В предыдущей главе мы прочли о том, как мудрый и верный руководитель Неемия смело отражал атаки внешних врагов. А в данной главе мы читаем о том, что он так же смело и энергично устранял несправедливости в своей стране; он не допускал, чтобы враги уничтожили его народ, и удерживал своих соотечественников, чтобы они не уничтожили друг друга.
I. К нему обратились бедные жители, вынужденные одалживать деньги у богачей, с жалобой на великие трудности, которым они подвергаются с их стороны (ст. 1−5)
II. Неемия предпринял действенные меры, чтобы изменить угнетателей и облегчить участь угнетенных (ст. 6−13).
III. Он сам как губернатор города подал хороший пример сострадания и чуткости (ст. 14−19).
Стихи 1−5. Данные стихи рассказывают о слезах угнетенных, о которых говорил Соломон (Еккл 4:1). Давайте обсудим их, так как здесь они излиты перед Неемией, в чью обязанность как губернатора входило избавлять бедных и нищих и исторгать их из руки нечестивых (Пс 81:4). Тяжелые времена и ожесточенные сердца сделали бедных людей несчастными.
I. Они жили в трудное время. Возможно, из-за отсутствия дождя не хватало хлеба (ст. 3); так Бог наказал их за пренебрежительное отношение к Своему дому (Агг 1:9−11) и неуплату десятин Церкви (Мал 3:9−10). Глупые грешники навлекают на себя суды Божьи, а затем огорчаются и жалуются на них. Когда цены на базарах высокие, продуктов мало и они дорогие, тогда бедные люди быстро лишаются последнего и страдают от этого в первую очередь. Да будет благословен за милость Бог, избавивший нас от греха пресыщения (Иез 16:49). Особенно жаловались на недостаток хлеба те, у кого было много сыновей и дочерей (ст. 2). Нуждались многодетные семьи; у них было много ртов, но чем их кормить? У одних есть имущество, но нет детей, которые наследовали бы его; у других есть дети, но нет имущества, чтобы оставить им. А у кого есть и то и другое, у того есть повод быть благодарным; у кого нет ни того ни другого, у того есть основание удовлетвориться данным положением дел. Кто имеет большую семью и незначительное состояние, тот должен научиться жить верой в Божье провидение и обетование; а кто имеет маленькую семью и большое состояние, тот должен своим избытком восполнить недостаток у других. Но это не все: так как хлеб стал дорогим, то поднялись налоги, ибо необходимо было платить дань царю (ст. 4). Этот знак плена все еще оставался на них. Возможно, налог взимался соответственно количеству членов семьи, и поэтому там, где было много сыновей и дочерей, он был высоким. Чем больше они хотели сохранить (трудный случай!), тем больше приходилось платить. Похоже, у них не было собственных денег, чтобы купить хлеб и уплатить налог, и поэтому они были вынуждены одалживать деньги. Их семьи вышли бедными из Вавилона; им пришлось значительно потратиться на строительство домов, и они не вполне окрепли, когда эти новые бремена обрушились на них. О бедственном положении бедных семей, которым с трудом удается добыть средства к жизни и которые часто нуждаются в самом необходимом для себя и своих семей, должны с состраданием рассуждать те, кому богатство или власть дают возможность помочь им.
II. Люди, с которыми им приходилось иметь дело, были неуступчивыми. Необходимо было достать деньги, и их приходилось одалживать, а одалживающие деньги пользовались их отчаянным положением, были несговорчивыми и делали их своей добычей.
1. За одолженные деньги они требовали с них двенадцать процентов сотую часть каждый месяц (ст. 11 ). Если человек одалживает большую сумму денег для ведения торговли чтобы увеличить ассортимент товара или приобрести землю, то вполне законно одолживший сумму может требовать у занявшего деньги части его прибыли; если человек тратит деньги на похоти или на восстановление того, что было потрачено, то почему он не должен платить за свое расточительство? Но если бедный одалживает деньги для содержания своей семьи и наши возможности позволяют помочь ему, то мы, безусловно, должны либо одолжить без процентов требуемую сумму, либо (если он вряд ли сможет отдать ее) дать незначительную сумму, не требуя возврата.
