Библия » НБК Новый Библейский Комментарий

2 Тимофею 2 2 Тимофею 2 глава

2:1−26 Советы Тимофею

2:1−13 Воззвание к Тимофею

2:1−7 Призыв быть сильным. Тимофей должен быть полной противоположностью тем, кто оставил апостола. Идея о необходимости быть сильным встречается в Еф 6:10. Принимая во внимание противодействие Евангелию, можно сказать, что силы требуются всегда. Но укрепляться надо в благодати Христом Иисусом, то есть с помощью незаслуженной Божьей милости, а не в уповании на врожденную способность. Кого подразумевает Павел, говоря о многих свидетелях, неясно. Некоторые полагают, что это были свидетели посвящения Тимофея на служение, но перевод при свидетелях не совсем точно передает значение использованного здесь греческого предлога. Более вероятно, что Павел ссылается на тех свидетелей, которые могли подтвердить характер учения, преподанного им Тимофею. Упоминание о передаче учения другим людям очень важно для нашего понимания того, как развивалась раннехристианская церковь. Распространение Евангелия поручалось избранным мужам, отличавшимся верностью и способностью научить других. Павел подразумевал, что эта важная задача будет надлежащим образом решена.

Следующие три примера (3−6) приведены с целью пробудить в Тимофее стойкость и упорство. Военные метафоры отражают необходимость служения единственной цели и подчинения закону; метафора из области земледелия демонстрирует уверенность в вознаграждении за тяжелый труд. Эти взятые из повседневной жизни образы дополняют друг друга, и Павел настоятельно просит поразмыслить над ними, потому что, если Господь вразумит, это пригодится в будущих испытаниях (7). Судя по всему, Павел говорит об этом, опираясь на собственный опыт. С тех пор прошло почти две тысячи лет, но выразительность этих будничных сравнений не померкла.

2:8−10 О страдании за благовестие

В ст. 8 Павел дает предельно краткое изложение своего благовестия. Оно состоит из трех частей: Иисус был Христом, Божьим помазанником, Мессией; Он воскрес из мертвых', Он происходил от семени Давидова. Единственное место, где Павел отмечает это обстоятельство еще раз, — Рим 1:3. Возможно, здесь это сделано для привлечения внимания к исполнению Божьих обетовании. В качестве отдельно взятого утверждения оно не подходило для описания сущности благовестия, но Тимофей был вполне способен заполнить пробелы.

Павел видит в своих узах нечто противоположное слову Божию, для которого нет уз (9). Под этим он подразумевает, что, несмотря на его узы, Евангелие будет проповедоваться. Утверждая в ст. 10, что он терпит страдания ради избранных, Павел думает о тех, кто уверует в Христа в результате проповедования Евангелия. Указанием на спасение во Христе Иисусе, Павел, вероятно, хочет подчеркнуть его отличие от «спасения», предлагаемого лжеучителями. Слова во Христе Иисусе не только определяют спасение как христианское, но и показывают, что оно является достоянием всех, кто пребывает во Христе. Заметьте, что в другом месте Павел связывает спасение со славой (ср.: 2Фес 2:13−14).

2:11−13 Верное слово

Очевидно, цитируемое здесь высказывание объединяет стихи, изложенные ритмической прозой. Они напоминают отрывок из христианского гимна (ср.: 1Тим 3:16 и 6:16−17). Но что связывает этот гимн с предыдущими стихами? Быть может, он вытекает из размышлений о грядущей славе. Четыре части гимна повествуют о будущем, которое возместит нынешние страдания. «С Ним умерли» заставляет вспомнить Рим 6:8, где используется выражение, связанное с крещением. Соединение смерти и жизни отражает христианское отождествление со смертью и воскресением Христа.

Утверждение о терпении перекликается со ст. 10, вселяя уверенность в будущей победе. Эта идея почти дословно совпадает с Рим 8:17. Предупреждение о нашем отречении от Него и Его отречении от нас вторит словам Иисуса в Мк 10:33. Но последнее утверждение утешительно. Верность Христа не зависит от нашей верности, ибо Он не может идти против собственной природы. Таким образом, гимн заканчивается на оптимистической ноте, обусловленной природой Христа. Если, как указано выше, это лишь отрывок гимна, то о содержании утраченных частей можно только гадать. Но Павел охотно процитировал ту часть, которая отвечала его ближайшей цели — поддержать Тимофея.

