По Марку 12 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Джона Райла

Под редакцией Кулаковых

1 И Он стал говорить им в притчах:1 «Один человек насадил виноградник, обнес его оградой, вырыл в нем для давильни яму, построил сторожевую башню и, отдав его внаем виноградарям, уехал.
2 Во время сбора урожая послал он к виноградарям слугу, чтобы взять у них свою часть плодов из виноградника,
3 но те, схватив слугу, избили его и выгнали, не дав ему ничего.
4 Он послал к ним другого слугу, но того они и по голове били, и глумились над ним.
5 Хозяин послал еще одного — они взяли и убили его. Он посылал и многих других: одних они избивали, других — убивали.
6 Еще один был у него, кого он мог послать: сын его возлюбленный. Он послал его к ним последним, говоря себе: „Уж сына-то моего они уважат“.2
7 Но те виноградари сказали друг другу: „Это наследник. Давайте убьем его, и наследство станет нашим!“
8 И, схватив его, убили и выбросили из виноградника.
9 Что сделает [теперь] хозяин виноградника? Придет он и предаст смерти виноградарей, а виноградник отдаст другим.
10 Или вы никогда не читали в Писании:

Камень, что отвергли строители,
краеугольным стал камнем;

11

Господом сделано это,
и чудом кажется нам3

12 Они поняли, что о них говорил Он эту притчу, и хотели было схватить Его, но побоялись народа. Оставив Его, они ушли.
13 И подослали к Нему некоторых из фарисеев и приверженцев Ирода, чтобы те поймали Его на слове.
14 Они пришли и сказали Ему: «Учитель, мы знаем, что Ты истину говоришь и воистину по-Божьи жить учишь, не думая при этом угодить людям, кто бы они ни были.4 Скажи нам, позволительно ли платить налог кесарю или нет? Платить нам или не платить?»
15 Он же, зная их лицемерие, сказал им: «Зачем расставляете Мне сети? Покажите Мне денарий».
16 Они принесли один денарий, и Он спросил их: «Чье это изображение и надпись?»
«Кесаря», — ответили они Ему.
17 Тогда Иисус сказал им: «Так и отдавайте: кесарево — кесарю, а Божие — Богу!»
Этот ответ их очень удивил.
18 Также и саддукеи,5 которые утверждают, что нет никакого воскресения мертвых, пришли к Иисусу и спросили Его:
19 «Учитель, Моисей дал нам такое установление: „Если чей-либо брат умрет бездетным и оставит жену свою вдовой, то пусть другой брат его возьмет ее в жены и продолжит род брата своего“.6
20 Было семь братьев. Первый женился и умер, не оставив после себя детей;
21 тогда второй взял ее в жены, но также умер бездетным. Также и третий и остальные,
22 и у всех семерых не было детей. После всех умерла и жена.
23 А при воскресении мертвых [когда воскреснут они], чьей женой она будет? Ведь все семеро были женаты на ней».
24 Иисус же сказал им: «Не потому ли вы заблуждаетесь, что не знаете ни Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо когда воскреснут мертвые, не будут ни жениться, ни выходить замуж, но как ангелы будут в Небесах.
26 А о том, что мертвые воскресают,7 разве не читали вы в книге Моисея о горящем кусте, как сказал тогда Бог Моисею: „Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова?“8
27 Он — не мертвых Бог, а живых. Вы сильно заблуждаетесь».
28 Тогда к Нему подошел один из книжников, который слышал эти рассуждения, и, заметив, как хорошо отвечал им Иисус, спросил Его: «Из всех заповедей какая самая главная?»
29 Иисус ответил: «Первая заповедь такая: „Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь единый,
30 и ты люби Господа, Бога своего, всем сердцем своим, и всей душою своею, и всем умом своим, и всеми силами своими“.9
31 А вторая: „Ближнего своего люби, как самого себя“.10 Важнее этих заповедей нет».
32 И сказал Ему книжник: «Хорошо, Учитель! Верно Ты сказал, что Господь един и нет другого, кроме Него,
33 и что любить Его всем сердцем, всем разумом11 и всеми силами, и ближнего любить, как себя самого, — важнее всех жертв всесожжения и остальных жертв».
34 Иисус, увидев, что тот так разумно ответил, сказал ему: «Недалеко ты от Царства Божьего». Больше никто не решался задавать Ему вопросы.
35 Позже, когда Иисус учил в Храме, Он сказал: «Как могут книжники говорить, что Мессия12 — сын Давидов?
36 Ведь сам Давид, движимый Духом Святым, провозгласил:

Сказал Господь Господу моему:
Сядь по правую руку Мою,
доколе не повергну врагов Твоих
к ногам Твоим“.13

37 Давид сам называет Его Господом, как же Он тогда может быть сыном его?»
Большая толпа народа охотно слушала Иисуса.
38 Учив их, Он говорил: «Остерегайтесь книжников. Им нравится ходить в длинных одеждах, они любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях,14
39 любят сидеть впереди всех в синагогах и занимать почетные места на пирах.
40 Они наживаются за счет15 вдов и напоказ долго молятся. Ждет их самый суровый приговор!»
41 Сев напротив храмовой сокровищницы, Он смотрел, как народ опускает в нее монеты. Многие, богатые люди, клали помногу;
42 и одна бедная вдова, подойдя, положила лишь две лепты, что равняется одному кодранту.16
43 Тогда Иисус, подозвав учеников Своих, сказал им: «Поверьте Мне, эта бедная вдова положила больше всех, кто клал деньги в сокровищницу.
44 Ибо все они от избытка своего положили, а она, при всей своей бедности, положила всё, что было у нее на жизнь».

