Библия » Мэтью Генри Толкование Мэтью Генри

Откровение 4 Откровение 4 глава

C этой главы начинаются пророческие видения, и как эпистолярная часть книги начиналась с видения Христа (гл. 1), так вступлением к этой части служит славное видение великого Бога, Его престола на небесах, окруженного воинством небесным. Это видение было дано Иоанну, и в данной главе он описывает:

I. Увиденное им небесное зрелище (ст. 1−7) и затем:

II. Услышанные им небесные песни, ст. 8−11.

Стихи 1−8. Здесь мы читаем о втором видении, которого удостоился апостол Иоанн: После сего... то есть не только «после того как я имел видение Христа, ходящего посреди золотых светильников», но и «после того как я принял из уст Его послания, записал их все и отправил семи церквам согласно Его повелению, после этого я имел другое видение». Кто использует полученные им откровения от Бога, тот готов для получения дальнейших откровений и может ожидать их. Заметьте:

I. Подготовка апостола к этому видению.

1. Дверь отверста на небе... Из этого мы узнаем:

(1) Все, что совершается на земле, сначала планируется и утверждается на небе; там моделируются все Божии дела; все они совершаются пред Его лицом, и Он позволяет обитателям небес видеть их в той мере, в какой это доступно им.

(2) Мы ничего не можем знать о будущих событиях, кроме того, что Бог соблаговолит открыть нам; они закрыты завесой, до тех пор пока Бог не откроет дверь. Но:

(3) Мы можем и должны принимать откровения планов Божиих в той мере, в какой Ему угодно открыть нам, но не претендовать быть мудрыми сверх того, что открыто.

2. Чтобы подготовить Иоанна к этому видению, прозвучал трубный глас, пригласивший его взойти на небо, чтобы увидеть то, что будет после сего. Он был приглашен на третье небо.

(1) Для святых открыт вход во святилище, куда сыны Божии могут теперь входить путем веры и святой любви, куда после смерти они войдут духом своим, а в последний день — всем своим существом в целом.

(2) Мы не должны вторгаться в тайны присутствия Божьего, но должны ожидать, пока не получим приглашения.

3. Чтобы быть готовым к этому видению, апостол был в духе: И тотчас я был в духе... Он был восхищен на небо, как и прежде (1:10), в теле или вне тела, мы не можем сказать, может быть, он и сам не мог бы сказать этого. Во всяком случае, все его телесные движения и ощущения были на время подавлены, его духом овладел дух пророчества, и все его существо находилось всецело под контролем Духа Святого. Чем более мы абстрагируемся от всего телесного, тем более становимся способными для общения с Богом; тело является завесой, облаком и мраком для контактов души с Богом. Мы должны, так сказать, забыть о нем, когда приближаемся к Господу в служении Ему, и должны быть готовы отказаться от него, чтобы подняться к Нему на небеса. Так был подготовлен аппарат для восприятия видения. Теперь рассмотрим:

II. Само видение. Оно начинается с удивительного зрелища, увиденного апостолом:

1. Он увидел: ...вот, престол стоял на небе... престол славы, власти и суда. Небеса есть престол Божий, там Он пребывает во славе и оттуда дает законы церкви и всему миру, и все земные престолы находятся в подчинении этому престолу, стоящему на небе.

2. На престоле он увидел Сидящего. Престол не был пустым. На нем был Некто, заполнявший его, и это был Бог, в описании Которого используются самые драгоценные и прекрасные предметы, какие есть на земле: Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису... Бога невозможно описать никакими человеческими чертами, Его нельзя представить в виде некоего образа, Он может быть представлен только в виде Его превосходнейшего сияния. Яспис — это прозрачный камень, переливающийся разнообразием самых ярких цветов, символизирующих славные совершенства Бога; сардис камень красного цвета, представляющий справедливость Божию, Его существенное свойство, от которого Он никогда не отступал в угоду кому-либо, но всегда являл его в управлении миром, и особенно в управлении Своей церковью через нашего Господа Иисуса Христа. Эта справедливость Божия проявляется как в прощении, так и в наказании, как в спасении, так и в погибели грешников.

