Краткое содержание. Дабы смирить перед Богом всех смертных от малого до великого, Давид воспевает Его устрашающую силу, ссылаясь на разные происходящие в природе чудеса, побуждающие пророка воздать славу Богу не иначе, как если бы Он Собственным гласом возвестил о Своем владычестве. Сначала Давид с некоторым упреком увещевает пораженных страхом гордецов, не покоряющихся по собственной воле, а затем ласково приглашает верующих к добровольному почитанию Бога.

Псалом Давида. (При окончании праздника кущей). 1. Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь, 2. воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его. 3. Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими. 4. Глас Господа силен, глас Господа величествен.

(Песнь Давида. 1. Воздайте Иегове, сыны сильных, воздайте Иегове славу и крепость. 2. Воздайте Иегове славу имени Его; поклонитесь Иегове в сиянии святилища Его. 3. Глас Иеговы над водами; Бог славы гремит, Иегова над водами великими. 4. Глас Иеговы в силе, глас Иеговы в великолепии.)

1) Воздайте Иегове. Хотя цель Давида заключалась в том, чтобы привести к почитанию Бога и страху перед Ним всех смертных, коль скоро знатных, отличавшихся достоинством, образумить было труднее, пророк красноречиво и многословно увещевает именно их. Несомненно, что греческого переводчика, написавшего «сыны овнов», обманула близость слов. Все евреи согласны между собой в отношении значения использованного Давидом слова, но, как только дело доходит до сути вопроса, начинают искажать или затемнять подлинный смысл поверхностными толкованиями. Некоторые относят сказанное к ангелам, другие — к звездам. Третьи считают, что упомянутая Давидом знать — это святые отцы. Однако пророк, скорее, хотел устранить ту гордыню, от опьянения которой сильные мира сего как бы начинают бодаться с Богом. Вот почему Давид представляет здесь Бога усмиряющим этих упрямых и жестоковыйных гигантов с помощью устрашающего гласа грома, града, бурь и молний. Ведь они согласны почтить небесное божество, лишь поражаемые страхом.

Итак, понятно, почему Давид особо обращается к сынам сильных, не упоминая о прочих. Коль скоро этим людям привычнее всего злоупотреблять своим высоким положением и использовать его для святотатства, в безумии присваивая себе принадлежащее Богу, их необходимо как бы принудить силой к тому, чтобы они, по крайней мере, скромно подчинились Богу и, помня о своей тленности, положились на Его благодать. И пророк велит им воздать Богу крепость именно потому, что, обманувшись своими ложными домыслами, эти люди думают, будто их сила пришла к ним не с небес, а откуда-то еще. Итог же заключается в следующем: отложив в сторону гордыню и ложное мнение о своей силе, они должны прославить Бога так, как Он того заслуживает.

Славою имени Его Давид называет славу, достойную величия Божия, в которой сильные мира сего обычно отказывают Всевышнему. Повтор же фразы показывает, что этих людей надо понуждать весьма настойчиво и пылко, для того чтобы они признали истину. Под сиянием святилища пророк имеет в виду не небо (как думают некоторые), а скинию завета, украшенную символами славы Божией, как явствует из самого контекста. Давид умышленно упоминает о месте, в котором истинный Бог ранее являл Себя, дабы все смертные, распрощавшись с суевериями, предались чистому и правильному Его почитанию. Ибо недостаточно просто чтить какое-то небесное божество, если не почитать Самого Бога. А это произойдет лишь тогда, когда мир отойдет от всех своих домыслов в отношении Бога.

