Колоссянам 1 глава

Послание к Колоссянам апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Новой Женевской Библии

Перевод Еп. Кассиана

1 Павел, волею Божией апостол Христа Иисуса, и Тимофей брат,
2 находящимся в Колоссах, святым и верным братьям во Христе, — благодать вам и мир от Бога, Отца нашего.
3 Благодарим Бога, Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас,
4 услышав о вере вашей во Христе Иисусе и о любви, которую вы имеете ко всем святым,
5 ради надежды, уготованной вам на небесах, о которой вы слышали раньше в слове истины, в Евангелии,
6 которое дошло до вас; как и во всём мире, оно приносит плод и возрастает, как и у вас с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине,
7 как научились от Епафраса, возлюбленного соработника нашего : он есть верный служитель Христов за нас;
8 он и известил нас о вашей любви в Духе.
9 Поэтому и мы с того дня, как услышали, не перестаём молиться за вас и просить, чтобы вы исполнились познания воли Его во всякой премудрости и разумении духовном,
10 так чтобы поступать достойно Господа, всячески угождая Ему, принося плод во всяком добром деле и возрастая в познании Бога,
11 укрепляемые всякой силой по могуществу славы Его ко всякому постоянству и долготерпению с радостью,
12 благодаря Отца, сделавшего вас способными участвовать в жребии святых во свете,
13 Его, Который избавил нас от власти тьмы и перенёс в царство Сына любви Его,
14 в Котором мы имеем искупление, отпущение грехов.
15 Он есть образ Бога невидимого, Первородный всей твари,
16 потому что в Нем было сотворено всё на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начала ли, власти ли, — всё чрез Него и для Него сотворено.
17 И Он Сам есть прежде всего, и всё существует в Нем,
18 и Он же есть глава Тела, Церкви: Он, Который есть начало, Первородный из мёртвых, чтобы быть Ему во всём первым,
19 потому что Богу было благоугодно, чтобы в Нем обитала вся полнота,
20 и чтобы чрез Него примирить с Собою всё, утвердив мир кровью креста Его, примирить чрез Него то, что на земле, и то, что на небесах.
21 И вас, бывших некогда отчуждёнными и врагами рассудком и злыми делами,
22 теперь Он примирил в теле плоти Его чрез смерть Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и безукоризненными пред Собою,
23 если вы, однако, пребываете твёрдыми на основании веры и не отпадаете от надежды Евангелия, которое вы слышали. Евангелия, проповеданного всякой твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.
24 Теперь радуюсь в страданиях за вас и восполняю то, чего не достает скорбям Христовым, в плоти моей за Тело Его, которое есть Церковь,
25 которой я сделался служителем по домостроительству Божию, данному мне за вас, чтобы исполнить слово Божие,
26 тайну сокровенную на протяжении веков и родов; теперь же была она явлена святым Его,
27 которым Бог восхотел поведать, какое богатство славы среди язычников в тайне этой, которая есть Христос в вас, надежда славы.
28 Его мы возвещаем, вразумляя всякого человека и уча всякого человека во всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе,
29 Для чего я и тружусь, подвизаясь по действию Его, действующему во мне с силою.

Новой Женевской Библии

1:1−2 Приветствие данного послания по форме схоже с приветствиями в посланиях к римлянам (1:1−7) и, особенно, к коринфянам (1Кор 1:1−2).

Тимофей. См. Деян 16:1.

1:4 о вере вашей во Христа Иисуса. Павел начинает свое послание с главного — с веры колоссян в Иисуса Христа.

1:4−5 о вере... о любви... в надежде. Все это есть основание для возносимого Павлом благодарения, поскольку названные три добродетели занимают центральмое место в его понимании христианской жизни (см. Рим 5:2−5; 1Кор 13:13; Гал 5:5−6; 1Фес 1:3; 1Фес 5:8; ср. Евр 10:22−24). Он говорит о них, как о дарах Божиих, а не добродетелях, проистекающих от самих верующих. Павел подчеркивает, что Бог дарует спасение по Своей власти, но верующие могут полностью положиться на Христа в деле своего спасения (Еф 1:4; Еф 2:8).

