Библия » Толкование Мэтью Генри

Второзаконие 17 глава

← 16 Втор 17 MGC 18

В этой главе изложены повеления (I) о чистоте и совершенстве животных, приносимых в жертву (ст. 1).

(II) О наказании тех, кто поклоняется идолам (ст. 2-7).

(III) Об обращении второстепенных судов к великому Синедриону (ст. 8-13).

(IV) О выборе и обязанностях царя (ст. 14 и далее).

Стихи 1-7. В этих стихах приводится:

I. Закон, сохраняющий славу поклонения Богу, который предусматривает, чтобы в жертву Господу не приносились твари, имеющие порок (ст. 1). Мы часто сталкивались с предостережением: «Не приноси в жертву то, что имеет порок, ибо это делает ее уродливой, или что-нибудь худое (что лучше поясняется следующей фразой): какую-нибудь болезнь или недостаток, не видимый при первом взгляде»; это мерзость для Господа. Бог – наилучшее существо, и поэтому все, чем мы Ему служим, должно быть наилучшего качества. Ветхозаветные жертвы должны были особым образом отвечать этому требованию, так как они были прообразом Христа, который является непорочным чистым Агнцем (1Пет 1:19), совершенно чистым от всякого греха и всех его проявлений. В поздние времена иудейская Церковь оказалась в Вавилонском плену и благодаря этому исцелилась от идолопоклонства, в то же время ее обвинили в нечестии, проявившемся в нарушении этого закона, когда израильтяне приносили в жертву слепое, хромое и больное (Мал 1:8).

II. Закон о наказании тех, кто поклонялся лживым богам. Смертной казни заслуживали те, кто совращал других к идолопоклонству (гл.13), а здесь говорится, что того же заслуживали совращенные. Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Так Бог хотел выработать в них отвращение к этому греху, который они должны были считать чрезмерно порочным, раз против него было дано так много суровых законов; это должно было удержать от него тех, кого невозможно было другим способом убедить не совершать его. Тем не менее этот закон, грозивший смертью, оказался неэффективным.

Посмотрите:

1. Против какого преступления был направлен этот закон – против служения и поклонения иным богам (ст. 3). Перечисляются самые древние и благовидные виды идолопоклонства, такие как поклонение солнцу, луне и звездам; и если даже оно считалось отвратительным, то тем более – поклонение деревьям и камням или изображениям ничтожных и презренных животных. Об этом сказано, (1) что Бог не велел этого. Он вновь и вновь запрещает такое поклонение, но здесь данное выражение подразумевает, что если бы не было запрета поклоняться им, то было бы достаточно того (ибо при поклонении Богу Его постановления и повеления должны быть нашим правилом и основанием), что Бог никогда не велел поклоняющимся Ему унижать себя до такой степени, чтобы воздавать почести низшим тварям. Если бы Бог велел им это, то они могли бы справедливо пожаловаться, что такое поклонение унижает их достоинство и оскорбляет их, но раз Он запретил такое поклонение, то они из духа противоречия подвергли себя подобному оскорблению.

(2) Что это зло пред очами Господа (ст. 2). Даже если они будут тщательно скрывать, Он увидит это; как бы искусно они ни оправдывались, Он будет ненавидеть идолопоклонство. Это грех чрезмерно отвратительный и является высочайшим оскорблением, которое можно нанести Всемогущему Богу.

(3) Что это является нарушением завета. Бог обещал относиться к Израилю как к Своему избранному народу при условии, что израильтяне будут служить и поклоняться только Ему как своему Богу, и поэтому если они воздадут кому-либо другому почести, которые должны оказывать лишь Ему, то завет аннулируется, а они лишаются всех его привилегий. Другие грехи были нарушением повеления, а этот – нарушением завета. Это было духовное прелюбодеяние, расторгавшее брачные узы.

(4) Это было мерзостью в Израиле (ст. 4). Идолопоклонство – мерзость для любого человека, но особенно мерзость для Израиля – народа, благословленного особыми откровениями о воле и благоволением единственного истинного и живого Бога.

2. Как это нужно расследовать. Согласно поступившей информации об идолопоклонстве или на основании подозрений, что мужчина или женщина служит иным богам, (1) необходимо провести расследование (ст. 4). Хотя вначале факты могут казаться неопределенными, но впоследствии в результате расследования они могут подтвердиться. Если идолопоклонство раскрыто, то оно не должно остаться ненаказанным, если нет, то сам по себе факт расследования устрашит людей.

