От Луки 9 глава

От Луки, святое благовествование
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Иисус призвал к себе двенадцать апостолов и дал им власть и силу изгонять всяких бесов и исцелять недуги.
2 Он послал их в мир, чтобы они провозглашали Царство Божье и исцеляли больных.
3 Он сказал им: "Не берите с собой в дорогу ничего: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни денег; возьмите только ту одежду, что на вас.
4 Если войдёте в чей-нибудь дом, оставайтесь там до тех пор, пока не придёт время уходить.
5 И если жители какого-нибудь города не окажут вам гостеприимства, то, покидая его, отряхните пыль со своих ног, чтобы это служило тем людям предупреждением".
6 И отправились они в путь по селениям, благовествуя и исцеляя больных людей повсюду.
7 Когда правитель Ирод, услышал обо всём происходящем, он был озадачен, ибо некоторые говорили, что Иоанн Креститель воскрес из мёртвых,
8 другие утверждали, что явился Илия Пророк, а третьи рассказывали, что воскрес один из древних пророков.
9 Тогда Ирод сказал: "Я самолично приказал обезглавить Иоанна, так кто же Этот Человек, о котором я слышу такие рассказы?" И он всё время пытался увидеть Его.
10 Когда апостолы возвратились к Иисусу, они рассказали Ему подробно обо всём, что сделали. И Он вместе с ними уединился в городе Вифсаиде.
11 Но множество народа узнало об этом и последовало за Ним, и Он приветствовал их и стал рассказывать им о Царстве Божьем, исцеляя тех, кто в том нуждался.
12 К концу дня двенадцать апостолов пришли к Нему и сказали: "Отошли этих людей, вели им, чтобы они отправились в окрестные селения и деревни и нашли себе там приют на ночь и какую-нибудь еду, ибо здесь место пустынное".
13 Но Он сказал им: "Вы сами дайте им чего-нибудь поесть!" Они же ответили: "Всё, что у нас есть, это пять хлебов и две рыбины. Ты хочешь, чтобы мы пошли и купили еды для всех этих людей?"
14 Там было около пяти тысяч человек. Но Он сказал апостолам: "Скажите этим людям, чтобы они расположились человек по пятьдесят".
15 Они так и сделали, и все, кто там был, сели на землю.
16 Тогда Он взял пять хлебов и две рыбины и, обратив взор Свой к небу, возблагодарил Бога за пищу, а потом разделил еду и стал передавать её ученикам, сказав, чтобы те раздавали народу.
17 Все ели и насытились, а то, что осталось лишнее, собрали в корзины, и набралось двенадцать полных корзин.
18 Однажды, когда Он молился в уединении и ученики были с Ним, Он спросил их: "Что говорит народ о том, кто Я таков?"
19 В ответ они сказали: "Одни говорят, что Ты — Иоанн Креститель, другие, что Илия, а третьи, что Ты один из древних пророков, вернувшихся в мир".
20 И Он сказал им: "А вы что думаете, кто Я таков?" И ответил Ему Пётр: "Христос Божий".
21 Но Он предупредил их, чтобы они никому не говорили об этом,
22 сказав: "Сын Человеческий должен выстрадать многое, и будет Он отвергнут старейшинами, и первосвященниками, и законниками, и предадут Его смерти, и воскреснет Он на третий день".
23 И сказал Иисус всем: "Если кто-то хочет идти за Мной, пусть отречётся от себя, пусть изо дня в день несёт свой крест и следует за Мной.
24 Кто хочет жизнь свою сохранить, тот её потеряет, но кто потеряет её ради Меня, тот её сохранит.
25 Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или погибнуть?
26 Ибо, кто постыдится Меня и слов Моих, того постыдится Сын Человеческий, когда придёт в славе Своей, Отца и святых ангелов.
27 Истинно говорю: некоторые из здесь стоящих не умрут, как уже увидят Царство Божье".
28 Дней через восемь после того как Он сказал это, Он отправился на гору молиться, взяв с Собой Петра, Иоанна и Иакова.