3) Глас Иеговы над водами. Теперь Давид упоминает о происходящих в природе чудесах. Действительно, в делах Божиих он мог бы прославить как Его благость, так и Его силу. Кроме того, коль скоро все в обычных явлениях природы, во всем устроении неба и земли, приглашает нас к познанию Бога, Давид мог бы (как делает это и в Пс 19:1 [В Синодальном переводе Пс 18:1 — Прим. пер.]) выставить на обозрение солнце, звезды, все небесное воинство и саму землю со всеми ее богатствами. Однако он выбирает лишь те дела Божии, которые не только свидетельствуют о сотворении мира и о властном им управлении, но и пробуждают спящих, словно против воли принуждая их смиренно поклониться Богу. И это был вынужден признать даже Гораций — не только мирской поэт, но и нечистый презирающий Бога эпикуреец (Кн. I, од. 34):

Редко чту я богов и притом очень скупо.
Мудрость моя без ума, и умышленно я заблуждаюсь
Теперь же все паруса развернуть, и оставшийся путь повторить
Вынужден я неизбежно. Ведь Диеспитер
Тучи рассек блистаньем огня своего,
И на крылатой повозке коней громовых Он возница,
Дабы светило, лишенное разума...

Да и сам повседневный опыт говорит о том, что больше всего от грома, бурь и подобных порывов природы трепещут именно дерзко презирающие Бога люди. Поэтому пророк справедливо отсылает нас к тем явлениям, которые внушают некоторое ощущение Бога даже варварам и глупцам, пробуждая ото сна самых небрежных и беспечных. Давид не говорит ни о солнце, встающем каждый день и источающем во все стороны лучи живительного света, ни о нежно моросящем дожде, дающем плодородие сухой земле, но о громе, яростном ливне, обо всем том, что поражает людское воображение и внушает людям страх.

Не подлежит сомнению, что Бог обращается к нам во всех Своих творениях, но пророк говорит здесь лишь о том Его гласе, который грубым окриком стряхивает с нас сонливость или, лучше сказать, беспробудный сон. Ведь, как мы уже говорили, эта речь прежде всего обращена к ожесточенным упрямцам, которые изо всех сил отказываются познавать Бога. Да и сами использованные словесные обороты и выражения ясно показывают: цель Давида заключалась в том, чтобы с помощью страха смирить превозношение тех, кто не хотел подчиняться добровольно. Он трижды внушает мысль о том, что глас Божий слышен в порывистом ураганном ливне, а в предыдущем стихе говорит о том, что этот глас исполнен силы и величественного сияния.

5. Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские 6. и заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу. 7. Глас Господа высекает пламень огня. 8. Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес.

(5. Глас Иеговы, сокрушающий кедры, сокрушает Иегова кедры Ливанские. 6. И заставляет Ливан скакать подобно тельцу, и Сирион — подобно детенышу единорогов. 7. Глас Иеговы, высекающий пламень огня. 8. Глас Иеговы заставляет встрепенуться пустыню; Иегова заставляет встрепенуться пустыню Кадес.)

5) Глас Иеговы, сокрушающий. Мы видим, как пророк, чтобы сломить ожесточение некоторых людей, каждым отдельным словом внушает им страх перед Богом. Кажется, что он косвенно порицает гордецов, надмевающихся суетным самоупованием, за то, что они не слышат громового гласа Божия, рассекающего воздух молниями, сотрясающего высокие горы, низвергающего и вырывающего с корнем самые высокие деревья. Какая странная картина! В то время, как все лишенное разума мироздание трепещет перед Богом, одни лишь люди, наделенные чувством и умом, относятся к Нему с безразличием! Добавим к этому, что, если они отличаются талантом и ученостью, то как бы заграждают свои уши кучей колдовских заклинаний, и глас Господен, каким бы сильным ни был, не может в них проникнуть. Да и философы думают, что недостаточно тонко рассуждают о низших причинах, если не вполне удаляют из своих сочинений Бога. Воистину дьявольской является та наука, которая, занимая нас созерцанием природных явлений, отвращает при этом от Бога. Действительно, если кто-то, желая познать человека, не обратив внимания на его лицо, станет разглядывать только его ногти, его глупость станут справедливо высмеивать. Но философы, создающие себе завесу из промежуточных и ближайших причин, дабы не быть вынужденными признать явное действие десницы Божией, страдают еще большим безумием.

