Впервые мы сталкиваемся с драгоценным именем Ездры в заглавии данной Книги, но в истории впервые встречаемся с ним только в данной главе, которая представляет его государственным деятелем во время царствования Артаксеркса. Можно предположить, что к тому времени Зоровавель и Иисус состарились или даже ушли в вечность; мы также ничего не слышим об Аггее и Захарии они закончили свое свидетельство. Что же будет с делом Божьим и Израилем, когда эти полезные инструменты отложены в сторону? Доверьтесь Богу, Который имеет Дух, чтобы поставить других вместо них. Ездра, представленный данной Книгой, и Неемия следующей, были так же полезны в свое время, как их предшественники ранее. В этой главе:

(I) Описывается сам Ездра и его поездка в Иерусалим ради общественного блага (ст. 1−10).

(II) Представлена копия поручения, которое Артаксеркс дал ему (ст. 11−26).

(III) Ездра благодарит Бога за это (ст. 27−28). Следующая глава более детально описывает его единомышленников, путешествие и прибытие в Иерусалим.

Стихи 1−10. Данные стихи описывают:

I. Родословную Ездры. Он был одним из сыновей Аарона, священника, и Бог избрал его быть орудием для блага Израиля: чтобы он облачил честью священство, слава которого значительно потускнела из-за плена. Сказано, что он был сыном Сераии предположительно того Сераии, которого царь вавилонский предал смерти, когда грабил Иерусалим (4Цар 25:18, 21). Если кратко подсчитать, то прошло семьдесят пять лет с момента смерти Сераии; но так как большинство считает, что намного больше, и предполагает, что Ездру призвали к служению на благо государства в расцвете сил, то полагают, что Сераия не мог быть непосредственным его отцом, а дедом или прадедом, но мог быть первой выдающейся личностью в его родословной, которая приводится в данных стихах и восходит к Аарону, тем не менее пропуская многих ради краткости, хотя эти пробелы можно восполнить, обратившись к 1Пар 6:4 и далее. Он был младшим братом, или его отцом был Иоседек отец Иисуса, поэтому он не был первосвященником, но тесно связан с ним.

II. Его характер. Хотя он происходил из младшего дома, но личные качества сделали его весьма выдающейся личностью.

1. Он был высокообразованным человеком, книжником, сведущим в законе Моисея (ст. 6). Он имел богатый словарный запас, очень хорошо знал Писание, особенно книги Моисея, и был хорошо ознакомлен с их содержанием и смыслом. Можно опасаться, что образованность евреев в Вавилоне значительно упала, но Ездра был инструментом, который должен был возродить ее. Иудеи рассказывают, что он собрал и сопоставил все копии закона, которые смог отыскать, а затем опубликовал его скрупулезное издание, включавшее все пророческие, исторические и поэтические книги, написанные под воздействием божественного вдохновения, и таким образом составил канон Ветхого Завета вместе с дополнительными пророчествами и историей своего времени. Если его поставил Бог, обеспечил необходимыми качествами и склонил к этому делу, то у всех поколений есть основания назвать его блаженным и благословить за него Бога. Бог посылал иудеям пророков и книжников (Мф 23:34). Ездра относился к более поздней деноминации. Теперь, когда пророчество вскоре должно было умолкнуть, настало время распространять знание Писания, согласно плану Бога, открытому через последних пророков (Мал 4:4): «Помните закон Моисея:». Служители Евангелия названы книжниками, наученными Царству Небесному (Мф 13:52), новозаветными книжниками. Жаль, что такое достойное имя стерлось, как это было в деградирующие века иудейской Церкви из-за людей, оказавшихся врагами Христа и Его Евангелия («Горе вам, книжники и фарисеи!»), которые были научены букве закона, но не имели его духа.

2. Он был человеком великого благочестия и святой ревности (ст. 10): «Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень».

(1) Для изучения он выбрал закон Господень. Халдеи, среди которых он вырос и воспитывался, прославились своей литературой, а в особенности изучением звезд; и можно предположить, что Ездра, выделявшийся способностями к обучению, испытывал искушение посвятить свою жизнь именно этому занятию. Но он преодолел это искушение; закон Божий для него был важнее, чем все писания халдейских чародеев и астрологов, которые он знал достаточно хорошо, чтобы презирать.

(2) Он изучал закон Господень, то есть считал, что для него самое главное обращаться к закону, исследовать Писания, пытаться познать Бога, Его мысли и намерения по Писаниям, которые были обнаружены там, и при этом исследовать их.

