В. Выявление проказы (Гл. 13)

В главе 13 речь идет о проказе, а в главе 14 — об очищении от нее. Единства мнений в вопросе о том, что считалось проказой в библейские времена, не существует. Прокаженные в Библии обычно подвижны, не обезображены, и не опасны в тех случаях, когда проказа покрывала их полностью. Иногда они исцелялись.

Роль священника чем-то напоминала роль врача. Возможно, в этом содержится напоминание, что духовная и физическая стороны жизни тесно взаимосвязаны. Человек состоит из трех частей, и если поражена одна из трех составляющих, это влияет и на другие.

Читать главу 13 нелегко, так как в ней содержится медицинское описание болезней и объяснение, какие из них относятся к проказе. Описывается также «проказа» в доме и на одежде. Доктор Р. К. Харрисон, у которого есть медицинское образование и степень в гебраистике, отмечает, что «нет такого перевода, который охватывал бы все заболевания, отраженные в этом еврейском слове, но это слово, похоже, обладает достаточно широким диапазоном значений, чтобы включать в себя то заболевание, которое мы называем болезнью Хансена (Hansen's disease)».

Харрисон собирает воедино все известные факты, связанные с еврейским термином и его греческим переводом (от которого происходят такие английские слова как leprosy, leper, leprous). «Еврейское слово сараат происходит от корня, означающего «приобрести  кожное   заболевание», и имеет достаточно общее значение. В Ветхом Завете это слово обозначало плесень или плесенный грибок на одежде, выделение минералов на стене здания, и, вполне возможно, сухую гниль на ткани или другом похожем материале. В Септуагинте (древнегреческом варианте Ветхого Завета) это еврейское слово переводится греческим lepra, происхождение и смысл которого отличаются неопределенностью.   В греческой медицинской литературе этим словом описывалась болезнь, от которой слоилась и шелушилась кожа. У Геродота оно упоминается в связи с болезнью под названием leuke — кожное высыпание, которое, по-видимому, идентично греческому elephantiasis и имеет сходство с современной клинической   проказой (болезнью Хансена)».

13:1−3 В этом отрывке описаны действия священника, который осматривает человека, ища симптомы библейской проказы.

13:4−8 Далее описана процедура, которую необходимо провести, если есть подозрение на проказу. Пациента помещали в карантин на семь дней. И если язва за это время не распространялась, его держали в карантине еще семь дней. Затем, если заболевание не прогрессировало, священник объявлял, что человек чист. Если же лишай распространялся по коже после второй проверки, священник объявлял, что человек нечист.

13:9−11 При застарелой или хронической проказе священник объявлял прокаженного нечистым.

13:12−13 Но, как ни странно, если человек полностью белел от проказы, то болезнь больше не прогрессировала, и священник объявлял прокаженного чистым.

13:14−15 Когда на человеке появлялось живое мясо, священник объявлял его нечистым. Это была проказа.

13:16−17 Если при проказе живое мясо изменялось и обращалось в белое, снова объявлялось, что человек чист.

13:18−23 Далее описаны три диагноза, возможные в случае нарыва. Если у человека, пришедшего к священнику, нарыв окажется ниже кожи, и волос его изменился в белый, то священник должен объявить его нечистым (ст. 18−20). Если язва распространялась по телу за время семидневного карантина, то это была проказа (ст. 21−22). Но если она не распространялась, человека объявляли чистым (ст. 23).

13:24−28 Описывается также случай развития проказы на ожоге. Если симптомы однозначно свидетельствовали о проказе, то священник объявлял человека нечистым (ст. 24−25).Семидневный карантин должен был выявить, распространится ли язва. Если язва распространялась, это была проказа (ст. 26−27). Но если это была просто опухоль от ожога, проказы не было (ст. 28).

13:29−37 Далее описывается случай паршивости на голове или бороде. Если симптомы говорили о проказе, то человека следовало объявить нечистым — будь то мужчина или женщина (ст. 29−30). Если не было в точности известно, проказа это или нет (ст. 31−37), человека изолировали на семь дней. Если болезнь не распространялась по телу, человек сбривал волосы, и карантин продолжался еще семь дней. Если паршивость распространялась, человек был нечист. Но если паршивость проходила, человек был чист.

13:38−39 Если у человека на коже появлялись белые пятна, его объявляли нечистым. В частично дословном переводе Харрисона, состояние больного передается таким описанием: «Пестрые пятна, появившиеся на коже».

13:40−44 Обычное облысение (alopecia) отличается от облысения, вызванного проказой.

13:45, 46 Прокаженный был несчастным человеком. Он жил вне стана, ходил в разодранной одежде и с непокрытой головой. И всякий раз, когда приближались люди, он закрывался до верхней губы или до усов и кричал: «Нечист! Нечист!» Здесь мы видим еще один пример профилактической медицины. Изоляция — принятый в медицине способ предотвратить распространение инфекции.

«Плесень — это грибковые наросты на мертвых или разлагающихся животных или растениях. Эта плесень проявляется в пятнах различного оттенка». Харрисон проводит духовную параллель:

«Грибки плесени заражают весь предмет, на который попадают. Так и пятно первородного греха распространяется на всего человека».

Избранный народ Иеговы должен быть чист — и внешне, и внутренне.

Мое сердце Бога восхваляет
Ведь оно свободно от греха
Сердце, что так свято доверяет
Божьей крови, данной за меня.
Сокрушенное сердце, смиренно
От любви безграничной стучит
И ничто, ни живое, ни тленное
Меня с Господом не разлучит!

Чарльз Уэсли

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на Левит, 13 глава. Комментарии МакДональда.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.