд ничего бы не значил. Истинное обрезание — это то, «которое в сердце, по духу, а не по букве» (Рим 2:29).

10:17 См. Пс 94:3; Пс 96:7; Пс 134:5; Пс 135:2; Ис 14:13; Деян 19:26; 1Кор 8:5.

10:18 Который дает суд. Бог богов и Владыка владык нисходит до сироты и вдов (Пс 67:6), ибо «Бог не смотрит на лица» (см. также Лк 21:2).

10:22 в семидесяти пяти душах. Бог исполнил обет, данный Аврааму (Быт 17:2, 5−7; Быт 28:34). В Исх 1:5 сказано, что в семье Иакова было семьдесят человек. В «Рукописях Мертвого моря» и в Септуагинте (греческом переводе ВЗ), а также в Деян 7:14 говорится о «семидесяти пяти душах». Вопрос в том, кто же вошел в этот список. В Быт 46 перечислены имена этих израильтян: если считать только мужчин и самого Иакова, то их число равно семидесяти. Однако Септуагинта к этому добавляет еще пять потомков Иосифа. Согласно такому подсчету численность израильтян, пришедших в Египет, составляет семьдесят пять человек. Следует помнить, что сюда входят только мужчины; если учитывать женщин и детей, количество израильтян превышало сто пятьдесят человек.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.