От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея
Перевод Десницкого → Новой Женевской Библии

Перевод Десницкого

1 В тот день Иисус вышел из дома и сел на морском берегу.
2 Народ к Нему сходился толпами, так что пришлось Ему сесть в лодку, а вся толпа оставалась на берегу.
3 Он говорил с ними притчами, и рассказал их много:
— Однажды вышел сеятель сеять зерна.
4 И пока он сеял, одни зерна упали при дороге — налетевшие птицы их склевали.
5 Другие зерна попали на каменистую землю, где почвы было немного: такое зерно сразу взошло, потому что было в земле неглубоко,
6 но едва взошло и пригрело солнце, росток засох, потому что не укоренился.
7 Другие зерна попали в сорняки, так что сорняки разрослись и задушили ростки.
8 А были и такие зерна, что упали на плодородную почву и принесли урожай: какое в сто, какое в шестьдесят, какое в тридцать крат.
9 У кого есть уши, пусть услышит!
10 Ученики подошли к Нему и спросили:
— Почему ты говоришь с ними притчами?
11 Он сказал им в ответ:
— Вам дано знать таинства Царства Небес, а им не дано.
12 У кого есть — тому и дано будет с избытком, а у кого нет — у того будет отнято, что имел.
13 Потому я говорю с ними притчами, так что они смотрят, но не видят, слушают, но не слышат и не понимают.
14 Так сбывается на них пророчество Исайи: «Слышать-то вы будете, да не поймете, смотреть-то будете, да не увидите.
15 Очерствело сердце этого народа, уши еле слышат, глаза закрылись — слухом не услышат, зрением не увидят, сердцем не уразумеют, не обратятся ко Мне за исцелением»*.
16 Благо вам, что глаза ваши зрячи и уши способны слышать!
17 Аминь говорю вам: многие пророки и праведники желали видеть то, что у вас перед глазами — но так и не увидели, желали слышать, что вы слышите — но так и не услышали.
18 А теперь послушайте, что значит притча о сеятеле.
19 К любому, кто слышит о Царстве, но не понимает смысла, приходит лукавый, чтобы похитить зерно, посеянное в его сердце — как упавшее при дороге.
20 Зерно, что попало на каменистую землю — это когда услышит человек Слово и тотчас его радостно примет,
21 но Слово не пустит корня — такой человек переменчив, и стоит начаться скорби или гонению за Слово, как он поддается соблазну.
22 Зерно, что попало в сорняки — это когда услышит человек слово Слово, но подступит забота о мирском и соблазн богатства, задушат они Слово — и останется человек без плода.
23 А зерно, что попало в хорошую почву — это когда человек выслушает Слово, поймет его и принесет плод: кто в сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать крат.
24 Рассказал Он им еще одну притчу:
— Вот чему подобно Царство Небес: засеял некий человек свое поле хорошими зернами.
25 Но когда все спали, пришел на поле его враг и посеял среди пшеницы плевелы*.
26 Поднялись всходы, налились колосья — тогда и обнаружились плевелы.
27 К хозяину поля подошли рабы и спросили: «Господин, ты ведь засеял свое поле хорошими зернами! Откуда же взялись плевелы?»
28 Он ответил: «Это дело рук моего врага». Тогда рабы ему предлагают: «Желаешь, чтобы мы занялись прополкой?»
29 Но он говорит: «Нет! А не то, выпалывая плевелы, вы заодно повыдергиваете и пшеницу.
