Неемия 13 глава

Книга Неемии
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 В тот день книга Моисея была прочитана вслух, и все люди могли её слышать. Онинашли следующий закон, записанный в книге Моисея: "Ни аммонитянин, ни моавитянинне будет допущен на встречи с Богом".
2 Этот закон был написан потому, что эти люди не дали израильтянам еды и воды. И эти люди уплатили Валааму, чтобы он проклял народ Израиля. Но наш Бог изменил это проклятиеи превратил его в благословение для нас.
3 И, когда израильтяне услышали этот закон, они подчинились ему. Они отделились от людей, которые были потомками чужеземцев.
4 Но до того, как это произошло, Елиашив дал Товии комнату в храме. (Елиашив был священник, ответственный за кладовые в храме Божьем. И он был близким другом Товии).
5 Эта комната использовалась для храненияхлебных приношений, фимиама, посуды и вещей храма. В этой комнате также хранили десятины зерна, новое вино и маслодля левитов, певцов и привратников. Они также хранили там подарки для священников. Но Елиашив отдал эту комнату Товии.
6 Меня не было в Иерусалиме, когда всё это происходило. Я уходил назад, к царю Вавилонскому. Я возвращался в Вавилонв тридцать втором году царствования Артаксеркса, царя Вавилонского. Позже я попросил у царя разрешения вернуться обратно в Иерусалим.
7 И я вернулся в Иерусалим. Там я услышал о грешном деле, которое сделал Елиашив. Елиашив дал Товии комнату в храме нашего Бога!
8 Я очень разгневался из-за того, что сделал Елиашив, и выбросил из комнаты все вещи Товии.
9 Я приказал очистить эти комнаты. Затем я поставилпосуду и вещи храма, хлебные приношения и фимиамобратно в эти комнаты.
10 Я также услышал, что люди не давали левитам их долю. Тогда левиты и певцы ушли обратно на работу на свои поля.
11 И я сказал начальникам, что они не правы. Я спросил их: "Почему вы не заботились о храме Божьем?"Затем я собрал вместе всех левитов. Я велел им вернуться на свои места к своим обязанностям в храме.
12 Затем все иудеи принесли в храм свои десятинызерна, нового вина и масла. И всё это положили в кладовые.
13 Я поставил ответственными за кладовые следующих людей: священника Шелемию, учителя Садока и левита Федаию. А их помощником я сделал Ханана, сына Закхура, сына Матфании. Я знал, что этим людям можно доверять. Они отвечали за раздачу продовольствия своим родственникам.
14 Боже, помни обо мне за всё, что я сделал! И не забывай всё то, что я преданно делалдля храма Бога моего и для службы в нём.
15 В те дни в Иудее я видел людей, которые работали по субботам. Я видел, как люди давили виноград, делая вино. Я видел людей, приносивших зерно и грузивших его на ослов. Я видел людей, приносивших в городвиноград, фиги и всякие другие вещи. Они приносили всё это в Иерусалим в субботний день. И я предостерёг их. Я сказал им, что они не должны продавать продукты по субботам.
16 В Иерусалиме жили некоторые люди из города Тир. Эти люди привозили в Иерусалим рыбу и другие товарыи продавали их по субботам. И евреи покупали всё это.
17 Я сказал знатным людям Иудеи, что они были не правы. Я сказал им: "Вы совершаете большой грех. Вы оскверняете субботний день. Вы делаете субботний день подобным любому другому дню.
18 Вы знаете, что ваши предки делали то же самое. Поэтому наш Бог принёс беды и несчастья нам и этому городу. Теперь вы делаете это, чтобы больше несчастий произошло с Израилем. Вы оскверняете субботний деньи делаете его подобным обыкновенному дню".
19 И вот что я сделал. Я приказал привратникам каждую пятницу вечером, когда смеркалось, закрывать и запирать ворота в Иерусалим. И они не должны были открываться, пока не закончится суббота. Я поставил у ворот несколько моих людей. Эти люди должны были следить за тем, чтобы никакой груз не был принесён в Иерусалим в субботний день.
20 Один раз или дваторговцам и купцам пришлось ночевать вне Иерусалима.
21 Но я предупредил этих торговцев и купцов, сказав им: "Не ночуйте перед стеной. Если вы снова сделаете это, я арестую вас". И с того времениони не приходили по субботам продавать свой товар.
22 Затем я приказал левитам очиститься. После того, как они сделали это, они должны были охранять ворота. Это было сделано, чтобы удостовериться в том, что суббота оставалась святой. Боже, пожалуйста, помни обо мне за все эти дела. Будь добр и покажи мне свою великую любовь!
23 В те дни я также обнаружил, что некоторые евреи взяли себе в жёны женщин азотянок, аммонитянок и моавитянок.
24 И половина детей от этих браков не умели говорить по-еврейски. Эти дети говорили на языке азотян, аммонитян и моавитян.
25 И я сказал этим людям, что они были не правы. Я проклинал их. Я бил некоторых из них и рвал у них волосы. Я заставил их дать клятву именем Бога. Я сказал им: "Вы не должны жениться на дочерях этих людей. Не позволяйте женщинам из других земель выходить замуж за ваших сыновей. И не позволяйте вашим дочерям выходить замуж за сыновей этих чужеземцев.
26 Вы знаете, что подобные браки ввели Соломона в грех. Среди многих народов не было царя, более великого, чем Соломон. Бог любил Соломона. И Бог сделал Соломона царём надо всем народом Израиля. Но даже Соломон был введён в грех из-за чужеземных женщин.
27 И теперь мы слышали, что вы тоже собираетесь совершить этот ужасный грех. Вы не верны Богу, если берёте в жёны чужеземных женщин".
28 Иоиада был сыном главного священника Елиашива. Один из сыновей Иоиада был зятем Сановаллата из Хорона. Я заставил его уйти из этого места и бежать.
29 Боже мой, накажи этих людей. Они осквернили священство. Они относились к нему так, как будто оно не важно. Они не подчинились соглашению, которое Ты заключил со священниками и левитами.
30 И я очистил священников и левитов. Я убрал всех чужестранцев и всё чуждое, чему они учили. И я определил священникам и левитам их обязанности.
31 Я убедился, что люди будут вовремя приносить в дар дрова и первые плоды. Боже мой, помни обо мне, за то, что я делаю это добро.

