а. О моральном поведении на основании Завета; введение (18:1−5)

Лев 18:1−5. Фраза Я Господь, Бог ваш образует преамбулу главы 18-ой, которая выдержана в форме соглашения, заключенного в рамках завета. Но в этой главе имеется пять мест (стихи 4−6, 21, 30), содержащих скорее мотивировку для исполнения тех или иных конкретных законов. Почти идентичной фразой вводятся Десять заповедей (Исх 20:2; Втор 5:6). Таким образом призыв избегать обычаев, присущих другим народам, в первую очередь, египтянам и хананеям (Лев 18:3), имеет своим источником личность Бога и взаимоотношения с Ним Израиля на основе завета.

Представляющая единое целое Божия система физических и духовных законов, направленных на то, чтобы дать Израилю, как искупленному Божиему народу, счастливую, содержательную жизнь, резюмируется в форме Его декретов и законов. Почему и с какой целью следовало исполнять эти законы, объясняется четко — исполняя (их), человек будет жив, другими словами, исполняя их, он будет наслаждаться жизнью.

Повиновение Его законам дало бы Его народу возможность жить счастливо, ни в чем не зная нужды (сравните Лев 26:3−13; Втор 28:1−14). К примеру, сформулированные в Лев 18 ограничения, связанные с брачными отношениями, служили залогом стабильной и счастливой семейной жизни. (Однако, возможно, человек, духовно необновленный, воспринимал подобную практику лишь как проклятие закона; сравните Гал 3:10).

б. Запрещение кровосмесительных союзов (18:6−18)

Лев 18:6−18. Основной принцип этого раздела сформулирован в стихе 6: Не вступай в физически близкие отношения (по-еврейски здесь употреблена более мягкая форма, которая буквально передается как «не открывай наготы») ни с кем из близких родственников, кроме супруга или супруги своих. Главное ударение ставилось на запрещении незаконных связей, под которыми понималось всякое прелюбодеяние (стих 20).

Подразумевалось также запрещение вступать в брачные отношения с теми, кто не принадлежал к израильскому народу (этот запрет недвусмысленно выражен во Втор 7:3−6; сравните 3Цар 11:1−2). Однако с лицом, не принадлежавшим к избранному народу, но обратившимся к Господу (как Руфь), в брак вступать разрешалось.

Вот правила, изложенные в этом разделе: человек не мог жениться (здесь и далее подразумевается запрещение вступать в физическую близость) на своей матери (Лев 18:7), ни на своей сестре (по отцу, либо по матери; имелась в виду первая ступень кровного родства — в свете современной генетики; стих 9).

Запрещение жениться на собственной дочери подразумевалось, и здесь о нем не упоминается (сравните Быт 19:30−38). Не мог человек жениться и на своей внучке (вторая ступень кровного родства, Лев 18:10), ни на тетке своей (сестре отца или матери, стихи 12−14). В стихе 8 речь, как представляется идет о запрещении вступать в брак с овдовевшей мачехой; возможно — и о прелюбодейной связи с женой отца; запрещена была женитьба на сестре по отцу (стих 11), на жене дяди (стих 14), на невестке (стих 15), на жене брата (стих 16); в стихе 17 содержится запрещение одновременного сожительства с какой бы то ни было женщиной и ее дочерью или внучкой. Видимая причина всех этих запрещений в том, что перечисленные родственники были «одной плотью» (Быт 2:24), близкими по крови, и рассматривались как представители разросшегося семейного союза.

в. Запрещение полового разврата, практиковавшегося хананеями (18:19−23)

Лев 18:19. 15:19−24 ; 20:18; 2Цар 11:4.

Лев 18:20. Прелюбодеяние определялось в Ветхом Завете как связь замужней или обрученной женщины с каким-либо мужчиной, мужем ее не являвшимся. Под это определение не подпадала связь женатого мужчины с одинокой женщиной, что считалось меньшим преступлением (Исх 22:16−17; Втор 22:28−29).

Лев 18:21. Молох был главным божеством аммонитян (1Цар 11:7; сравните 2Цар 23:10; Иер 32:35). Возможно, здесь имелось в виду жертвоприношение детей посредством предания их огню (2Цар 3:27; Втор 12:31; 18:10; сравните с суровой карой за это, о которой говорится в Лев 20:2−5); однако, судя по контексту, речь скорее идет о возможной передаче детей в храмы Молоха для занятия культовой проституцией.

Лев 18:22−23. Запрет наложен был также на физическую близость между мужчинами (сравните Быт 10; Лев 20:13; Суд 19:22; сравните с Рим 1:26−27; 1Кор 6:9) и скотоложство (сравните Исх 22:19; Лев 20:15−16; Втор 27:21).

г. Заключительное предупреждение относительно неповиновения условиям Завета (18:24−30)

Лев 18:24−30. В свете сопоставления 18-ой главы с договором (заветом) назначение данного раздела — в предостережениях не преступать под угрозой кары — условий завета. По причине только что упомянутых (особенно в стихах 19−23) преступлений, которые совершались хананеями, Бог принял решение уничтожить их. Но такая же кара грозила бы и израильтянам в случае их неповиновения.

Образ как бы ожившей земли, «свергаюшей с себя» своих обитателей (стих 25, 28), говорит о том, какой мерзостью (стихи 26, 29−30) в глазах Божиих было подобное поведение.

Заключительная фраза главы соответствует фразе, ее начинающей: Я Господь, Бог ваш.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Левит, 18 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.