3. Он увидел радугу вокруг престола, видом подобную смарагду, ст. 3. Радуга была печатью и знаком завета, заключенного Богом с Ноем и его потомством, а также прекрасной эмблемой того завета обетования, что Он заключил со Христом как главой церкви и через Него — со всем Своим народом, того завета, который для Бога, как воды Ноя, является вечным заветом, упорядоченным во всем и несомненным. Эта радуга была подобна смарагду; преобладающим цветом в ней был зеленый, приятный для глаза цвет, символизирующий возрождающую и обновляющую природу Нового завета.

4. Он увидел вокруг престола двадцать четыре престола; не пустых, но занятых двадцатью четырьмя старцами, то есть старейшинами, или пресвитерами, представляющими, вероятно, всю церковь Божию как ветхозаветного, так и новозаветного периодов; не служителей церкви, но, скорее, весь Божий народ. То, что они восседают на престолах, говорит об их почете, покое и полном удовлетворении; то, что их престолы были расположены вокруг престола Божьего, свидетельствует об их родстве с Ним, о близости к Нему, о наслаждении, какое они имели, созерцая Бога. Они были облечены в белые одежды, символ праведности святых, как вмененной праведности, так и практически осуществленной. Они имели на головах своих золотые венцы, обозначающие честь и власть, данные им от Бога, и славу, которую они разделяют вместе с Ним. Все это, в первом приближении, может быть применено к евангельской церкви на земле, к ее богослужебным собраниям, а в полном смысле — к торжествующей церкви на небесах.

5. Он видел молнии и слышал гласы, исходящие от престола; это потрясающие, повергающие в страх откровения, даваемые Богом Своей церкви относительно Его суверенной воли, относительно того, что Ему угодно. Именно таким образом был дан Им закон на горе Синай; и Евангелие имеет славу и авторитет не меньшие, чем закон, хотя оно более духовно по своей природе.

6. Он видел семь светильников огненных, горевших пред престолом, (ст. 5); это символ многообразных даров, плодов и действий Духа Божьего в церквах Христовых; все они распределяются согласно воле и желанию Того, Кто сидит на престоле.

7. Он увидел пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу. Как в земном храме была большая медная умывальница, наполненная водой, из которой должны были омываться священники, прежде чем приступить к служению Господу (и называлась она морем), так в евангельской церкви морем, или умывальницей для омовения, является Кровь Господа Иисуса Христа, очищающая от всякого греха, даже от грехов во святилище. В этом море должны быть омыты все те, кто допускается в славное присутствие Божие здесь, на земле, или в Его славное присутствие на небесах.

8. Он увидел четырех животных, четыре живых существа, между престолом и сидящими по кругу старейшинами (как представляется наиболее вероятным), стоящими между Богом и народом. Эти животные, по-видимому, представляют собой служителей Евангелия, не только потому, что они ближе к Богу, так как находятся между Ним и старейшинами, представителями народа Божьего, и не только потому, что их число меньше, чем число этих представителей, но также и потому, что они здесь описаны как:

(1) Исполненные очей спереди и сзади, которые символизируют проницательность, бдительность и осмотрительность.

(2) Имеющие мужество льва, трудолюбие и усердие вола, благоразумие и рассудительность, присущие человеку, возвышенные устремления и помышления, которые возносят их, как на крыльях орла, к небесам (ст. 7). Причем эти крылья внутри исполнены очей, что означает, что во всех своих помышлениях и во всяком служении они должны действовать с рассудительностью, особенно хорошо они должны знать себя и состояние своей собственной души, видеть свою собственную нужду в познании учения и обязанностей религии, наблюдать за своими собственными душами, как и за душами людей.

(3) Постоянно занятые служением, а именно: прославлением Бога, не прекращающимся ни днем, ни ночью. Старейшины сидят как обслуживаемые, а животные стоят и служат Богу, не имея покоя ни днем, ни ночью. Это приводит нас к другой части видения.

Стихи 9−11. Мы рассмотрели то, что апостол видел на небе, теперь остановимся на песнопениях, услышанных им; в небесах есть не только то, что можно видеть и что дает наивысшее удовлетворение освященному глазу, но и то, что можно слышать и что дает наивысшее удовлетворение освященному слуху. Это относится к церкви Христовой здесь, представляющей собой небо на земле, и особенно к церкви, достигшей совершенства на небесах.