Новой Женевской Библии

13:1−31 Народ выражает свое раскаяние тем, что изгоняет из общины иноплеменников (13:1−3), обеспечивает храм и его служителей всем необходимым (13:4−14), начинает снова соблюдать субботу (13:15−22) и отвергает смешанные браки (13:23−31).

13:1−3 Обязательство подчинения закону Моисея в целом (10:28−29) непременно приводит к необходимости отделения иудеев от прочих народов (13:23−31).

13:1 В тот день. Очевидно, описываемые события происходили во время второго пребывания Неемии на посту областеначальника (ст. 4−6).

13:3 Услышав этот закон. Ездра уже сошел со сцены, но сделанное им все еще приносит плоды (см. ком. к 10:1−27).

отделили. Отделение происходит в соответствии с данным народом обязательством (10:28−29) и основывается на религиозном, а не расовом или политическом принципе (см. ком. к Езд 4:3).

13:4−14 Последнее из обязательств, касающееся заботы о доме Божием (10:39), нарушено (13:11), как нарушены были и обязательства, касающиеся содержания кладовых и приношения десятины (10:37−39; 13:8, 10). Такое положение дел должно быть исправлено.

13:4 Елиашив. Этот Елиашив мог быть первосвященником (см. ком. к 3:1), но скорее это просто один из священников, носивший то же имя, поскольку маловероятно, что первосвященнику было поручено лично следить за кладовыми.

комнатам при доме Бога. Букв.: «кладовым». Ср. 10:37−39.

Товии. См. ком. к 2:10.

13:5 в которую прежде клали. Вопреки обязательству, принятому народом (10:39), забота о доме Бога была забыта.

13:6 я не был в Иерусалиме. См. ком. к 5:14.

Вавилонского царя. Персидские цари носили этот титул с тех пор, как завоевали Вавилонскую империю (Езд 5:13).

13:8 выбросил. Ср. Мф 21:12−13.

