1 Царств 13 глава

Первая книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Год царствовал Саул. После двух лет царствования над Израилем
2 он выбрал три тысячи израильтян. Две тысячи были с ним в Михмасе, на горе Вефельской, и тысяча была с Ионафаном в Гиве Вениаминовой, остальных же Саул отпустил по своим домам.
3 Ионафан разбил лагерь филистимлян, который находился в Гиве, и филистимляне, услышав об этом, сказали: "Иудеи восстали". А Саул приказал трубить в трубы по всей земле Израиля, чтобы иудеи услышали о том, что произошло.
4 Когда израильтяне услышали, что Саул убил филистимского вождя, они сказали: "Теперь филистимляне возненавидят израильтян", и весь народ Израиля собрался к Саулу в Галгал.
5 А филистимляне собрались на войну против Израиля. У них было три тысячи колесниц и шеститысячная конница. Филистимских воинов было такое множество, как песка на морском берегу. Они расположились лагерем в Михмасе, с восточной стороны Беф-Авена.
6 Израильтяне понимали, что им угрожает опасность, так как чувствовали себя в ловушке. Они побежали прятаться в пещерах и ущельях, между скалами, в скважинах и во рвах,
7 а некоторые из иудеев даже переправились через реку Иордан в страну Гадову и Галаадскую. Саул находился ещё в Галгале, и весь народ в его армии был в страхе.
8 Самуил сказал, что встретится с Саулом в Галгале. Саул ждал его семь дней, но Самуил всё не приходил, и тогда воины стали разбегаться от Саула.
9 Саул сказал: "Принесите мне то, что предназначено для жертвы всесожжения и для жертв содружества", и сам принёс жертву всесожжения.
10 Как только Саул закончил вознесение жертвы, появился Самуил. Саул вышел ему навстречу.
11 Но Самуил спросил: "Что ты сделал?" Саул ответил: "Я видел, что народ разбегается от меня, тебя нет в назначенное время, а филистимляне собираются в Михмасе.
12 И я подумал: "Филистимляне придут в Галгал и атакуют меня. А я ещё не просил Господа о помощи! И я был вынужден принести жертву всесожжения"".
13 Самуил сказал: "Ты плохо поступил! Ты ослушался Господа, Бога своего! Если бы ты исполнил повеление Бога, род твой правил бы над Израилем вечно.
14 Но теперь царствование твоё не продлится. Господь нашёл человека, который будет подчиняться Ему. Господь избрал его вождём Своего народа, потому что ты не исполнил того, что повелел тебе Господь".
15 Самуил встал и ушёл из Галгала. Саул и оставшаяся армия ушли из Галгала и пошли в Гиву Вениаминову. Саул пересчитал людей, оставшихся с ним, и было их там около шестисот человек.
16 Саул, его сын Ионафан и люди, оставшиеся с ним, пошли в Гиву Вениаминову. А филистимляне стояли лагерем в Михмасе.
17 Три филистимских передовых отряда вышли, чтобы атаковать израильтян. Один из отрядов пошёл на север по дороге к Офре, возле Суаль,
18 второй отряд пошёл на юго-восток по дороге Вефоронской, а третий отряд пошёл на восток по дороге к границе долины Цевоим, к пустыне.
19 Во всей земле Израиля не было ни одного кузнеца и ни одного человека, который мог бы делать изделия из железа. Филистимляне не учили этому израильтян, ибо опасались, что те сделают себе мечи и копья.
20 Только филистимляне умели точить железные инструменты, поэтому израильтянам приходилось ходить к филистимлянам точить свои плуги, мотыги, топоры и серпы.
21 Филистимские кузнецы брали одну треть унции серебра за заточку плугов и мотыг и одну шестую унции за заточку остроконечных инструментов, топоров и за то, чтобы надеть наконечник на рожон.
22 Поэтому у всего народа Израиля, бывшего с Саулом, не было ни меча, ни копья. Только Саул и сын его Ионафан имели железное оружие.
23 Группа филистимских воинов охраняла горную переправу к Михмасе.

Новой Женевской Библии

13:1 — 15:35 Саул дважды поступает против Божией воли: в первый раз, когда совершает то, что положено совершать лишь священнику (13:1−15); во второй — сохраняя жизнь пленным амаликитянам (гл. 15). За это Бог отвергает его от царства.

13:1 — 14:52 Теперь, когда трехступенчатый процесс восхождения Саула на престол завершен (см. ком. к 11:15), а Самуил уже произнес завершающую его правление речь (гл. 12), начинается отсчет времени царствования первого израильского царя.