29 И когда Он молился, лицо Его преобразилось, а одежда стала ослепительно белой.
30 И появились двое и стали говорить с Ним. Это были Моисей и Илия.
31 Вокруг них тоже было яркое сияние. И говорили они о грядущей смерти Иисуса в Иерусалиме, через которую Он должен будет пройти.
32 Пётр и те, кто был с ним, впали в глубокий сон. Проснувшись, они увидели Иисуса во славе и двоих, стоявших с Ним.
33 И когда те уходили от Иисуса, Пётр сказал Ему, сам не понимая, что говорит: "Господи, хорошо, что мы здесь. Хочешь мы поставим три шатра: один для Тебя, один для Моисея, и один для Илии".
34 И пока он говорил это, появилось облако и закрыло их, и они испугались, когда вошли в облако.
35 А голос из облака провозгласил: "Вот Сын Мой Избранный. Слушайте Его".
36 Голос умолк, и Иисус остался один. Ученики Иисуса хранили молчание и никому не говорили в те дни о том, что видели.
37 На следующий день, когда они сошли с горы, огромная толпа встречала Иисуса.
38 И вот кто-то закричал: "Учитель, умоляю Тебя, приди и взгляни на моего сына, ибо это мой единственный ребёнок.
39 Его одолевает нечистый дух, и ребёнок внезапно начинает кричать, его сводит судорогой, и изо рта у него идёт пена. Он мучает мальчика неотступно и почти никогда не оставляет его в покое.
40 Я просил Твоих учеников изгнать его, но они не смогли".
41 В ответ Иисус сказал: "О, род неверный и развращённый! Сколько Мне ещё быть с вами и терпеть вас? Приведи сюда своего сына".
42 Когда мальчик шёл, бес поверг его на землю и свёл судорогой. Но Иисус запретил это нечистому духу, исцелил мальчика и вернул его отцу.
43 И все люди были поражены величием Божьим. Пока народ дивился делам Иисуса, Он сказал ученикам:
44 "Со вниманием отнеситесь к тому, что сейчас скажу вам: Сын Человеческий вскоре будет предан в руки человеческие".
45 Но они не поняли, так как смысл сказанного был скрыт от них для того, чтобы они не могли понять, а расспросить Иисуса об этом побоялись.
46 Ученики Иисуса начали спорить между собой, кто из них главнее.
47 Но Иисус, зная их мысли, взял маленького ребёнка, поставил подле себя
48 и сказал: "Кто принимает это дитя во имя Моё, тот принимает Меня. А кто принимает Меня, тот принимает Пославшего Меня. Ибо кто самый ничтожный среди вас, тот самый великий".
49 Иоанн сказал в ответ: "Господи, мы видели человека, который именем Твоим изгонял бесов, и мы остановили его, потому что он не с нами".
50 Но Иисус сказал ему: "Не останавливайте его, ибо, кто не против вас, тот за вас".
51 Когда приближались дни вознесения Иисуса на небеса, Он твердо решил идти в Иерусалим.
52 Тогда Он послал перед Собой вестников. Они отправились и пришли в одно из самаритянских селений, чтобы приготовить всё для Иисуса.
53 Но там не приняли Иисуса, ибо Он имел вид направляющегося в Иерусалим.
54 Видя это, Его ученики, Иаков и Иоанн, сказали: "Господи! Хочешь, чтобы мы приказали огню сойти с небес и истребить их?"
55 Но, повернувшись к ним, Иисус запретил им.
56 И они пошли в другое селение.
57 Когда они шли по дороге, кто-то сказал Иисусу: "Я буду следовать за Тобою, куда бы Ты ни шёл".
58 Иисус ответил ему: "У лис есть норы, у птиц небесных есть гнёзда, а Сыну Человеческому негде даже головы приклонить".
59 Другому человеку Иисус сказал: "Следуй за Мной". Но тот сказал: "Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего".
60 Но Иисус сказал ему: "Пусть мёртвые хоронят своих мёртвых. Ты же, иди и возвещай Царство Божие".
61 И другой также сказал: "Я пойду за Тобой, Господи, но прежде позволь мне проститься с домашними".
62 Но Иисус ответил: "Тот, кто, начав распахивать поле, оглядывается назад, не годен для Царства Божия".