2. Более того, чтобы защитить свои деньги, они требовали у людей выдать закладные на их земли и дома (ст. 3), и не только это: они хотели получать прибыль с них в качестве процентов (ст. 5, ср. ст. 11), чтобы постепенно стать хозяевами всего, что они имеют. Но и это не было самым плохим.
3. Они брали их детей, чтобы те служили им в качестве рабов, или по желанию продавали их (ст. 5). На этот факт бедняки особенно жаловались, ибо это затрагивало самую больную точку; вот как они усугубляли это: «Сыновья наши такие же, как их сыновья, и они нам так же дороги, как им их сыновья; они не только имеют такую же человеческую природу, такие же права и свободу (Мал 2:10; Иов 31:15), но и принадлежат одному и тому же святому народу и являются свободно рожденными израильтянами, имеющими одинаковые привилегии. Наша плоть несет в себе сокрытую печать завета обрезания так же, как плоть наших братьев; но наши наследники должны быть их рабами, и нет никаких средств для выкупа в руках наших». Они смиренно жаловались на данное положение дел Неемии не только потому, что он великий человек, который может помочь им, но и человек благочестивый. К кому еще обращаться обиженному бедняку за помощью, как не к щитам земли? Куда еще взывать, как не к суду совести, не к царской власти и тем, кто назначен ею помогать, когда summum jus — закон крайне строг? Неемия выслушал жалобы и разобрался в истине утверждений, выдвинутых ими, ибо протесты бедных не всегда справедливы.
1. Мы не можем без сострадания смотреть на угнетенных и не оплакивать трудности, от которых в этом мире стенает много людей; мы ставим себя на их место, вспоминаем их в своих молитвах и помогаем обремененным, словно это наше бремя.
2. Мы не можем не выразить негодование в адрес угнетателей; мы испытываем отвращение к их гордости и жестокости, ибо они пьют слезы и кровь тех, кто оказался у них под ногами. Но пусть не оказавшие милости будут готовы к тому, что их ждет суд без милости. Грех угнетателей-иудеев усугублялся тем, что они сами недавно вышли из дома рабства, и это обязывало их с благодарностью развязать узы ярма (Ис 58:6).
Стихи 6−13. Похоже, бедные люди обратились к Неемии с жалобой, приведенной в предыдущей главе, как раз в то время, когда его голова и руки были максимально заняты государственным делом строительством стены вокруг Иерусалима. Тем не менее, увидев, что их доводы справедливы, он не отверг их как несвоевременные; он не бранил просителей, не гневался за то, что они беспокоили его, когда он сильно занят, то есть не совершил ошибки, в которой часто оказываются виновны занятые люди; он не отложил слушание дела и принятие по нему решения до того времени, когда освободится. Ситуация требовала немедленного вмешательства, и поэтому он сразу приступил к ее рассмотрению, зная, что какой бы высокой, крепкой и толстой ни была построена стена вокруг Иерусалима, но город не будет защищен от опасности, пока в нем имеют место подобные несправедливости. Обратите внимание: какие методы он предпринял, чтобы исправить ошибки, представлявшие угрозы для государства.
I. Он очень рассердился (ст. 6); он выразил величайшее недовольство сложившейся ситуацией, ибо она была очень плохой. Отметьте: правителям следует демонстрировать свой гнев в адрес греха, чтобы это побуждало подданных исполнять свой долг и отталкивало от зла.
II. Он задумался (в англ. пер.), сердце его возмутилось (ст. 7, рус. пер.). Из этих слов следует, что его гнев не был чрезмерным, а сдерживался в пределах приличия, ибо хотя его дух был возмущен, но он не сказал и не совершил ничего необдуманно. Прежде чем упрекнуть знатных, он продумал, что сказать, когда и как. Отметьте: прежде чем обличать, следует хорошо обдумать, чтобы обличения не остались безрезультатными из-за неверного применения. Именно обличение в наставлении дает жизнь. Даже мудрые люди иногда не получают выгоды от своей мудрости из-за того, что недостаточно все продумали и не уделили должного времени размышлениям.