13:1 Год был по воцарении Саула. В Священном Писании есть только одно место, дающее основание сделать хоть какие-то выводы относительно длительности пребывания Саула на престоле, а именно Деян 13:21, где говорится о сорокалетнем сроке. Но в этот срок могут быть включены не только годы царствования Саула, но также и тот период, когда Израилем предводительствовал Самуил. Что касается косвенных указаний, то, руководствуясь ими, продолжительность царствования Саула следует считать равной примерно двадцати годам.

13:2 в Михмасе. Город к юго-востоку от Вефиля, в долине реки, пересыхающей в засушливое время года, и потому часто использовавшейся в качестве удобного пути сообщения между долиной реки Иордан и внутренними гористыми районами Израиля.

13:3 разбил Ионафан охранный отряд Филистимский, который был в Гиве. Напав на отряд филистимлян в Гиве, Ионафан совершил деяние, которое вскоре после помазания надлежало совершить Саулу (см. 10:7, 14−16; 11:15 и ком.). Евреи. См. ком. к 4:6.

13:4 в Галгал. Галгал находился вне досягаемости филистимлян и являлся, таким образом, идеальным местом для сбора войска. В более ранней истории Израиля Галгал, благодаря своему стратегически выгодному местоположению, также играл заметную роль (см, напр, 7:16; 11:14; Нав 4:19, 20; 5:10; 9:6; 10:6−15:43).

13:7 весь народ, бывший с ним. Имеется в виду не сформированные войска, о которых говорится в ст. 2, а народ, пришедший в Галгал по призыву Саула (ст. 2).

13:8 до срока, назначенного Самуилом. См. 10:8.

13:9 для жертвы всесожжения и для жертв мирных. См. ком. к 10:8.

13:11 что ты сделал? См. 14:43, а также ком. к 2:27−36; Быт 3:13; Нав 7:19.

я видел, что народ разбегается. Причина, которую Саул приводит в свое оправдание, с чисто человеческой точки зрения может показаться достаточно уважительной. Однако в перспективе Божественного, как то, в частности, подтверждается словами Ионафана (14:6), она неубедительна (Втор 20:9).

13:13 худо поступил ты. По-древнееврейски эта фраза означает, что поступок Саула был одновременно и недальновидным (т.е. глупым), и недостойным (т.е. неверным).

не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе. Говоря о «повелении Господа», Самуил имеет в виду данное им Саулу поручение, о котором сказано в 10:8 (ср. Чис 27:19; Втор 3:28; Втор 31:14, 23). Это поручение должно было стать проверкой готовности Саула следовать нормам истинной теократической монархии. Саул этой проверки не выдержал (см. ком. к 10:1; 12:3−5).

13:14 не устоять царствованию твоему. Надежде Саула на то, что он станет основателем царской династии, не суждено сбыться; сам он, впрочем, еще окончательно от престола не отвержен (15:23).

Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему. Т.е. новый царь будет избран сугубо по воле Божией. Но в то же время, с учетом таких мест, как 2:35 и 16:7, следует иметь в виду и понятие об избраннике Божием, «муже по сердцу» Его (т.е. Давиде), как о человеке, действующем в соответствии с Божиими замыслом и волей (ср. 14:7).

13:15 встал Самуил и пошел. Из-за «худого» поступка Саула Самуил уходит, не дав ему, вопреки своему прежнему намерению, дальнейших указаний (10:8). В Септуагинте в данном стихе сообщается также, что после ухода Самуила Саул отправился в Гиву к Ионафану. Эта версия, по всей вероятности, точнее отражает первоначальный библейский текст.

13:17 вышли из стана Филистимского три отряда. Эти три отряда, которые, как можно заключить из последующих строк, выступили в три разные стороны — на восток, на север и на запад — могли преследовать любые цели: грабеж, запугивание врага, разведку или взятие под контроль важнейших дорог для предупреждения возможного внезапного нападения неприятеля.

13:19−21 Содержащееся в данных стихах краткое отступление подчеркивает, в каком тяжелом положении пребывал в ту пору Израиль: у израильтян не было полноценного оружия и даже в изготовлении орудий труда они зависели от филистимлян. Как показывают результаты археологических раскопок, филистимляне действительно опережали своих соседей в технике обработки железа.

13:22 только нашлись они у Саула и Ионафана, сына его. Это замечание указывает на то, что все свои надежды Израиль мог возлагать только на этих двоих — на царя и его сына.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.