Комментарии Джона Райла

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 12:1−12

1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Эта притча была основана на реальной истории. История еврейского народа со дня его исхода из Египта до времени разрушения храма представлена здесь, как на ладони. Описывая виноградник и виноградарей, Господь Иисус рассказывает нам о том, как обращался Бог со Своим народом на протяжении полутора тысяч лет. Давайте внимательно исследуем эту притчу и затем применем ее к себе.

Во-первых, обратим внимание на особую Божью благость по отношению к еврейскому народу и церкви. Он предоставил им особые привилегии. Он обращался с ними, подобно человеку, посадившему виноградник и обнесшему его оградой. Бог дал им хорошие законы. Он насадаил их в доброй земле, изгнав оттуда семь народов. Он не выбрал великие и могущественные народы. Он прошел мимо Египта, Ассирии, Греции и Рима и явил Свою милость нескольким миллионам людей в Палестине. Дом Израиля стал виноградником Господа. Ни один народ на земле не получал таких особых и замечательных привилегий, какие получило семейство Авраама.

Мы, живущие в Великобритании, разве можем сказать, что не получили особых Божьих милостей? Конечно же, не можем. Почему наша страна не является языческой, подобно Китаю? Почему наша земля не наполнена идолопоклонством, подобно Индостану? Всем этим мы обязаны великой Божьей милости. Среди всех народов земли Англия стала такой, какой мы видим ее сейчас, благодаря одной лишь Божьей всевластной благодати, а не вследствие наших достоинств и добродетелей. Будем же помнить, из чьей руки ниспосылаются нам эти милости, и благодарить за них. Не возгордимся, но смиримся, дабы Бог не лишил нас этих милостей. Как Израиль обладал особыми национальными привилегиями, так обладает ими и Англия. Пусть все наши сограждане примут это во внимание и пусть остерегаются того, чтобы и их не постигло то, что постигло Израиль.

Во-вторых, обратите ваше внимание на Божье долготерпение по отношению к еврейскому народу. Его история — постоянное чередование непокорности еврейского народа и Божьего прощения. Снова и снова мы читаем о том, как к нему с предупреждением посылались пророки, которых часто не слушали. Слуга за слугой приходил в виноградник Израиля, требуя плода. Слугу за слугой отсылали виноградари Израиля ни с чем, и этот народ не приносил никакого плода во славу Божию. «Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его» (2Пар 36:16). Однако прошли сотни лет, прежде чем «сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения» (2Пар 36:16). Ни к одному народу не было проявлено столько долготерпения, как к израильскому.

Разве не должны и мы, жители Великобритании, благодарить Бога за Его долготерпение к нам? Вне всякого сомнения, мы имеем все основания заявить, что наш Господь терпелив. Он не воздает нам за наши беззакония и грехи. Как часто мы раздражали Его, заслуживая того, чтобы наш «светильник был сдвинут» и чтобы Он поступил с нами так, как некогда с Тиром, Вавилоном и Римом. Однако Его долготерпение и доброта все еще обращены к нам. Будем же осторожны, дабы не пренебречь Его благостью, принимая ее за должное. По Его милости, мы услышим, как Он призывает нас принести Ему плоды, и постараемся пребыть в праведности, которая возвышает народ (Притч 14:34). Пусть каждая семья в этой стране осознает свою ответственность перед Богом, и тогда весь наш народ будет возносить Ему хвалу.

В-третьих, обратите внимание на ожесточенность и испорченность человеческой природы, которые мы видим на примере еврейского народа.

История отношений между Израилем и Божьими посланниками, кратко изложенная нашим Господом в этой притче, является прекрасным доказательством истинной природы человека. Бог посылает Своему народу пророка за пророком, но все напрасно. На их глазах совершаются многие чудеса, но и это на них серьезно не влияет. Сам Божий Сын, возлюбленный Отцом, напоследок приходит к ним, но они не верят и Ему. Сам Бог явился во плоти, обитал среди них, а «они взяли и убили Его».

Учение о «крайней испорченности» человеческого сердца — одна из тех истин, которую мало кто признает. Пускай же эта притча будет одной из иллюстраций этой истины. Мы видим из этой притчи, на что способны люди, обладающие полнотой религиозных привилегий, люди, на чьих глазах совершаются чудеса, люди, которые слышат пророчества, люди, находящиеся в присутствии Самого Сына Божия. «Помышления плотские суть вражда против Бога» (Рим 8:7). Люди лишь однажды видели Бога, когда Иисус, став человеком, жил на земле. Они видели, что Он был свят, невинен, непорочен и творил лишь одно добро. Однако они не приняли Его, восстали против Него и в конце концов убили Его. Давайте избавимся от мысли о том, что мы по природе своей добрые и хорошие существа. Давайте откажемся от общепринятого мнения: знать, что есть добро, — достаточно, чтобы быть христианином. Над еврейским народом был проведен великий эксперимент. Если бы мы оказались на месте еврейского народа, видели чудеса, слышали пророчества и жили рядом с Самим Христом, нам все это принесло бы не больше пользы, чем самим евреям. Только Дух Божий может изменить сердце. «Должно вам родиться свыше» (Ин 3:7).