III. Он строго выговорил знатнейшим и начальствующим, которые были людьми богатыми и благодаря своей власти дерзко угнетали бедных. Отметьте: если люди знатные и начальствующие совершают злые дела, то сказать им об этом должны соответствующие люди. Ни один человек не должен полагать, что высокое положение ставит его выше порицаний.
IV. Он созвал против них большое собрание. Неемия собрал людей, чтобы они были свидетелями сказанного и могли подтвердить обличения (обычно люди стремятся сделать это) в адрес угнетателей, виновных в вымогательстве (ст. 12). И Ездра и Неемия были очень мудрыми, благочестивыми и полезными людьми, тем не менее в некоторых ситуациях вели себя по-разному. Когда Ездре сказали о грехе правителей, которые женились на чужих женах, то он разорвал свою одежду, плакал и молился; он был человеком деликатным, и его трудно было убедить начать реформацию, ибо он опасался, что эта задача невыполнима. Когда Неемии рассказали о положении дел, то он моментально загорелся, обличил провинившихся, настроил против них людей и, используя все доступные методы, не успокоился до тех пор, пока не заставил их изменить положение дел. Он был вспыльчивым и активным человеком. Отметьте:
(1) Святые люди могут сильно отличаться друг от друга своим характером и вытекающими из него качествами.
(2) Дело Божье может быть хорошо и успешно завершено, но с помощью разных методов; и это является добрым основанием, почему нам не следует обвинять других в использовании иных методов и навязывать свое видение. Один и тот же Дух может по-разному действовать.
V. Он открыто обсудил с ними сложившуюся ситуацию и показал совершенное ими зло. Чтобы изменить жизнь людей, следует, прежде всего, постараться обличить их совесть. Он предложил им задуматься о некоторых моментах, которые были весьма уместными и справедливыми и свидетельствовали о том, что он их тщательно продумал. Он объяснил им, (1) что те, кого они угнетали, были их братьями: «Вы выкупали братьев своих». Угнетать чужеземцев тоже плохо, но еще хуже угнетать своих бедных братьев, ибо божественный закон не разрешал давать им в рост (Втор 23:19−20).
(2) Что совсем недавно они были выкуплены от народов. Чудесное провидение Божье сделало это для всего народа, и среди переселенцев находились такие, которые, помимо общего плена, находились в рабстве у языческих господ и были выкуплены Неемией и другими благочестивыми и доброжелательно настроенными людьми. «И теперь, спрашивает он, неужели мы пытались добыть им свободу и выкупить у язычников, чтобы начальники из их народа поработили их? Какая глупость! Неужели мы должны ценой таких же усилий и расходов выкупать теперь их у вас, как раньше выкупали в Вавилоне?» (ст. 8). Кого Бог Своей благодатью сделал свободными, тот не должен вновь подвергаться игу рабства (Гал 5:1; 1Кор 7:23).
(3) Что они совершили большой грех, подобным образом угнетая бедных (ст. 9): «Не хорошо вы делаете; хотя таким образом вы добываете деньги, но при этом становитесь виновными; так не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы? Конечно, да, ибо вы исповедуете религию и родство с Ним, и если будете ходить в страхе Божьем, то не будете жаждать мирских богатств и быть жестокими к своим братьям». Кто ходит в страхе Божьем, тот не осмелится совершить нечестивый поступок (Иов 31:13−14, 23).
(4) Что это было позором и порицанием их исповедания: «Подумайте о поношении от народов, врагов наших, в адрес нашего Бога и нашей святой религии. Они рады любой возможности позлословить в наш адрес, а ваш поступок дает им эту возможность. Они скажут: «Посмотрите, как эти иудеи, демонстрирующие свою набожность и любовь к Богу, поступают жестоко по отношению друг к другу». Отметьте:
[1] Все, исповедующие религию, должны быть очень осторожны и следить, чтобы своими поступками не подвергнуть себя порицанию со стороны неверующих и из-за них религии был бы нанесен удар.
[2] Больше всего подвергает религию порицанию со стороны ее врагов мирской образ жизни и жестокость исповедующих ее.
