В этой и следующей главе излагается запоминающаяся и очень грустная история о том, как Израиль повернул от пути, ведущего к границам Ханаана, почти достигнув его. Они были приговорены блуждать и погибнуть в пустыне за их неверие и ропот. На это событие ссылается Псалом 94 (ст. 7 и далее), и его используют для предостережения христиан (Евр 3:7 и далее). Эта глава повествует о том:

(I) Как перед тем, как войти в Ханаан, были посланы двенадцать разведчиков (ст. 2−17).

(II) Какие наставления были даны разведчикам (ст. 18−21).

(III) Как они исполнили поручение, соответственно данным им наставлениям, и возвратились с задания (ст. 22−26).

(IV) Доклад, предоставленный ими в стан Израиля (ст. 27 и далее).

Стихи 2−21. В этих стихах приводится:

I. Повеление послать разведчиков исследовать землю Ханаанскую. Здесь говорится, что Бог повелел Моисею послать их (ст. 2−3), но при дальнейшем повторении этой истории (Втор 1:22) оказывается, что это побуждение пришло от народа. Люди пришли к Моисею и сказали: «Пошлем пред собою людей»; это был плод их неверия. Они не поверили слову Бога, утверждавшему, что земля была хорошей и Он обязательно отдаст ее им во владение. Они не могли довериться столбу облачному и огненному, что он покажет им путь к ней, а имели более высокое мнение о своем благоразумии, чем о мудрости Бога. Насколько нелепо было посылать разведчиков исследовать землю, которую сам Бог исследовал для них, и спрашивать путь в нее, когда сам Бог обязался показать его! Подобным образом и мы губим себя, доверяя больше отчетам, построенным на чувствах, чем божественному откровению; мы ходим зрением, а не верой; хотя если мы принимаем свидетельство человеческое, то свидетельство Божие — несомненно больше. Когда народ высказал свою мотивацию Моисею, то он (возможно, не осознавая, что в ее корне лежит неверие) посоветовался об этом с Богом, попросил Его удовлетворить желание народа в этом вопросе и послать разведчиков: «Пусть ходят по своим помыслам». Но Бог ни в коей мере не был соучастником их греха, который за этим последовал, ибо посылка разведчиков не была причиной этого греха; и если бы разведчики исполнили свой долг, а люди — свой, то это могло бы укрепить их веру и сослужить им добрую службу.

II. Имена людей, которые были назначены исполнить это служение (ст. 5 и далее): по одному из каждого колена, чтобы создавалось впечатление, что в этом действии участвовал весь народ. Это были начальники, занимавшие важное положение и пользующиеся уважением в коленах, начальники тысяч и сотен, чтобы придать большее значение этому мероприятию. Это делалось для блага, но привело к плохим результатам, раз качества людей побудили их поверить лживому докладу разведчиков, который оказал на них большее влияние. Некоторые считают, что все они были перечислены ради двух хороших разведчиков, оказавшихся среди них — ради Халева и Иисуса Навина. Обращается внимание на перемену имени Иисуса Навина в данной ситуации (ст. 17). Он был служителем Моисея и хотя происходил из колена Ефремова, тем не менее являлся генералом армии, посланной сражаться против Амалика, и в своем колене был известен под именем Осия. Но Моисей назвал его Иисусом в знак своего расположения к нему и власти над ним; теперь, похоже, он повелел всем звать его так, и с этого момента это имя прочно закрепилось за ним. Имя Осия означает молитву о спасении — спаси; а имя Иисус подразумевает обетование о спасении — Он спасет — в ответ на эту молитву; такая близкая связь между молитвами и обетованиями. Молитвами мы добиваемся исполнения обетований, а обетования направляют и ободряют нас в молитвах. Некоторые полагают, что Моисей, взяв первый слог имени Иегова (Jehovah) и поставив его в начале имени, благодаря чему имя из Осия (Hoshea) превратилось в Иешуа (Jehoshua), облачил его славой и ободрил в этом и всех будущих служениях, заверив его в Божьем присутствии. Но и после этого его называли Осия (в англ. пер., Втор 32:44). Имя Иисус означает то же самое, что Иешуа — такое же имя носил наш Господь Христос, прообразом которого был Иисус Навин, являясь последователем Моисея, военачальником Израиля и завоевателем Ханаана. Писание говорит еще об одном человеке, носившем это имя, который также был прообразом Христа (Зах 6:11). Иисус Навин был спасителем народа Божьего от сил Ханаана, а Христос был его Спасителем от сил ада.

