Библия » Толкование Мэтью Генри

Откровение 6 глава

← 5 Откр 6 MGC 7

Как только книга судов Божиих оказалась в руках Христа, Он сразу же, не теряя времени, приступает к снятию ее печатей и оглашению ее содержания; но это делается таким образом, что предсказания остаются все-таки более чем неясными и трудными для понимания. До сих пор поток, текущий из святилища, как в видении Иезекииля, был только по лодыжку, потом до голени и, наконец, до чресл, но теперь он становится таким глубоким, что через него нельзя перейти. Видения, которые видел Иоанн до этого, послания семи церквам и песни хвалы, содержащиеся в предыдущих двух главах, тоже были не совсем ясными и довольно трудными для понимания, но это было только молоко для младенцев, а не твердая пища для взрослых мужей. Теперь же нам предстоит погрузиться в глубины, и наша задача состоит не столько в том, чтобы измерить их, сколько в том, чтобы опустить в них свои сети и добыть улов. Мы лишь отметим то, что представляется нам наиболее очевидным. Пророчества этой книги говорят о семи печатях, семи трубах и семи излитых чашах. Есть предположение, что снятие семи печатей открывает исторические события, касающиеся церкви первых трех столетий, от вознесения нашего Господа до воцарения императора Константина. Пророчество представлено в виде свернутого свитка, запечатанного печатями в нескольких местах, так что по снятии одной печати можно прочесть только ту часть, что простирается до следующей печати, и так далее, пока не будет развернут весь свиток. Однако нам не говорится, что было написано в этой книге, но сообщается лишь о том, что наблюдал Иоанн в виде загадочных и таинственных образов; нам не дано знать «времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти», и мы не можем претендовать на это. В этой главе открываются шесть из семи печатей и повествуется о видениях, сопровождающих их снятие; первая печать – в ст. 1, 2, вторая – в ст. 3, 4, третья – в ст. 5, 6, четвертая – в ст. 7, 8, пятая – в ст. 9-11, шестая – в ст. 12-17.

Стихи 1-2. 1. Христос, Агнец, снимает первую печать. Теперь Он приступает к великой задаче откровения и осуществления намерений Божиих относительно церкви и мира.

2. Один из служителей церкви обращается к апостолу как бы громовым голосом, чтобы он подошел и посмотрел, что произойдет.

3. Затем описывается само видение, ст. 2.

(1) Господь Иисус появляется сидящим на белом коне. Белые кони обычно не употреблялись для войны, так как они делали слишком приметным для врага сидящего на нем всадника. Но наш Господь Искупитель уверен в Своей победе и славном триумфе, сидя на белом коне чистого, но презираемого Евангелия, Он с большой скоростью проезжает по всему миру.

(2) В Своих руках Он держит лук. Обличения в греховности, производимые словом Божиим в душе грешника, подобны острым стрелам, достигающим цели на расстоянии. Хотя служители слова стреляют из лука наугад, однако Бог направляет стрелу, причем в самое слабое, уязвимое место. Этот лук в руке Христа крепок и подобно луку Ионафана не знает промаха.

3. И дан был Ему венец, означающий, что все, принимающие Евангелие, должны принимать Христа как Царя и быть Ему верными и покорными подданными; Он будет прославлен в успехе Евангелия. Казалось бы, что Христу, собирающемуся на войну, шлем подошел бы более, нежели венец; однако Ему был дан венец как залог и символ победы.

4. И вышел Он как победоносный, и чтобы победить. До тех пор пока церковь остается воинствующей, Христос будет побеждающим; одержав победу над Своими врагами в одном веке, Христос сталкивается с новыми врагами в следующем веке; люди продолжают сопротивляться, а Христос продолжает побеждать, и Его первые победы являются залогом будущих побед. Он побеждает Своих врагов среди Своего народа, то есть грехи христиан, которые являются их врагами и врагами Христа; когда Он входит со властью в их души, то начинает побеждать этих врагов и продолжает побеждать, пока путем последовательного освящения нашего не приобретет нам полной победы. Он побеждает также Своих врагов в мире- нечестивых людей, приводя одних к Своим ногам, а из других делая подножие для Себя. Заметьте:

[1] Успех Евангелия Христа в нашем мире – это славное зрелище, достойное созерцания, это самое отрадное и приятное из всего, что добрый человек может видеть в этом мире.