13:10 части левитам. Ср. 10:37. Левиты не владели землей (Чис 18:20−24; Втор 14:29; 18:1), но у некоторых из них имелись иные источники дохода (Втор 18:8). Зависимость левитов от материальной поддержки народа, возможно, и объясняет нежелание многих из них покидать Вавилон (Езд 8:15−20). См. Мал 2:17; Мал 3:13−15.

13:11 Я сделал... выговор. См. ком. к 5:7.

оставлен. Т.е. было нарушено обязательство не оставлять заботой дом Бога (10:39).

13:12 стали приносить десятины. Иудеи снова стали исполнять свои обязательства. См. 10:37.

13:13 верными. См. Деян 6:1−5 и 1Кор 8:16−21.

13:14 Помяни меня. Четвертое «помяни» (см. ком. к 1:8) и второй случай, когда Неемия просит Бога помянуть себя (см. ком. к 5:19).

13:15−22 Народ нарушил обязательство соблюдать субботу (10:31); нарушение это должно быть исправлено (см. ком. к 9:14).

13:15 в субботу ... отвозят... продавали. Израиль дал обязательство не заниматься этим в субботу (10:31), но теперь нарушает его.

13:16 Тиряне. Один из «иноземных народов». См. 10:31.

13:17 я сделал выговор. См. 10:31 и ком.

13:19 когда смеркалось. Израильтяне иногда вели отсчет суткам от заката и до заката (Есф 4:16), а иногда — от восхода до восхода. В данном случае началом субботнего дня считают время после захода солнца.

13:21 наложу руку на вас. Угрозу эту Неемия позже исполнил (ст. 25).

13:22 помяни меня. Пятая молитва, начинающаяся с этого слова (см. ком. к 1:8), и третья из принадлежащих Неемии (см. ком. к ст. 14).

13:23−30 Народ нарушил данное Богу обязательство (10:31); это нарушение должно быть исправлено.

13:23 взяли себе жен. Ср. 10:30. Двадцатью пятью годами ранее эту же проблему пришлось решать Ездре (см. ком. к Езд 9:1); она периодически возникала на всем протяжении истории Израиля (см. ком. к Езд 4:3).

Азотянок. См. ком. к 4:7−8.

Аммонитянок и Моавитянок. См. ком. к Быт 19:36−38.

13:25 Я сделал... выговор. См. ст. 17 и ком.

рвал у них волоса. Этот поступок Неемии можно рассматривать как противопоставление тому, что в сходной ситуации делал Ездра (Езд 9:3; ср. Ис 50:6).

чтобы они не отдавали. Ездра разрушал уже существовавшие незаконные браки (см. ком. к Езд 10:3), Неемия же только стремился предотвратить заключение таких

13:26 и его. Довод здесь строится по принципу от большего к меньшему: «Если Соломон, как бы велик он ни был, был наказан за то, что брал в жены иноземных женщин, насколько же более в таком случае будем наказаны мы».

13:28 зятем. Этот брак был вдвойне греховным, поскольку к первосвященнику в большей мере, чем к кому-либо другому, относится запрет брать в жены иноземных женщин (Лев 21:14), и к тому же, Санаваллат — враг иудеев (2:19; 4:1; 6:1).

13:29 Воспомяни. Шестая молитва, начинающаяся подобным образом (см. ком. к 1:8), и третья молитва о возмездии (см. ком. к 4:4−5).

13:31 дров. Доставка дров входила в обязательства, взятые народом (10:34).

Помяни меня. Седьмая молитва, начинающаяся подобным образом (см. ком. к 1:8), и четвертая из принадлежащих Неемии (см. ком. к ст. 22). Знаменательно, что повествование Ездры-Неемии оканчивается не на высокой ноте, звучащей в 12:27−47, а на рассказе об исправлении допущенных народом отступлений от обязательств, принятых перед Богом (10:30−39). Заключительная часть дает понять, что «дом Бога», о котором говорится в Езд 1:2, к тому времени не был окончательно завершен. Точка в повествовании Ездры-Неемии не поставлена, и оно остается устремленным в будущее, когда прообразу «дома Бога» предстоит стать реальностью во Христе (Евр 3:1−6; Еф 2:21−22; Еф 4:16).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.