И наконец, отметим, что люди могут не раскаиваться даже тогда, когда испытывают угрызения совести. Когда наш Господь рассказал иудеям эту важную историческую притчу, они поняли, что Он подразумевает их. Они осознали, что они сами и их отцы — те виноградари, которым был отдан виноградник и от которых Бог ожидал плодов. Они уяснили, что именно они и их отцы отказались отдать должное Хозяину виноградника и жестоко расправились с Его слугами, избивая одних и убивая других. Более того, они понимали, что сейчас они замышляют последнее, венчающее все предыдущие злодеяние, о котором говорится в этой притче. Они намеревались вскоре убить возлюбленного Сына и «выбросить Его вон из виноградника». Все это они знали совершенно точно. «Ибо поняли, что о них сказал притчу». Однако, хотя они и поняли это, не раскаялись. Хотя совесть и обличала их, они ожесточились в своем грехе.

Знание о грехе и чувство вины сами по себе не способны спасти душу человека. Мы должны осознать это. Мы можем понимать свою неправоту, понимать, что нам нет оправданья, и все же упорно держаться своих грехов, направляясь к погибели в аду. Все мы нуждаемся в новом сердце и в измененной воле. Будем об этом искренне молиться. Не успокоимся, пока не поймем, что изменились. Иначе мы никогда не будем настоящими христианами и не попадем на небеса. Иначе мы можем прожить всю жизнь, понимая, подобно евреям, свою неправоту и так же, как они, упорствуя, умереть в своих грехах.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 12:13−17

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Во-первых, в этом отрывке мы видим, как люди с разными религиозными убеждениями могут приходить к единству в своем противлении Христу. Мы читаем о «фарисеях и иродианах», пришедших вместе, чтобы «уловить нашего Господа в слове» и поставить Его в тупик трудным вопросом. Фарисеи были суеверными формалистами, которых не интересовало ничего, кроме религиозных обрядов. Иродиане были обыкновенными мирскими людьми, презирающими всякую религию и стремящимися больше угождать людям, нежели Богу. Однако, когда перед ними появляется знающий учитель, одинаково критикующий заблуждения обеих групп, не щадящий ни тех, ни других, Он становится их общим врагом и они объединяются в попытке заставить Его замолчать.

Так происходило во все времена от начала мироздания. Мы видим, что это происходит и сегодня. Мирские люди и формалисты не очень-то симпатизируют друг другу. Они не уважают принципы и дела друг друга. Но существует нечто, что им не нравится еще больше, — чистое Евангелие Иисуса Христа. И посему всякий раз, когда появляется возможность выступить против Евангелия, мирской человек и формалист объединяются и действуют сообща. Мы не должны ожидать от них пощады: ее не будет. Нам не нужно рассчитывать на раскол между ними: они всегда готовы заключить союз, чтобы оказать сопротивление Христу.

Во-вторых, обратим внимание на крайнюю изощренность вопроса, заданного нашему Господу. Его враги спрашивают Его: «Позволительно давать подать Кесарю, императору Рима, или нет? Давать нам или нет?» На этот вопрос, с первого взгляда, невозможно ответить так, чтобы не подвергнуть себя опасности. Если бы наш Господь ответил: «Давайте», — фарисеи смогли бы обвинить Его пред священниками в том, что Он одобряет римское господство над еврейским народом. Если бы наш Господь ответил: «Не давайте», — иродиане обвинили бы Его перед Пилатом в том, что Он бунтарь и настраивает народ на восстание против Рима. Ловушка была хорошей. За всем этим мы видим руку, ловчее человеческой. Древний змей, дьявол, стоял за ними.

Мы должны запомнить, что из всех вопросов, которые задавали христианам, ни один не оказывался таким трудным, как тот, который поставили здесь фарисеи и иродиане (*Ничто не представляет такой опасности для служителей, как вовлечение в обсуждение гражданских прав и в спор об отношениях между кесарем и его подданными. Эти вопросы должны решаться, но только не служителями. Мэтью Генри.). Что принадлежит кесарю, а что принадлежит Богу? Где заканчиваются права церкви и где начинаются права государства? На что может притязать гражданский закон, а на что религиозный? Все эти сложно сплетенные и туго завязанные узлы христианам нелегко было распутать. Молитесь, чтобы Бог избавил вас от них. Делу Христа наносится большой урон, когда дьяволу удается столкнуть церковь и государство друг с другом. В этих столкновениях теряется драгоценное время, силы растрачиваются не по назначению, служители отрываются от своего дела, души людей страдают, и победа церкви часто не намного лучше поражения. «Пошли нам мир сегодня, о Боже!», — молитва с глубоким значением, молитва, которую христианин должен произносить часто.

И наконец, отметим, какую великую мудрость проявляет наш Господь, отвечая Своим врагам.