Новой Женевской Библии

9:1−2 См. статью «Демоны».

9:2 послал их проповедовать Царство Божие и исцелять больных. Для выполнения этих двух поручений Иисус дал ученикам силу (греч.: «динамин» — «духовная способность») и власть (греч.: «эксоусиан» — «право применять силу»).

9:3 См. ком. к Мф 10:8.

9:5 отрясите и прах от ног ваших. См. ком. к Мф 10:14.

9:7 Ирод. Ирод Антипа, правитель Галилеи.

9:8 что Илия явился. См. соответствующее пророчество Малахии (Мал 4:5).

9:10−17 Чудо насыщения множества народа пятью хлебами — единственное, помимо воскресения Христа, о котором рассказывают все четыре евангелиста.

9:10 См. Мк 6:32 и ком.

9:11 Он, приняв их, беседовал с ними. См. Мк 6:34 и ком.

9:20 а вы. Делая ударение на этом местоимении, Иисус показывает, что вопрос обращен не ко всем собравшимся, а только к ученикам.

за Христа Божия. «Христос» означает «Помазанник», «Мессия». См. Мф 14:33 и ком.

9:23 возьми крест свой и следуй за Мной. См. ком. Мф 10:38. Следует отметить, что Иисус не предлагает взять Его крест — это невозможно. Но у каждого последователя Христа есть свой собственный «крест», который он и должен нести, подобно тому, как Христос нес Свой (см. Откр 3:21). Однако обетование Христа: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:20) — свидетельствует, что Он разделяет со Своими последователями их бремя и помогает им нести его (см. 2Кор 4:9; Евр 2:18).

9:27 не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие. См. ком. к Мк 4:11−32.

взошел Он на гору. Местом преображения принято считать гору Фавор.

9:28 См. статью «Откровение славы: преображение Иисуса».

9:30 Моисей и Илия. Моисей был законодателем Израиля, Илия — величайшим пророком. См. ком. к Мф 17:3.

9:31 говорили об исходе Его. Т.е. о смерти Христа (в 2Пет 1:15 то же греческое слово передано как «отшествие»). Из евангелистов только Лука сообщает об этом разговоре.

9:32 отягчены были сном. См. 2Пет 1:16.

9:34 явилось облако и осенило их. В Библии облако является символом Божиего присутствия (см. Исх 13:21−22; Исх 40:38).

9:35 Сей есть Сын Мой Возлюбленный. Букв.: «Этот есть Сын Мой Избранный».

Его слушайте. Эти слова ассоциируются с Втор 18:15 — мессианским предсказанием о том, что народу будет дан пророк, больший чем Моисей.

9:41 род неверный и развращенный! Эти слова, очевидно, обращены к злым духам, которые, вселяясь в человека, посягают на то, что им не принадлежит, т.к. человек — образ и подобие Божие, а кроме того — «храм Святого Духа» (1Кор 6:19). См. Ин 14:17; Ин 17:23.

9:42 отдал его отцу его. Т.е. человеку, который привел его к Иисусу. В духовном смысле эти слова можно понимать и так: «Отдал его Отцу его».

9:45 они не поняли слова сего... оно было закрыто от них. Ср. Ин 13:7; Ин 14:26; Ин 16:12.

9:46 кто бы из них был больше? См. Ин 13:14−15.

9:48 кто из вас меньше всех, тот будет велик. Букв.: «меньший во всех вас пребывающий, этот есть велик». В контексте слов Христа: «...кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня», меньшим, пребывающим в нас, есть Царство Божие — Дух Божий, Который и «есть велик». Ср. Мк 4:26−32 и ком.; см. также Ин 8:54.

9:51 Он восхотел идти в Иерусалим. Начиная с этого момента и до 19:44, Лука повествует о пути Иисуса Христа в Иерусалим. У других евангелистов нет аналогов этому повествованию — имеются лишь параллели отдельным его эпизодам.

Паломничество евреев из Галилеи в Иерусалим.

9:53 не приняли Его... имел вид путешествующего в Иерусалим. Отказ самарян принять Иисуса с учениками был обусловлен их древней враждебностью к евреям. Самаряне полагали, что поклоняться Богу следует не в Иерусалиме, а в Самарии — на горе Кармил. См. Ин 4:20.

9:59 позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Букв.: «Господи, разреши мне, ушедшему, сначала похоронить отца моего». Эти слова, как и ответ Иисуса, содержат подтекст, значительно превосходящий их буквальный смысл. В них иносказательно выражена проблема, актуальность которой сохраняется и для наших современников: это убежденность, что сначала следует избавиться от грехов («похоронить» прежний образ жизни), а потом только приходить Иисусу. Человек, которого позвал Иисус, уже ушел от прежней жизни («разреши мне, ушедшему»), иначе он бы просто не услышал зова Иисуса: «Следуй за мною». См. Гал 3:3.

9:60 предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Под «мертвыми» здесь следует понимать людей, стремившихся достичь праведности делами закона (см. Рим 7:4; Рим 9:31−32; Рим 10:4; Евр 7:19). Поэтому слова Христа означают: пусть те, кто под законом (мертвые), занимаются делами закона (погребают своих мертвецов), если предпочитают это занятие воскрешению из мертвых (1Пет 4:5, 6). См. 15:24, 32; Мф 22:32; Мф 23:27; Ин 5:25; Рим 6:13; Еф 5:14; Кол 2:13; Евр 6:1; Евр 9:14; Откр 3:1.

9:61−62 См. ком. к 9:59 и 9:60.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.