I. Он услышал пение четырех животных, служителей церкви, напоминающее нам видение пророка Исаии, Ис 6. Отметим здесь следующее:

1. Они поклоняются единому Богу, только Ему, Господу Богу Вседержителю, неизменному и вечному.

2. Они поклоняются трем святым Ипостасям единого Бога — Святому Отцу, Святому Сыну и Святому Духу. Они суть единое, бесконечно святое и вечное Существо, сидящее на престоле и живущее во веки веков. В этой славе пророк видел Христа и говорил о Нем.

II. Он услышал прославление Бога двадцатью четырьмя старцами, то есть всем христианским народом, представленным в лице этих старцев; служители руководят прославлением Бога, а народ следует за ними, ст. 10−11. Заметим здесь следующее:

1. Объект их поклонения тот же самый, что и служителей: Сидящий на престоле, живущий во веки веков Бог. Истинная церковь Божия имеет один единственный объект поклонения. Два разных объекта поклонения, либо равных, либо подчиненных один другому, вносят путаницу в само поклонение и разделение в среду поклоняющихся. Недопустимо объединение в религиозном поклонении с теми, кто неправильно понимает объект поклонения, или множит его. Существует только один Бог, и Ему единственному как Богу поклоняется церковь на небе и на земле.

2. Действия, совершаемые ими при поклонении.

(1) Они падают пред Сидящим на престоле, проявляя тем самым свое глубочайшее смирение, почтение и благоговение.

(2) Они полагают венцы свои пред престолом; они отдают Богу славу той святости, которой Он увенчал их души на земле, и той чести и того блаженства, которыми Он увенчал их на небе. Они обязаны Ему всеми своими добродетелями и всей славой и признают, что Его венец несравненно славнее их венцов и что их слава состоит в том, чтобы прославлять Его.

3. Слова, произносимые ими при поклонении; они говорят: Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу... ст. 11. Заметьте:

(1) Они не говорят: «Мы воздаем Тебе славу и честь и силу», — ибо что может воздать Богу какое бы то ни было творение? Но они говорят: Достоин Ты принять славу...

(2) Этим самым они признают, что Бог выше всяких благословений и восхвалений. Он достоин принять славу, а они недостойны прославлять Его и неспособны сделать это соответственно Его бесконечным совершенствам.

4. Оснований для их поклонения три.

(1) Он есть Творец, первопричина всего, и никому, кроме Него не должно поклоняться; никакая тварь не может быть объектом религиозного поклонения.

(2) Он сохраняет все сущее, Его сохранение есть продолжающееся творение, все остается сотворенным благодаря поддерживающей силе Божией. Все сущее, кроме Бога, зависит от Его воли и власти, и никакая зависимая тварь не должна становиться объектом религиозного поклонения. Удел самого лучшего зависимого существа — поклоняться, а не быть объектом поклонения.

(3) Он есть конечная причина всего: ...все по Твоей воле существует и сотворено. Причиной сотворения всего являются воля и желание Бога, никакая чужая воля не побуждала Его к этому; не существует такого понятия как подвластный творец, действующий по воле другого, а если бы такой творец и был, то он не был бы достоин поклонения. Как все сотворено по Его желанию, так все существует для исполнения Его желаний, чтобы Он мог обращаться со Своим творением как Ему благоугодно, чтобы Он мог прославиться в них тем или другим путем. Хотя Он не желает смерти грешника, но чтобы грешник обратился и жил, однако Он все сделал ради Себя, Притч 16:4. Итак, если эти основания для религиозного поклонения являются истинными и достаточными, так как они соответствуют только одному Богу, то Христос, несомненно, есть Бог, единый с Отцом и Духом, и Ему следует поклоняться как таковому; ибо и Он описывается как первопричина всего сущего (Кол 1:16−17): Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, ...все Им и для Него создано...

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Откровение Иоанна, 4 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Откровение 4 глава в переводах:
Откровение 4 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Толкования Августина
  7. Новый Библейский Комментарий
  8. Лингвистический. Роджерс
  9. Комментарии Давида Стерна
  10. Библия говорит сегодня
  11. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.