Римлянам 2 глава

Послание к Римлянам святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Толкования Августина

Перевод Еп. Кассиана

1 Поэтому нет у тебя извинения, о человек судящий, кто бы ты ни был, ибо, судя другого, ты себя осуждаешь; ибо делаешь то же самое ты, судящий.
2 А мы знаем, что суд Божий на делающих таковое согласен с истиной,
3 И ты на то рассчитываешь, о человек, который судишь делающих таковое и сам то же творишь, что ты избежишь суда Божия?
4 Или ты пренебрегаешь богатством благости Его и незлобием и долготерпением, не зная, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
5 Но по ожесточению твоему и нераскаянному сердцу ты накапливаешь себе гнев на день гнева и откровения праведного суда Божия.
6 Он воздаст каждому по делам его:
7 жизнь вечную — ищущим, с постоянством в делании добра, славы и чести и нетления;
8 самовольным же и непослушным истине, но покоряющимся неправде — гнев и ярость.
9 Скорбь и теснота на душу каждого человека, делающего злое: как Иудея, первого, так и Еллина.
10 Слава же и честь и мир — каждому делающему доброе: как Иудею, первому, так и Еллину.
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Ибо те, кто без Закона согрешили, без Закона и погибнут; а те, кто под Законом согрешили, по Закону будут осуждены.
13 Ибо не слушатели Закона праведны у Бога, но исполнители Закона оправданы будут —
14 ибо, когда язычники, не имеющие Закона, делают по природе то, что предписывает Закон, они, не имея Закона, сами себе закон:
15 они показывают, что дело Закона написано в сердцах их: о том же свидетельствуют их совесть и мысли, друг друга обвиняя, а то и защищая, —
16 в тот день, когда будет судить Бог сокровенное людей по Евангелию моему чрез Иисуса Христа.
17 Если же ты именуешься Иудеем и полагаешься на Закон, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его и различаешь превосходнейшее, научаясь из Закона,
19 и уверен, что ты путеводитель слепых, свет для ходящих во тьме,
20 наставник неразумных, учитель младенцев, имеющий выражение знания и истины в Законе, —
21 вот ты, который учишь другого, себя самого не учишь: проповедуешь не красть — и крадешь;
22 говоришь не прелюбодействовать — и прелюбодействуешь; гнушаешься идолов — и грабишь их храмы!
23 Ты, который хвалишься Законом, преступлением Закона бесчестишь Бога!
24 Ибо имя Божие из-за вас в поношении между язычниками, как написано.
25 Ибо и обрезание приносит пользу, если ты исполняешь Закон: если же ты — преступник Закона, обрезание твое стало необрезанием.
26 Поэтому, если необрезанный исполняет предписания Закона, необрезание его не вменится ли в обрезание?
27 И необрезанный по естеству, исполняющий Закон, осудит тебя, преступника Закона при Писании и обрезании.
28 Ибо Иудей не тот, кто по виду Иудей, и обрезание не то, что видимо на плоти;
29 но тот Иудей, кто в сокровенности Иудей, и обрезание сердца — в духе, не по букве. И похвала его — не от людей, но от Бога.

Толкования Августина

Стих 1

Павел говорит об уже совершенных грехах... Говоря всякий, он имеет в виду не только язычника, но и иудея, который желал судить народы по закону.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. С1. 0280, 7.5.12.

Стих 3

Неужели, в то время как они так настойчивы в своих бесчестиях, Бог не будет настойчив в Своем терпении, — так мало наказывая в веке сем, чтобы не утратилась вера в божественное провидение и чтобы будущий суд, для которого все сохраняется, был оправдан?

Августин Иппонский, Послания. Сl. 0262, 153. 44.2.400.5.

Стих 5

Гнев, как сказано, означает отмщение.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 8.6.4.

Стих 12

«Судом» обычно называют вечное осуждение.

Источник: Августин Иппонский, О вере и делах. Cl.0294, 23.43.87.22.

***

Мне не кажется, что апостол сказал, будто худшая участь ожидает тех, кто грешит по незнанию, нежели тех, кто, зная, грешит. Хуже, кажется, погибнуть, нежели быть судимым. Когда апостол говорил о язычниках и иудеях, он просто имел в виду, что первые не имели закона, в то время как вторые закон получили.

Августин Иппонский, О благодати и свободной воле. Сl. 0352, 884.38.

Стих 15

Павел говорит: О чем свидетельствует совесть их. Это согласуется со следующим высказыванием у апостола Иоанна: «Возлюбленные, если наше сердце осуждает нас, то насколько более Бог, Который нас знает» (20 ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. 1Ин 3:20).

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 1:232, 234; Часть 2.10.

Стих 17

Если иудей действительно таков, что хвалится Богом по благодати, которая не по заслугам дел дается, но даром, то хвала его от Бога, а не от людей... Они, однако, считали, что исполняют закон Божий своей праведностью, даже если при этом его преступали. Потому для них копился гнев, пока грех возрастал и грешили те, кто знал, что есть грех1. А если кто и делал, что велит закон, так без благодати Духа, из страха наказания, а не из любви к праведности.

Примечания

  • 1 — Т.е. иудеи; ср. 7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Рим 7:7.

Августин Иппонский, О духе и букве . С1. 0343,8.13.165.13.

Стих 25

Это апостол сказал не для того, чтобы язычники остались необрезанными, а иудеи отказались от обычая своих отцов. Он сказал так, чтобы ни те, ни другие не перенимали чужого обычая, но чтобы каждый имел возможность, а не необходимость, держаться своего обычая.

Августин Иппонский, О лжи. Сl. 0303, 5.8.423.4.

Стих 26

Так язычники становятся членами дома Израилева, когда их необрезание засчитывается как обрезание, поскольку праведность закона они демонстрируют не через обрезание плоти, но любовью сердечной. Потому что если плоть охраняет праведность закона, то неужели не зачтется им в обрезание?

Августин Иппонский, О духе и букве. Сl. 0343, 26.46.200.27.

Стих 29

Когда апостол говорит: по духу, а не по букве, — это означает, что закон следует понимать в соответствии с Духом, а не буквально. Это в особенности относится к тем, кто принимал обрезание более в телесном смысле, нежели в духовном.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 10.6.10.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.