III. Наставления, данные разведчикам. Они были посланы в землю Ханаанскую ближайшим путем, чтобы пересечь страну и предоставить отчет о ее нынешнем состоянии (ст. 18). Им было велено собрать информацию по двум основным вопросам:

(1) О самой земле — какова она (ст. 19−20), хороша ли она или худа (ст. 20), тучна ли она или тоща (ст. 21). Все части земли различаются друг от друга благословением и плодородием; некоторые страны благословлены более богатой почвой, чем другие. Сам Моисей был удовлетворен хорошей землей Ханаана, но он послал разведчиков, чтобы они принесли доклад о ней для удовлетворения народа так же, как Иоанн Креститель послал учеников к Иисусу спросить, Он ли Христос, но не для того, чтобы получить эту информацию, а чтобы удостоверились посланные. Они должны были обратить внимание на то, полезен ли там воздух, какова почва и что там произрастает; а чтобы еще больше удовлетворить народ, они должны были принести с собой некоторые плоды.

(2) О ее жителях: их количество — много их или мало, их размеры и телосложение — являются они сильными и крепкими людьми или же слабыми; их жилища — живут они в палатках, домах, поселениях или укрепленных городах. Они должны были высмотреть, стоят ли там деревья нетронутыми, как в тех странах, которые остались неразвитыми из-за неумения и медлительности их жителей, или же деревья срублены и страна представляет собой открытое поле для удобства обработки почвы. На эти вопросы они должны были дать ответ. Возможно, в последующие года между Египтом и Ханааном не было такой торговли, как во времена Иакова, так как в противном случае они могли бы получить эту информацию, не посылая людей для ее исследования. Посмотрите, какое преимущество дают нам книги и знания, которые обеспечивают людей любопытных и любознательных информацией об иностранных государствах, расположенных намного дальше, чем в то время был Ханаан от Израиля, без особых затрат и усилий.

IV. Моисей отпустил разведчиков, повелев им: «Будьте смелы», подразумевая, что они не только сами должны ободриться, сталкиваясь с трудностями этой экспедиции, но и принести ободряющий отчет народу и извлечь из этого самое хорошее. На них не только была возложена важная задача, которая требовала решимости и хорошей организации, но и оказано большое доверие, требовавшее от них быть верными.

Стихи 22−26. В этих стихах приводится краткий отчет об исследовании разведчиками обетованной земли.

1. Они пересекли ее и прошли от пустыни Син на юге до Рехова близ Емафа на севере (ст. 22, см. Чис 34:3, 8). Вполне возможно, они не шли одной группой, чтобы это не выглядело подозрительно и их не схватили, так как, если бы хананеи знали, как близко от них находятся израильтяне, это грозило бы им большой опасностью (хотя кто-то мог подумать, что они не могли не знать об этом). Скорее всего, они разделились на несколько групп и таким образом пересекли страну, не вызывая подозрений, как странники.

2. Они обратили особое внимание на Хеврон (ст. 23), так как, возможно, рядом находилось поле при Махпеле, где были похоронены патриархи (Быт 23:2), чьи мертвые тела как бы охраняли эти владения для своих потомков. Они нанесли особый визит к этой гробнице и нашли расположенный рядом город, которым владели перечисленные здесь сыны Енаковы. И в этом месте, где они надеялись получить величайшее ободрение, они столкнулись с самым большим разочарованием. Там, где тела их предков хранили для них их владения, великаны охраняли от них эти владения. Они пошли в южную страну и дошли до Хеврона, то есть «именно Халев», как говорят евреи, ибо Писание ссылается на его пребывание там (Нав 14:9, 12−13). То, что другие разведчики также были там, следует из описания сынов Енаковых (ст. 34).

3. Они принесли с собой виноградную ветвь и некоторые другие плоды в доказательство необычного плодородия этой земли. Возможно, они набрали этих плодов, когда покидали страну и возвращались обратно. Кисть винограда была настолько большой и тяжелой, что ее повесили на шест, который несли два человека (ст. 24−25). Поэтому то место, где они сорвали эту гроздь, назвали виноградная кисть, а эта известная кисть стала для Израиля залогом и образцом всех плодов Ханаана. Так и нынешние утешения, которые мы имеем в общении с Богом, являются предвкушением полноты радости, которую мы надеемся обрести в небесном Ханаане. Благодаря им мы можем видеть, какими являются небеса.

