От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея
Перевод Десницкого → Новый русский перевод

 
 

В тот день Иисус вышел из дома и сел на морском берегу.
 
В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера.

Народ к Нему сходился толпами, так что пришлось Ему сесть в лодку, а вся толпа оставалась на берегу.
 
Вокруг Него собрались большие толпы, так что Он был вынужден сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу.

Он говорил с ними притчами, и рассказал их много:— Однажды вышел сеятель сеять зерна.
 
И Он о многом говорил им в притчах: — Сеятель вышел сеять.

И пока он сеял, одни зерна упали при дороге — налетевшие птицы их склевали.
 
И когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги. Прилетели птицы и склевали их.

Другие зерна попали на каменистую землю, где почвы было немного: такое зерно сразу взошло, потому что было в земле неглубоко,
 
Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубокой.

но едва взошло и пригрело солнце, росток засох, потому что не укоренился.
 
Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было глубоких корней.

Другие зерна попали в сорняки, так что сорняки разрослись и задушили ростки.
 
Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки.

А были и такие зерна, что упали на плодородную почву и принесли урожай: какое в сто, какое в шестьдесят, какое в тридцать крат.
 
Семена же, которые упали на хорошую почву, принесли урожай, одни во сто, другие в шестьдесят, третьи в тридцать раз больше того, что было посеяно.

У кого есть уши, пусть услышит!
 
У кого есть уши, пусть слышит!

Ученики подошли к Нему и спросили:— Почему ты говоришь с ними притчами?
 
Тогда ученики подошли и спросили Иисуса: — Почему Ты говоришь с людьми притчами?

Он сказал им в ответ:— Вам дано знать таинства Царства Небес, а им не дано.
 
Иисус ответил: — Вам дано знать тайны Небесного Царства, а им не дано.

У кого есть — тому и дано будет с избытком, а у кого нет — у того будет отнято, что имел.
 
У кого есть, тому будет дано ещё, и у него будет избыток. А у кого нет, будет отнято и то, что он имеет.

Потому я говорю с ними притчами, так что они смотрят, но не видят, слушают, но не слышат и не понимают.
 
Я говорю им притчами, потому что они, смотря, не видят, слушая, не слышат и не понимают.

Так сбывается на них пророчество Исайи: «Слышать-то вы будете, да не поймете, смотреть-то будете, да не увидите.
 
В них исполняется пророчество Исаии: «Вы будете слушать и слушать, но не поймете, будете смотреть и смотреть, но не увидите.

Очерствело сердце этого народа, уши еле слышат, глаза закрылись — слухом не услышат, зрением не увидят, сердцем не уразумеют, не обратятся ко Мне за исцелением».
 
Сердце этого народа ожесточилось, они с трудом слышат ушами и глаза свои закрыли, чтобы не увидеть глазами, не услышать ушами, не понять сердцем и не обратиться, чтобы Я их исцелил»[85].

Благо вам, что глаза ваши зрячи и уши способны слышать!
 
Блаженны ваши глаза, потому что они видят, и ваши уши, потому что они слышат.

Аминь говорю вам: многие пророки и праведники желали видеть то, что у вас перед глазами — но так и не увидели, желали слышать, что вы слышите — но так и не услышали.
 
Говорю вам истину: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.

А теперь послушайте, что значит притча о сеятеле.
 
Так послушайте, что значит притча о сеятеле.

К любому, кто слышит о Царстве, но не понимает смысла, приходит лукавый, чтобы похитить зерно, посеянное в его сердце — как упавшее при дороге.
 
К каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает её, приходит лукавый и крадет то, что было посеяно в сердце. Это — семя, упавшее у дороги.

Зерно, что попало на каменистую землю — это когда услышит человек Слово и тотчас его радостно примет,
 
Семя, упавшее на каменистую почву, — это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его,

но Слово не пустит корня — такой человек переменчив, и стоит начаться скорби или гонению за Слово, как он поддается соблазну.
 
но у него нет корня, и поэтому его хватает лишь на короткое время, и когда наступают трудности и гонения за слово, он сразу же отступается.

Зерно, что попало в сорняки — это когда услышит человек слово Слово, но подступит забота о мирском и соблазн богатства, задушат они Слово — и останется человек без плода.
 
Семя, посеянное среди терновника, — это о человеке, который слышит слово, но повседневные заботы и обольщение богатством заглушают слово, и семя остается бесплодным.

А зерно, что попало в хорошую почву — это когда человек выслушает Слово, поймет его и принесет плод: кто в сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать крат.
 
Семя же, посеянное в хорошую почву, — это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.

Рассказал Он им еще одну притчу:— Вот чему подобно Царство Небес: засеял некий человек свое поле хорошими зернами.
 
Иисус рассказал им другую притчу: — Царство Небесное можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами.

Но когда все спали, пришел на поле его враг и посеял среди пшеницы плевелы.
 
И вот когда все спали, пришёл его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.

Поднялись всходы, налились колосья — тогда и обнаружились плевелы.
 
Пшеница взошла, появились колосья, тут стали заметны и сорняки.

К хозяину поля подошли рабы и спросили: «Господин, ты ведь засеял свое поле хорошими зернами! Откуда же взялись плевелы?»
 
Слуги пришли к хозяину и говорят: «Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?»

Он ответил: «Это дело рук моего врага». Тогда рабы ему предлагают: «Желаешь, чтобы мы занялись прополкой?»
 
«Это сделал враг», — ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: «Может нам пойти и выполоть их?»

Но он говорит: «Нет! А не то, выпалывая плевелы, вы заодно повыдергиваете и пшеницу.
 
«Нет, — ответил хозяин, — когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу.

