2. ПРАВИЛА ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЩЕННЫХ ПРИНОШЕНИЙ (ГЛ. 22)

а. Введение (22:1−2)

Лев 22:1−2. И опять Господь дал уставы Моисею — для Аарона и его сыновей — об уважительном отношении к священным приношениям; вероятно, под этим подразумевалось уважительное отношение ко всему, что причиталось священникам, включая положенные им десятины, «первые плоды» и жертвы (сравните Чис 18:8−19). Хлебное приношение, а также приношения за грех и за вину полагалось съедать только мужчинам из священнического рода (Лев 6:16, 26; 7:6); из других приношений могли получать свою долю все члены их дома. Подлинная цель упомянутого устава состояла в том, чтобы неправильным обращением с тем, что предлагал народ Господу, священники не бесчестили Его святого имени.

б. Ограничения, связанные с употреблением священниками в пищу святых приношений (22:3−9)

Лев 22:3−9. Будучи церемониально нечист священник не мог ни предлагать святое приношение ни есть от него. Наказание в случае непослушания было суровым: истребится душа та от лица Моего.

В числе причин церемониального осквернения священника могли быть заразная кожная болезнь (сравните с главами 13−14), разного рода выделения (сравните с главой 15), прикосновение к мертвечине (сравните с 11:39) и употребление ее в пищу, а также употребление в пищу звероядины, т. е. растерзанного хищником.

В напоминание священникам о послушании вновь подчеркиваются святость Бога и Его намерение освящать Свой народ (22:9).

в. Запрешение посторонним есть от священных приношений (22:10−16)

Лев 22:10−13. Здесь даны уточнения относительно того, кому разрешалось есть святыню. Члены семьи священника имели право на это, однако, кто именно считались таковыми? Оказывается, всякий постоянно живший в его доме, включая раба (стих И), и овдовевшую либо разведенную бездетную дочь, которая вернулась в дом отца (стих 13). Сюда не относились, однако, ни гость, ни наемный работник, которые не жили в доме постоянно, как не относилась и дочь священника, жившая в семье своего мужа (стих 12).

Лев 22:14−16. В случае непреднамеренного нарушения этих правил (Кто по ошибке съест что-нибудь из святыни) виновный должен был возместить это священнику и еще уплатить штраф в размере 20 процентов.

На священниках лежала ответственность наблюдать за употреблением в пищу священных приношений (святыни), чтобы предупреждать какие-либо нарушения при этом (22:15−16).

г. Условия принесения жертв и связанные с этим ограничения (22:17−30)

Лев 22:17−21. Раздел, в котором рассматриваются возможные недостатки отдельных животных, предлагавшихся в жертву, начинается с общего заявления относительно жертв всесожжения или мирных.

Лев 22:22−25. О запрещении приносить в жертву увечных животных и животных с недостатками говорится почти в тех же словах, что и о запрещении приносить жертвы на алтарь тем представителям священнического рода, которые сами страдали теми или иными дефектами (21:18−20). Это, вероятно, не случайно. Венхэм считает, что жертвенные животные были как бы «священниками животного мира» — в том смысле, что если символом язычников были нечистые животные, а символом Израиля — животные чистые, то священников символизировали жертвенные животные.

Допускалось единственное исключение: животное с дефектом можно было предложить только в том случае, если оно приносилось «в жертву усердия» (22:23).

Лев 22:26−28. Делались оговорки и относительно молодых жертвенных животных. Они не принимались ранее, чем на восьмой день после своего появления на свет, и «матерей» их нельзя было закалать в один день с ними.

Лев 22:29−30. Здесь напоминается о границах времени, в которых следовало употреблять в пищу жертву благодарения… в тот же день должно было съесть ее (сравните 7:15).

д. Заключительное заявление в духе завета (22:31−33)

Лев 22:31−33. В этих заключительных стихах подчеркиваются как святость Божия, так и милость Его (Который вывел вас из Египта; сравните толкование на Втор 4:20) — как стимулы к соблюдению Божиим народом святости в его собственной жизни (сравните 18:24−30; 19:36−37; 20:22−26).

Г. Законы о священных праздниках Господних (глава 23)

Левитской системой были предусмотрены случаи как индивидуальных, так и общенародных жертвоприношений и поклонения Богу. Главы 1−7, в значительной части своей, сосредоточены на случаях индивидуальных приношений. А структура главы 23 определяется описанием ежегодных национальных праздников Израиля, во время которых совершались жертвоприношения общенародные.

Хотя в других местах с большими подробностями рассказывается о некоторых из этих «священных собраний», созывавшихся в назначенное время (например, о Пасхе — в Исх 12−13 и о Дне очищения — в Лев 16), в главе 23 содержится наиболее полный отчет о ежегодных празднествах — с точки зрения их взаимосвязи в рамках праздничного календаря Израиля.

Установления в этой главе даются для рядовых верующих. В Чис 28−29 о тех же праздниках (там, правда, нет упоминания о празднике Первого снопа, как в Лев 23:9−14) говорится скорее для сведения священников, которым даются подробные опись и график тех особых жертв, которые следовало приносить в праздничные дни.

После того, как Израиль войдет в землю Ханаанскую, три больших праздника (Праздник опресноков, сопутствующий Пасхе, Праздник жатвы или «седмиц» (недель) и Праздник собирания плодов или Кущей, как это видно из Исх 23:14−17; 34:18−25; Втор 16:1−16) должны были стать поводом к паломничеству «всего мужского пола» к главному святилищу.

Отсюда еврейское слово, обозначающее «праздник» (хаг; оно встречается в Лев 23:6, 34, 39; Втор 16:16; 2Пар 8:13), включает в себя и понятие «паломничества»; соответственно его можно переводить как «праздник паломничества». Другое еврейское слово (моед, что значит «встреча в установленное время») в форме множественного числа четырежды употреблено в Лев 23, и каждый раз оно примерно так и переводится (стих 2, 4, 37, 44; в рус. переводе в стихе 44 — речь просто «о праздниках Господних»).

Предметом спора является точное количество ежегодных праздников, перечисленных в этой главе. Если допустить, что Пасха и Опресноки — два разных праздника (стихи 4−8), и не считать за отдельный Праздник первых плодов (стихи 9−14), то всего праздников получится шесть. Судя по календарю, как и по структуре 23 главы, более естественно группировать эти праздники следующим образом: а) за праздниками весенними (или праздниками, приходившимися на начало лета), т. е. за Пасхой и Опресноками, включая церемонию принесения первого снопа (порой называемую принесением Первых плодов, но в сущности самостоятельным праздником не являвшуюся), следовал через 50 дней Праздник седмиц (недель); б) осенние праздники, справлявшиеся в седьмом месяце; это праздники Труб, Дня очищения и Кущей.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Левит, 22 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.