Он не обманулся их льстивыми словами, «зная их лицемерие». Его всевидящий глаз сразу же распознал «глиняный сосуд, обложенный нечистым серебром», стоящий пред Ним (Притч 26:23). В отличии от многих Своих последователей, Он не был впечатлен изящным слогом и прекрасной речью.

Для ответа на их каверзный вопрос Иисус обращается к тому, с чем Его враги имели дело каждый день. Он просит их принести Ему обычную монету. А потом спрашивает их: «Чье это изображение и надпись, отчеканенные на динарии?» Они вынуждены ответить: «Кесаревы». Они использовали римскую монету, изготовленную и запущенную в обращение римскими властями. Тем самым они признались, что находились под властью римлян, иначе римские деньги не были бы у них в обращении. Наш Господь приводит их в молчание, произнося Свои известные слова: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Он призывает их отдавать должное римскому кесарю в земных делах, ибо, используя римские деньги, они обязаны делать это. Но также Он призывает их повиноваться Богу в духовных делах и не думать, что служение земному и небесному владыке не совместимы друг с другом. Короче говоря, Он призывает гордого фарисея не отказываться платить кесарю, а мирского иродианина — воздавать должное Богу.

Исходя из Его блестящего ответа, уясним для себя важный принцип, что настоящее христианство не ставит своей целью сделать человека непокорным гражданской власти. Совсем наоборот, оно делает его покорным и верным подданным. Христианин должен относиться к властям как к «поставленным от Бога» и подчиняться их указам и постановлениям в течение всего времени их действия, даже если он в чем-то их не одобряет. Если закон государства и закон Бога приходят в противоречие, то он не колеблется в своем выборе: он должен повиноваться Богу более, нежели людям. Подобно трем юношам, служившим языческому царю, он не должен поклоняться идо-лу. Подобно Даниилу, который был подданным тирана, он не должен оставлять молитву в угоду власть имущим*.

(*Сибелий приводит отрывок из комментария Августина к книге Псалмов, прекрасно иллюстрирующий наш предмет: «Юлиан был безбожным императором. Он был отступником, злым человеком и идолопоклонником. Среди солдат этого неверного императора служили и солдаты, верующие во Христа. Когда дело касалось Христа, они не признавали другого владыки, кроме небесного. Когда император пожелал, чтобы они поклонились идолам и воскурили им благовония, — они предпочли почтить Бога, а не его. Но когда он говорил: «Выстройтесь в боевой порядок и выступите против того народа», — они слушались его. Они проводили различие между их вечным господином и временным, и ради своего вечного Господина они были послушны временному господину».)

Будем молиться о том, чтобы иметь больше мудрости, обитавшей в таком изобилии в нашем благословенном Господе. Из-за нездорового и искаженного представления об отношении Бога к гражданской власти много вреда было нанесено церкви Христа. Неспособность здраво совместить требования Бога с требованиями государства приводило к многочисленным раздорам и противостояниям. Блажен тот, кто помнит ответ нашего Господа, правильно понимает его и применяет его в свою эпоху.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 12:18−27

18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою?
24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
27 Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

Эти стихи передают беседу нашего Господа Иисуса Христа с саддукеями. Мы знаем, что религия этих людей была не намного лучше атеизма. Они говорили, что нет воскресения. Как и фарисеи, они попытались поймать и привести в смятение нашего Господа трудными вопросами. Церковь Христа не должна думать, что ей не придется столкнуться с такими же проблемами. Формализм, с одной стороны, и неверие, с другой, — вот наши два врага. Мы всегда должны быть готовы к их атакам.

Во-первых, мы узнаем из этого отрывка, насколько нечестными могут быть аргументы атеистов. Вопрос, заданный здесь саддукеями, является тому наглядным примером. Они рассказывают Ему о женщине, бывшей поочередно женою семи братьев. Все они умерли, не оставив после себя детей. Саддукеи спрашивают: «Чьей женой она будет после воскресения?» Скорее всего, эта история была вымышленной, а не настоящей. Она создает сильное впечатление неправдоподобности. Любой статистик скажет вам, что вероятность такого события на практике бесконечно мала. Но саддукеев это нимало не тревожит. Все что им нужно — это создать тупиковую ситуацию и по возможности заставить нашего Господа замолчать. Им не доставало мужества напрямую отвергнуть учение о воскресении. Его возможные последствия стали объектом их нападения.

Существуют три вещи, которые нам необходимо помнить в случае дискуссии с неверующими. Во-первых, помните о том, что атеисты всегда пытаются затрагивать труднообъяснимые религиозные темы, в особенности те, которые касаются грядущего мира. Нам нужно, насколько возможно, избегать такого рода споров. Спор на эти темы переводит сражение с открытой местности в джунгли. Будем всеми силами стремиться перевести дискуссию к обсуждению простых и в то же время великих фактов, подтверждающих истинность христианства. Во-вторых, мы должны быть начеку и не допускать нечестности и подлога в их аргументах. Это может выглядеть строго и немилосердно, но опыт показывает, что это необходимо. Тысячи атеистов в конце своей жизни признавались, что никогда не изучали Библию, которую пытались опровергать, и никогда честно не оценивали обоснования христиан, хотя были хорошо ознакомлены с работами многих скептиков и безбожников. И главное, будем помнить, что у каждого атеиста есть совесть. Мы всегда можем обращаться к ней, рассчитывая на успех. Именно те, которые громче всех выражают свое презрение к религии, часто терзаются муками совести из-за того, что сказанное ими — неправда. Именно те доказательства истинности христианства, которые служат объектом их особых насмешек, нередко оказываются доводами, которые они в конечном итоге принимают.