(2) Должны быть приведены доказательства (ст. 6). Как бы отвратительно и опасно ни было это преступление, тем не менее власти не должны никого наказывать, пока против преступников не будут выдвинуты четкие доказательства их вины по крайней мере двумя свидетелями. Они не должны под видом почитания Бога причинять вред невиновному человеку. С этим законом, требовавшим показаний двух свидетелей в случае, если от этого зависела жизнь человека, мы сталкивались раньше (Числ 35:30); он цитируется в Евангелии от Матфея 18:16.

3. Какой приговор должен быть вынесен и приведен в исполнение. Такого великого наказания, как смерть, и такой страшной смерти, как побитие камнями, заслуживал идолопоклонник, мужчина или женщина, ибо слабость пола не служит оправданием в данном случае (ст. 5). Местом приведения приговора в исполнение должны быть ворота города, чтобы преступник подвергся большему позору и это послужило публичным предостережением для всех других. Руки свидетелей в этом, как и в других случаях, должны быть на нем, то есть они должны были бросить в него первый камень, тем самым подтверждая свое свидетельство и торжественно призывая его кровь на себя в случае, если доказательства были ложными. Этот обычай был полезен, чтобы удерживать людей от лжесвидетельства. Если доказательства действительны, то требовалось, чтобы они были действенными и привели к смерти преступника. Но их примеру должны следовать другие, и приговор приводился в исполнение руками всего народа, который подобным образом должен был засвидетельствовать о своем отвращении к этому преступлению и истребить зло из среды своей, как раньше (Втор 13:9).

Стихи 8-13. В каждом городе велено учредить суды (Втор 16:18); они обладали правом выслушивать и выносить, согласно закону, решения по различным вопросам: и тем, которые мы называем уголовными делами, и по искам между двумя сторонами. Мы можем предположить, что обычно они сами разрешали приносимые к ним дела, и вынесенный ими приговор был окончательным, но (1) здесь утверждается, что иногда ситуация оказывалась сложной для их суда и решение не могло быть принято второстепенными судьями, которые не были такими же образованными в законе, как судьи, восседающие в высших судах; и тогда они (говоря языком нашего закона) должны были вынести особый вердикт и найти время, чтобы дать совет до того, как будет вынесен приговор (ст. 8): «Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить, то это не опозорит судей, признавших сложность рассматриваемого дела». Предполагается, что рассматривается дело между кровию и кровию: кровью человека взывающего и кровью человека обвинявшегося в убийстве, которая требовалась; когда доказательства были сомнительными и не было ясно, было это убийство непреднамеренным или умышленным, когда рассматривалось дело между судом и судом, то есть иском или исковым заявлением истца и официальным заявлением ответчика или между побоями и побоями в действиях, когда было нанесено оскорбление и побои, то в этих и подобных случаях, хотя доказательства были четкими, тем не менее могли возникнуть сомнения относительно смысла и толкования закона, а также его применения в отдельно взятой ситуации.

(2) Эти сложные случаи, которые до сего момента приносились Моисею согласно совету Иофора, после его смерти нужно было приносить для рассмотрения верховной властью в то место, где она располагалась: то ли судье (если в то время Бог поставил и обеспечил необходимыми качествами такого исключительного человека, как Гофониил, Дебора, Гедеон и т.д.), то ли первосвященнику (если благодаря своим выдающимся дарам он был призван Богом председательствовать в гражданских судах, как Илий). Если же не было такого отдельного человека, который был отмечен небесами для этой чести, тогда дело нужно было представить священникам и левитам (или священникам, которые несомненно были левитами), которые не только посещали святилище, но и встречались на собраниях Синедриона, чтобы принять обращения от нижестоящих судов. Вполне разумно предполагалось, что эти люди были не только более компетентны благодаря своим знаниям и опыту, но и получали лучшую помощь от божественного Духа для разрешения сомнений (ст. 9,11,12). Им не было велено обращаться за советом к уриму и туммиму, ибо к ним можно было обращаться лишь в случаях, касающихся государства – то ли народа, то ли царя; а в обычных ситуациях можно было положиться на мудрость и честность тех, кто был у руля; их суд не обладал божественной властью как божественное наставление, но помимо нравственной достоверности он обладал, как суд знающих, благоразумных и опытных людей, преимуществами божественного обетования, которое подразумевалось в словах (ст. 9): «…и они скажут тебе, как рассудить». Это также поддерживало божественное постановление, благодаря которому они являлись верховным судом народа.

