в. Авдий встречает Илию (18:1−15)

3Цар 18:1−6. В третий (и последний) год засухи Бог повелел Илии предстать перед царем Ахавом и сказал Илии, что скоро Он даст дождь на землю. Голод в те дни особенно сильно чувствовался в Самарии, столице (о голоде в дни пророка Елисея в 4Цар 4:38; 6:25; 7:4; 8:1), ибо в первую очередь был направлен Богом против тяжко виновных перед Ним Ахава и Иезавели.

В какой-то момент царь Ахав… призвал одного из своих сановников по имени Авдий (не путать с пророком Авдием!) и повелел ему отправиться по всем местам, близким к источникам водным, в поисках хоть какой-нибудь травы, чтобы не пали от голода все лошади и мулы в царских конюшнях. С этой целью царь послал Авдия по одному маршруту, сам же отправился по-другому.

Авдий занимал важный пост (введенный еще Соломоном; 4:6) начальника дворца; сказано, что он был человек весьма богобоязненный. Неизвестно, знала ли Иезавель о преданности Авдия Господу, но едва ли царица была в дружбе с этим сановником. Целью Иезавели было постепенно вытеснить поклонение Иегове в Израиле культом Ваала-Мелькарта. Осуществляя ее, царица не останавливалась перед физическим уничтожением пророков Господних (18:4).

Авдий же тайно помогал им, и сто «сынов пророческих», как их еще называли (в этой связи толкование на 1Цар 10:5), скрывал… в пещерах, где снабжал их пищей и водою (стих 4, 13). По всей видимости, в Израиле и, вероятно, в Иудее было в то время много пророков, которые при общем отступничестве продолжали хранить верность Господу (19:18).

3Цар 18:7−12а. Встретив Илию где-то за пределами Самарии, Авдий… узнал его. На Илию была объявлена «охота» по всему Израилю и в соседних странах.

Начальник дворца, глубоко чтивший пророка, пал перед ним на землю, едва веря своим глазам: неужели это действительно он? Между тем, пророк, исполняя Божие повеление, сказал Авдию, чтобы возвестил господину своему: Илия здесь. Авдий испугался; подробно и эмоционально стал он рассказывать пророку о том, как его повсюду ищут (обратите внимание на знакомую нам «формулу клятвы» в стихе 10; сравните 17:1; 18:36), и о том, что сам он, как мог, спасал «сынов пророческих» (стих 13). За что же теперь Илия подвергает его такой опасности? Ведь если он сообщит царю, что нашел Илию, а тот потом снова исчезнет (Дух Господень унесет тебя; сравните 4Цар 2:16), то Ахав, сочтя, что Авдий посмеялся над ним, убьет его.

3Цар 18:12б−15 Чтобы еще больше расположить к себе Илию, Авдий говорит ему о своей богобоязненности и напоминает о том, как скрывал по пещерам и кормил сто… пророков.

Именем живого Господа Саваофа (Всемогущего) Илия заверяет Авдия, что никуда не исчезнет, но в тот же день предстанет перед царем Ахавом.

г. Илия свидетельствует о силе Господа на горе Кармил (18:16−46)

Эта широко известная история состязания Илии с пророками Ваала, которую нельзя читать без волнения, имеет огромное значение в истории Израиля. Из первой части повествования (стихи 16−24) становится ясной причина, по которой Бог дал повеление устроить это впечатляющее состязание.

1) Вещи названы своими именами.

3Цар 18:16−18. Услышав донесение Авдия, Ахав вышел на встречу Илии. Встретившись с царем, Илия берет инициативу на себя, как истинно представитель Божий, которому царь обязан подчиниться. В глазах Ахава пророк был «возмутителем спокойствия» в Израиле. Но Илия прямо заявляет Ахаву, который не сознавал или не хотел признать собственной вины, что это он и весь дом отца его (Амврия; сравните 16:25−26) — причина несчастий Израиля.