Во-вторых, этот отрывок показывает нам, как много религиозных заблуждений может проистекать из незнания Библии. Мы замечаем это в первых же словах ответа нашего Господа саддукеям. Он говорит: «Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний?»

Истинность заложенного здесь принципа была многократно доказана на протяжении всей истории церкви. Реформация во дни Иосии была тесно связана с обнаружением книги закона. Ложные учения иудеев, существовавшие в дни нашего Господа, также были прямым следствием пренебрежения Писанием. Темные века христианства были временем, когда людям не позволяли читать Библию. Протестантская реформация произошла, главным образом, благодаря переводу и распространению Библии. Наиболее преуспевающие церкви наших дней — это церкви, почитающие Библию. Народы с высоким моральным уровнем — это народы, близко знакомые с Библией. В приходах, где серьезно изучается Библия, присутствует больше истинной веры. Самые благочестивые семьи — это семьи, в которых читают Библию. Самые святые люди — это те, кто любит читать Библию. Эти простые факты никто не может отрицать.

Пусть эти истины глубоко укоренятся в наших сердцах и принесут добрые плоды в нашей жизни. Не станем пренебрегать Библией, дабы нам не впасть в какое-нибудь страшное заблуждение. Будем усердно изучать ее и строить по ней нашу веру и жизнь. Приложим все наши усилия для распространения Библии по всей земле. Чем больше эта книга будет известна, тем лучше будет мир. Не менее важно — научить наших детей ценить Библию. Знание Писания станет лучшим наследством для них.

И наконец, мы узнаем из этого отрывка, что порядок жизни после воскресения будет существенно отличаться от того, который известен нам сейчас. Наш Господь говорит нам, что «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах».

Было бы глупо отрицать, что существует множество трудностей, связанных с учением о грядущей жизни. Так должно быть. Потусторонний мир сокрыт от нашего смертного глаза и посему неведом нам. Условия той жизни должны быть до времени сокрыты от нас, и если бы нам было сказано больше, мы, вероятно, не смогли бы понять. Достаточно же пока отметить, что тела святых будут воскрешены, облекутся славой, но все же будут похожи на земные тела, так что знавшие их когда-то снова узнают их. Хотя воскресшие святые облекутся в настоящее тело, оно будет полностью свободно от несовершенства и немощи наших нынешних тел. Место будущей жизни христиан совсем не будет похоже на рай Магомета, рай плотских удовольствий. Там не нужна будет пища, так как голода и жажды уже не будет. Отпадет нужда во сне, так как не будет усталости и утомленности. Там нет нужды рожать детей, чтобы вновь рожденные восполнили собою потерю умерших, ибо смерти уже не будет. Наслаждаясь полнотою общения с Богом и Его Христом, люди больше не будут нуждаться в брачных союзах для помощи друг другу. Они будут способны служить Богу неустанно и исполнять Его волю совершенно, постоянно созерцая Его лицо. Они облекутся в новое тело и «будут подобны ангелам на небесах».

Это огромное утешение для всякого истинного христианина. В своем нынешнем теле он «стенает под бременем» по причине своей немощи и несовершенства (2Кор 5:4). Многие заботы этого мира одолевают его сейчас: что есть, что пить, во что одеться, как справиться со своими проблемами, где жить, с кем дружить. В мире грядущем все изменится. Ничто не помешает полноте нашего счастья.

К одному мы должны быть особо внимательны. Будем умолять Господа даровать нам «воскресение к жизни» и позаботимся о том, чтобы не «воскреснуть к осуждению» (Ин 5:29). Для верующего в Господа Иисуса воскресение будет величайшим благословением. Для человека мирского, безбожного и злого воскресение принесет горе и проклятие. Пусть мы не найдем себе покоя до тех пор, пока не соединимся со Христом и Христос с нами, после чего мы сможем с радостью ожидать грядущую жизнь *.

(*Текст, который выбрал наш Господь, чтобы заградить уста саддукеям и фарисеям и доказать, что воскресение является библейской доктриной, заставляет многих удивляться. Одни не понимают, почему наш Господь выбрал именно этот текст, когда можно было привести другие, более явные доказательства из Писания. Другие же совсем не воспринимают этот текст как убедительное доказательство воскресения тела.

Что касается превосходства этого текста как доказательства воскресения над другими отрывками, то нам ли быть судьями? Есть все основания считать, что некоторые места Писания обладают огромным богатством содержания, которое при поверхностном и беглом чтении остается нераскрытым. В любом случае, мы понимаем, что для иудеев, слушавших тогда нашего Господа, этот аргумент был настолько сильным, что им нечего было ответить на него. Этот пример использования цитаты из Ветхого Завета, а также другой известный пример в Ин 10:34 достаточно ясно показывают, что иудейский ум обладал способностью видеть глубину в тексте Писания, которую не видят многие из нас. В этом нам предстоит еще многому научиться.