30 Пусть растет то и другое, пока не придет время жатвы, а тогда я велю жнецам сначала срезать плевелы и связать их в снопы, чтобы сжечь, а потом уже собрать пшеницу в мою житнитцу».
31 Рассказал Он им еще вот какую притчу:
— Вот на что похоже Царство Небес: посеял некий человек у себя на поле горчичное зернышко.
32 Хоть оно и меньше всех семян, но когда всходит росток, он выше всех растений в саду — это дерево, на ветви которого прилетают гнездиться птицы небесные*.
33 И рассказал Он им еще одну притчу:
— Царство Небес похоже на то, как женщина взяла закваску и замесила с ней целый мешок муки* — и на этих дрожжах поднялось все тесто.
34 Всё это Иисус говорил народу притчами, а без притчей ничего им не говорил,
35 чтобы исполнилось предсказанное через пророка: «Открою уста, чтобы поведать притчи и провозгласить, что было сокрыто со времен сотворения мира»*.
36 Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. К Нему подошли ученики с просьбой объяснить притчу о плевелах на поле.
37 Он им ответил:
— Кто сеет хорошие зерна — это Сын Человеческий.
38 Поле — это мир, хорошие зерна — это сыны Царства, а сорняки — сыны лукавого.
39 Враг, который их посеял — это диавол. Жатва — это конец света, а жнецы — ангелы.
40 Плевелы собирают и бросают в огонь — так будет и при конце света:
41 пошлет Сын Человеческий Своих ангелов убрать из Своего Царства всё то, что соблазняет и всех тех, кто творит беззаконие.
42 Их бросят в огненную печь, и будут там слышны рыдания и зубовный скрежет —
43 а праведники тогда воссияют, как солнце, в Царстве своего Отца! У кого есть уши, пусть слышит.
44 Царство Небес похоже на закопанное в поле сокровище: нашел его человек, скрыл ото всех, и вот радостно идет и распродает всё свое имущество, лишь бы купить это поле.
45 И вот на что еще похоже Царство Небес: ищет некий купец прекрасный жемчуг —
46 и вот нашел одну драгоценную жемчужину и продал всё свое имущество, лишь бы ее купить.
47 На что же еще похоже Царство Небес? Забросили в море невод, захватил он рыб всякого рода,
48 а когда невод наполнился, рыбаки вытащили его на берег и сели разбирать улов: хороших рыб сложили в корзины, а всё непригодное выбросили вон.
49 Так будет и при конце света: явятся ангелы и отделят от праведников дурных людей,
50 бросят их в огненную печь, и будут там слышны рыдания и зубовный скрежет.
51 Теперь вы поняли всё?
— Да! — ответили они.
52 А Иисус добавил:
— Потому и всякий книжник, который обучился Царству Небес, похож на хозяина дома, который достает из кладовой и новые вещи, и старые.
53 Рассказав все эти притчи, Иисус отправился дальше.
54 Он пришел в родные края и стал там учить в местной синагоге, приводя людей в изумление. Они говорили:
— Откуда же у Него такая мудрость и такая сила?
55 Он же сын простого плотника! Вот и Его мать по имени Мария, вот и Его братья: Иаков, Иосиф*, Симон и Иуда!
56 Да и все Его сестры тут, у нас. Откуда же у Него эти способности?
57 Вот что мешало им его принять. А Иисус им сказал:
— Нигде пророк не лишен почета, кроме как в родном краю, в собственном доме.
58 Он так и не проявил там Свою великую силу из-за их неверия.

