Библия » Мэтью Генри Толкование Мэтью Генри

Иезекииль 20 Иезекииль 20 глава

В данной главе:

(I) К пророку пришли за советом некоторые из старейшин Израилевых (ст. 1).

(II) Бог указывает Иезекиилю, какой ответ им дать. Пророк должен:

(1) Сообщить старейшинам о Божьем недовольстве ими (ст. 2−3).

(2) Объяснить им законную причину такого недовольства, изложив историю милостивого обхождения Бога с их отцами и вероломных поступков последних по отношению к Богу [1] в Египте (ст. 5−9), [2] в пустыне (ст. 10−26), [3] в Ханаане (ст. 27−36).

(3) Возвестить им о Божьих судах против них (ст. 33−36).

(4) Равно как и сообщить им о милости, припасенной Богом для них на то время, когда Ему будет угодно привести остаток к покаянию, дать им обосноваться вновь на собственной земле и устроить у себя Божье святилище (ст. 37−44).

(5) Кроме того, здесь звучит еще одно обращение в адрес Иерусалима, которое дополняется и подробно объясняется в следующей главе (ст. 45−49).

Стихи 1−4. Здесь мы узнаем:

(1) Что послужило поводом для сообщения, приведенного в данной главе. Поводом для проповеди, представленной в главе 18, стали высокомерные домыслы иудеев о Боге; а эта проповедь стала ответом на их лицемерное обращение к Господу с вопросами. Каждому свое. Данное пророчество имеет точную дату: седьмой год пленения, примерно два года с тех пор, как Иезекииль начал пророчествовать. Бог желал, чтобы вели отсчет длительности пленения и видели, как с течением лет приближается, хотя и очень медленно, избавление. Пришли мужи из старейшин Израилевых вопросить Господа, то есть они не регулярно приходили (как упомянутые в Иез 8:1), а, по-видимому, явились по случаю крайней необходимости. Причем точно не известно, какие именно старейшины пришли: из находившихся в вавилонском пленении или недавно прибывшие из Иерусалима в Вавилон по делам. Но по ответу, данному им пророком (ст. 32), можно сделать вывод, что спрашивали они, законно ли им служить дереву и камню, чтобы угодить своим господам и начальникам, участвуя в их поклонении и поступая подобно племенам иноземным теперь, когда они — пленники в Вавилоне и находятся вдали от своей страны, а здесь у них нет не только храма, но и синагоги для поклонения Богу. Вопрос старались по возможности смягчить, подобно тому как Нееман просил у Елисея разрешения на поклонение в доме Риммона в угоду царю; тем не менее у нас есть основания думать, что вопрос старейшин сводился к упомянутому выше. Следует заметить: как безнадежно ожесточены сердца людей, если они просят у Бога разрешения на продолжение греха, за который в то же самое время страдают! Итак, они пришли и сели с притворной скромностью и показной набожностью пред лицем пророка (Иез 33:31).

(2) Смысл сообщения:

[1] Вопрошавшие должны узнать, что Бог строго с них взыщет. Он принял за оскорбление их приход вопрошать Его, когда они полны решимости продолжать свои преступления: живу Я, не дам вам ответа, говорит Господь Бог (ст. 3). Их показная преданность не будет принята Богом и не принесет им пользы. Бог не удостоит вниманием их вопрос и не даст им удовлетворительного ответа. Следует заметить: лицемерная услужливость перед Богом и притворное участие в Его таинствах не только не угодны Господу, но и раздражают Его.

[2] Они должны узнать, что Бог взыщет с них справедливо: «Хочешь ли судиться с ними, хочешь ли судиться, сын человеческий? (ст. 4). Ты — пророк и, конечно, не станешь вступаться за них как ходатай перед Богом. Но непременно вынесешь им приговор как судья от имени Бога. Смотри, Я поставил тебя над этим народом, разве ты не объявишь им суды Господни? Так пусть они знают мерзости отцов своих». Таким образом, приказ соответствует данному прежде: пророк должен высказать народу мерзости его (Иез 16:2). И хотя их мерзостей было достаточно, чтобы оправдать Бога в самых суровых действиях против них, тем не менее им будет полезно узнать и о мерзостях своих отцов, чтобы увидеть правоту Бога в том, что теперь Он наконец-то истребляет их как народ — народ, который раздражал Его с самого начала.

Стихи 5−9. История неблагодарности и бунта народа Израиля против Бога началась с зарождения нации; это же верно и в отношении истории отступничества человека от своего Создателя: не успели мы прочесть историю сотворения наших прародителей, как тотчас же узнали об их бунте. Подобное наблюдается и с Израилем — народом, предназначением которого было представлять все человечество в общении с Богом и стать представителем Божьим перед людьми. Здесь мы узнаем:

I. О благодатных целях Божьего закона относительно Израиля в Египте, где они были рабами фараона. Да будет сказано, да будет записано к бессмертной чести дара благодати, что там тогда:

(1) Бог избрал Израиля и отделил его для Себя, хотя состояние народа было плохим, а нрав — еще хуже, чтобы Ему принадлежала честь исправления и того и другого. Господь избрал их потому, что они были племенем дома Иаковлева, потомками боровшегося с Богом, чтобы Ему сохранить клятву, которою Он клялся отцам их (Втор 7:7−8).

(2) Господь открылся им под именем Иегова (новым именем, Исх 6:3), когда по причине своего рабства они почти забыли имя, под которым Господа знали их отцы, а именно — Бог Всемогущий. Следует заметить: основа нашего блаженства заключается в том, что Бог избрал нас, подобным же образом первый шаг к нему имеет место, когда Бог открывается нам. Как бы далеко мы ни находились, какие бы трудности ни переживали, Открывшийся Израилю даже в земле египетской сможет найти и нас и удостоить благодатными откровениями и проявлениями Своей милости.