1:6 во всем мире. Павел подчеркивает, что благовествование о Христе имело место не только в Колоссах и что оно повсеместно приносит плоды.

1:7 Епафраса. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

1:12−14 Павел старается убедить колоссян, что Отец их небесный спас их от сил тьмы, и они могут смело благодарить Бога за дарованное им искупление (2:7; 3:17; 4:2).

1:12 призвавшего нас. В большинстве манускриптов — «вас». Распространившееся в Колоссах лжеучение порождало страх перед космическими существами, которые мыслились обладающими силой лишить даже верующих возможности жить с Богом (2:16,18,20−23). Этим объясняется употребление Павлом в данном случае термина «призывать» (более точный перевод: «сделать способными, годными к тому, к чему призываются») — никакая сила в мире не может лишить их звания призванных во Христе (ст. 2 и 4).

1:13 избавившего нас. Человечество вне Христа видится Павлом пребывающим беспомощным во власти тьмы и сатаны (Еф 2:1−3; Еф 6:11). Верующие избавлены «от настоящего лукавого века» (Гал 1:4) и приведены под власть и защиту Сына Божия.

возлюбленного Сына Своего. Ср. синоптические Евангелия, где Иисус изображается как возлюбленный Божий Сын (Мф 3:17; Мф 17:5; Мк 1:11; Мк 9:7; Лк 3:22), а также многочисленные ветхозаветные пророчества, породившие такое наименование (Пс 2:7; Ис 42:1; Втор 18:15).

1:14 искупление. В Рим 8:23 Павел говорит о телесном искуплении, которое еще только ожидается. Здесь же искупление (понимаемое как прощение грехов) мыслится уже дарованным (ср. противопоставления типа «некогда... ныне» (1:21−22) с соответствующими конструкциями в 1:26; 2:13,17,20; 3:10). Сравните также отношение Павла к позиции коринфян, которые были склонны чрезмерно акцентировать именно «уже» в искуплении, совершенно пренебрегая тем, что еще только должно совершиться (1Кор 4:8−13; гл. 15).

прощение грехов. См. 2:13.

1:15−20 Возвеличивание Павлом Иисуса Христа. Многие толкователи полагают, что в данном случае Павел приводит не дошедший до нас древний христианский гимн. Подчеркивая главенство Христа в творении (ст. 15−17) и в деле искупления (ст. 18−20), апостол указывает на основной момент лжеучения — искаженное понимание личности Христа. Говоря об этом словами гимна, он призывает к поклонению Сыну Божию, а не просто к доктринальной приверженности Ему.

1:15 образ Бога невидимого. Для Павла вера в подлинное Божество Христа (Рим 9:5; Флп 2:6; Тит 2:13) имеет практическое значение: будучи Богом по природе, Христос открывает Бога, Который в полноте Своего величия невидим для очей и непостижим для разума (1Тим 1:17; 1Тим 6:16). Эта мысль имеет параллель в Ин 1:1−18 и Евр 1:3. В случае же колоссян, как замечает Кальвин, главная мысль заключается в том, что «мы, таким образом, должны иметь попечение о том, чтобы не искать Его (Бога) где-нибудь в другом месте, потому что вне Христа все претендующее на то, чтобы представлять Бога, будет идолом» (Кальвин: Комментарий к Кол 1:15).

рожденный прежде всякой твари. Павел не говорит, что Сын был первым сотворенным существом (ср. ком. к ст. 17). Как и в ВЗ, где слово «первенец» означает сына, который является главным и основным наследником (напр., Исх 4:22; Пс 88:28), термин «перворожденный» употребляется в Послании к Колоссянам как титул, обозначающий положение. Поскольку Он особенно возлюблен Отцом (ст. 13) и именно в Нем, Им и для Него было создано все (ст. 16−17), Сын имеет власть над творением и обладает всеми правами на него.