(3) Он сознательно подошел к изучению закона: поставил его своим правилом, согласно ему формировал свои склонности и мнения и в жизни поступал соответственно ему. Подобным образом и мы должны использовать свое знание Писания, ибо будем счастливы, если исполним волю Бога в том объеме, как она открыта нам.

(4) Он решил учить Израиль закону и правде, изложенной в законе. Свои знания он хотел передать другим для их блага, ибо каждому дается проявление Духа на пользу. Но обратите внимание на его методику: он вначале сам научился, а потом учил других: вначале изучил закон Господень и тем самым накопил доброе сокровище, а затем начал наставлять других и раздавать накопленное. Он также вначале делал, а потом учил: научился исполнять заповеди сам, а затем стал наставлять других исполнять их; так личным примером он подкреплял свою доктрину.

(5) Он расположил сердце свое, чтобы все это делать, или сосредоточил свое сердце на этой задаче. В учебе он прилагал усилия, чтобы основательно обеспечить себя знаниями, овладеть которыми он стремился, а затем принимал решение двигаться дальше и оставаться постоянным в учебе; так он стал сведущим книжником. Моисей в Египте, а Ездра в Вавилоне были чудесным образом подготовлены для выдающегося служения Церкви, хотя оба в это время находились в плену.

III. Его поездку в Иерусалим ради блага своей страны: «Он вышел из Вавилона (ст. 6) и через четыре месяца пришел в Иерусалим (ст. 8)». Странно, что такой человек, как он, так долго оставался в Вавилоне, после того как братья покинули его; но Бог не отправлял его туда до тех пор, пока не определил для него дело в Иерусалиме; ведь шли только те, в ком возбудил Бог дух его пойти. Некоторые полагают, что этот Артаксеркс был тем же Дарием, который издал указ (гл. 6), и что Ездра пришел в том же году, когда закончили строительство храма: то был шестой год, а это седьмой (ст. 8); так считает д-р Лайтфут. Мой достойнейший и образованный друг, рано покинувший нас, м-р Талентс (Talents) в своих хронологических таблицах помещает это событие приблизительно в пятьдесят восьмой год после окончания строительства храма; другие еще позднее. Я хочу лишь обратить внимание, (1) как добр был к нему царь. Он дал ему все по желанию его; все, что было ему необходимо, чтобы он мог служить своей стране.

(2) Как добр был к нему его народ. Когда он отправился в путь, то многие пошли с ним, ибо не хотели оставаться в Вавилоне, раз он покинул его, а также потому что не боялись жить в Иерусалиме, раз он отправился туда.

(3) Как добр был к нему Бог. Он обрел благоволение со стороны царя и страны, так как рука Господа, Бога его, была над ним (ст. 6, 9). Отметьте: каждое творение относится к нам так, как Бог располагает его, и от Него исходит наш суд. Мы не только должны понимать, что все события в руке Бога, но и видеть руку Божью во всех происходящих событиях и признавать ее с благодарностью, когда у нас есть повод назвать ее Его доброй рукой (в англ. пер.).

Стихи 11−26. В данных стихах излагается повеление, которое персидский император дал Ездре, обеспечив его властью действовать на благо иудеев; это щедрое повеление превосходило все ожидания. Можно предположить, что оно было составлено в обычной форме: «Артаксеркс, царь царей...». Однако это слишком высокий титул для смертного человека; безусловно, он был царем для нескольких царей, но, считая себя царем всех царей, он узурпировал исключительное право Того, Кто обладает всякой властью на небе с на земле. Он шлет приветствие своему верному и возлюбленному Ездре, которого называет учителем закона Бога небесного титул, которым, похоже, Ездра оценивал себя, не желая иметь другого даже тогда, когда стал проконсулом. Он считал большей честью быть учителем закона Божьего, чем быть вельможей или князем империи. Давайте рассмотрим статьи этого повеления.

I. Он разрешил Ездре отправиться в Иерусалим с соотечественниками, которые желают пойти вместе с ним (ст. 13). Все они были пленниками и поэтому не могли оставить владения царя без его позволения.

II. Он дал ему право вникать в дела Иудеи и Иерусалима (ст. 14). Ездра должен был собирать информацию по закону Бога своего, находящегося в руке его: узнать, действительно ли иудеи придерживаются своей религии и поступают согласно закону, построен ли храм, учреждено ли священство и приносятся ли жертвы согласно божественному постановлению. Если в процессе исследования обнаружатся ошибки, то он должен исправить их и, подобно Титу на Крите, довершить неоконченное (Тит 1:5). Так закон Бога был возвеличен и стал почитаемым, а иудеи восстановили древнюю привилегию руководствоваться этим законом и больше не должны были соблюдать учреждения недобрые постановления своих угнетателей (Иез 20:25).