(3) Господь представился им как их Бог по завету: подняв руку, сказал им: «Я Господь Бог ваш!», таким образом скрепив это клятвой. «Я Господь Бог ваш, Которому вы платите дань почтения и от Которого и в Котором вы надеетесь на блаженство».

(4) Господь пообещал вывести их из Египта и исполнил обещанное. Он поднял руку, то есть поклялся им, что освободит их. И учитывая, что они не достойны освобождения, которое к тому же казалось совершенно невероятным, возникла необходимость, чтобы Бог употребил в посредство клятву. Или же слова поднял руку означают, что Господь пустил в ход Свою безмерную силу и совершил это мышцею простертою (Пс 115:12).

(5) Господь заверил народ, что даст им во владение землю Ханаана. Он для того и вывел их из Египта, чтобы привести их в землю, которую усмотрел для них, второй сад Едемский, слывший красой всех земель. Такой Господь нашел ее: климат благоприятный, почва плодородная, прекрасное расположение и красота вокруг (Втор 8:7; Втор 11:12); или же, чтобы именно так и было, Господь сделал это, устроив там Свое святилище.

II. О разумных повелениях, которые дал им Бог, и необременительных условиях Его завета с ними в то время. Рассказав, что им следовало ожидать от Него, Господь сообщает, чего Он ждал от них. А сводилось это всего лишь к следующему: «Отвергните каждый образы, которым вы поклонялись и перед которыми благоговели, тогда как они — мерзости для очей ваших. Таковые должны вызывать отвращение, удалите их с глаз долой и не оскверняйте себя идолами египетскими» (ст. 7). По-видимому, обожаемых образов было много, например золотой телец. Израильтяне поступили бы справедливо (и вполне обоснованно ожидать именно этого), если бы, освободившись из египетского рабства, они отказались от идолопоклонства египтян, особенно учитывая то обстоятельство, что, выводя сынов Израилевых из Египта, над богами их Господь совершил суд (Чис 33:4) и тем самым продемонстрировал Свое превосходство над ними. И следовало бы предположить, что, каким бы другим идолам ни отдавали предпочтение, к богам египтян и ко всему египетскому (ибо там для них был дом рабства) они должны питать стойкое отвращение. Тем не менее, похоже, они нуждались в упомянутом предостережении, подкрепленном веским доводом: Я — Господь Бог ваш, Которому не нужны помощники и Который не потерпит соперников.

III. О неразумной непокорности данным повелениям, за которую Бог мог бы справедливо истребить их, как только они стали народом: они возмутились против Бога (ст. 8), не только отказались подчиняться отдельным заповедям, но и отбросили клятву верности и фактически заявили Господу, что вольны поклоняться любому богу по своему желанию. И даже тогда, когда Господь снизошел, чтобы освободить их и послал с этой целью Моисея, они не пожелали оставить идолов египетских, которые, возможно, побудили их с такой любовью говорить о репчатом луке (Чис 11:5), ибо среди прочих вещей египтяне поклонялись и луку. Странно, что даже все казни египетские не смогли излечить израильтян от привязанности к идолам египетским. Бог сказал, что за это Он изольет на них гнев Свой, причем среди земли египетской. Со стороны Господа было бы справедливо сказать: «Пусть умрут вместе с египтянами». А Ему было угодно совершить великое дело спасения израильтян, даже когда Он увидел, что те созрели к погибели; и это возвеличивает богатство Божьей благости. Также и Моисей имел право сказать им: не за праведность твою (Втор 9:4−5).

IV. О дивном избавлении, совершенном для них Господом, невзирая ни на что. Хотя они и лишились благосклонности, в то время как она давалась им даром (когда Бог врачевал Израиля, но открылась неправда их, Ос 7:1), тем не менее милость превознеслась над судом и Бог совершил задуманное исключительно ради имени Своего (ст. 9). Когда у нас не находится ничего, что могло бы послужить основанием для Его благосклонности, Бог прибегает к одному аргументу. Господь открыл Себя им перед небом, когда повелел Моисею публично сказать фараону: Израиль есть сын Мой, первенец Мой... отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение. И теперь, если бы Бог оставил их погибать за нечестие, как они того заслуживали, то египтяне осудили бы Господа и Его имя было бы осквернено, тогда как его следует святить и оно святится. Следует заметить: Церковь находится в безопасности, даже когда она порочна, потому что Бог будет заботиться о Своей собственной чести.

Стихи 10−26. Здесь продолжается описание истории борьбы сынов Израилевых (в которой они стремились погубить себя) с Божьими милостями (которыми Господь стремился спасти их и сделать счастливыми); примеры этой борьбы, приведенные в данных стихах, касаются взаимоотношений между Господом и израильтянами в пустыне, где Бог прославился, а народ опозорился. Помимо частых ссылок из Ветхого Завета, на историю Израиля в пустыне ссылается и Новый Завет (1Кор 10 гл.; Евр 3 гл.), чтобы предостеречь нас, христиан. Поэтому данные стихи касаются нас в особенности.

Примите во внимание:

I. Великие деяния Бога для них, о которых Он им напоминает, но не с сожалением о дарованных им милостях, а чтобы показать их неблагодарность. Как говорится, нет ничего хуже, чем обозвать человека неблагодарным. Великой милостью было то, что:

(1) Бог вывел их из земли Египетской (ст. 10), хотя сразу же привел не в Ханаан, а, как следует далее, в пустыню. Ибо лучше быть свободными в пустыне, нежели оставаться рабами в стране изобилия, лучше наслаждаться общением с Богом и друг с другом в уединении, нежели потерять и Бога, и себя в толпе. Тем не менее среди израильтян было много зараженных духом рабства настолько, что они не понимали этой простой истины, но когда столкнулись в пустыне с трудностями, то захотели в Египет снова.