[2] Какие бы потрясения и революции ни случались в государствах и царствах этого мира, Царство Христа будет утверждаться и расширяться в нем несмотря ни на какие препятствия.

[3] Утро благоприятствующих возможностей обычно предшествует ночи бедствий; Евангелие проповедуется, прежде чем на землю обрушатся суды.

[4] Дело Христа не совершается все сразу. Мы склонны думать, что если Евангелие прогрессирует, то оно вскоре покорит весь мир, но оно часто встречается с противодействием и движется медленно. Однако Христос делает Свое дело успешно, в Свое время и Своими путями.

Стихи 3-8. При снятии следующих трех печатей открывается печальная картина великих опустошающих судов, которыми Бог накажет тех, кто либо отвергал, либо поносил вечное Евангелие. Хотя некоторые понимают под ними преследования, каким подвергнется церковь Христа, а другие – суд над иудеями, однако, скорее всего, они представляют собой ужасные суды Божии, которыми Он совершит возмездие тем, кто легкомысленно относился к Его завету.

I. При снятии второй печати вышел другой конь, другого цвета, рыжий, ст. 4. Он символизирует опустошительные войны. Сидящему на этом коне дано было взять мир с земли, чтобы обитатели жиж убивали друг друга. Кем был сидящий на этом коне – то ли Сам Христос как Господь воинств, то ли Его орудие, воздвигнутое Им, чтобы вести войну, – не ясно, но ясно следующее:

1. Те, кто не покорится луку Евангелия, будут пронзены мечем божественной справедливости.

2. Христос управляет и повелевает не только в Царстве благодати, но и в сфере Божьего провидения.

3. Меч войны – это страшное наказание, он берет мир с земли, самое величайшее благословение, и побуждает людей убивать друг друга. Люди, которые должны любить друг друга и помогать друг другу, во время войны настроены убивать друг друга.

II. Со снятием третьей печати, которое Иоанну повелевается наблюдать, появляется другой конь, отличный от прежних, конь вороный, обозначающий голод, ужаснейшую казнь. А на нем всадник, имеющий меру в руке своей (ст. 5), означающую, что теперь люди будут есть свой хлеб весом, как было предсказано (Лев 26:26): ...будут отдавать хлеб ваш весом. То, что следует в ст. 6: И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай, заставило многих толкователей думать, что это было видение не голода, но изобилия. Но если учесть меру хиникса и денежную стоимость динария, какими они были во времена этого пророчества, то все возражения отпадают: хиникс составлял всего лишь одну кварту, а динарий – семь с половиной пенсов, это было очень большой платой за хиникс пшеницы. Однако этот голод, как и все другие подобные бедствия, особенно тяжелым будет для бедных, тогда как елей и вино, составляющие лакомые блюда богатых, не повреждаются; но если хлеб, опора жизни, поражается, то лакомства не заменят его. Заметим здесь:

1. Когда люди пренебрегают духовной пищей, Бог вполне справедливо лишает их насущного хлеба.

2. Наказание редко приходит одно, война естественно влечет за собой голод; и те, кто не смиряется под одним наказанием, должны ожидать другого и большего наказания, ибо если Бог сражается против нас, то Он превозможет. Недостаток хлеба – страшное наказание, но недостаток слова еще страшнее, хотя беспечные грешники не сознают этого.

III. Со снятием четвертой печати, за которым Иоанну повелено наблюдать, появляется другой конь – бледный. Заметим здесь:

1. Имя всадника- смерть, царь ужасов, сеющий смерть в своей империи, смерть, царствующая в селениях и народах, смерть, передвигающаяся верхом и одерживающая каждый час все новые и новые победы.

2. Сопровождает этого царя ужасов ад – состояние вечной гибели, ожидающее всех тех, кто умирает в грехах своих. Во времена всеобщих бедствий массы людей отправляются в эту геенну. Непосредственно за смертью нераскаявшегося грешника ожидает вечная гибель – эта ужасная мысль способна заставить трепетать весь мир. Заметьте:

(1) Существует естественная и юридическая связь между одним наказанием и другим; война – это опустошительное бедствие, влекущее за собой скудость и голод, а голод, лишающий людей средств к существованию, толкает их на то, чтобы прибегать к нездоровой пище, нередко вызывающей эпидемии.

(2) Божий колчан полон стрел; у Него никогда не бывает недостатка в методах и средствах наказания нечестивых людей.