Они презрели, т. е. перестали исполнять, повеления Господни и сделались почитателями «Ваалов» (сравните Суд 2:11). Множественное число здесь не случайно. Илия подразумевает многочисленных местных богов — «разновидности» Ваала (к примеру, Ваалверифа (Суд 8:33) и Веельзевула — 4Цар 1:2−3, 6, 16). В них-то, точнее, в поклонении им израильтян и заключалась истинная причина их несчастий — как духовных, так и физических.

2) Испытание, предложенное Илией (18:19−24).

3Цар 18:19. Повеление Илии собрать к нему всего Израиля говорит о том, что тысячи людей созваны были на гору Кармил. Речь идет о горном хребте, который в высшей своей точке поднимается примерно на 600 м. над уровнем моря и простирается от берегов Средиземного моря почти на 50 км (на юго-восток от современной Хайфы). Это красивейшая горная гряда (с которой хорошо видно море) с округленными пиками и разделяющими их долинами.

Трудно сказать, в каком именно месте Кармильской гряды устроил Илия «состязание»; чаще других называют место под названием Мухрака.

О масштабах культа Ваала в Израиле можно судить по числу служителей этого культа, кормившихся от стола Иезавели: четыреста пятьдесят пророков самого Ваала и четыреста пророков, служивших Астарте (дубравных, т. е. совершавших положенные ритуалы в «священных рощах» этой богини).

3Цар 18:20−21. Как место состязания гора Кармил устраивала и Ахава, поскольку простиралась между Израилем и Финикией, где в высшей степени почитались божества, которым теперь бросался вызов. Кроме того, эта гора была в глазах финикийцев священным местом обитания Ваала. И Ахав, несомненно, полагал, что это обеспечит пророкам Ваала известное преимущество. Но Илию последнее обстоятельство не тревожило. Когда народ собрался, Илия без обиняков осведомился, долго ли они будут хромать на оба колена (другими словами, «сидеть между двух стульев»), т. е. поклоняться двум богам.

По всей вероятности, израильтяне полагали, что если Иегова в чем-то «не пошел им навстречу», они вправе обращаться к Ваалу, и наоборот. Но Илия заявил им, что поклоняться следует тому, кто действительно является Богом: или Господу, или Ваалу. Не будучи в состоянии оспорить это положение, народ… не отвечал ему ни слова.

3Цар 18:22−24. В этом состязании предстояло, согласно условиям Илии, одному сразиться с четырьмястами пятьюдесятью — соотношение, которое с человеческой точки зрения не оставляло одному ни малейшего шанса на успех. Конечно, в Израиле оставались и другие пророки, помимо Илии, служившие Иегове (стих 13), но в данном случае пророк Господень пожелал остаться в единственном числе против лжепророков.

Из двух тельцов, требовавшихся для всесожжения, Илия предложил служителям Ваала выбрать того, который им больше понравится, для принесения в жертву их богу. Потом им предстояло воззвать к своему богу, он же призовет имя Господа, Бога своего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, заключил Илия, и есть Бог.

Ваал почитался как бог плодородия, дождя, урожаев, как бог-кормилец. Он же, как полагали, владел небесным огнем, который посылал (в виде молний) на землю. В свете этого три с половиной года засухи и голода не могли не обескуражить его почитателей. Теперь они надеялись, что в ходе состязания, предложенного Илией, их бог «реабилитирует» себя.

3) Поражение лжепророков.

3Цар 18:25−29. Автор описывает действия и поведение служителей Ваала, которые призывали имя его, возложив тельца на дрова, от утра до полудня, но тщетно. Тогда Илия стал смеяться над ними, высказывая предположения, почему бы это не откликается Ваал: может, он размышляет о чем-то, или занят, или в дороге (финикийские моряки верили, что Ваал всегда сопровождает их в плавании), а то и просто спит — так кричите же громче, чтобы разбудить его. И служители Ваала действительно стали кричать что есть силы и, по своему обыкновению, колоть себя… ножами и копьями, и так они… бесновались до… вечернего жертвоприношения, но без всякого результата.