(2) Бог дал им закон у горы Синай (ст. 11), чтобы не только наставить их в отношении добра и зла, но и Своей властью привлечь их к добру и отвратить от зла. Он дал им заповеди Свои, и дар этот весьма ценен. Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова (Втор 33:4). Бог объявил им Свои постановления, не только ввел законы, но и показал обоснованность и справедливость этих законов, а также какие суждения лежат в их основе. Израильтян воодушевили на соблюдение законов и подчинение им, ибо, исполняя их, человек жив был бы через них; в соблюдении Божьих заповедей кроется большое утешение и великая награда. Христос говорит: если же хочешь войти в жизнь вечную и наслаждаться ею, соблюди заповеди. Даже если кто-то соблюдает их строжайшим образом, но при этом остается негодным рабом, потому что не делает чего-то большего, нежели подразумевает долг, все равно он будет щедро вознагражден: так поступай, и будешь жить. Халдейский парафраз гласит: соблюдая Божьи постановления, человек живет вечной жизнью. Св. Павел цитирует это место, чтобы показать, что закон не по вере (Гал 3:12), но предлагает жизнь при условии совершенного послушания, которое мы не в состоянии выполнить, а посему должны прибегать к помощи евангельской благодати, без которой все погибнем.

(3) Бог возродил древнее установление о субботе, утерянное и забытое за время рабства в Египте, ибо начальники работ ни за что не позволили бы рабам отдыхать раз в семь дней. В пустыне же фактически каждый день был днем отдыха, ибо какая необходимость работать питавшимся манной, чья одежда к тому же не ветшала? Тем не менее один день из семи должен знаменоваться святым покоем: дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими (установление о субботе было знаком Божьего благоволения к ним, а соблюдение субботы с их стороны служило знаком почтения к Господу), чтобы знали, что Я Господь, освящающий их (ст. 12). Таким образом Бог сделал очевидным тот факт, что Он провел различие между израильтянами и остальным миром и замыслил сделать их особым народом для Себя. Служа Богу во время священных собраний в субботние дни, они были призваны возрастать в познании Господа, в познании на собственном опыте силы и радости Его освящающей благодати.

Следует заметить:

[1] Суббота — это привилегия, и таковой ее следует считать. Церковь почитает ее за великую милость, ссылаясь на данную главу и на параллельное место: «И указал им святую Твою субботу...» (Неем 9:14).

[2] Суббота — это знамение — знамение того, что люди сознательно религиозны и что между ними и Богом наладилось хорошее общение, ибо они добросовестно соблюдают в святости день субботний.

[3] Суббота, если она должным образом освящается, является средством нашего освящения; если мы исполняем свой долг, предусмотренный для этого дня, то к своему утешению обнаружим, что именно Господь освящает нас, делает святыми (то есть истинно святыми) здесь и готовит нас к блаженству (то есть к совершенному блаженству) в будущем.

II. Их непокорное и неподобающее поведение по отношению к Богу, за которое Он вполне законно мог бы разорвать завет тотчас же по заключении такового: они возмутились в пустыне (ст. 13). Именно там, где получили так много милостей от Бога, так сильно от Него зависели и находились на пути в Ханаан, они многократно открыто восставали против Господа, Который их вел и кормил. Они не только не поступали по Божьим заповедям, но и отвергли Его постановления, как недостойные соблюдения; вместо того чтобы освящать субботу, они оскверняли ее, причем весьма серьезно: один собирал дрова, многие отправлялись искать манну в день субботы. Вследствие чего Бог подчас был готов их истребить и неоднократно говорил, что хотел истребить их в пустыне. Но Моисей заступался, еще сильнее заступалась и собственная милость Господа, а самым веским аргументом была забота о славе Всевышнего — чтобы Его имя не хулилось перед народами (ст. 14) и чтобы египтяне не сказали, что на погибель Он вывел израильтян и не может повести дальше или же нет и в помине той доброй земли, в которую Он собирался их привести (Исх 32:12; Чис 14:13 и след.). Следует заметить: самые сильные аргументы Бога в пользу щадящей милости основаны на Его собственной славе.

III. Решение Бога истребить поколение бунтовщиков в пустыне. Кто когда-то поднял руку за них (ст. 6), Тот теперь поднял руку Свою против них. Кто клятвой скрепил Свое обетование вывести народ из Египта, Тот теперь клятвой подтверждает Свою угрозу не вводить их в Ханаан: Я, подняв руку Мою против них (ст. 15−16), сказал: «Жив Я! Все, которые... искушали Меня уже десять раз... не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их» (Чис 14:22−23; Пс 94:11). Своим презрением к Божьим законам, в особенности о субботе, израильтяне сами закрывали перед собой двери, а в основе их непослушания Богу и пренебрежения к Его постановлениям лежала именно тайная любовь к египетским богам: сердце их стремилось к идолам их. Следует заметить: в стремлении души к мирскому и плотскому, к деньгам и к наполнению чрева (к двум важным объектам духовного идолопоклонства) кроется корень горечи, от которого произрастает непослушание Божьему закону. Сердце, стремящееся к этим идолам, отвергает Божьи постановления.