(3) В книге Божиих судов уготованы как наказания для насмешников, так и милости для покаявшихся грешников.

(4) В книгах Священного Писания Бог провозглашает и суды нечестивым, и обетования праведным, и мы должны верить как обетованиям Его, так и угрозам.

IV. После снятия первых четырех печатей, свидетельствующих о приближающихся судах и подробного описания их делается общее наблюдение, что Бог дал им власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными, ст. 8. Он дал им власть, то есть либо этим орудиям Своего гнева, либо самим судам. Кто держит ветры в Своей руке, Тот управляет и всеми народными бедствиями, они могут совершаться только по Его указанию, когда Он пошлет их, и не более, чем Он позволит им. К трем великим наказаниям, войне, голоду и мору, добавляются звери земные, еще одна Божия кара, упоминаемая у Иез 14:21. Это наказание упоминается здесь в последнюю очередь, так как после истребления народа мечем, голодом и болезнями население в опустошенных местах становится малочисленным, дикие звери смелеют и человек становится легкой добычей для них. Некоторые понимают под зверями земными грубых, жестоких, звероподобных людей, которые, оставив всякую человечность, становятся орудиями истребления других.

Стихи 9-17. В оставшейся части этой главы описывается снятие пятой и шестой печати.

I. Пятая печать. При ее снятии никто не приглашает апостола наблюдать происходящее, вероятно, потому что предстоящее видение требовало соблюдения особого благочиния и четыре животных уже выполнили перед этим свои обязанности наставников; либо по той причине, что открытые здесь события выходили за пределы поля зрения и времени служителей церкви; или потому что это видение не содержит нового пророчества о будущих событиях, но, скорее, открывает источник поддержки и утешения для тех, кто претерпевал и претерпевает великие скорби ради Христа и Евангелия. Заметим здесь:

1. Зрелище, представшее глазам апостола при снятии пятой печати. Оно было в высшей степени впечатляющим (ст. 9): ...я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. Заметьте:

(1) Где он увидел их – под жертвенником, у подножия жертвенника курений, во святом святых; он увидел их на небе, у ног Христа. Из этого можно сделать следующие выводы:

[1] Преследователи могут убить только тело и после смерти уже ничего не могут сделать, души мучеников остаются живы.

[2] Бог приготовил прекрасное место в лучшем мире для тех, кто был верен Ему до смерти и кому не было больше места на земле.

[3] Святые мученики находятся на небесах очень близко к Христу, занимают самое высокое положение.

[4] Они заслужили небо не своей собственной смертью, но жертвой Христа, открывшей им доступ в него и даровавшей награду; они омыли свои одежды не своей собственной кровью, но Кровью Агнца.

(2) За какое дело они страдали- за слово Божие и за свидетельство, которое они имели, то есть за уверование в слово Божие и за свидетельство о его истинности; они твердо держались исповедания своей веры, без колебания, даже перед лицом смерти. Самое благородное, самое лучшее дело, за какое человек может положить свою жизнь, – это вера в слово Божие и исповедание этой веры.

2. Вопль, услышанный апостолом, ст. 10. Это был громкий вопль, содержавший в себе смиренную жалобу мучеников на промедление в деле справедливого воздаяния их врагам: ...доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? Заметьте:

(1) Даже духи праведников, достигших совершенства, сохраняют праведный гнев на то зло, что они претерпели от своих жестоких врагов; и хотя они умерли в любви, молясь, подобно Христу, об их прощении, тем не менее они желают, чтобы ради чести Бога, Христа и Евангелия, а также для назидания других, Бог совершил справедливое воздаяние за грех преследования, даже если Он простит и спасет самих преследователей.

(2) Они вручили свое дело Тому, Кому принадлежит возмездие, доверили его Ему; они не ищут того, чтобы самим отомстить, но все предоставили Богу.

(3) На небесах будет радость об уничтожении непокорных врагов Христа и христианства, так же как и об обращении покаявшихся грешников. Когда Вавилон падет, последует призыв: Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки, ибо совершил Бог суд ваш над ним, 18:20.

3. Апостол наблюдает, какой ответ последовал на вопль мучеников (ст. 11), что было дано и что было сказано им.

(1) Что им было дано – белые одежды, одежды победы и славы; блаженство, какое они испытывали теперь, было щедрым вознаграждением им за прошлые страдания.