(5) Что он сам был для них наилучшим примером (ст. 10), о чем Неемия подробно рассказал позднее (ст. 14 и далее). Кто строго настаивает на своей правоте, тот убеждает других отказаться от своих представлений.
VI. Он очень настойчиво убеждает знатнейших и начальствующих не только не заключать впредь такие несправедливые договоры, но и отдать должникам то, что попало им в руки (ст. 11). Посмотрите, как непринужденно он обращается к ним: «Оставим им долг сей»; он объединяет себя вместе с ними, как и приличествует обличителю, хотя сам ни в чем не виновен. Посмотрите, как ревностно и в то же время смиренно он убеждает их: «Оставим им... возвратите им...» Хотя он обладал властью и мог приказывать, но по любви просил. Посмотрите, как детально он убеждает их быть добрыми к бедным людям, отдать им закладные и вернуть чужое имущество владельцам, простить проценты и дать время вернуть основную сумму. Он убеждал их смириться с потерей, но при этом исполнить свой долг, поэтому в итоге они получат выгоду. То, что мы прощаем из благотворительности, нам припомнится и будет возмещено, равно как и то, что мы даем из благотворительности.
VII. Он навязал им обязательства, чтобы они последовали его убеждениям.
1. Он добился от них обещания (ст. 12): «И сказали они: ”Возвратим”».
2. Он послал за священниками, чтобы начальствующие перед ними пообещали исполнить обещанное; он хотел, чтобы они остались верными своему слову, которое дали теперь, когда их обличения были сильными и они сами исполнились решительности.
3. Он связал их торжественной клятвой или проклятием, надеясь, что это воздействует на них: «Так пусть вытряхнет Бог всякого человека, который не сдержит слова сего» (ст. 13). Раз на эту угрозу народ сказал: «Аминь», то она, несомненно, исполнится, как и проклятия, произнесенные на горе Гевал (Втор 27 гл., гласившие, что их глотки будут перерезаны вместе с языками, если они не исполнят свои обязательства, и благодаря страху перед ними люди старались исполнить обещание. Словами «Аминь» люди прославили Бога; они давали обещание не с сожалением, а с выражением радости и благодарности. Так Давид, принимая обеты Бога, воспел и воздал Ему хвалу (Пс 55:13). Радость при даче обещания похвальна, но то, что последовало за этим, намного лучше: «И народ выполнил слово свое и исполнил обещанное, но не так, как их предки в подобной ситуации, которые вновь поработили тех, кого перед тем отпустили» (Иер 34:10−11). Благочестивые обещания хорошее дело, но еще лучше исполнение этих обещаний.
Стихи 14−19. Чтобы убедить знатнейших не обременять бедных даже справедливыми требованиями, Неемия упомянул о себе. И в данных стихах он более подробно рассказывает, как поступал. Он сделал это не из гордости, чтобы добиться похвалы в свой адрес, а чтобы побудить своих преемников и нижестоящие гражданские власти быть такими же чуткими к проблемам народа.
I. Он говорит о том, как поступали его предшественники (ст. 15). Неемия не называет их, ибо то, что он собирался сказать в их адрес, не прославило бы их, и в подобных случаях лучше щадить имена участвовавших, но люди знали, какой ответственный пост они занимали и как дорого страна заплатила за их правление. Правительство позволяло им брать сорок сиклей серебра, что приблизительно равняется пяти фунтам (возможно, в день), но помимо этого они обязывали народ обеспечивать их хлебом и вином, которые требовали в качестве приработка за служение. Но это не все: они позволяли своим слугам господствовать над народом и вымогать у него все что можно. Отметьте:
(1) Довольно часто люди, находящиеся на государственном посту, ищут личного благополучия больше, чем государственного, и служат себе за счет ущерба, нанесенного стране.
(2) Господа должны отчитываться за все случаи, когда их слуги мошенничали или поступали несправедливо, принуждали и угнетали других, а они смотрели на это сквозь пальцы.
II. Он рассказывает, каким был его путь.
1. В общем, он не поступал, как его предшественники; он не мог и не осмеливался следовать их примеру по страху Божию. Он благоговел перед Божьим величием и боялся Его гнева; и (1) страх перед Богом удерживал его и не давал угнетать народ. Кто истинно боится Бога, тот не осмеливается поступать жестоко или несправедливо.