IV. Решение о сохранении потомства, которое будет допущено к новому испытанию, и данные потомкам наставления (ст. 17). Хотя израильтяне и заслуживали истребления и были обречены на таковое, тем не менее око Мое пожалело погубить их. Глядя на них, Бог испытывал к ним сострадание и не истребил их, но отсрочил приговор, пока не воспитают новое поколение. Следует заметить: исключительно благодаря Своей милости Господь не истребил нас давным-давно. Новое поколение получило неплохое образование. В Книге Второзаконие Моисей изложил и утвердил законы, данные вышедшим из Египта, чтобы и дети получили их как бы из первых уст, перед тем как войти в Ханаан: «И говорил Я сыновьям их в пустыне (ст. 18), на равнинах Моава: не ходите по правилам отцов ваших; не подражайте их языческим обрядам, не храните их безумные обычаи; положите конец суетной жизни, которая сама по себе ничего не значит, а лишь передана вам от отцов (1Пет 1:18). Не оскверняйте себя идолами их, ибо вы сами видите, какими отвратительными для Бога они стали из-за идолов. Но Мои уставы соблюдайте и святите субботы Мои» (ст. 19−20). Следует заметить: если родители легкомысленны и не дают своим детям хороших наставлений, как следовало бы, тогда дети с возрастом должны восполнить этот пробел весьма прилежным и внимательным изучением Слова Божия; плохой же пример родителей должен послужить детям в назидание, а не для подражания.

V. Мятеж следующего поколения против Бога, которым они также обрекли себя на Божий гнев: но и сыновья возмутились против Меня (ст. 21). Причем о бунте сыновей здесь говорится то же самое, что и о возмущении отцов, ибо они — племя злодеев. Моисей сказал: знаю упорство твое и жестоковыйность твою (Втор 31:27). Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас (Втор 9:24). По заповедям Моим не поступали (ст. 21), более того, заповеди Мои отвергли (ст. 24). Кто не покоряется Божьим заповедям, тот презирает их и показывает, сколь невысокого он мнения о самих заповедях и о Заповедавшем. Они нарушали субботы Мои (ст. 24), как и отцы. Следует заметить: осквернение субботнего дня открывает дверь всякому нечестию; кто оскверняет святое время, для того нет ничего чистого. Об отцах было сказано, что сердце их стремилось к идолам их (ст. 16); они поклонялись идолам, потому что любили их. И о детях говорится, что глаза их обращались к идолам отцов их (ст. 24); они выросли безбожниками и никого из богов не лю-били» а поклонялись идолам отцов своих, потому что те были идолами отцов и всегда находились у них перед глазами. Они к ним привыкли. И если у них должны быть боги, так этими богами станет то, что они видели и с чем умеют обращаться. Они не исполняли того, что исполняя, человек был бы жив (ст. 21), а народ стал бы счастливым и процветающим, причем это послужило отягчающим обстоятельством их непослушания Божьим заповедям. Следует заметить: кто поступает вопреки своему долгу, тот действует вопреки своим интересам. Они не пожелали покоряться, не пожелали прийти ко Христу, чтобы иметь жизнь (Ин 5:40). Поэтому справедливо, что не пожелавшие жить и преуспевать в послушании, умрут и погибнут в непослушании. Ярким примером мятежа нового поколения и его склонности с идолопоклонству стало беззаконие Фегорово, подобно тому как примером мятежа отцов является поклонение золотому тельцу. И воспламенился гнев Господень на Израиля (Чис 25:3). Тогда общество Господне было поражено язвой, которая, если бы ее вовремя не остановил в своей ревности Финеес, погубила бы всех. Тем не менее во времена Иисуса Навина они признавали: мы не удосужились очиститься до сего дня (Нав 22:17; Пс 105:29). Именно тогда Бог сказал: изолью на них гнев Мой (ст. 21), подняв руку Свою в пустыне, и поклялся рассеять их по народам, когда они уже во второй раз были готовы войти в Ханаан. То же самое Он говорил им через Моисея в его прощальной песни. Поскольку богами чуждыми они раздражили Его, Господь сказал: сокрою лицо Мое от них (Втор 32:20), и Я бы рассеял их; но отложил это ради озлобления врагов (Втор 32:26−27). Отсюда становятся понятными слова: «Я сказал: изолью на них гнев Мой... но Я отклонил руку Мою... ради имени Моего» (ст. 21−22). Следует заметить: когда пороки Церкви в этом мире становятся настолько раздражающими, что у нас есть основания опасаться ее полного истребления, мы, тем не менее, к своему утешению можем быть уверены, что Бог сохранит Свою честь, осуществляя собственные намерения, и пока стоит мир, в нем будет Церковь.