Что касается вопроса, убедительно ли доказательство телесного воскресения, основанное на этом отрывке («Я — Бог Авраама...»), то стоит привести выдержку из трудов епископа Пирсона. Он, комментируя этот отрывок, пишет: «Сила этого аргумента привела толпу в изумление и заставила саддукеев замолчать. Ибо имя Бога характеризовало Его как великого Благодетеля, Бога обещания, и для Него быть «их Богом» означало благословлять и вознаграждать их. Для людей быть «Его народом» обязывало их верить и слушать Его. Но Авраам, Исаак и Иаков не получили обещанного, посему, желая даже после их смерти, называться «их Богом», Он показывает, что все еще собирается благословить и вознаградить их, и следовательно, воскресить их к другой жизни, где они смогут получить обещанное. Поэтому аргумент нашего Спасителя соответствует тому, который Иудеи видели в другом отрывке книги Моисея (Ис 6:3−4). «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем: «Бог Всемогущий»; а с именем Моим: «Господь» не открылся им. И Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую». Не сказано: «дать их сынам», но: «дать им землю», и так как при жизни они не получили ее, то должны воскреснуть для получения обещанного».)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 12:28−34

28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!
31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

Эти стихи передают беседу нашего Господа Иисуса Христа с «одним из книжников». Вот уже в третий раз в течение того же дня нашему Господу задают трудный вопрос. Заставив замолчать фарисеев и саддукеев, Он теперь должен ответить на вопрос, вызывавший большие разногласия среди иудеев: «Какая первая из всех заповедей?» Нам следует благословить Бога за то, что так много трудных вопросов было задано нашему Господу. Без них не было бы и этих ответов, содержащих удивительно мудрые слова. Здесь, как и во многих других случаях, Бог обращает зло в добро. Он может сделать так, что самые злобные нападки Его врагов обратятся на благо Его церкви и к Его славе. Он способен использовать враждебность фарисеев, саддукеев и книжников для наставления Своего народа. Вряд ли вопрошавшие подозревали, какую огромную услугу окажут их каверзные вопросы всему христианству. «Из ядущего вышло ядомое» (Суд 14:14).

Во-первых, обратите внимание на то, что Иисус говорит о нашем долге перед Богом и людьми. Вопрос книжника требовал обширных знаний от Иисуса: «Какая первая из всех заповедей?» Возможно, он ожидал услышать в ответ нечто отличное от того, что ответил ему Господь. Он ошибался, если полагал, что Господь порекомендует ему соблюдать какой-нибудь внешний обряд или церемонию. В ответ он услышал торжественные слова: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Как неожиданно описывает наш Господь чувства, которые должны быть у нас по отношению к Богу и ближнему! Мы не просто должны повиноваться одному и не причинять вреда другому. В обоих случаях от нас требуется нечто большее. От нас требуется любовь — самое сильное и глубокое чувство. Эта заповедь включает в себя все. Она делает ненужным знание мелочей. Там, где есть любовь, не может быть злого умысла.

Также удивительно наш Господь говорит о том, как мы должны любить Бога и нашего ближнего. Мы должны любить Бога больше, чем себя, всею силою нашей души. Мы не сможем любить Его чересчур сильно. Нам нужно любить нашего ближнего, как самого себя, и всегда поступать с ним так, как хотели бы, чтобы он поступал с нами. Иисус дает простое, понятное и одновременно мудрое правило. Часто мы неправильно относимся к людям, думая о них больше или меньше, чем они того заслуживают, поэтому нам дано правило любить других, как самих себя, — не больше и не меньше. Но как бы сильно мы ни любили Бога, наша любовь к Нему никогда не будет ошибкой. Он достоин всего, что мы только способны предложить Ему. И поэтому мы должны любить Его всем сердцем.

Будем же постоянно помнить эти великие правила и ежедневно пользоваться ими. Они кратко определяют все, что нам следует знать о своем долге перед Богом и людьми. Они помогут нам проверить свою беспокойную совесть, когда она тревожит нас и мы не знаем, правильно ли мы поступили. Блажен человек, который стремится жить согласно этим правилам.

Из этого краткого описания нашего долга мы должны понять, как мы нуждаемся в искуплении и посредничестве нашего Господа Иисуса Христа. Где тот человек, который может честно сказать, что всегда любил Бога и человека так, как этого требует заповедь? Есть ли на земле хоть один человек, который окажется невиновным пред лицом такого суда, как этот? Не удивительно, что Писание говорит: «Нет праведного, нет ни одного». «Делами закона не оправдается ни одна плоть» (Рим 3:10, 20). Лишь потому, что люди не знают требований Божьего закона, они недооценивают Евангелие. Только человек, верно понимающий моральный закон, может по достоинству оценить заместительную жертву Христа.

Во-вторых, отметим, насколько религиозным может быть человек, не являясь при этом истинным учеником Христа. Книжник из нашего отрывка, очевидно, был человеком, обладающим большими познаниями, чем большинство других. Он видел то, чего книжники и фарисеи не видели совсем. Его собственные слова доказывают это: «Один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв». Эти слова замечательны сами по себе, и если мы вспомним, кем являлся человек, который их произнес, и среди какого поколения он жил, то будем восхищаться этими словами вдвойне. Не удивительно, что наш Господь далее говорит ему: «Недалеко ты от Царствия Божия».