Стихи 27−34. Удивительно, как у народа Израиля хватило терпения сорок дней ожидать возвращения разведчиков, когда они были уже готовы войти в Ханаан. Они получили все необходимые заверения в успешности их предприятия, которые только могла предоставить божественная сила и постоянные чудеса, до того времени сопутствовавшие им. Но они не доверяли Божьей силе и обетованию, предпочитая оставаться в неизвестности, следуя собственным советам, а не пребывая в уверенности благодаря Божьему завету. Как часто из-за собственного неверия мы оказываемся освещенными собственным светом! Наконец посланники вернулись, но среди них не было согласия о содержании доклада.

I. Его основная часть разубеждала народ вступать в Ханаан; израильтяне вполне справедливо были предоставлены этому искушению, так как чрезмерно уповали на мнение людей, хотя имели слово Бога, чтобы довериться Ему. Бог поступает праведно, подвергая сильным заблуждениям тех, кто не принимает Его истину с любовью.

1. Обратите внимание на их доклад.

(1) Они не могли отрицать, что земля Ханаанская была очень плодоносной, так как принесенная виноградная гроздь была наглядным тому доказательством (ст. 28). Бог пообещал им землю, в которой текут молоко и мед, и нечестивые разведчики знали, что эта земля таковой и является. Подобным образом даже из уст противников Бог будет прославлен, а истина Его обетования — подтверждена. Но далее они противоречат сами себе, говоря (ст. 33): «…это земля, поядающая живущих на ней», словно хотя она имела молоко, и мед, и виноград, но при этом ей не хватало других необходимых питательных веществ. Некоторые считают, что в то время, когда разведчики исследовали эту землю, она страдала от великого бедствия, причину которого они должны были отнести на счет мудрости божественного провидения, которое таким образом уменьшило количество их врагов, чтобы облегчить завоевание этой земли. Но разведчики сделали возмутительный вывод, что причиной тому является вредный воздух, и использовали этот факт, чтобы оговорить эту страну. За безрассудный страх перед бедствием Ханаана они были вполне справедливо немедленно истреблены и умерли, быв поражены в пустыне (Чис 14:37). Но (2) они представили ее завоевание как абсолютно неосуществимое мероприятие, пытаться совершить которое не было смысла. Народ там сильный (ст. 29), люди великорослые (ст. 33), сильнее нас (ст. 32). Города были представлены как неприступные крепости: укрепленные и весьма большие (ст. 29). Но ничто не послужило их плохим целям больше, чем описание исполинов, на которых они ставили особое ударение: «сынов Енаковых мы видели там» (ст. 29), и вновь: «там видели мы и исполинов — людей поразительных размеров — сынов Енаковых, от исполинского рода» (ст. 34). Они говорили так, словно упоминание об исполинах вызывало у них трепет, как это было при их виде. «О, эти огромные исполины! Рядом с ними мы были в глазах наших, как саранча: не только маленькими и слабыми, но трепещущими и напуганными». Сравните Книгу Иова 39:20: «Можешь ли ты испугать его, как саранчу?» «Более того, такими же были мы в глазах их; они смотрели на нас с таким же презрением и пренебрежением, как мы на них — со страхом и трепетом». А в общем по этому вопросу они вынесли такой суд: «Не можем мы идти против народа сего (ст. 32) и поэтому должны пойти другим путем».

2. Даже если бы они судили лишь соответственно человеческим возможностям, то не оправдались бы от обвинений в трусости. Разве не было войско Израиля очень многочисленным? 61300 готовых к боевым действиям мужчин, расположенных в определенном порядке и хорошо организованных, выстроенных в боевом порядке, объединенных одними интересами и чувствами, составляли самую угрожающую армию, которая, возможно, когда-либо появлялась на поле битвы. Армия Александра Великого свидетельствовала, что намного меньшая армия совершила больше, чем завоевание Ханаана. Моисей, их главнокомандующий, был мудр и смел, и если бы люди были полны решимости и вели себя храбро, то кто смог бы устоять перед ними? Правда, что хананеи были сильны, но они были рассеяны (ст. 30): одни жили на южной части земли, другие на горе, и поэтому из-за больших расстояний они не смогли бы быстро собраться вместе, а так как они преследовали разные интересы, то не могли долго быть вместе, противостоя Израилю. Так как страна была изобильной, то она могла бы прокормить армию, и хотя ханаанские города были укреплены, но если бы израильтяне победили врагов в поле, то их крепости также перешли бы к ним в руки. И наконец, что касается исполинов: их заметные по размеры фигуры делали их лучшей мишенью, кроме того, большие люди не всегда являются самыми отважными.