VI. Божьи суды, постигшие их за мятеж. Они не придавали значения заповедям и постановлениям, которые Бог предписал им в качестве долга, но пренебрегли таковыми, а посему Бог попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы (ст. 25). Под этим можно понимать разнообразные наказания от Бога, постигшие израильтян, пока те были в пустыне: поразившая их язва, ядовитые змеи и тому подобное, причем эти суды здесь названы постановлениями, поскольку их наводит Божья справедливость (к тому же здесь звучит напоминание о нарушенном ими законе), и учреждениями, поскольку Господь отдавал в отношении таковых приказы и повеления об опустошении, как подчас отдавал повеления и об избавлении, и определил для Израиля язвы, как в свое время определил казни для Египта. Когда Бог сказал: Я истреблю их во мгновение (Чис 16:21), когда Он сказал: возьми всех начальников народа и повесь их (Чис 25:4), когда угрожал им проклятием и велел говорить Аминь на каждое проклятие (Втор 27:28), тогда Он дал им постановления, от которых они не могли быть живы. Здесь подразумевается больше, нежели говорится, ведь речь идет о судах, от которых они умрут. Кто не желал, чтобы предписания закона накладывали на него ограничения, на того наложит ограничения приговор закона, ибо так или иначе Божье слово постигнет людей (Зах 1:6). Духовные суды — самые страшные, именно таковыми наказал их Бог. Если люди будут придерживаться учреждений и постановлений, которые соблюдали в своем поклонении идолам язычники, то не смогут остаться в живых. Господь же попустил им таковые. Он превратил их грех в наказание, предал их превратному уму (как Он поступил с идолопоклонниками из язычников, Рим 1:24, 26), оставил их упорству сердца их (Пс 80:13), наказал их за языческие обряды, которые противоречили писаному закону, предавая их всему противоестественному и противоречившему законам природы. Бог предоставил их самим себе, чтобы они оказались виновными в самом грязном идолопоклонстве, таком, как: поклонение Ваал-Фегору (попустил им оскверниться жертвоприношениями их, ст. 26), самые варварские языческие обряды поклонения Молоху, когда они в качестве жертвоприношения идолам стали проводить через огонь своих детей, особенно первенцев, на которых Бог претендовал как на Свою собственность (отдавай Мне первенца из сынов твоих). И таким образом Бог намеревался разорить их, причем сделать это не только на вполне законном основании, но и их собственными руками, ибо это должно способствовать значительному ослаблению их родов и уменьшению чести и силы страны. Следует заметить: подчас Бог превращает грех в наказание для грешника, не являясь при этом инициатором греха. Что может сде-лать человека более несчастным, если не предание его собственным низменным похотям и страстям? Пусть они попадут в руки своей же воли — и тогда сами погубят и разорят себя. И таким образом Бог заставит их узнать, что Он — Господь и что Он — праведный Бог, и они сами будут вынуждены признать это, когда увидят, какой значительный вклад в их крах внесли собственные умышленные преступления. Следует заметить: кто не желает признавать Бога своим Господом и руководителем, тот будет вынужден признать Его своим Господом и судьей, причем слишком поздно.

Стихи 27−32. Здесь пророк продолжает повествование о мятежах израильтян, чтобы еще больше смирить их, и показывает, что:

I. Они упорствовали в мятежах и после того, как поселились в земле Ханаана. Хотя Бог много раз выражал Свое недовольство их нечестивыми путями, «тем не менее, вот чем еще (то есть тем же самым) хулили Меня отцы ваши, продолжали бросать Мне открытый вызов, вероломно поступая против Меня» (ст. 27). Следует заметить: весьма сильно отягчает грех то обстоятельство, что люди не внимают предостережениям в виде плачевных последствий греха своих предшественников, и это является хулой на Бога. Тем самым они бесчестят Божьи суды, как будто бы они незначительны и не достойны внимания.

1. Бог исполнил обетование: Я привел их в землю, которую поклялся дать им. И хотя своим неверием и непослушанием они притормозили исполнение, весьма отдалили его, тем не менее из-за этого обетование не стало бездейственным. Они очень часто были на грани истребления в пустыне, от гибели их отделял всего лишь шаг, тем не менее в конечном счете пришли в Ханаан. Следует заметить: даже Израиль Божий попадает на небо через врата ада; столь многочисленны их преступления и так сильна их порочность, что блаженство в конце является чудом милости; так и лицемеры попадают в ад через врата небес. Праведник едва спасается. Per tot discrimina rerum tendimus ad coelum — десять тысяч опасностей лежит на пути к небу.

2. Они нарушили Божье предписание своим мерзким идолопоклонством. Господь велел им разрушить все памятники идолослужения, чтобы у народа не было искушения оставить Его святилище. Но вместо того чтобы стереть их с лица земли, они полюбили места поклонения идолам и, высмотрев себе всякий высокий холм, откуда открывался прекрасный вид, и всякое ветвистое дерево, дававшее густую тень (холм нужен, чтобы показать помпезные обряды поклонения идолам, а тень — чтобы скрыть постыдные), стали приносить там жертвы свои и благовонные курения свои, которые надлежало приносить исключительно на Божий жертвенник. Они ставили там оскорбительные для Меня приношения свои (ст. 28), то есть их жертвы вместо умиротворения Бога или угождения Ему служили сильнейшей провокацией; жертвы, какими бы дорогостоящими они ни были, если приносились не на своем месте, вызывали у Бога отвращение.

3. Они упрямо продолжали поклоняться идолам, невзирая на все вразумления: «И Я говорил им через рабов Моих пророков и указал им на высоту, на которую они ходили. Более того, я заставил их размышлять и воззвал к их совести, задав им вопрос: что это за высота, куда ходите вы? (ст. 29). Что привлекательного вы находите там и даже оставляете Божьи жертвенники, служения у которых требует Господь, чтобы стать завсегдатаями тех мест, в которых вам запрещено поклоняться? Разве вы не знаете, что эти высоты — языческого происхождения и что жертвы, которые приносили язычники, предназначались бесам, а не Богу? Разве Моисей не говорил вам об этом? (Втор 32:17). Вы желаете быть в общении с бесами? Что это за высота, куда ходите вы, когда поворачиваетесь спиной к Божьим жертвенникам? О несмысленные израильтяне! Что или кто прельстил вас оставить источник жизни ради разбитых водоемов, оставить поклонение, которое Бог определил и примет, ради того, что Он запретил, ненавидит и за которое накажет?» Тем не менее именем Бама называется она и до сего дня. Они упорно продолжают поступать по-своему, а Бог и пророки пусть говорят противоположное сколько угодно. Они сочетались браком со своими высотами; даже в правление наилучших царей те не отменили; у вас не получится удалить из их уст слово Бама — высота, ибо таковая до сих пор служит им местом поклонения. Трудно расстаться грешнику с грехом.