4) Победа Илии (18:30−39).

3Цар 18:30−32. Когда поражение пророков Ваала стало очевидным, Илия позвал людей собраться поближе к нему, чтобы наблюдать за тем, что он станет делать. На месте, где происходило состязание, с давних пор стоял жертвенник Господень, который был, однако, заброшен и со временем разрушился. Илия восстановил его, точнее, построил заново из двенадцати камней — по числу колен Израилевых. И хотя колена эти разделились на два народа и враждовали между собой, в глазах Божиих они по-прежнему составляли единый народ, призванный к исполнению Его целей, — народ, имевший одного Господа, единый завет и общее предназначение. Жертвенник Илия окопал канавой, вмещавшей, по некоторым подсчетам, около 15 литров зерна.

3Цар 18:33−35. После того, как телец был рассечен и возложен на дрова, Илия отдал странное распоряжение: трижды вылить на жертву и дрова большое количество воды, чтобы все пропиталось водою и даже ров… вокруг жертвенника… наполнился ею. Возможно, воду эту приносили из какого-то не пересохшего горного источника или из р. Киссон (стих 40), либо черпали ее из Средиземного моря.

Сделано это было с целью показать всем присутствовавшим, что не по «естественной причине» (в силу той же засухи) охватит жертву огонь, как и «ловкому трюку» не будет здесь места, но совершится несомненное чудо. Драматизм момента, очевидно, усиливался и этим пролитием воды в изобилии среди губительной засухи.

3Цар 18:36−39. В час вечернего жертвоприношения (в 3 часа пополудни) Илия пророк выступил вперед с горячей молитвой. Не прибегая к театральным эффектам своих противников, он просто обратился к Богу как к живому Существу. Его слова призваны были продемонстрировать окружающим, что все, что он сделал как раб Божий, он сделал… по слову Его, а не по собственной инициативе. Услышь меня, Господи, просил Илия, услышь ради того, чтобы вновь обратить к Себе сердце народа Своего.

И внезапно ниспал огонь с неба (видимо, молния) и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и пыль, и даже вода, которая была во рве, испарилась. Можно себе представить, какой изумленный крик вырвался одновременно из тысяч уст Господь (Иегова) ответил израильтянам посредством огня, и единодушно был признан ими истинным Богом.

5) Что произошло затем (18:40−46).

3Цар 18:40−42. Долина Киссон, по которой протекала река с одноименным названием, простиралась параллельно горной гряде Кармил (с северной стороны ее). В той долине были убиты пророки Вааловы, согласно повелению Бога, данного через Моисея (Втор 13:12−15), и Илию. Прежде Илия предсказал Ахаву наступление засухи (3Цар 17:1); теперь он предсказывал ему скорый дождь (стих 41). Ахав съехал с горы, чтобы пиршеством отметить окончание засухи, но Илия взошел на одну из вершин Кармила, чтобы вновь от сердца и во славу Господа помолиться о дожде.

3Цар 18:43−46. Дождь в тех местах обычно приходит с запада, со стороны Средиземного моря, и посмотреть в том именно направлении послал Илия своего слугу. Заметим, что Бог ответил на настойчивую, неоднократно повторенную молитву Илии. Вначале появилось крохотное облачко, которое затем разрослось, и все небо сделалось мрачно от туч. Ливень, очевидно, захватил Ахава в пути, когда он в колеснице направлялся к своей зимней столице — Изреелю (находившемуся на полпути между горой Кармил и Самарией). Илия же опередил царя, ибо свыше ему дана была сила бежать со скоростью примерно 40 км в час.

Тем, что совершил на горе Кармил, Илия подорвал авторитет Ваала, унизил его почитателей и среди них — мстительную царицу Иезавель.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на третью книгу Царств, 18 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.