Неемия 2 глава

Книга Неемии
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 В месяце Нисане, в двадцатый год царствования царя Артаксеркса, царю принесли вино. Я взял вино и подал его царю. Царь видел, что я опечален,
2 и спросил меня: "Ты болен? Почему ты так печален? Я думаю, твоё сердце полно печали". Тогда я очень испугался.
3 Но, несмотря на то, что я очень боялся, я сказал царю: "Пусть царь живёт вечно! Я печален потому, что город, где похоронены мои предки, находится в развалинах. И ворота этого города уничтожены огнём".
4 Тогда царь сказал мне: "Чего ты хочешь от меня?"Прежде, чем ответить, я помолился Богу небесному.
5 Затем я ответил царю: "Если это угодно царю и если я буду у тебя в милости, пожалуйста, пошли меня в город в Иудее, где похоронены мои предки. Я хочу пойти туда и построить тот город заново".
6 Царица сидела рядом с царём. Царь и царица спросили меня: "Долгим ли будет твой путь? Когда ты вернёшься обратно? "Царь был рад послать меня, и я назначил определённое время.
7 Я также сказал царю: "Если царю угодно, пожалуйста, дай мне письма, чтобы я показал начальникам области на западе от реки Евфрат. Мне нужны эти письма, чтобы эти начальники дали мне разрешение пройти безопасно через их земли в Иудею.
8 Мне также нужны брёвна для тяжёлых деревянных балок для ворот и стен вокруг храма и моего дома. И ещё мне нужно письмо от тебя к Асафу, начальнику, который отвечает за твои леса". Царь дал мне письма и всё, о чём я просил. Он сделал это потому, что Бог был добр ко мне.
9 И я пошёл к начальникам этой земли, на западе от реки Евфрати дал им письма от царя. Царь также послал со мной военачальников и всадников.
10 Санаваллат из Хорона и Товия из Аммона слышали о том, что я делал. Они были очень расстроены и рассержены тем, что кто-то идёт, чтобы помочь народу Израиля.
11 Я пошёл в Иерусалим и пробыл там три дня.
12 Затем ночью я вышел вместе с несколькими людьми. Я никому ничего не сказал о том, что Бог внушил моему сердцу сделать для Иерусалима. У меня не было никаких лошадей, кроме той, на которой я ехал.
13 Пока было темно, я проехал через ворота Долины. Я повернул свою лошадь к источнику Драконаи проскакал на лошади до Пепельных ворот. Я осматривал ту стену Иерусалима, которая была разрушена, и ворота, которые сгорели.
14 Затем я поехал к воротам Источника и к Царскому пруду. Но когда я подъехал ближе, я увидел, что там не было достаточно места, чтобы проехать на лошади.
15 В темноте я поднялся по долине, осматривая стену. И наконец я вернулся и прошёл через ворота Долины.
16 Начальники и важные люди Израильтяне знали, куда я ходил и что я делал. Я ещё ничего не сказал евреям, священникам, царской семье, приближённым или другим людям, которые должны были работать.
17 Затем я сказал всем этим людям: "Вы видите, какое мы терпим бедствие: Иерусалим — груда развалин, и его ворота сожжены огнём. Давайте пойдём и заново построим стену Иерусалима. Тогда нам больше не будет стыдно".
18 Я также рассказал людям, как Бог был добр ко мне, и передал им всё, что говорил мне царь. Тогда эти люди ответили: "Давайте начнём строить!"И мы начали это доброе дело.
19 Но Санаваллат из Хорона, и Товия, аммонитский слуга, и Гешем, аравитянин, услышали, что мы снова строим. Они стали страшно насмехаться над нами. Они говорили: "Что вы делаете? Вы восстаёте против царя?"
20 Но я сказал этим людям: "Бог небесный поможет нам достичь цели. Мы слуги Божьи, и мы построим этот город заново. И вы не можете помочь нам в этом деле. Никто из вашей семьи не жил здесь, в Иерусалиме. Вы не владеете этой землёй. У вас нет права здесь находиться!"

Новой Женевской Библии

2:1 В месяце Нисане, в двадцатый год. Это соответствует марту-апрелю 445 г. до Р.Х., т.е. с тех пор, как Неемия получил известие о положении дел в Иерусалиме, прошло четыре месяца. Как раз в это время в Персии праздновали Новый год; см. ком. к 1:11.

царя Артаксеркса. См. ком. к Езд 4:7.

Персидские цари эпохи восстановления, 559−404 гг. до Р.Х.(Книга Неемии 2:1).