II. Это поколение, так и не найдя покоя, оставалось во власти тех же порочных склонностей к идолопоклонству (ст. 30). Пророк должен сказать уже нынешнему дому Израилеву, некоторые из старейшин которого сидели сейчас перед ним: «Не оскверняете ли вы себя по примеру отцов ваших? После всего сказанного вам Богом через сменявшего одного за другим пророков и посредством целого ряда судов вы все еще не вняли предупрсждению? Вы до сих пор желаете оставаться такими же нечестивыми, как и ваши отцы, и совершать те же мерзости, которые делали они? Вижу, что желаете. Вы склонны к возвращению к старым гнусностям; вы приносите дары ваши на высотах и проводите сыновей ваших через огонь: либо совершаете это в действительности, либо имеете в замыслах и в воображении, так что продолжаете служение идолам до сего дня». По-видимому, упомянутые старейшины в данное время планировали вступить в союз с язычниками; свои сердца они сохранят для Бога Израилева, а колени вольны преклонять перед богами народов, среди которых живут, чтобы снискать большее расположение и уважение со стороны последних. Итак, пророку здесь велено сказать строящим подобные замыслы и надеющимся найти компромисс между Богом и Ваалом, что они не получат утешения и благ ни от Господа, ни от Ваала.

1. Личные встречи с Божьими пророками для получения совета пользы им не принесут, потому что они прислушивались к идолам, и Бог не желает иметь с ними дела: живу Я, говорит Господь Бог, не дам вам ответа (ст. 31). Он повторяет здесь то, что говорил прежде (ст. 3), подробно обосновав, и это свидетельствует, что Господь будет твердо держаться сказанного. Пусть старейшины не думают, что оказали Богу честь, вопросив Его, и пусть не ждут от Него миролюбивого ответа, пока продолжают любить и находиться в союзе со своими идолами. Следует заметить: кто не отдается всецело своей религии и неискренен в ней, тот не пожнет никакого полезного плода. Подобным же образом у нас не будет благоприятного общения с Богом в таинствах и в поклонении, если мы при этом не проявляем честности и откровенности с Ним. Исповедание ничего нам не даст, если оно остается только исповеданием.

2. Более того, бесполезным для них окажется и публичное сообразование с обрядами их соседей: «И что приходит вам на ум (ст. 32) как образец изысканной дипломатии в это трудное время, и что вы считаете нужным для собственной безопасности (чтобы ваша непохожесть на соседей не сделала вас уязвимыми для унижений), совсем не сбудется, это не принесет вам никакой пользы. Вы говорите: будем, как язычники, присоединимся к ним в поклонении их богам, хотя в то же время мы не считаем таковых богами, а лишь — деревом и камнем, и тогда нас станут воспринимать как племена этих стран (англ. пер., ст. 32), они не будут знать или вскоре забудут, что мы иудеи, и наделят нас привилегиями своих соотечественников». «Скажи им, говорит Господь, — что этот замысел никогда не сбудется. Либо их соседи на допустят, чтобы иудеи присоединились к ним в поклонении, либо если лаже и позволят, то ни за что не станут думать о них лучше в связи с этим, а скорее — хуже, и будут смотреть на них как на не достойных доверия притворщиков, которые неверны своему Богу и обманывают соседей». Следует заметить: греховные компромиссы ничего хорошего не сулят, и плотские замыслы лицемеров не принесут им никакой пользы. Только честность и порядочность могут защитить нас и снискать нам расположение Бога и людей.

Стихи 33−44. Находившийся на стадии подготовки план старейшин Израилевых заключался в том, что народ Израиля, пребывающий в рассеянии среди язычников, должен отказаться от своих особенностей и сообразоваться с народами, среди которых живет; но Бог сказал им, что этот план не осуществится (ст. 32). Теперь, в данных стихах, Господь конкретно показывает, каким образом замысел расстроится. Цель, которую ставили замышлявшие, сводилась к смешению племен Израилевых с племенами иноземными. Однако в результате окажется, что нечестивые израильтяне, несмотря на компромиссы, не смогут достичь такого же преуспевания, как те народы, но будут обособлены от них и обречены на погибель, ибо отступивших от Бога идолопоклонников-израильтян ждет наказание более быстрое и мучительное, чем идолопоклонников-вавилонян, никогда не знавших пути правды. Прочтите вынесенный им приговор и трепещите! Он скреплен клятвой и не подлежит отмене: живу Я, говорит Господь Бог, так-то и так-то поступлю с вами. Они думают, что и Вавилон, и Иерусалим станут их друзьями, если будут метаться между двумя, но из Божьих уст звучит угроза, что ни в одном из городов они не найдут покоя или прибежища.

I. Их не защитит ни Вавилон, ни любая другая из языческих стран, ибо их лишит Своей защиты Бог, и тогда какой правитель, какой народ и какой город сможет предоставить им святилище? Бог издревле был Царем Израиля, и стоило им остаться Его верными подданными, Он бы господствовал над ними с нежностью и заботой им на благо, теперь же рукою крепкою и мышцею простертою и излиянием ярости буду господствовать над вами (ст. 33). Сила, которая могла быть задействована им в защиту, будет направлена на их уничтожение. Следует заметить: от Божьего владычества избавиться невозможно; Господь все равно будет господствовать — то ли жезлом золотым, то ли жезлом железным; и кто не покорится силе Его благодати, тот будет подавлен силой Его гнева. Теперь, когда Бог гневается на них, сколько бы они ни думали, что затеряются в толпе язычников, среди которых рассеяны, их ждет разочарование, ибо: выведу вас из народов и из стран, по которым вы рассеяны (ст. 34). Точно так же, когда мятежники разбегаются во время битвы, избежавших меча брани догоняют и собирают из всех мест, куда они рассеялись, чтобы покарать мечом правосудия. Господь приведет их в пустыню народов (ст. 35) — либо в Вавилон, который назван пустыней (Иез 19:13) и пустыней приморской (Ис 21:1), либо в некое место, которое, хотя и будет полно людей, тем не менее станет для них как пустыня для Израиля, когда тот вышел из Египта. Речь идет о месте, в котором Бог будет судиться с ними лицом к лицу (англ. пер., ст. 36), как Он судился с отцами их в пустыне земли Египетской. Там они падут трупами, и Господь поклянется, что они никогда не вернутся в Ханаан, как Он клялся их отцам, что те никогда не войдут в Ханаан; именно там Он воздаст им за нарушение Его закона, и месть будет такой же ужасной, как и постигшая отцов в пустыне Синая. Следует заметить: у Бога есть справедливое обвинение против отступников, и Он найдет не только время, но и подходящее место, чтобы судиться с ними; для этой цели подойдет даже пустыня среди людей.