Но мы не можем закрывать наши глаза на тот факт, что нигде не говорится о том, что этот человек позже стал учеником нашего Господа. По этому поводу Писание хранит печальное молчание. Параллельный отрывок из Евангелия от Матфея не проливает никакого света на его дальнейшую судьбу. Ничего не говорят об этом и другие места Нового Завета. Нам остается лишь прийти к заключению, что, подобно богатому юноше, он так и не смог принять решение оставить все и последовать за Христом. Или, как начальники, упомянутые в другом месте, он «возлюбил славу человеческую более, нежели славу Божию» (Ин 12:43). Хотя он и был «недалеко от Царствия Божия», он, вероятно, так никогда и не вошел в него и погиб.

К сожалению, подобные случаи встречаются не так уж редко. Кругом живут тысячи людей, которые, подобно тому книжнику, знают много религиозных истин, но живут и умирают, не приняв никакого решения. Как часто мы забываем, что человек может достичь большого успеха на религиозном поприще, но, так и не обратившись, умереть не спасенным. Видя пример этого человека, будем внимательны к себе!

Будем остерегаться того, чтобы полагать надежду на спасение лишь в интеллектуальном осознании истины. Мы живем во время, когда существует особое искушение сделать это. Благодаря образованию дети знакомятся со многими вопросами веры, о которых их родители не имели ни малейшего представления. Но одно лишь образование не способно сделать кого-либо христианином в глазах Бога. Нужно не только понимать основные евангельские доктрины, но принять их в сердце и строить свою жизнь по ним. Не давайте себе успокоиться, пока не станете гражданами Царства Божия, пока искренне не раскаетесь, не поверите и не станете новым творением во Христе Иисусе. Если же вам достаточно быть «недалеко от Царствия Божия», то, в конце концов, вы навечно окажетесь за его пределами.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 12:35−44

35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?
36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
37 Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.
38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,
39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, —
40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.

Мы видели в первой части этой главы, как враги нашего Господа пытались уловить Его в слове. Мы видели, как фарисеи, саддукеи и книжники по очереди задавали Ему трудные вопросы, такие, которые, как несложно заметить, больше служат раздорам, чем назиданию. Данный отрывок начинается с вопроса совершенно иного рода. Его задает наш Господь. Он спрашивает своих противников о Христе и о сути Священного Писания. Такой вопрос всегда приносит огромную пользу. Для церкви было бы большим благом, если бы богословские дискуссии велись на серьезные темы, касающиеся спасения, а не разбирали пустяковые вопросы.

Во-первых, мы узнаем из этих стихов, что Писания Ветхого Завета полны указаний на Христа. Наш Господь желает показать невежество иудейских учителей, говоря о личности Мессии. Он ссылается на книгу Псалмов, показывая, что книжники неверно понимают ее. Одновременно Он показывает, что личность Христа — одна из главных тем, на которые писал Давид, вдохновленный Святым Духом.

Мы узнаем и из другого отрывка о том, что Ветхий Завет свидетельствует о Христе (см. Ин 5:39). Ветхозаветные образы, символы и пророчества были даны, чтобы говорить людям о Христе, пока Он Сам не придет на землю. Мы всегда должны помнить об этом, читая Ветхий Завет и в первую очередь книгу Псалмов. Несомненно, мы сможем найти Христа в любой книге Закона и Пророков, но нигде о Нем не написано так явно, как в книге Псалмов. Его жизнь и страдания в Его первом пришествии, Его будущая слава и окончательная победа во втором пришествии — вот главные темы этой чудесной книги. Справедливо сказано, что, читая Псалмы, мы должны замечать Христа не меньше, чем Давида.

Не будем недооценивать Ветхий Завет и пренебрегать им. Он так же ценен, как и Новый Завет, если мы правильно его понимаем. В этой части Библии, вероятно, существует множество богатых образов, еще не до конца исследованных. Подобно тому, как люди могут ходить по золотым приискам и не подозревать, что лежит у них под ногами, так многие могут читать Ветхий Завет и не догадываться, что проходят мимо великих истин об Иисусе. Вся Библия достойна нашего уважения. Она вся «богодухновенна и полезна для научения». Одна ее часть проливает свет на другую, и ни одной из них невозможно пренебречь, не причинив вреда своей душе. Открытое пренебрежение ветхозаветными писаниями часто является первым шагом к полному неверию.

Во-вторых, мы узнаем, что грех лицемерия отвратителен в глазах Христа. Этот урок мы можем извлечь из предупреждения, которое услышали книжники от Христа. Он выставляет на всеобщее обозрение их порочную практику: они одеваются напоказ, любят похвалу и славу людей, а не Бога, они прикрывают свое сребролюбие мнимой заботой о вдовах, они подолгу поклоняются Богу прилюдно ради того, чтобы их считали благочестивыми. И завершает Он это серьезным предупреждением: «Сии примут тягчайшее осуждение».

