По Марку 10 глава

Евангелие по Марку
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Оттуда Иисус повернул в другую сторону — это была уже Иудея и Заиорданье. Опять начали стекаться к Нему толпы, и Он учил народ. Так Он делал всегда.
2 Фарисеи спросили Его: «Муж может уходить от жены или как?» Спрашивали они с подвохом.
3 Иисус в ответ спрашивает: «А как распорядился на этот счет Моисей?».
4 Они говорят: «По Моисею можно давать разводное свидетельство и уходить».
5 Иисус сказал: «Моисей распорядился так ввиду вашей дикости.
6 В начале создания Бог “сотворил мужчину и женщину.
7 Оставит человек отца и мать и сроднится с женой.
8 И будут двое одной плотью.” Стало быть, они уже не сами по себе, а одна плоть.
9 Бог соединил — человеку не разнимать».
10 Дома ученики опять стали спрашивать Его о том же.
11 Иисус сказал: «Кто уходит от жены и женится на другой — неверен.
12 И если жена уйдет от мужа и выйдет за другого — неверна».
13 Люди брали с собой к Иисусу малых детей, хотели, чтобы Он прикоснулся, но их не допускали к Нему ученики.
14 Иисус заметил это и в сердцах сказал: «Не мешайте. Пусть дети идут ко Мне. Пустите их. С такими, как они — Божье Царство.
15 Поверьте Мне: кто Божьего Царства не примет, как дети его принимают — не войдет в него».
16 Он обнял детей, возложил на них руки и благословил.
17 Иисус хотел было идти дальше, но тут подбежал к Нему один человек, бросился на колени и говорит: «Добрый Учитель! Что я должен сделать, чтобы рассчитывать на вечную жизнь?».
18 Иисус ответил: «Зачем ты называешь Меня добрым? Кто еще добр, кроме Бога!
19 Заповеди ты знаешь. Не убий. Не изменяй в супружестве. Не укради. Не говори лжи. Не плутуй. Почитай отца и мать».
20 Тот ответил: «Учитель! Все это я соблюдаю смолоду».
21 Иисус посмотрел на него (он сразу полюбился Иисусу) и говорит: «Одного тебе недостает: продай все, что у тебя есть, и отдай нищим — вот твое сокровище на небесах. И давай иди за Мной».
22 Но это был зажиточный человек, и ответ Иисуса его не обрадовал. Ему стало неловко, и он ушел.
23 Иисус перевел взгляд на учеников и сказал: «Как трудно войти в Божье Царство человеку при деньгах!».
24 Учеников потрясли эти слова. Иисус опять говорит им: «Чада! Как трудно войти в Божье Царство!
25 Легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому в Божье Царство».
26 В крайнем волнении они говорили друг другу: «Кто же тогда может спастись?».
27 Иисус ответил с властью во взоре: «Невозможно человеку, но не Богу. Богу все возможно».
28 Петр стал было говорить Ему: «Вот мы все оставили и пошли за Тобой...».
29 Иисус сказал: «Поверьте Мне: все, кто бы ни оставил и дом, и братьев, и сестер, и мать, и отца, и детей, и землю ради Меня и ради евангелия,
30 Получит сейчас, на своем веку, вопреки гонениям, во сто крат больше и домов, и братьев, и сестер, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем — вечную жизнь.
31 Многие будут первые последними и последние — первыми».
32 Шли в Иерусалим. Иисус шел впереди. Было удивительно и страшно идти за Иисусом. А Своим Двенадцати Он опять говорил о том, что будет с Ним в скором времени:
33 «В Иерусалиме, когда придем, против Сына человеческого совершится предательство. Первосвященники и книжники приговорят Его к смерти и отдадут в руки язычников.
34 Будут глумиться над Ним, плевать в Него, бить плетью. И убьют Его. А через три дня Он воскреснет».
35 Сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн подходят к Иисусу и говорят: «Учитель! Мы хотим попросить Тебя сделать для нас одну вещь».
36 Он спрашивает: «О чем вы хотите просить Меня? Какую вещь Мне сделать?».
37 Они говорят: «Дай нам одному по правую, другому по левую Твою руку сесть во всей Твоей славе».
38 Иисус ответил: «Не знаете, о чем просите. А выпить чашу, которую Я пью, и принять крещение, которое Я принимаю, сможете?».
39 Они говорят: «Сможем». Тогда Иисус сказал: «Чашу, которую Я пью, выпьете и крещение, которое Я принимаю, примете.
40 Но кому сесть по правую и по левую Мою руку, не Я решаю. Сядут, кому предназначено».
41 Это слышали другие десять учеников и рассердились на Иакова и Иоанна.
42 Иисус зовет их всех и говорит: «У язычников, как вы знаете, заведен такой порядок: один высокий чин командует и распоряжается всеми. У них наверху всегда есть сановное лицо.
43 Среди вас не должно быть так. Кто захочет среди вас возвыситься — пусть будет вам слугой.
44 Кто захочет быть среди вас первым — пусть будет каждому рабом.
45 Сын человеческий пришел не обслуживаться, а послужить и душу Свою отдать выкупом за всех».
46 Шли по Иерихону. И когда Иисус в окружении большой толпы выходил с учениками из города, у дороги сидел и просил подаяния слепой Вартимей (то есть сын Тимея).
47 Услышав, что идет Иисус Назарянин, он начал громко кричать: «Иисус, Сын Давидов! Сжалься надо мной!».
48 На слепого шикали со всех сторон, хотели его унять, но он еще громче закричал: «Сын Давидов! Сжалься надо мной!».
49 Иисус остановился и говорит: «Позовите его». Слепому говорят: «Давай живей подымайся! Зовет тебя».
50 Вартимей сбросил с себя рогожку, вскочил и подошел к Иисусу.
51 Иисус говорит: «Что Мне сделать для тебя? Что тебе нужно?». Слепой ответил: «Раббуни! Позволь видеть».
52 Иисус сказал: «Ступай! Тебя исцеляет твоя вера». Слепой тут же стал видеть и пошел по дороге за Иисусом.