(3) Стороны, участвующие в тяжбе, под знаком смертной кары должны были повиноваться окончательному приговору, вынесенному судьей, священником или Синедрионом: «И поступи по слову, которое они скажут тебе (ст. 10); ты должен исполнить его и не уклоняться от него (ст. 11) ни направо, ни налево. Отметьте: ради славы Бога и благополучия народа должна поддерживаться верховная власть и соблюдаться установленный порядок управления, чтобы повиновались тем, кто назначен руководить, и каждая душа подчинялась им во всех вопросах, вверенных их полномочиям. Если сторона считает, что вынесенный приговор несправедлив (ибо каждый человек предвзято относится к своей ситуации), то она все равно должна подчиниться, согласиться с приговором, как бы недовольны они ни были, и выполнить, возместить или заплатить, соответственно его постановлению, не только усмирив гнев, но и совесть. Если же низший судья противоречит приговору, вынесенному верховным судом, и не исполняет его постановление, или частное лицо отказывается подчиниться приговору, то в таком случае непослушание должно наказываться смертью, даже если вопрос, с которым не согласна сторона, является незначительным: «тот должен умереть… и весь народ услышит и убоится» (ст. 12,13).

Обратите внимание:

(1) каким злом является непослушание. Непокорство и упрямство, исходящие от духа противоречия и противостояния Богу или тем, кто Им поставлен, как результат презрения и своеволия, подобны волшебству и идолопоклонству. Можно относиться терпеливо и оправдать человека, имеющего иную точку зрения из-за слабостей и слабоволия, но поступать самонадеянно из гордости и порочности (как поясняет древний переводчик) означает восстать против руководства и является публичным оскорблением Тому, кто поставил эту власть.

(2) Цель этого наказания: чтобы другие услышали и убоялись и не поступали так же. Некоторые люди настолько рассудительны, что делают вывод о том, насколько отвратительно преступление, видя тяжесть наказания, и это вселяет в них отвращение; другие настолько заботятся о своем благополучии, что идут наперекор склонностям своего характера и подчиняются приговору, чтобы не согрешить во вред себе и не лишить себя жизни, противостоя ему. Исходя из этого закона, апостол делает вывод о том, насколько важно наказание, которого заслуживают те, кто попирает власть Сына Божьего (Евр 10:28,29).

Стихи 14-20. После законов, касающихся подчиненных, вполне уместно следуют законы, касающиеся царей, ибо руководящие другими должны помнить, что они также находятся в подчинении. Данные здесь законы касаются:

I. Избирателей этого государства; каким правилам они должны следовать, совершая свой выбор (ст. 14,15).

1. Предполагается, что со временем люди захотят иметь царя, чье царское величие и власть сделают их народ более величественным в глазах соседей. Царь не обещан им в качестве милости, и его избрание не требуется, как исполнение долга (ничто для израильтян не может быть лучше божественного правления, под которым они в то время пребывали): им позволено иметь царя, если они пожелают. Если они позаботятся, чтобы правление соответствовало поставленным целям, а Божьи законы при этом соблюдались и исполнялись, то они не обязаны привязываться к какой-либо форме правления, а им позволено иметь царя. Хотя в этом желании присутствует что-то неправильное, раз они хотели быть похожи на другие народы (в то время как Бог различными способами старался провести различие между ними и израильтянами), тем не менее Бог был согласен удовлетворить его, так как с помощью этого хотел добиться своих целей: сделать царское правление прообразом царства Мессии.

2. Им даны наставления, как совершать этот выбор. Если над ними будет царь, как предвидел Бог (хотя, похоже, первое побуждение к этому появилось лишь 400 лет спустя), то они должны (1) спросить совета у уст Божьих и поставить царем того, кого выберет Бог; они были счастливы, имея божественное наставление, с которым можно было посоветоваться в таком важном вопросе, и Бога, который выберет вместо них, ибо Он безошибочно знает, что из себя представляет каждый человек и каким он будет. Цари – наместники Бога, и поэтому уместно, чтобы Он выбирал их: сам Бог особым образом был царем Израиля, и если они ставили над собой другого, который должен подчиняться Ему, то было необходимо, чтобы Господь назначил его. Соответственно, когда народ захотел царя, то обратился к Самуилу – пророку Божьему; и впоследствии Давид, Соломон, Иеровоам, Ииуй были выбраны пророками; а народ был порицаем за несоблюдение этого закона: «Они поставляли царей сами, без Меня» (Ос 8:4). Во всех ситуациях выбор Бога, если мы знаем его, должен направлять, определять и господствовать над нашим выбором.