Притворство в вере и лицемерие — самые ужасный грехи, в которые может впасть человек. Ни в одном другом случае не употреблял наш Господь такие сильные слова и не изрекал такого грозного осуждения. Плохо быть рабом любого греха, служить различным похотям и удовольствиям. Но намного хуже иметь благочестивый вид, а на самом деле служить мирским делам. Нужно остеречься, чтобы не впасть в этот ужасный грех. Пусть наши религиозные дела не будут служить для нас только прикрытием. Будем жить открытой, честной, искренней и подлинной христианской жизнью. Мы не сможем обмануть всевидящего Бога. На близорукого человека нетрудно произвести впечатление своими разговорами и притворством, религиозной речью и наигранным благочестием. Но Бог «поругаем не бывает». Он взвешивает мысли и намерения сердечные. Его всевидящий взгляд проникает в глубь испорченного сердца, как бы искусно мы его ни прикрывали. День суда скоро настанет. «Радость лицемера на мгновение» (Иов 20:5). Стыд и вечное посрамление будут его уделом.

Однако, говоря о лицемерии, мы не должны забывать еще кое-что. Ложная вера существует, но это не значит, что лучше вовсе не верить. Это весьма распространенное заблуждение, против которого нам нужно быть начеку. То, что некоторые своей неискренностью бросают тень на христианство, не означает, что нам нужно бросаться в другую крайность и скрывать свою веру за трусливым молчанием. Напротив, давайте удвоим старания, чтобы наша жизнь подтверждала наше учение. Давайте докажем свою искренность достойным поведением. Покажем этому миру, что наряду с фальшивыми есть и настоящие монеты, что церковь состоит не только из фарисеев и книжников, в ней есть и настоящие христиане, имеющие «доброе свидетельство о своей вере». Будем благовествовать со скромностью и смирением, с твердостью и решительностью и покажем миру, что наряду с лицемерами существуют христиане, живущие честно, без обмана.

И наконец, мы узнаем из этих стихов, как приятно Христу щедрое пожертвование. Наш Господь неожиданно преподносит нам этот урок, одобрительно высказываясь о бедной вдове. Мы читаем, что «Он смотрел, как народ кладет» добровольные пожертвования Богу в «сокровищницу». Он видел, что «многие богатые клали много». И вот в конце Он видит, как бедная вдова отдает все, что имеет для дневного пропитания. И мы слышим, как Он заявляет: «Та бедная вдова больше всех положила», — больше в глазах Того, кто смотрит не столько на количество, сколько на возможность дающего; не просто на величину суммы, а на мотивы и сердце жертвующего.

Эти слова нашего Господа мы склонны пропускать мимо ушей. Многие люди помнят все Его богословские беседы, но каким-то образом умудряются забыть об этом неприятном для них происшествии. Доказательство этому — скупые и жалкие пожертвования, которые ежегодно собирает церковь Христа для добрых дел в этом мире. Доказательство — это ничтожно малые доходы миссионерских обществ, по сравнению с богатством церквей. Скупость многих людей, исповедующих христианство, во всем, что касается Бога и религии, является вопиющим грехом наших дней и одним из худших признаков нашего времени. Люди, жертвующие на дело Христа, составляют лишь небольшую часть церкви. Из двадцати крещенных с трудом найдется один, который знает что-нибудь о том, что значит «в Бога богатеть» (Лк 12:21). Подавляющее большинство тратит фунты на себя и не отдает ни пенса для Христа.

Будем же оплакивать нынешнее положение вещей и умолять Бога исправить его. Будем просить Его открыть людям глаза, зажечь их сердца и пробудить в них дух щедрости. Будем исполнять свой долг и, пока мы в силах, давать щедро и доброохотно на всякое дело Христа. Мы уже не сможем жертвовать после смерти. Будем давать, помня, что Христос смотрит на нас. Он видит, что каждый из нас дает и что оставляет. А самое главное, будем давать, как ученики распятого Спасителя, отдавшего Себя за нас на кресте. Даром получили, даром будем и отдавать *.

(*Возможно, как объясняют это Ариас Монтан и Брентий, слова «все пропитание свое» означают «весь ее дневной заработок», а не «все ее имение».

В связи с этим отметим также, что нет ничего более абсурдного, чем заявления некоторых, что они уже внесли «свою лепту», в то время как их пожертвование — смехотворно маленькая сумма, по сравнению с той жертвой, которую принесла вдова, сумма, с которой они расстались без всякого ущерба для себя. Человек вносит свою «лепту» лишь тогда, когда он жертвует половину своего ежедневного дохода.)

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: говорить им притчами.
6  [2] — Или: устыдятся сына моего.
11  [3] — Пс 118 (117):22−23.
14  [4] — Букв.: Ты истинен и ни от кого не зависишь (во мнении), ибо не смотришь на лицо людей, а воистину учишь пути Божьему.
18  [5] — См. в Словаре Саддукеи.
19  [6] — Втор 25:5,6.
26  [7] — Или: пробуждаются/поднимаются.
26  [8] — Исх 3:2,6. См. в Словаре Авраам, Исаак и Иаков.
30  [9] — Втор 6:4,5; некот. рукописи добавляют: вот первая заповедь.
31  [10] — Лев 19:18.
33  [11] — Некот. рукописи добавляют: и всей душой.
35  [12] — Греч.: Христос.
36  [13] — Пс 110 (109):1.
38  [14] — Или: народных собраниях.
40  [15] — Букв.: поедают дома.
42  [16] — Кодрант — самая мелкая римская медная монета в эпоху НЗ.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.