(2) Только это удерживало его. Он был щедрым не для того, чтобы получить славу у людей или использовать ее для повышения авторитета; он поступал так лишь ради совести, ибо боялся Бога. Это не только сильный, но и благоугодный принцип, побуждающий поступать справедливо и благотворить. Как нажились его предшественники на этом месте, следует из того, каким состоянием они обзавелись; но Неемия со своей стороны не получил ничего, за исключением удовлетворения от сделанного хорошего дела, ибо говорит: «Полей мы не закупали» (ст. 16). На этом основании не следует называть плохим мужем, но хорошим правителем того, кто не стремится устроить собственное гнездышко. Не забывайте слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20:35).
2. Более детально обратите внимание:
(1) Как мало Неемия получил из того, что мог бы потребовать. Он был губернатором, но хлеба областеначальнического не требовал (ст. 14). Он не только не требовал больше, чем ему было положено, но и своей части, а жил на то, что получал при дворце царя Персии и за счет собственного имущества в Иудее. Вот как он объяснил проявление этого самоотречения: «Тяжелая служба лежала на народе сем». Он мог бы использовать обычное оправдание для суровых мер, принимаемых в таких случаях, и объяснить, что его предшественники были вынуждены требовать положенную им часть; но пусть посмотрят на себя: он подумал о страждущем положении иудеев и решил, что, пока они стенают под тяжестью трудностей, он не будет добавлять еще одного бремени к их страданиям; пусть лучше он потеряет свое состояние, чем они погибнут. Отметьте: выдвигая требования, мы должны задумываться не только о том, справедливы ли они, но и о возможностях тех, кому мы их предъявляем; где ничего нельзя получить, там мы теряем свои права.
(2) Как много он давал, хотя мог много брать.
[1] Труд своих слуг (ст. 16). Слути правителей считают себя освобожденными от общественных работ, но слуги Неемии (безусловно, по его приказу) все собирались туда на работу. У кого много слуг, тот должен придумывать, как за счет их сделать доброе дело и обеспечить их работой.
[2] Собственные продукты (ст. 17−18). Он накрывал очень хороший стол и не в определенные дни, а постоянно; он принимал много почетных гостей, по крайней мере, 150 соотечественников людей, занимавших высокое социальное положение, помимо чужеземцев, которые приезжали к нему по делу. Для своих гостей он накрывал обильное угощение и подавал быков, овец и птиц, а также различные вина. Люди, занимающие государственные должности, должны помнить, что их возвысили для того, чтобы они делали добрые дела, а не обогащались; и пусть занимающие более скромные посты научатся быть страннолюбивыми друг ко другу без ропота (1Пет 4:9).
III. Он заканчивает молитвой (ст. 19): «Помяни, Боже мой, во благо мне».
1. В данном стихе Неемия говорит о том, что он сделал для народа сего, не из гордости, чтобы похвалить себя, и не в страсти, обвиняя их; он не старается использовать данную ситуацию в свое оправдание, как Павлу приходилось рассказывать о самоотречении и любви к коринфянам; он делает это, чтобы пристыдить начальствующих за притеснения народа. Пусть на его примере научатся не быть алчными в своих требованиях и мелочными в расходах, и тогда они приобретут доброе имя и утешение благодаря своей щедрости, как и он.
2. Он упоминает об этом Богу в молитве не потому, что надеется тем самым заработать благоволение у Бога, а чтобы показать, что не ищет какого-то воздаяния за свою щедрость от людей, а уповает только на Бога и верит, что Он восполнит все его потери и воздаст ему почести; он считает, что благоволение Бога достаточная награда. «Если Бог помянет во благо мне, то этого достаточно». Когда Он помышляет о нас, то мы счастливы (Пс 39:6). Неемия предоставляет Богу воздать ему так, как Он считает нужным. «Если люди забудут меня, то пусть мой Бог вспомнит обо мне, и большего мне не надо».
Толкование Мэтью Генри на книгу Неемии, 5 глава. Толкование Мэтью Генри.
Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.