II. Израиль сможет защитить их не лучше, чем Вавилон; и связь с Божьим народом не сослужит им в мире ином доброй службы, как не помог компромисс с идолопоклонниками в мире этом. Они не устоят ни в собрании праведных, ни в собрании злодеев, ибо придет день различения, когда Бог отделит драгоценное от порочного. Господь проведет их под жезлом, как пастырь проводит овец, чтобы отсчитать десятину и поставить метку принадлежности Богу (Лев 27:32). Господь отметит каждого из них, одного за другим, как считают овец, и введет в узы завета (ст. 37); Он испытает их и будет судить в соответствии с условиями завета, и проведет различие между одними и другими посредством благословений и проклятий завета. Или же это может относиться к тем из них, кто покаялся и исправился: Господь позволит им пройти под жезлом скорби и, обратив им это на благо, Он введет их снова в узы завета, чтобы стать их Богом по завету и опять относиться к ним как к наследникам обетования.

1. Бог выделит из их среды нечестивых: «И выделю из вас мятежников и непокорных Мне, которые причиняли вам скорби и неприятности и своим возмущением навлекли на вас все эти бедствия» (ст. 38). Божьи суды найдут таковых, причем их не спасет то обстоятельство, что они называют себя именем Израиля. Из земли пребывания их выведу их, и они не найдут там покоя, на который надеялись. Но в землю Израилеву они не войдут и не будут располагать благом того покоя, который Бог обещал Своему народу. Следует заметить: хотя благочестивых в этом мире постигают бедствия вместе с нечестивыми, тем не менее нечестивцы не разделят с благочестивыми блаженства небесного Ханаана. Еще в этом мире произойдет отделение плевел от пшеницы и мякины от чистого зерна (Иез 13:9). Но где бы идолопоклонники из дома Израилева ни замышляли поклоняться как Богу, так и своим идолам, думая угодить всем, Бог здесь выражает Свой протест (ст. 39), подобно тому как Илия сказал от Его имени: «Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. Если желаете служить своим идолам, то служите и пожинайте плоды, но тогда не претендуйте на связь с Богом и на религиозное почтение к Нему и не оскверняйте более святого имени Его дарами вашими на Его жертвеннике». Духовные суды — самые мучительные.

И в данном стихе звучит угроза о двух таких судах над предлагавшими разрываться между Богом Израилевым и богами язычников:

(1) Они будут преданы на служение своим идолам. Господь говорит им с иронией: «Если Меня не слушаете, то идите каждый к своим идолам и служите им теперь, когда вы думаете, что это отвечает вашим интересам. Вы будете продолжать в том же духе. Привязался к идолам Ефрем; оставь его! Пусть он делает по-своему, и посмотрим, что его ждет в конце». Следует заметить: кто желает служить самому себе посредством греха, тот в конечном счете убедится, что добился лишь порабощения себя греху».

(2) Таковых следует отлучить от служения Богу и общения с Ним: «Но не оскверняйте более святого имени Моего своими дарами тщетными (Ис 1:13). Вы приносите в руках дары и притворяетесь, будто хотите почтить таковыми Меня, но в то же время вы приносите в своих сердцах идолов и тем самым оскверняете Меня, чего Я более не намерен терпеть» (Ам 5:21−22). Следует заметить: кто бесчестит Божий Дом, тому справедливо в нем отказано.

2. Бог отделит их для Себя снова.

(1) По милости Своей Он соберет их из стран, по которым они рассеяны, чтобы стали памятниками милости, равно как и неисправимые собраны, чтобы стать сосудами гнева (ст. 41). Ни одно из Божьих сокровищ не затеряется среди хлама этого мира.

(2) Бог приведет их в землю Израилеву, которую Он обещал дать их отцам; и такой перерыв во владении не станет причиной отмены права на собственность; эта земля до сих пор остается землей Израилевой, и туда Господь в сохранности приведет их снова (ст. 42).

(3) Он восстановит у них Свои таинства и устроит Себе святилище на святой горе Своей, которая здесь названа горой высокой Израилевой, ибо гора Сион не относилась к числу самых высоких гор, однако стоящий на ней храм был одной их высочайших почестей Израиля. Кто сохранит непорочность и не будет служить идолам в других землях, тому обещано возвращение к процветанию и служение истинному Богу на собственной земле: там будет служить Мне весь дом Израилев — весь, сколько ни есть его на земле. Следует заметить: когда преобладающей склонностью народа становится служение Богу, это является истинным блаженством и верным признаком благополучия. Бог потребует от них приношений и начатков и примет их (ст. 40), тогда как идолопоклонникам Он запретил приносить дары на Свой жертвенник. Он не примет того, чего не требует, а совершенное согласно Его предписанию будет Ему благоугодно. Господь примет их, как благовонное курение, или как благоухание покоя (ст. 41), как нечто приятное и доставляющее удовольствие. Тогда как о лицемерных поклонниках Он говорит: Я не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших.