Новой Женевской Библии

10:1 пределы Иудейские. Имеется в виду южная часть Палестины, центром которой был Иерусалим. Это путешествие в Иудею явилось началом того процесса, который привел к смерти Иисуса (Лк 9:51). Отправной точкой путешествия стала гора Преображения, где было явлено предвестие славы воскресения Иисуса из мертвых (9:2−13), а завершилось оно на Голгофском холме.

за Иорданскою стороною. Иисус пришел в Перею (современную Иорданию), тетрархом которой был Ирод Антипа (6:14).

позволительно ли разводиться..? Во Втор 24:1−4 ясно указывается, что ответ («да» или «нет») зависит от обстоятельств. Возможно, фарисеи хотели вовлечь Иисуса в спор об Ироде Антипе и его «незаконной» жене (см. ком. к 6:17).

Евангелие в глубокой провинции.

10:6 В начале. См. Быт 1:27. Иисус показывает, что совершающееся ныне откровение нового завета, несмотря на присутствие зла в мире, восстанавливает на земле те условия жизни людей, которые существовали до грехопадения.

10:10 В доме. Снова ученики принимают наставление, предназначенное исключительно для них одних (9:35).

10:11 кто разведется с женою своею. Это простой общий принцип, утверждающий нерушимость брака, которым иудеи на практике часто пренебрегали. Однако Иисус оговаривает, что для развода существует одна законная причина — супружеская неверность (Мф 5:32; Мф 19:9). А Павел добавляет к ней еще одну (1Кор 7:12−16).

10:14 пустите детей. В Своем приглашении приносить к Нему детей Иисус выражает характерный для ВЗ принцип общей солидарности участников завета. Эти маленькие дети принадлежат к Божиему Царству. Ребенок похож на истинного верующего, который знает, что он ничего не может принести Иисусу, но получить от Него может все (ст. 15).

10:16 благословил их. Дать человеку Божие благословение значит призвать на него Божие имя (Быт 48:16; Чис 6:22−27) и таким образом включить его в число тех, кому принадлежат благословения завета (Быт 22:16−18; Втор 7:13).