1:16 все Им и для Него создано. Поскольку Христос одновременно и совершитель творения, и его цель, Он является Господом всего существующего, включая и ангельскую иерархию, которую, по мнению колоссян, якобы необходимо умилостивлять или почитать. Христос есть Господь ангелов, а не равный им.

1:17 Христос — вне времени и пространства. Этот стих ясно выражает то, о чем неявно сказано в ст. 16: Христос существует «прежде всего» творения и к нему не принадлежит.

1:18 глава тела Церкви. Павел касается этой темы во второй части рассматриваемого гимна, а более подробно разъясняет ее в Еф 1:21−23 и 4:15; 5:23.

начаток, первенец из мертвых. Воскресение Иисуса ознаменовало собой начало нового творения (2Кор 5:17; Кол 3:10 и ком.). Иисус — начаток вообще, или начало всего, в т.ч. и первый восставший из мертвых. Христос открыл новый век, предсказанный ветхозаветными пророками (Деян 2:29−36; Деян 13:32−35), основал Собою новое человечество, которое заменило ветхого человека в Адаме. Воскресение Христа является одновременно предвосхищением и залогом того воскресения, которое уготовано всем Его братьям и сестрам (Рим 8:29; 1Кор 15:20−28; Евр 1:6; Евр 12:23).

дабы иметь Ему во всем первенство. Т.е. главенство надо всем. В силу Своего воскресения из мертвых Христос — Господь вселенной, которую Он прежде сотворил, содержал и содержит и которую Он теперь искупил.

Первенство Христа.

1:19 См. 2:9.

1:20 Этот стих является апогеем гимна (см. ком. к 1:15−20). Грехопадение человека внесло разлад во все творение, как видимое, так и невидимое (Быт 3; Рим 5:12; Рим 8:20; Еф 2:2; Еф 6:12). Через воплощение и искупительную смерть Христа Божия праведность удовлетворена (Рим 3:21−26), мир между Богом и человеком восстановлен (2Кор 5:17−21), будущее прославление творения гарантировано (Рим 8:18−21), мятежные духовные существа лишены своей власти (2:15 и ком.).

1:21−23 После размышлений о величественной роли Христа в творении, умиротворении и воссоединении мира с Богом Павел обращается непосредственно к колоссянам. Будучи некогда врагами Бога и отчужденными от Него, они теперь примирились с Ним (Рим 5:1,2).

1:21 отчужденными... по расположению к злым делам. Другой перевод: «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами рассудком и злыми делами». См. 2:13; Еф 2:2−3; Еф 4:17−19. Данный текст можно понимать как в том смысле, что отчуждение сознания от Бога имеет своей причиной неправедную жизнь, так и в том смысле, что отчуждение ума от Бога выражается в греховном образе жизни. Павел подчеркивает, что ум и воля взаимодействуют в своем противостоянии Богу.

1:22 Смерть Христа по плоти принесла с собой личное обновление и очищение тех, кто принимает благовестие и держится его (2:13; Еф 2:4−10; Рим 5:6−11).

1:23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды. Колоссяне должны стоять непоколебимо в вере во Христа и не отказываться от надежды на обетования, о которых слышали через благовествование Павла. возвещено всей твари поднебесной. Павел акцентирует внимание на том, что Благая Весть возвещена всей твари поднебесной, т.е. всему творению: и людям, и ангелам.

1:24 восполняю недостаток. Будучи служителем Евангелия, Павел радуется возможности приобщения к страданиям народа Божия. Содержание этих слов предстает более ярко, если вспомнить, что Церковь есть продолжение воплощения Христа, и страдания ее членов как бы подчеркивают величие того, что совершил Христос.

1:26 тайну, сокрытую. Спасительное попечение Бога о человечестве было сокрыто до пришествия Христова. Бог «в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» (Деян 14:16; ср. Рим 1:24−32; Еф 2:12). ВЗ неявно говорит о том, что Бог Сам будет обитать среди народа Своего (напр., Иез 36:25−27) и что Он сотворит новое человечество, в котором язычники соединятся с иудеями через иудейского Мессию (напр., Быт 12:3; Зах 9:9−10; Еф 3:5−6 и ком.).



2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.