(2) Они не должны выбирать на эту должность иностранца якобы для укрепления их союза или на основании необычных способностей этого человека, чтобы чужестранные цари не привнесли чужестранных обычаев, противоположных тем, которые были учреждены божественным законом. Это должен быть человек из среды братьев твоих, чтобы он мог быть прообразом Христа, который есть кость от кости нашей (Евр 2:14).

II. Царя, который должен быть выбран для осуществления правильного руководства.

1. Он должен тщательно избегать всего, что может отвернуть его от Бога и религии. Богатство, слава и удовольствия являются тремя великими препятствиями для благочестия (похоть плоти, похоть очей и гордость житейская), особенно для тех, кто занимает высокое положение; и поэтому против них здесь предостерегается царь.

(1) Он не должен потакать любви к славе, умножая себе коней (ст. 16). Кто ехал верхом на лошади – величественном творении – в стране, где обычно использовали ослов и мулов, тот выглядел очень величественно; и поэтому, хотя такой человек мог держать лошадей для своего седла и колесниц, в то же время он не должен сажать рабов на коней (Еккл 10:7) и иметь много коней для своей свиты и охранников (когда Бог был их Царем, то ехал на осле, Суд 5:10; 12:14), он не должен также умножать себе коней для войны, чтобы не начать чрезмерно уповать на них (Пс 19:8; 32:17; Ос 14:3). Приводится основание для повеления не умножать коней: это оживило бы сообщение с Египтом (который обеспечивал Ханаан лошадьми, 3Цар 10:28,29) больше, чем было нужно для Божьего Израиля, который был выведен оттуда под Божьей высокою рукою: «не возвращайтесь более путем сим из-за опасности заразиться египетским идолопоклонством» (Лев 18:3), к которому они были чрезвычайно склонны. Отметьте: мы должны остерегаться общения или связей, из-за которых подвергаемся опасности быть втянутыми в грех. Если Израиль не должен был возвращаться в Египет, то не должен был и торговать с Египтом – ничего хорошего у Соломона из этого не вышло.

(2) Он не должен потакать любви к удовольствиям, умножая жен (ст. 17), что привело Соломона к гибели (3Цар 11:1), чтобы его сердце, привязавшись к ним, не отвлекало его от главного и важного дела, особенно от благочестия и поклонения, самым большим врагом которых является потакание плоти.

(3) Он не должен потакать любви к богатству, умножая золото и серебро. Ему позволено иметь соответствующее богатство и не запрещалось хорошо ухаживать за ним, но [1] он не должен значительно умножать свое богатство, угнетая свой народ, чтобы собрать его (похоже, именно так поступал Соломон, 3Цар 12:4), и не должен обманывать себя, уповая на него и привязываясь к нему своим сердцем (Пс 61:11).

[2] Он не должен умножать его для себя. Давид умножал серебро и золото для служения Богу (1Пар 29:4), а не для себя – для своего народа, а не для своей семьи.

2. Он должен тщательно исполнять закон Божий и сделать его своим правилом. Закон должен быть ему дороже богатства, славы, наслаждений, дороже многих лошадей и многих жен, дороже золота и серебра.

(1) Царь должен был переписать для себя копию закона с оригинала, который хранился у священников, посещавших скинию (ст. 18). Некоторые считают, что он должен был переписать только Книгу Второзаконие, которая является кратким обзором закона и чьи заповеди, являясь в большей степени нравственными и юридическими, касались царя больше, чем законы, изложенные в книгах Левит и Числа, которые, являясь церемониальными, больше касались священников. Другие полагают, что он должен был переписать все пять книг Моисея, которые названы законом и хранились вместе как фундамент религии.

[1] Хотя можно предположить, что царь мог иметь хорошие копии, доставшиеся ему от предков, но помимо этого он должен был иметь собственную, ибо их копии могли износиться от постоянного употребления и он должен был иметь наново написанную, приступая к своей деятельности.