III. Он доверил ему деньги, которые добровольно пожертвовал царь и его советники, а также средства, собранные среди его подданных для служения в доме Божьем (ст. 15−16).

1. Давайте обратим на этот поступок особое внимание, ибо он (1) прославляет Господа как единственного живого и истинного Бога, ибо даже поклонявшиеся другим богам настолько убедились во всемогуществе Бога Израилева, что пошли на издержки, чтобы обрести Его благоволение (см. Пс 44:13; Пс 67:27).

(2) Прославляет языческого царя, почтившего Бога Израилева, хотя поклоняющиеся Ему представляли собой презренную горстку бедных людей, которые не могли покрыть расходы, необходимые для поддержания их религии, и теперь стали его вассалами; хотя Артаксеркс не настолько изменился, чтобы оставить собственные суеверия, но защищал и ободрял иудеев и их религию; он не только сказал им: «Грейтесь и питайтесь», но и дал все необходимое.

(3) Позорит нечестивых царей Иудеи, которые воспитывались в познании и поклонении Богу Израилеву и имели Его закон и Его пророков, ибо они часто грабили и опустошали храм, а в данной ситуации языческий царь обогатил его. Подобным образом много лет спустя иудеи отвергли Евангелие, но оно было с радостью принято язычниками: «От их падения спасение язычникам» (см. Рим 11:11; Деян 13:46).

2. В данных стихах мы читаем, что Ездре доверили (1) принять деньги и доставить их в Иерусалим, ибо он был известен своей непорочностью как человек, на которого можно положиться, и не использовал бы для собственных целей малейшую часть того, что давалось для государства. Мы знаем, что Павла отправили в Иерусалим с таким же поручением доставить милостыню народу и приношения (Деян 24:17).

(2) Использовать эти деньги наилучшим образом: приобрести жертвы для Божьего жертвенника (ст. 17) или что-то другое, что посчитают нужным он или его братья (ст. 18); ему было дано лишь одно ограничение: «Делайте это по воле Бога вашего», о чем им было известно лучше, чем царю. Пусть же воля Божья всегда будет нашим правилом, когда мы идем на издержки, особенно когда выделяем деньги для Его служения. Дело Божье всегда должно совершаться согласно Его воле. Помимо денег, ему были даны сосуды для служения в храме (ст. 19). Кир вернул то, что по праву принадлежало храму, но теперь Ездре было вручено сверх этого: так он получил свое с прибылью. Он должен был поставить их пред Богом Иерусалимским, как полагалось для Его славы, там, где Он положил пребывать Его имени.

IV. Он дал ему документ или, скорее, предписание, адресованное сокровищехранителям, которые за рекою, где им было велено обеспечивать Ездру всем необходимым из царской казны и записывать расходы на счет царя (ст. 20, 22). Это был благоразумный поступок, ибо Ездра, не располагая информацией о положении вещей, не знал, что ему потребуется, и был весьма скромен в своих просьбах. Артаксеркс сделал это из доброго расположения, что свидетельствовало о его любви к храму и большой уверенности в Ездре. Правители и великие люди посодействуют своим интересам, если будут использовать свое богатство и власть для ободрения религии. Для чего еще нужен большой доход, как не для того, чтобы дать людям возможность делать добро, если к этому у них расположены сердца?

V. Он велел ему брать все, что потребуется для храма и для его служения во славу Бога Израилева. В этом повелении обратите внимание (ст. 23):

(1) Как почтительно он говорит о Боге. Раньше он назвал его Богом Иерусалимским, а теперь, чтобы не казалось, что он считает Его местным божеством, царь с величайшим благоговением дважды называет Его Богом небесным.

(2) Как строго он взирает на слово и закон Бога, который, похоже, прочел с восхищением: «Все, что повелено Богом небесным (Чьи постановления лично он не позволит изменить ни в малейшей степени, хотя назвал себя царем царей), да будет сделано быстро, старательно и с любовью».

(3) Как искренно он боится гнева Божьего: «Дабы не было гнева Его на царство». Пренебрежительное отношение и презрение к религии навлекает суды Божьи на царей и царства, и самое подходящее средство для отвращения Его гнева, когда он уже готов обрушиться на людей, поддержка и ободрение религии. Хотим ли мы сохранить свой мир и процветание? Тогда давайте стараться, чтобы дело Божье процветало.

