а Очищение при хроническом «истечении» у мужчин (15:1−15)

Лев 15:1. Формула Божественного откровения вновь обращена здесь как к Моисею так и к Аарону (сравните 11:1; 13:1; 14:33).

Лев 15:2−12. Хронические или продолжительные истечения (выделения) у мужчин, о которых читаем в этом разделе, вероятно, вызывались гонореей. Причину главной озабоченности видим тут в церемониальной нечистоте такого мужчины и ее последствиях, потому что от соприкосновения с ним другие люди или предметы, помимо того, что тоже становились церемониально нечисты, делались и вторичным источником распространения, этой нечистоты, к примеру, его постель (стихи 4−5), то, на чем он сидел (стих 6), он сам (стих 7), его плевки (стих 8), его повозка (стих 9) и все, что находилось под ним (т. е. всякий предмет, на который попадали его выделения, стих 10).

В этом смысле его нечистота считалась более «заразной», чем при кожном заболевании (главы 13−14) или от прикосновения к нечистым животным (глава 11), при каковых только прямой контакт рассматривался как источник нечистоты. Однако, судя по тому, что человек с хроническими выделениями не изолировался за пределами стана (сравните 13:45−46), его нечистота, видимо, считалась менее серьезной (хотя ритуально более «заразной»), чем та, которая ассоциировалась с кожными заболеваниями. Вывод, напрашивающийся в связи с этим: законы о нечистоте преследовали цели в первую очередь религиозные и богословские, а не гигиенические.

Лев 15:13−15. Ритуальное очищение по прекращении выделений было следующим: период семидневного выжидания, по прошествии которого человек мылся проточной водой и мыл одежды свои. На восьмой день он получал очищение, представив в скинию самое недорогое приношение — двух горлиц или двух молодых голубей… одну птицу — в жертву за грех, а другую — во всесожжение.

б. Очищение при периодических выделениях у мужчины (15:16−18)

Лев 15:16−18. Вторым случаем, связанным с мужчинами, считалось периодическое излияние семени, то ли непроизвольное, во сне, то ли при половом сношении. В этом случае жертвоприношения не требовалось, и нечистота устранялась посредством простой процедуры «омытия — выжидания» (до вечера, сравните толкование на 11:24−28).

Важно заметить, что в то время как обычный половой акт между мужем и женой (15:18) делал церемониально нечистыми обоих, он не приравнивался к согрешению, и никакого жертвоприношения от них не требовалось. Но и хронические выделения, при которых надо было приносить жертву за грех, по всей видимости, не связывались с личным прегрешением.

в. Очищение при периодических истечениях у женщин (15:19−24)

Лев 15:19−24. Третий случай церемониальной нечистоты связан с ежемесячным истечением крови у женщин. Хотя в данном случае речь шла о периодических, а не хронических истечениях (сравните стихи 25−27), женщина тоже считалась нечистой на протяжении семи дней, как и мужчины, страдавшие хроническими выделениями; и мужчина и женщина становились в этих случаях источником «вторичного осквернения» (для других); сравните стихи 2−12.

Поскольку половые сношения запрещались в дни, когда у женщины бывали месячные (18:19; 20:18), в 15:24, вероятно, подразумевается, что, если месячные у женщины начались в процессе полового акта, то и муж ее, подобно ей, делался нечистым сам и тоже — источником «вторичного осквернения» (как это описано в стихах 2−12).

г, Очищение при хронических выделениях у женщин (15:25−30)

Лев 15:25−27. В четвертом случае — хронических, а не только в период менструаций — выделений у женщины, она становилась нечистой надолго, пока выделения у нее не прекращались.

Судя по описанию здесь этого «истечения», оно могло вызываться целым рядом причин. В этом случае вновь вступали в действие правила о «вторичном осквернении» (стих 27).

Женщина в толпе, которую исцелил Иисус, страдала именно таким хроническим истечением (Мк 5:25−34; Лк 8:43−48). В свете левитских установлений о вторичном осквернении не удивительно, что она смутилась, когда Иисус открыл ее присутствие перед теми, кто толкал ее в толпе!

Лев 15:28−30. На восьмой день по прекращении истечения женщина должна была принести двух птиц — за грех и во всесожжение, так же, как полагалось делать мужчинам, страдавшим хроническими выделениями (стихи 13−15).

д. Заключение (15:31−33)

Лев 15:31−33. В этих стихах заявляется о цели данного закона: чтоб они (израильтяне) не умерли в нечистоте своей, оскверняя жилище Божие, которое среди них — и вновь перечисляются случаи, предусмотренные в нем (стихи 32−33).

Г. Закон о Дне очищения (глава 16)

Среди праздников, ежегодно справлявшихся израильским народом (Лев 23), был день поста, который соответствовал Дню очищения (толкование на стих 29; сравните Деян 27:9). В других местах Ветхого Завета (Исх 30:10; Лев 23:26−32; 25:9; Чис 29:7−11) даются дополнительные объяснения по этому поводу, но наиболее полное описание ритуала содержится в Лев 16.

Исследователь Библии Венхэм пишет:

«Главной целью церемоний Дня очищения было очистить святилище от осквернения, которому подвергали его, будучи нечисты, те люди, которые приходили туда поклониться Богу (сравните 16:16, 19) — дабы стало возможным дальнейшее пребывание Бога среди Его народа»

Верно, что в очищении «святилища, скинии собрания и жертвенника» (стих 20) состояла теологически важная особенность Дня очищения; процесс очищения, по-видимому, завершался ритуалом священнодействия с кровью козла, убитого за народ (стихи 15−19). Но жертвоприношение за грех завершалось ритуалом с участием живого козла, игравшего «заместительную» роль: он уносил в пустыню грехи народа, которые в стихе 21 определяются как «все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их», так, чтобы они сделались «чистыми от всех грехов» (стих 30).

Конечно, Аарон и его домашние были самыми первыми объектами особых ритуалов очистительного жертвоприношения (стих 6, 11−14). Итак, особый ритуал очищения предназначен был отвращать от израильтян Божий гнев за все грехи, совершенные ими в прошедшем году.

Поразительным был размах искупительной силы этого ритуала. Можно было бы ожидать, что какие-то грехи не подлежали его действию — к примеру, те, которые уже были искуплены индивидуальными жертвоприношениями, или дерзкие грехи, во искупление которых индивидуальные жертвы не принимались и за которые предписывалась смертная казнь и (или) «истребление из народа своего» (сравните толкование на 17:3−7). Однако в главе 16 подобные ограничения не усматриваются.

Единственным, по-видимому, фактором, ограничивавшим силу ритуала, совершавшегося в День очищения, для каждого отдельного лица, были состояние сердца грешника и степень его веры, что, впрочем, распространялось и на действие любого из индивидуальных жертвоприношений (во Вступлении: «Значение ветхозаветной жертвы»).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Левит, 15 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.