Новой Женевской Библии

13:1−53 Это собрание притч о сущности Царства Небесного — третья из основных частей Евангелия от Матфея.

13:3 притчами. Притча — это иносказание, уподобление, содержащее мудрость. Большинство Иисусовых притчей являются иллюстрациями, поясняющими Его главные мысли, но в них есть внутренняя глубина, постичь которую помогут только правильные взаимоотношения с Иисусом. Только Своим ученикам Иисус пояснял смысл притч (о сеятеле — ст. 18−23 и о плевелах — ст. 36−43).

13:10 См. статью «Учение Иисуса».

13:11−17 Здесь трудно не заметить учения об избранничестве. Даже способность понимать весть Божию, не говоря уже о том, чтобы ей следовать, — дар Божий. Уши, что слышат, благословятся Богом.

13:11 вам дано... а им не дано. Иисус отвечает здесь на вопрос: «Для чего притчами говоришь им?» (ст. 10). «Тайны» Царствия — это то, о чем завуалированно говорится в ВЗ, а сейчас, когда пришел Царь, тайны были открыты ученикам. См. статью «Просвещение и приведение к сознанию».

13:13−15 видя. Букв.: «чтобы видели». У Марка (4:12) это выражено сильнее (букв.: «так что они могут увидеть»; ср. Лк 8:10). По Марку, Иисус говорит притчами, чтобы скрыть смысл и наказать неверие (Мк 4:11). У Матфея притчи Иисуса — Его ответ на неверие и неспособность понять. Считают, что Матфей смягчил замечания об абсолютной воле Божией, имеющие место у Марка. Оборот «да не» (букв.: «чтобы не») в ст. 15 (ср. Мк 4:12) указывает, что причиной огрубения сердца является Божия суверенная воля. То, что у Марка сказано прямо, здесь Иисус говорит в притчах, ибо должно исполниться пророчество Исаии (6:9). Хотя в этих стихах Матфей больше, чем Марк и Лука, высвечивает нравственную ответственность тех, кто отверг Христа, все три синоптика, как и приведенный отрывок из ВЗ, говорят о том, что всемогущество Божие сочетается с человеческой ответственностью.

13:19 См. статью «Царство Божие».

13:22 обольщение богатства. Богатство — это благоволение Божие, но оно может быть опасным, если овладеет сердцем.

13:23 слышащего слово и разумеющего. Только слышание и разумение слова (тем самым и послушание ему) приносит плоды. Некоторые слышат слово, но не принимают его, потому что боятся невзгод и слишком привержены мирскому. Кроме того, плоды можно приносить по-разному, тут есть как бы несколько уровней. Однако в итоге существует только два вида «земли»: та, что приносит плоды, и та, что не приносит.

13:24−30 Иисус Сам объясняет эту притчу в ст. 36−43. Поле — это весь мир, а не только Израиль или Церковь, и Бог не судит его тут же, немедленно, ради избранных, которые есть в мире. Праведные изначально должны жить среди неправедных.

13:31 зерну горчичному. То, что от Бога, может казаться в мире ничтожным, но плоды его обильны. Конечно, Царство Небесное в таком сравнении кажется исчезающе малым по сравнению с могущественным Римом, но оно по сути своей грандиозно.

13:32 Дерево, на ветвях которого птицы вьют гнезда, напоминает Иез 17:23 и 32:6, где птицы — это языческие народы, находящие прибежище у Мессии и наслаждающиеся благословением завета.

13:33 подобно закваске. Хотя закваска или дрожжи часто символизируют зло (16:11), здесь суть в том, что Царство заквашивает мир. Обе картины, как и притча о плевелах, показывают, что Иисус собирается распространить Свою Весть за пределы Израиля по всему миру.

13:34−35 Притчи и откровенны, и сокровенны. Иисус приводит начало Пс 77, где иносказательно повествуется о том, как Бог вызволил из рабства Свой народ. Кульминация рассказа — избрание Давида «от дворов овчих». Сами искупительные события скрыты не были, но значение их не для всех было явным. Псалмопевец сам раскрывает его.

13:37 Сын Человеческий. См. ком. к 8:20.

13:42 См. статью «Ад».

13:43 воссияют, как солнце. Ср. Дан 12:3, где содержится обетование грядущего воскресения.

13:44−46 Иисус в притчах поведал сокровенное о Царстве (ст. 35), но от очень многих оно осталось сокрытым, ибо они не осознают, насколько бесценно сообщенное Им: те, кто знает цену Царству, отдадут за него все (ср. Флп 3:8).

13:52 всякий книжник. Иисус нередко порицал учителей (23:13−32), однако не за то, что они учили Писанию, а за их лицемерие.

наученный Царству Небесному. Слова эти можно передать как «стал учеником Царства». Поскольку непосредственно перед этим Иисус спрашивает учеников, поняли ли они «все это», ясно, что ученикам самим предстоит стать учителями и, подобно радушному хозяину, разделить с другими полученное сокровище.

13:55 плотников... сын. Греческое слово, переведенное здесь как «плотник», можно понимать шире — «строитель». Вполне возможно, что Иосиф был каменщиком.

13:58 Иисус не совершил многих чудес в Назарете не потому, что без веры людей Ему недостает силы, но потому, что от чудес без веры мало пользы.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.