10:17 некто. У Луки (18:18) сказано, что этот человек был «начальствующим», у Матфея (19:22) — что он был юношей, а у Марка (10:22) — что он был очень богат. У него было все, за исключением самого важного — вечной жизни.

что мне делать, чтобы наследовать..? Т.е. «какими делами заслужить право наследования вечной жизни?» В основе его религиозных взглядов лежало учение о делах праведности.

10:18 что ты называешь Меня благим? Ответ Иисуса не означает, что Сам Он не считал Себя благим. Скорее, Он хотел показать молодому человеку, что все его дела не могут сделать его «благим», и поэтому он не способен заслужить себе вечную жизнь.

10:21 одного тебе не достает. Любовь молодого человека к богатству (ст. 22) и отказ раздать его, чтобы следовать за Иисусом, показывают, что он нарушал величайшую из заповедей: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6:5; ср. Мф 22:37). Поскольку у него нет абсолютной праведности, которую требует Бог, он подпадает под осуждение. Дела праведности не могут помочь ему в его величайшей нужде.

10:23 как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие. Это не потому, что богатство само по себе — зло. Злом оно становится в том случае, если любовь к богатству преобладает над любовью к Богу.

10:25 верблюду пройти сквозь игольные уши. Разночтение в древних кодексах: в одних случаях здесь встречается слово «камелос» — верблюд; в других — «камилос» — корабельный канат. Очевидно, второй вариант более верный.

10:27 человекам это невозможно. Спасение лежит за пределами человеческих возможностей. Оно может быть лишь Божиим даром, основанным на Его соизволении (Пс 3:9; 67:20−21).

10:28 мы оставили все. Хотя спасение нельзя заслужить, к нему необходимо всем сердцем стремиться.

10:33 Сын Человеческий предан будет. См. ком. к 8:31.

язычникам. В этом предсказании о Своей смерти Иисус впервые упоминает о язычниках (т.е. о римлянах), и, таким образом, намекает, что будет распят на кресте (римская казнь).

10:37 сесть у Тебя... по правую. Учение Иисуса об истинном величии (9:34−35) в данном случае еще не дало результата.

10:38 пить чашу. Чаша — ветхозаветный символ страдания и гнева (Пс 74:9; Ис 51:17−22; Иер 25:15; Иез 23:31−34; ср. 14:36).

крещением. Здесь заключен образ Божиего суда: его приговором может быть смерть, но он дает надежду на конечное оправдание (Рим 6:3; Кол 2:11−13; 1Кор 10:2).

10:40 не от Меня зависит. Иисус признает существование таких областей, в которых во время Его земной жизни действует власть одного лишь Отца (13:32).

10:43 Но между вами да не будет так. См. ком. к 4:11. Возможно, остальные десять учеников негодовали потому, что сами желали занять те места, на которые претендовали братья.

10:45 Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили. См. ком. к 9:35.

для искупления многих. Т.е. для выкупа. Выкуп — плата за освобождение виновного от наказания (Исх 21:30) или должника от его долга (Исх 30:12; ср. Ис 53:10).

10:46 Иерихон. Город, расположенный в двадцати четырех километрах к северо-востоку от Иерусалима. Первое поселение на его территории появилось около 6000 г. до Р.Х. К 1600 г. до Р.Х. Иерихон достиг своего расцвета, однако вскоре был разрушен. Новый город был построен Иродом Великим.

сын Тимеев. Перевод семитского имени «Вартимей».

10:47 Сын Давидов! Мессианский титул (11:10; 12:35), заимствованный из ВЗ (Ис 11:1−3; Иер 23:5−6; Иез 34:23−24).

10:49 велел его позвать. Одной из замечательных особенностей общественного служения Господа было то, что Он всегда находил время для отдельных людей, чьи страдания были особенно велики (5:30−34).

10:51 Учитель! Называя Иисуса этим титулом, Вартимей показывает, что он признает авторитет Иисуса и подчиняется ему.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.