Ливанские же кедры пророк упоминает потому, что на Ливане эти деревья особенно высоки и красивы. Давид говорит о Ливане, горе Ермон и пустыне Кадес, как о наиболее известных иудеям местах. Он пользуется воистину поэтической метафорой, соединенной с гиперболой, утверждая, что Ливан скачет от гласа Божия подобно тельцу, а Сирион (то же самое, что и гора Ермон) — подобно единорогу, известному как проворнейшее животное. Пророк намекает на устрашающий раскат грома, кажется, с корнем вырывающий из земли горы. Похожая фигура содержится в словах о том, что Иегова высекает пламя огня, когда из испарений, словно сотрясаемых ударами Его молота, вырываются молнии и вспышки. И об этих явлениях, в смысле их ближайших причин, весьма остроумно рассуждает Аристотель в своей «Метеорологике», хотя и оставляет без внимания причину главную.

Действительно, исследование этих явлений было бы полезным и приятным, если бы оно, как и подобает, вело нас за руку к Самому Создателю природы. Но, если нас на пути к Нему задерживает столько же препятствий, сколько встречается промежуточных причин, это исследование превратится в самое порочное занятие. Дело будет обстоять так же, как если бы кто-то всю жизнь обучался начальным знаниям. Кроме того, это означает учиться так, чтобы никогда не достичь знания. Поэтому здесь достоин хвалы лишь один вид учености, использующий эти явления как повозку, влекущую нас в небо, дабы мы не только слышали бессмысленный шум, но и наставлялись в благочестии гласом Господним.

Некоторые толкуют глагол יחיל по-другому: Бог заставляет плодоносить пустыню Кадес, коль скоро при шествии по ней народа Божия происходили многие чудеса. Но я отвергаю подобный смысл как искусственный и натянутый. В самом деле, кажется, что Давид, скорее, намекает на человеческое здравомыслие, коль скоро пустыни сами по себе внушают страх, а гром, град и буря только его умножают. Но меня также вполне устроит под упомянутыми здесь животными путем синекдохи понимать саму пустыню. В этом случае следующий стих, говорящий о ланях, будет добавлен в качестве пояснения.

9. Глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса; и во храме Его все возвещает о Его славе. 10. Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем вовек. 11. Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром.

(9. Глас Иеговы заставляет рожать ланей и обнажаться леса; и во храме Его все возвещает хвалу. 10. Иегова восседает над потопом, восседает Иегова царем вовек. 11. Иегова даст силу народу Своему, Иегова благословит народ Свой в мире.)

9) Глас Иеговы заставляет рожать. Здесь (как мы уже говорили) присутствует косвенное сравнение. Ведь крайне глупо и чудовищно то, что людей не затрагивает глас Божий, сила которого столь действенно проявляет себя в отношении животных. Воистину, гнусная неблагодарность — не чувствовать провидение Божие во всем природном порядке, но еще отвратительнее та беспечность, когда людей не учат, по крайней мере, редкие и необычные дела Божии, приводящие в повиновение даже диких зверей.

Некоторые толкователи думают, что лани упомянуты здесь из-за трудностей, связанных с родами, с чем я вполне соглашаюсь. Слова же о том, что глас Господен обнажает леса, сказаны или потому, что никакой лиственный покров не мешает Ему проникнуть в самые удаленные уголки и пещеры, или потому что молнии, ливни и ураганные ветры обнажают деревья, срывая с них листву. Причем, оба этих смысла хорошо согласуются с контекстом.

Во храме Его. Хотя глас Господен наполняет весь мир и разливается до самых краев земли, пророк все же говорит, что Его слава воспевается только в Церкви. Действительно, там Бог не только говорит членораздельно, но и ласково приглашает к Себе верующих. А Его устрашающий глас, гремящий в воздухе, так ударяет в уши и сжимает сердца, что люди предпочитают, скорее, бежать от него, нежели к нему приближаться. Не говорю уже о том, что большинство людей не обращает внимания на глас Божий в бурях, ливнях, громах и молниях из-за своей глухоты. И поскольку в этой школе природы люди преуспевают не настолько, чтобы покориться Богу, Давид намеренно говорит о том, что в храме верующие воспевают Богу особую хвалу. Ведь Его отеческий глас по-дружески научил их полностью посвящать себя богопочитанию. В самом деле, славу Божию будет правильно проповедовать лишь тот, кто добровольно Его почитает. Сказанное можно понять и как жалобу, в которой Давид обвиняет весь мир в неуместном молчании. В то время, как глас Божий звучит везде, его хвала не возвещается нигде, кроме храма.