(2) Что им было сказано – они должны успокоиться, ибо скоро число страдальцев будет дополнено. Эти слова скорее подходят к несовершенному состоянию святых в этом мире, чем к их совершенному состоянию на небесах; там не будет нетерпения, беспокойства, не будет нужды в увещаниях, в то время как в этом мире терпение очень необходимо. Заметьте:

[1] Существует определенное число христиан, известное Богу, которым надлежит быть овцами, обреченными на заклание, особыми свидетелями Божиими.

[2] Как наполняется мера грехов преследователей, так дополняется и число преследуемых мучеников Христовых.

[3] Когда это число наполнится, тогда Бог совершит справедливое возмездие над их жестокими гонителями; Он воздаст скорбью тем, кто оскорблял их, а им, кого оскорбляли, – невозмутимым и вечным покоем.

II. Здесь мы читаем о снятии шестой печати, ст. 12. Некоторые относят это к великим переворотам времен императора Константина, к падению язычества; другие, с большей вероятностью, – к разрушению Иерусалима, как символу общего суда и гибели нечестивых в конце мира. И поистине, ужасный характер этих событий так напоминает те знамения, о которых говорил наш Спаситель, предсказывая разрушение Иерусалима, что едва ли остается место для сомнений, что в обоих этих местах Писания имеется в виду одно и то же событие, хотя некоторые считают, что к тому времени оно уже произошло. ст. Мат 24:29,30. Заметим здесь:

1. Потрясающие события, уже надвигающиеся на мир; здесь описывается ряд происшествий, делающих день, когда они совершатся, исключительно страшным:

(1) Произошло великое землетрясение... Это можно понимать в политическом смысле: самые основы иудейской церкви и государства будут потрясены, хотя они казались непоколебимыми, как сама земля.

(2) И солнце стало мрачно как власяница; это можно понимать в буквальном смысле – произошло полное солнечное затмение, либо в политическом – пали главные правители страны.

(3) И луна сделалась как кровь: низшие власти или военные начальники будут купаться в собственной крови.

(4) И звезды небесные пали на землю (ст. 13), как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. Звезды могут обозначать всех именитых и влиятельных людей в более низких сферах деятельности, в их среде произойдет ужасное опустошение.

(5) И небо скрылось, свившись как свиток. Это может означать, что их теократическое государство будет уничтожено навсегда.

(6) И всякая гора и остров двинулись с мест своих. Падение иудейской нации отразится и на всех окружающих народах, как на тех, что занимают самое высокое положение, так и на тех, что кажутся самыми незыблемыми. Это будут суды, которые изумят весь мир. Они приведут к тому, что:

2. Страх и ужас охватят людей всех сословий в тот великий и ужасный день, ст. 15. Ни власть, ни положение, ни богатство, ни храбрость, ни сила не помогут тогда людям; даже самые бедные рабы, которым, казалось бы, нечего бояться, потому что им нечего терять, придут в ужас. Заметьте:

(1) Степень этого ужаса и изумления. Он настолько овладеет людьми, что заставит их, как потерявших рассудок и отчаявшихся вконец, взывать к горам и камням: падите на нас и сокройте нас... Они будут рады стать невидимыми, более того, не существовать совсем.

(2) Причина их страха- гневное лицо Сидящего на престоле и гнев Агнца. Заметьте:

[1] Что вызывает гнев Агнца, вызывает также и гнев Бога; они составляют одно целое, поэтому все, что угодно или неугодно одному, угодно или неугодно другому.

[2] Хотя Бог невидим, но Он может сделать явным Свой гнев и заставить обитателей земли почувствовать его.

[3] Хотя Христос есть Агнец, тем не менее Он может разгневаться, и гнев Агнца будет чрезвычайно страшен. Ибо если Сам Искупитель, умилостививший гнев Бога, Сам станет нашим врагом, то где мы найдем друга, который походатайствовал бы за нас? Тот, кто погибает от гнева Искупителя, погибает безвозвратно.

[4] Как люди имеют свой благоприятный день и время благодати, так и Бог имеет Свой день праведного гнева. И когда этот день придет, самые упорные грешники не устоят перед Ним. Все эти ужасы действительно постигли грешников в Иудее и в Иерусалиме в день их истребления, и в еще большей степени они падут на всех непокаявшихся грешников в день последнего великого суда.


Толкование Мэтью Генри на Откровение Иоанна, 6 глава


← 5 Откр 6 MGC 7

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

2007-2019, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.