3. Хотя разведчики заслужили быть объявленными трусами, не это было самым худшим; Писание позорит их за неверие. От них не требовалось, чтобы они полагались на человеческий фактор, но (1) им были явлены видимые знаки Божьего присутствия с ними и сила Божья, которая будет выступать на их стороне. Хананеи были сильнее израильтян; предположим, что так было, но были ли они сильнее Бога Израиля? Если мы не можем иметь дела с ними, то разве этого не сможет Всемогущий Бог? Разве Он не находится среди нас? Разве Он не идет впереди нас? И разве есть для Него что-либо невозможное? Даже если мы похожи на кузнечиков рядом с исполинами, то разве они не меньше, чем кузнечики перед Богом? Их города укреплены против нас, но разве могут они огородиться стеной от небес? Кроме того:

(2) Они часто видели, насколько могущественна рука Бога, которая поднималась и опустошалась от их имени. Разве не были египтяне намного сильнее их, как и хананеи? Тем не менее, разве колесницы и всадники Египта не были разгромлены и уничтожены без какого-либо действия со стороны Израиля? Амаликитяне захватили их, когда они были в невыгодном положении, но тем не менее они были разбиты. В то время чудеса были их хлебом насущным; даже если бы этого ничего не было, то их армия, так хорошо обеспеченная провизией, которая доставлялась постоянно, в изобилии и бесплатно, имела бы великое преимущество по сравнению с другими. Более того:

(3) Им были даны отдельные обетования, гарантирующие победы и успех в войнах против хананеян. Бог дал Аврааму все возможные заверения в том, что его потомство будет владеть этой землей (Быт 15:18; Быт 17:8). Он четко пообещал им через Моисея, что прогонит хананеян перед ними (Исх 33:2) и мало-помалу будет прогонять их (Исх 23:30). И после всего этого их слова «не можем мы идти против народа сего» фактически означали: «Сам Бог не может исполнить Свои слова». Они фактически лгали Ему и говорили, что Он взял на себя больше, чем мог совершить. Нам представлено краткое описание этого греха, которым они заразили все собрание (Пс 105:24). Презрели они землю желанную, не верили слову Его. Хотя в процессе исследования они обнаружили, что эта земля так же хороша, как Он говорил — земля, где течет молоко и мед, — в то же время они не верили тому, что Он сказал, и потеряли надежду овладеть ею, хотя вечная истина сама предложила ее им. А теперь перейдем к докладу нечестивых разведчиков.

II. Халев ободрял их идти вперед, хотя его поддерживал только Иисус Навин (ст. 31): Халев успокаивал народ, который уже разволновался, перед Моисеем, чье сияющее лицо не могло укротить людей, когда они становились неуправляемыми. Халев означает «все сердце», и он вполне соответствовал своему имени, был искренним человеком и таким же сделал бы народ, если бы тот прислушался к нему. Если бы Иисус Навин начал оказывать сопротивление толпе, то его стали бы подозревать в лицеприятии к Моисею, чьим служителем он был, и поэтому он благоразумно позволил Халеву первому выступить в этой ситуацией, так как тот был из колена Иудина — колена, которое лидировало и поэтому к его представителям нужно было прислушиваться. Халев так же, как и его соратники, обратил внимание на силу жителей Ханаана и поэтому (1) очень уверенно говорит о победе: «…мы можем одолеть ее», как бы сильны ни были их воины.

(2) Он воодушевляет людей идти вперед, так как ему выпал жребий идти в авангарде, он говорит как человек, решивший смело возглавить их: «Пойдем сейчас же; еще один смелый шаг, еще один смелый удар — и мы сделаем свое дело; земля будет принадлежать нам, если у нас хватит смелости сделать его; пойдем и завладеем ею». Он не говорит: «Пойдем и завоюем ее», а считает ее уже принадлежащей им. «Пойдем и завладеем ею; нам ничего не нужно делать, лишь войти и завладеть тем, что Бог, наш великий Господь, уже дал нам». Отметьте: праведник смел, как лев. Трудности, которые лежат на пути к спасению, уменьшаются и исчезают, сталкиваясь с действенной верой в силу и обетование Бога. Всё возможно, если это обещано, верующему.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Числа, 13 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.