Но кажется, что Давид, ссылаясь на пример благочестивых, увещевает здесь весь человеческий род к воспеванию имени Божия, и намеренно указывает на храм, как на помощь в проповеди Божией славы. Он делает это, чтобы мы знали: для истинного познания и восхваления Бога необходим другой глас, не тот, который звучит в громе, буре, ливне, разливается в воздухе и слышим в горах и лесах. Ведь, если Бог не будет учить нас членораздельно, не даст вкусить Своей отеческой благости, не привлечет нас к Себе лаской, мы навсегда останемся глухими. Итак, только спасительное учение, являющее нам всю Его благодать и волю, веселит наши сердца и отверзает уста для воспевания Ему хвалы. Посему, именно оно научает нас, по какой причине следует хвалить Бога. Как известно, тогда во всем мире, кроме Иудеи, не было никакого света благочестия. Больше того, философы, казавшиеся ближе всех подошедшими к познанию Бога, не говорят ничего, воистину Его превозносящего. Все их рассуждения о религии не только поверхностны, но и чуть ли не безумны. Поэтому истина сияет нам лишь в Слове Божием, приводящем нас к благочестию.

10) Иегова восседает над потопом. Некоторые думают, будто Давид намекает здесь на достопамятное мщение Божие, однажды залившее водою весь мир. Тогда Бог засвидетельствовал всем векам, что воистину является судьей над людьми. Но я, частично соглашаясь с этими толкователями, все же распространяю смысл сказанного шире. На мой взгляд, Давид продолжает развивать здесь предыдущую мысль и утверждает: даже наводнения, грозящие гибелью земле, подчинены провидению Божию и ясно показывают, что Бог никогда не выпускает из рук бразды правления. Поэтому среди прочих свидетельств силы Божией Давид упоминает и то обстоятельство, что, когда из-за большого волнения воздуха стихии кажутся смешанными и неупорядоченными, Бог все же управляет этим хаосом со Своего небесного престола. Так что фраза о том, что Бог будет вечно восседать царем, добавлена пророком с целью истолкования.

11) Иегова даст силу народу Своему. Давид возвращается к предыдущему утверждению: Бог, видимым образом выказывая Свою силу всему миру, все же особым образом проявляет ее ради избранного народа. Больше того, пророк описывает Бога вовсе не так, как раньше: теперь Он не повергает наземь тех, к кому обращается, внушая им страх и ужас, а, скорее, поддерживает их, холит и укрепляет. Существительное «сила» полностью описывает положение верующих и означает, что все относящееся к сохранению их жизни зависит только от благодати Божией. Смысл сказанного усиливает глагол «благословлять». Ибо Бог зовется благословляющим в мире тех, с кем обращается столь щедро и милостиво, так что им всего достаточно для успеха в жизни и полного счастья. Отсюда мы учимся почитать власть Божию и одновременно ждать от Него всяческого благополучия; и, поскольку Он обладает безмерной силой, быть твердо уверенными в том, что ограждены Его непреодолимой защитой.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Жана Кальвина на Псалтирь, псалом 28. Комментарии Жана Кальвина.


Евангелие и Реформация

Публикуется с разрешения
© «Евангелие и Реформация»: Новый Завет, 2007−2013.
© «Золотой город»: Бытие и Псалтырь, 2018−2021.
© Come Over & Help

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Псалтирь, псалом 28 в переводах:
Псалтирь, псалом 28, комментарии:
  1. Новая Женевская Библия
  2. Учебной Библии МакАртура
  3. Толкование Мэтью Генри
  4. Комментарии МакДональда
  5. Толковая Библия Лопухина
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Комментарии Скоуфилда
  9. Комментарии Сперджена


2007–2025. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.