VI. Он освобождает всех служителей храма от уплаты налогов правительству. Царским чиновникам запрещалось налагать подать, налог или пошлину как на главных священников, так и на нефинеев, хотя остальные царские подданные должны были платить их (ст. 24). Это в величайшей степени почтило их как свободных жителей империи и приобрело уважение как к любимцам престола; это также позволило им совершать свое служение с большей свободой и радостью. Можно предположить, что лишь необходимое для их самих и их семей, а также Для совершения служения поступало к ним, не облагаясь налогом. Если кто-либо из них использовал эту привилегию для занятия торговлей, то справедливо лишался ее.

VII. Он дал Ездре власть назначать судей и представителей гражданской власти для всех иудеев, проживавших за рекою (ст. 25−26). Царь проявил к ним большое благоволение, раз позволил назначать на такую важную должность их соотечественников, и эта честь была оказана Ездре.

1. Все, знающие законы Бога Ездры (т.е. все, исповедующие иудейскую религию), подчинялись юрисдикции назначенных судей, а это в свою очередь подразумевало, что они не подчинялись юрисдикции языческих властей.

2. Этим судьям не только разрешили, но и ободрили делать прозелитов: «А кто не знает законов Бога, тех учите». Хотя он сам не стал иудеем, но не препятствовал своим подданным стать ими.

3. Им было позволено вершить суд и приводить его в исполнение соответственно закону Бога (который, благодаря этому повелению, стал законом царя), сопровождая суровыми наказаниями: заключать в темницу, изгонять, облагать штрафом и предавать смерти согласно их закону. Им не разрешалось издавать новые законы, но они должны были следить, чтобы Божьи законы должным образом соблюдались. А для того, чтобы быть ужасом для злодеев, им вверили меч. Разве могли Иосафат, Езекия или сам Давид сделать больше для славы Бога и распространения религии?

Стихи 27−28. Ездра не мог продолжать свой рассказ, не вставив слова благодарной признательности за милость Бога, проявленную к нему и его народу в этом вопросе. Как только ему передали поручение царя, он, вместо того чтобы воскликнуть: «Боже, храни царя!» (хотя это было бы вполне уместно), провозглашает: «Благословен Господь», ибо мы должны за все благодарить и, какие бы события ни радовали нас, признавать в них руку Бога и славить Его имя. Ездра благословляет Бога за две вещи:

(1) За это поручение. Можно предположить, что за это он поцеловал руку царя, но это не все; он говорит: «Благословен Господь, вложивший в сердце царя украсить дом Господень, который в Иерусалиме». Бог Своим провидением и Своей благодатью может вложить в сердце и в ум человека желание, которое не исходит от него самого, потребное для жизни и благочестия. Если в наших сердцах или сердцах других людей присутствует что-то хорошее, то мы должны признать, что Бог вложил их туда, и благословить Его за это, ибо именно Он производит в вас и хотение и действие во благо. Когда князья и власти своими действиями подавляют порочность и ободряют религию, то мы должны поблагодарить Бога за то, что Он вложил в их сердце желание сделать это, ибо тем самым они оказали нам благоволение. Когда дом Божий был построен, Ездра обрадовался сделанной работе по украшению храма. Не написано, чтобы давались приказы разрисовать, позолотить или украсить его драгоценными камнями, а лишь строгие повеления, чтобы постановления Бога в нем постоянно, усердно и точно соблюдались; все это, безусловно, украшало храм.

(2) За полученное ободрение исполнить данное поручение (ст. 28): «Он склонил на меня милость». Можно предположить, что царь оказал эту честь и отдал ему предпочтение, взирая на его заслуги, ибо тот казался ему очень благоразумным и находчивым человеком, но сам Ездра приписывал свое возвышение лишь Божьей милости. Именно это вызвало одобрение и благоволение правителя. Сам Ездра был смелым человеком, но считал, что не сердце ободрило его взяться за это дело, а Божья рука: «Я был укреплен совершить это служение, ибо рука Господа, Бога моего, была надо мною, чтобы направлять и поддерживать меня». Если Бог дает нам Свою руку, то мы смелы и веселы; если Он отнимает ее, то мы становимся слабыми, как вода. И если у нас появляются силы совершить служение для Бога и своего поколения, то Ему нужно воздать славу за это. Сила исполнить его пришла от Господа, и поэтому Ему должна принадлежать слава за это.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу Ездры, 7 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.