2:2 сильно испугался. Неемия, вероятно, боялся царского гнева (Притч 16:14), который мог на него обрушиться из-за неподобающей празднику печали или из-за того, что он сейчас попросит царя изменить принятое прежде решение (Езд 4:21); с другой стороны, он мог опасаться получить отказ на восстановление Иерусалима.

2:5 чтоб я обстроил его. Восстановление города как восстановление «дома Божия» (ср. Чис 12:7) — главная тема повествования Ездры — Неемии (см. Введение: Характерные особенности и темы).

2:6 сколько времени... я назначил время. Представляется сомнительным, чтобы Неемия назначил срок в двенадцать лет (именно столько времени он отсутствовал, см. 5:14), однако, по всей вероятности, он с самого начала просил о большем, нежели о короткой отлучке, поскольку в таком случае он не стал бы заботиться о возведении ворот для дома, где ему предстояло жить (2:8).

2:7 И сказал я. Неемия обращается к царю с просьбами.

письма. Письменное слово — могучая сила, используемая Богом в целях исполнения своего искупительного замысла.

2:8 дерев для ворот. Неемия задумал строительство крепости, городских стен, дворца правителя.

благодеющая рука Бога. Обращаясь с просьбой к царю, Неемия действует по своей инициативе, но в том, что ему сопутствует успех, он видит действие Божией суверенной благой воли (Езд 7:6).

2:9−10 Прибытие Неемии в Иерусалим (ст. 9) вызывает беспокойство у Санаваллата и Товии (ст. 10).

2:10 Санаваллат. Персидский наместник Самарии, области к северу от Иудеи. О почитании им Бога Израиля (4Цар 17:24−41) свидетельствуют имена двух его сыновей — Делайя и Шелемия, в составе которых содержится краткая форма от имени Яхве (Господь).

Товия. По всей вероятности, наместник Аммана, области к востоку от Иудеи. Имя его означает «Бог благ», из чего следует, что он также чтил Бога Израиля (6:17−18; 13:4).

услышал. Слова о том, что противники строительства стены «услышали», повторяются в 1:1 — 7:3 с постоянством рефрена (2:19; 4:1, 7, 15; 6:1, 16); и каждый раз конфликт переходит в новую фазу, пока окончательно не разрешается.

им было весьма досадно. Противостояние носило политический характер, но основа его была религиозной (2:20; ком. к Езд 4:3−4).

2:11 — 7:3 Несмотря на огромный объем работ и все возрастающее противодействие со стороны окружающих народов, иудеи под предводительством Неемии заканчивают восстановление стен за пятьдесят два дня.

2:11−18 Вскоре по прибытии в Иерусалим Неемия в одну из ночей совершает осмотр городских стен и, уверенный в том, что с ним благословение Божие, обращается к начальствующим с призывом восстановить их.

2:11−16 Трехдневное промедление Неемии по приезде в Иерусалим естественно сравнить с таким же трехдневным промедлением Ездры (Езд 8:32). Ездра при этом действовал открыто, Неемия же — тайно.

2:13 ворота Долины. В ходе археологических раскопок были обнаружены ворота эпохи персидского владычества, идентифицированные как упоминаемые в данном стихе.

2:17 пуст. К тому времени Иерусалим уже около полутора столетий лежал в развалинах (см. ком. к 1:3). Предпринятая ранее попытка восстановить его стены была пресечена (Езд 4:7−23). Неемии предстояло в корне изменить ситуацию.

построим стену. См. ком. к 2:5.

2:18 Бога ... царя. Признание Неемией всемогущества Божией воли главным залогом успеха своего плана не исключает и того, что сознательные, ответственные поступки царя играют в этом непосредственную роль. См. ком. к 2:7−9.

будем строить. Замысел Неемии встретил искреннюю поддержку со стороны начальствующих в Иудее и в этом сказалось Божие благоволение (см. ком. к Езд 1:5).

2:19−20 Враги Израиля высмеивают попытку восстановления городских стен, на что Неемия отвечает, что Бог «благопоспешит» строителям.

2:19 Санаваллат... Товия. См. ст. 10 и ком.

Гешем Аравитянин. Третий, наряду с Санаваллатом и Товией (ст. 10), противник Неемии. Возможно, Гешем — предводитель арабов, контролировавший территорию к югу от Иудеи. Теперь Неемия оказывается с трех сторон окруженным врагами: Санаваллат на севере, Товия на востоке и Гешем на юге (см. ком. к 4:7−8).

2:20 Бог Небесный. См. ком. к 1:5.

благопоспешит нам. Неемия просил у Бога помощи в достижении своей цели (1:11); теперь же он выражает полную уверенность в том, что всемогущий Бог дарует Своему народу успех.

вам нет части. См. ком. к Езд 4:3.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.