2:14−26 Превращение в достойного делателя

Сие в ст. 14 относится не только к гимну (11−13), но и ко всему учению, преподанному Тимофею в этом послании. Значение, которое Павел придавал этому предписанию, подтверждается словами перед Господом. Апостол твердо убежден, что словопрения — это пустая трата времени, и старается предостеречь Тимофея от этого занятия. Далеко не все признают, что споры вредны, но слово расстройство, использованное здесь Павлом, подчеркивает их губительное воздействие на слушателей. Ст. 15 — это жемчужина среди наставлений Божьему человеку. Целью этого наставления является воспитание достойного делателя (достойного перед Богом). Это требует усилий, но никто не получает задания выше своих сил. Главные требования — безукоризненность поведения и верно преподанное слово истины. Греческое выражение, переведенное как «верно преподающие», в действительности означает «идущие напрямик» и подразумевает простое толкование слова истины. К этому должны стремиться все настоящие проповедники. «Вычитывание» из текста того, чего в нем нет, никому не приносит пользы, но, к сожалению, весьма распространено.

Размышления о правильном толковании слова Божьего снова напомнили Павлу о тех, кто отступил от истины (16−19). От ложного учения, охарактеризованного как непотребное пустословие и сравнимого по своему воздействию с раком, необходимо отмежеваться. Павел ссылается на пример Именея и Филита и излагает суть их заблуждения — они говорят, что воскресение уже было. Следует отметить, что для пастырских посланий упоминание конкретного ложного учения довольно необычно. Несмотря на пагубные последствия подобных учений, Павел уверенно провозглашает, что твердое основание Божие стоит. Определение значения слова основание вызывает вопросы. Что это — церковь в целом, только Эфесская церковь или вся полнота Божьей истины, включая спасение? Предпочтение следует отдать третьему варианту, хотя в другом месте Павел использует эту метафору применительно к церкви. Изречения, приведенные в ст. 19, по-видимому, взяты из Чис 16:5, 26, хотя второе из них не является точной цитатой и может восходить к Ис 52:11. Слово «печать» часто используется Павлом как знак подлинности (ср.: Рим 4:11; 1Кор 9:2).

Пример в ст. 20−21 продолжает метафору строительства дома, начало которой в ст. 19. Но теперь Павел говорит о сосудах, использующихся в большом доме. В зависимости от материала, из которого сделаны эти сосуды, они имеют различное назначение — одни почетное, другие низкое. Но Павел полагает, что христианские делатели драгоценны в глазах Бога. Однако не совсем ясно что он подразумевает, говоря чист от сего! Вероятно, правильнее всего предположить, что Павел продолжает размышлять о Именее и Филите (см. пример сходного использования этого глагола в значении «очищать» в 1Кор 5:7). Здесь Павел оценивает ситуацию позитивно. Обратите внимание на определения освященный, благопотребный и годный, которые характеризуют сосуд в чести. Действительно, у Павла было высокое мнение о служении!

В последнем абзаце этого фрагмента (22−26) перечислены основные требования, предъявляемые к поведению раба Господа. Как и прежде, предостережения (похотей убегай, от состязаний уклоняйся) перемежаются пожеланиями (держись правды и прочих добродетелей). Павел уже давал подобное наставление в 1Тим 6:11. Здесь он выделяет коллективный аспект — быть в мире со всеми призывающими Господа от чистого сердца, то есть со всеми, кто признает себя христианами. Павел продолжает настаивать на недопустимости ссор (24), советуя быть приветливым и незлобивым и развивать свой дар учительства. Для того чтобы добиться положительных результатов, даже к противникам следует подходить с кротостью. Понимая, что кротость не может привести к покаянию, Павел надеется, что его даст Бог, если отношения между противниками станут мирными. С одной стороны, он определяет желаемый результат как познание истины, с другой — как освобождение от сети дьявола.

Заключительное утверждение (26) вызывает много споров. Греческий текст неясен, поскольку в нем использовано два разных местоимения, означающих «его» и «свою». Если это не имеет смыслоразличающего значения, то оба местоимения относятся к дьяволу. Другое толкование строится на том, что «в свою волю» относится к Богу (рассуждения автора строятся на англ. переводе, где два his можно отнести к разным лицам), Который рассматривается как ловец тех, кто освободился от дьявола. Но это означало бы, что те, кто избежал одной западни, попадают в другую. Третий вариант толкования, основанный на различении указанных местоимений, предполагает, что уловление пленников дьяволом происходит по Божьей воле. Но эта идея представляется странной, и предпочтение следует отдать первому толкованию.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Новый Библейский Комментарий на 2 послание Тимофею, 2 глава. Новый Библейский Комментарий.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

2 Тимофею 2 глава в переводах:
2 Тимофею 2 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.