[2] Хотя у него были секретари, которым он мог повелеть написать эту копию, и они своей рукой сделали бы эту работу лучше, чем он – своей, тем не менее он должен был сделать это сам, своей рукой, чтобы почтить закон; он не должен был считать ниже своего достоинства служить религии, а приучать себя к труду и учебе. Это вынуждало его обращать внимание на самую незначительную часть закона, а переписывание помогло лучше запечатлеть его в памяти. Отметьте: очень полезно каждому из нас записывать из писаний, хороших книг и услышанных нами проповедей самое значительное и полезное из того, что мы должны соблюдать. Предусмотрительная ручка может значительно помочь нам восполнить недостатки памяти и обеспечить сокровищницу хорошего хозяина старым и новым.

[3] Он должен делать это, даже восседая на престоле своего царства, и нужно позаботиться, чтобы никто вместо него не делал этого. Вступая на царство, он должен прежде всего заняться этим делом. Руки восседающего на престоле всегда должны быть заняты. Он должен уделять много времени размышлениям о делах царства, и внутренних и внешних, но в то же время должен сам написать копию закона. И пусть называющие себя бизнесменами не думают, что это освобождает их от религии, и пусть великие люди не считают для себя унижением писать важные законы Божьи, написанные для них (Ос 8:12).

(2) Имея у себя Библию, переписанную собственными руками, он не должен думать, что достаточно держать ее в своем кабинете, а должен читать ее во все дни жизни своей (ст. 19). Недостаточно иметь Библию; мы должны использовать ее, использовать каждый день как свой долг и необходимое занятие для каждого дня. Наши души должны постоянно питаться этой манной; и если она хорошо переваривается, то будет хорошим питанием и укрепит их. Как тело благодаря усваиванию пищи постоянно получает подкрепление, и не только тогда, когда едим ее, так и душа постоянно подкрепляется словом Божьим, если размышляет о нем день и ночь (Пс 1:2). Пока живы, мы должны быть постоянными в использовании написанного слова Божьего. Ученики Христа никогда не узнают больше, чем написано в Библии, но у них постоянно будет повод обращаться к ней, пока они не попадут в тот мир, где знание и любовь будут совершенными.

(3) Переписывание закона и его чтение не приведут ни к чему, если он не станет практиковать то, что написал и прочел (ст. 19,20). Слово Божье не предназначено лишь для того, чтобы быть объектом размышлений, оно должно стать повелевающим правилом для жизни. Пусть знает,

[1] какой властью над ним обладает религия и какое влияние она должна оказывать на него.

Во-первых, это должно вселить в него глубокое благоговение и почтение к божественному величию и власти. Он должен научиться (наряду с самым образованным учащимся) бояться Господа, Бога своего; какое бы высокое положение он ни занимал, он должен помнить, что Бог выше него, и какой бы страх его подданные ни испытывали перед ним, намного больше он должен бояться Бога как своего Царя.

Во-вторых, страх перед Богом должен побудить его постоянно соблюдать закон Божий и сознательно повиноваться ему. Он должен исполнять все слова закона сего (ибо является custos utriusque tabulae – хранителем обеих скрижалей): не только заботиться, чтобы другие исполняли их, но и сам исполнять их как смиренный слуга Бога небес и хороший пример своим подданным.

В-третьих, это должно поддерживать его в смирении. Как бы далеко он ни продвинулся, он должен поддерживать свой дух в смирении и пусть страх Божий не даст презрению к братьям зародиться в нем. Пусть не надмевается сердце его пред братьями и он не ведет себя высокомерно и пренебрежительно к ним, попирая их. Пусть не считает себя лучше их на том основании, что он величественнее и может продемонстрировать свою пышность, а пусть помнит, что он есть Божий слуга, им на добро (major singulis, но minor universis – значительнее любого в отдельности, но меньше целого). Это должно предотвратить его ошибки влево или вправо (ибо с обеих сторон нас подстерегают ошибки) и удержать на правильном пути по отношению к своему Богу и своему долгу во всех ситуациях.

[2] Какое преимущество даст ему его религия. Жизнь в этом мире тех, кто боится Бога и соблюдает Его заповеди, будет несомненно лучше. Самый великий монарх на земле может получить больше выгоды от религии, чем от богатства и силы своей монархии. Это даст преимущества,

во-первых, ему самому: ты долго будешь пребывать на царстве своем. Читая историю царей в Иудее, мы видим, что чаще всего благочестивые цари правили дольше других, за исключением тех случаев, когда Бог сокращал дни их жизни в качестве наказания для народа, как в ситуации с Иосией.

Во-вторых, Его семье: его дети также будут процветать. Передайте религию потомству – и Бог передаст ему вместе с ней благословение.


Толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 17 глава


← 16 Втор 17 MGC 18

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

2007-2019, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.