(4) Бог даст им истинное покаяние в грехах (ст. 43). Когда они увидят, сколь великодушен к ним Господь, тогда они будут покорены Его милосердием и им станет стыдно за свои плохие поступки по отношению к такому доброму Богу: «Там, на Моей святой горе, когда вы вновь обретете привилегии обитания на ней, вы вспомните обо всех делах ваших, которыми вы осквернили себя». Следует заметить: чем больше мы узнаем о Божьей святости, тем легче нам увидеть мерзкую природу греха. Там вы возгнушаетесь самими собою. Следует заметить: искреннее евангельское покаяние заставляет людей презирать себя за грехи (как Иов 42:5−6).

(5) Бог даст им знание о Себе: они узнают на собственном опыте, что Он Господь, что Он — Бог безмерной силы и неисчерпаемой благости, милостивый к Своему народу и верный Своему завету с ним. Следует заметить: все милости, которые мы получаем от Бога, должны привести нас к более близкому знакомству с Ним.

(6) Бог сделает все это ради собственного имени, невзирая на то что получившие милость не заслужили ее или заслужили прямо противоположного (ст. 44); Господь будет поступать с ними, поступать им во благо, поступать милостиво и содействовать им в их стараниях. Он будет поступать с ними исключительно ради имени Своего. Причины Его поступков кроются в Нем Самом. Поступи Он с ними по злым их путям и делам развратным, даже если бы они были наилучшей и самой здоровой частью дома Израилева, им пришлось бы скитаться и погибнуть вместе с остальными. Но Он исцелил и вернул их ради Своего собственного имени, причем не только чтобы оно не хулилось (ст. 14), но и чтобы святилось в них перед глазами народов (ст. 41), чтобы Господь святился (дословно). Ибо прославлять собственное имя — это дело Божье. Он будет благотворить Своему народу, чтобы прославиться в этом и явить Себя Богом, прощающим грех и хранящим обетование, дабы Его народ хвалил Его и соседи обратили на Господа внимание, как это было, когда Бог возвратил пленников их. Тогда между народами говорили: «Великое сотворил Господь над ними!» (Пс 115:2).

Стихи 45−49. Здесь приводится пророчество о гневе на Иуду и Иерусалим, которое более уместно для начала следующей главы, нежели для завершения этой, ибо оно относится не столько к изложенному выше, сколько к содержанию главы 21, где данные стихи поясняются (когда народ сетовал на то, что Иезекииль говорил притчами, которых они не понимают).

В данной же притче (1) звучит пророчество против леса — леса южного поля — Иуды и Иерусалима. Они находились южнее Вавилона, в котором в данное время пребывал Иезекииль, и поэтому ему велено обратить лицо свое на путь к полудню (ст. 46), символически представив, что Бог обратил Свой лик против адресатов пророчества, Он недоволен ими и намерен уничтожить их. Но, несмотря на то что пророк должен передать сообщение о гневе, передавать его надлежит мягко и кротко: он произнесет слово на полдень, его учение польется как дождь (Втор 32:2), чтобы сердца людей смягчились от него, как от Божьих потоков, которые источают на пустынные пажити (Пс 64:13) и которые по-особому необходимы южной земле (Нав 15:19). Иуда и Иерусалим названы лесом, не только потому что людей в них было много, как в лесу деревьев, но и потому что на них не было плодов, ибо фруктовые деревья не растут в лесах, и лес противопоставляется саду и плодоносному полю (Ис 32:15). Люди, которым следовало бы стать садом Господним, Его виноградником, уподобились лесу, заросшему тернием и волчцами, и Божье слово пророчествует именно против таковых, ибо они не приносят плоды праведности.

(2) Пророчество предрекает огонь, который разгорится в этом лесу (ст. 47). Огонь символизирует все суды, опустошившие и погубившие город и страну: меч, голод, язву и пленение.

[1] Этот огонь разожжет Сам Бог: Я зажгу в тебе огонь. Дуновение Господа — это не капля, а горящий поток серы (Ис 30:33). Тот, Кто ранее был огнем, защищавшим Иерусалим вокруг, теперь стал испепеляющим огнем внутри города. И увидит всякая плоть по ярости этого огня и по опустошению, которое он причинит, особенно когда люди сопоставят бедствие с грехами, из-за которых они превратились в топливо для огня, что именно Господь зажег его (ст. 48), как справедливый мститель за свою оскорбленную честь.

[2] Пожар будет повсеместным: сгорят представители всех рангов и сословий — молодые и старые, богатые и бедные, знатные и простолюдины. Даже всякое дерево зеленеющее, которое обычно горит с трудом, будет охвачено этим огнем; даже некоторые из благочестивых пострадают от этих бедствий; и если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Сухие деревья, как трут, первыми вспыхнут от огня. И все (то есть все, покрывающее поверхность земли) от юга Ханаана до севера, от Вирсавии до Дана будет опалено им.

[3] Огонь не погаснет; никакие попытки остановить его распространение не увенчаются успехом. Когда Бог желает погубить какую-либо страну, то кто или что может спасти ее?

Итак, примите во внимание:

(1) Что подумал о пророке народ в связи с данной проповедью. Они сказали: «Не говорит ли он притчи?» Это свидетельствует либо о невежестве и неверии людей (самые простые истины казались им притчами), либо об их злости на пророка и недоброжелательном отношении к нему. Следует заметить: кто не желает поддаваться воздействию слова, тот обычно придирается к нему, называя его либо слишком простым, либо слишком непонятным; либо слишком заумным, либо слишком обыденным; либо слишком общим, либо слишком частным; та или иная погрешность обязательно найдется.

(2) На что жаловался пророк Богу: о Господи Боже! они говорят обо мне то-то и то-то. Следует заметить: когда люди говорят о нас плохо или несправедливо, мы находим утешение в том, что у нас есть Бог, Которому можно пожаловаться.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иезекииля, 20 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.