Пусть растет то и другое, пока не придет время жатвы, а тогда я велю жнецам сначала срезать плевелы и связать их в снопы, чтобы сжечь, а потом уже собрать пшеницу в мою житнитцу».
 
Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище».

Рассказал Он им еще вот какую притчу:— Вот на что похоже Царство Небес: посеял некий человек у себя на поле горчичное зернышко.
 
Рассказал Он им и ещё одну притчу: — Царство Небесное можно сравнить с горчичным зерном, которое человек взял и посеял в поле.

Хоть оно и меньше всех семян, но когда всходит росток, он выше всех растений в саду — это дерево, на ветви которого прилетают гнездиться птицы небесные.
 
Хотя горчичное зерно и самое маленькое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится больше огородных растений и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы небесные прилетают и вьют гнезда в его ветвях.[86]

И рассказал Он им еще одну притчу:— Царство Небес похоже на то, как женщина взяла закваску и замесила с ней целый мешок муки — и на этих дрожжах поднялось все тесто.
 
Иисус рассказал им ещё одну притчу: — Царство Небесное как закваска, которую женщина смешала с тремя мерами муки[87], чтобы вскисло всё тесто.

Всё это Иисус говорил народу притчами, а без притчей ничего им не говорил,
 
Всё это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без притч,

чтобы исполнилось предсказанное через пророка: «Открою уста, чтобы поведать притчи и провозгласить, что было сокрыто со времен сотворения мира».
 
чтобы исполнилось сказанное через пророка: «Открою уста свои в притчах, произнесу гадания, скрытые от создания мира».[88]

Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. К Нему подошли ученики с просьбой объяснить притчу о плевелах на поле.
 
Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили: — Объясни нам притчу о сорняках в поле.

Он им ответил:— Кто сеет хорошие зерна — это Сын Человеческий.
 
Иисус в ответ сказал: — Сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий.

Поле — это мир, хорошие зерна — это сыны Царства, а сорняки — сыны лукавого.
 
Поле — это мир, а хорошие семена — это дети Царства. Сорняки — это дети злого.

Враг, который их посеял — это диавол. Жатва — это конец света, а жнецы — ангелы.
 
Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец мира, и жнецы — это ангелы.

Плевелы собирают и бросают в огонь — так будет и при конце света:
 
Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира.

пошлет Сын Человеческий Своих ангелов убрать из Своего Царства всё то, что соблазняет и всех тех, кто творит беззаконие.
 
Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они удалят из Его Царства всё, что ведет ко греху, и всех беззаконников.

Их бросят в огненную печь, и будут там слышны рыдания и зубовный скрежет —
 
Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.

а праведники тогда воссияют, как солнце, в Царстве своего Отца! У кого есть уши, пусть слышит.
 
А праведники тогда будут сиять, как солнце, в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышит!

Царство Небес похоже на закопанное в поле сокровище: нашел его человек, скрыл ото всех, и вот радостно идет и распродает всё свое имущество, лишь бы купить это поле.
 
Царство Небесное можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Человек, найдя тот клад, прячет его и радостный идет и продает всё, что имеет, для того, чтобы купить это поле.

И вот на что еще похоже Царство Небес: ищет некий купец прекрасный жемчуг —
 
Ещё Царство Небесное подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг.

и вот нашел одну драгоценную жемчужину и продал всё свое имущество, лишь бы ее купить.
 
Найдя драгоценную жемчужину, он продает всё, что имеет, ради того, чтобы купить её одну.

На что же еще похоже Царство Небес? Забросили в море невод, захватил он рыб всякого рода,
 
Ещё Царство Небесное подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы.

а когда невод наполнился, рыбаки вытащили его на берег и сели разбирать улов: хороших рыб сложили в корзины, а всё непригодное выбросили вон.
 
А когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили её на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.

Так будет и при конце света: явятся ангелы и отделят от праведников дурных людей,
 
Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных

бросят их в огненную печь, и будут там слышны рыдания и зубовный скрежет.
 
и бросят их в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.

Теперь вы поняли всё?— Да! — ответили они.
 
Вы поняли всё это? — спросил Иисус. — Да, — ответили ученики.

А Иисус добавил:— Потому и всякий книжник, который обучился Царству Небес, похож на хозяина дома, который достает из кладовой и новые вещи, и старые.
 
Тогда Иисус сказал им: — Так вот, каждый учитель Закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.

Рассказав все эти притчи, Иисус отправился дальше.
 
Иисус, закончив рассказывать эти притчи, ушел оттуда.

Он пришел в родные края и стал там учить в местной синагоге, приводя людей в изумление. Они говорили:— Откуда же у Него такая мудрость и такая сила?
 
Он пришёл в Свой родной город и начал учить людей в синагоге. Все удивлялись: — Откуда у Этого Человека такая мудрость и такая сила?

Он же сын простого плотника! Вот и Его мать по имени Мария, вот и Его братья: Иаков, Иосиф, Симон и Иуда!
 
Разве Он не сын плотника? Не Марией[89] ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды?

Да и все Его сестры тут, у нас. Откуда же у Него эти способности?
 
Разве не среди нас живут все Его сестры? Откуда же у Него всё это?

Вот что мешало им его принять. А Иисус им сказал:— Нигде пророк не лишен почета, кроме как в родном краю, в собственном доме.
 
И они отвергли Его. Иисус же сказал им: — Пророка уважают везде, только не на его родине и не в его доме.

Он так и не проявил там Свою великую силу из-за их неверия.
 
И Он не совершил там многих чудес из-за неверия этих людей.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
14 [85]Ис 6:9-10.
32 [86] — Ср. Дан 4:7-9.
33 [87] — Букв.: три саты, около 27 кг муки.
35 [88]Пс 77:2.
55 [89] — Греч. Мариа́м — так в оригинале так же в Мф 27:56, 61; Мф 28:1.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.