Библия » Сравнение переводов

От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея

  Синодальный перевод   Новый русский перевод
1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.   В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера.
2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.   Вокруг Него собрались большие толпы, так что Он был вынужден сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу.
3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;   И Он о многом говорил им в притчах. – Сеятель вышел сеять, – говорил Он. –
4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;   Когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги. Прилетели птицы и склевали их.
5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.   Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубокой.
6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;   Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было глубоких корней.
7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;   Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки.
8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.   Семена же, которые упали на хорошую почву, принесли урожай, одни во сто, другие в шестьдесят, третьи в тридцать раз больше того, что было посеяно.
9 Кто имеет уши слышать, да слышит!   У кого есть уши, пусть слышит!
10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?   Тогда ученики подошли и спросили Иисуса: – Почему Ты говоришь с людьми притчами?
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,   Иисус ответил: – Вам дано знать тайны Небесного Царства, а им не дано.
12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;   Потому что у кого есть, тому будет дано еще, и у него будет в изобилии; а у кого нет, будет отнято и то, что он имеет.
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;   Я говорю им притчами, потому что они, смотря, не видят, слушая, не слышат и не понимают.
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите,   В них исполняется пророчество Исаии: «Вы будете слушать и слушать, но не поймете, будете смотреть и смотреть, но не увидите.
15 ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».   Сердце этого народа ожесточилось, они с трудом слышат ушами и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами, не услышать ушами, не понять сердцем и не обратиться, чтобы Я их исцелил».73
16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,   Блаженны ваши глаза, потому что они видят, и ваши уши, потому что они слышат.
17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.   Говорю вам истину: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.
18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:   Так послушайте, что значит притча о сеятеле.
19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге.   К каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает ее, приходит дьявол и крадет то, что было посеяно в сердце. Это – семя, упавшее у дороги.
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;   Семя, упавшее на каменистую почву, – это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его,
21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.   но у него нет корня, и поэтому его хватает лишь на короткое время, и когда наступают трудности и гонения за слово, он сразу же отступается.
22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.   Семя, посеянное среди терновника, – это о человеке, который слышит слово, но повседневные заботы и обольщение богатством заглушают слово, и семя остается бесплодным.
23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.   Семя же, посеянное в хорошую почву, – это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.
24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём;   Иисус рассказал им другую притчу: – Царство Небесное можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами.
25 когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл;   И вот, когда все спали, пришел его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.   Когда пшеница взошла и появились колосья, то стали заметны и сорняки.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нём плевелы»?   Слуги пришли к хозяину и говорят: «Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?»
28 Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем, выберем их»?   «Это сделал враг», – ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: «Может нам пойти и выполоть их?»
29 Но он сказал: «нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,   «Нет, – ответил хозяин, – когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу.
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».   Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище».
31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём,   Рассказал Он им и еще одну притчу: – Царство Небесное можно сравнить с горчичным зерном, которое человек взял и посеял в поле.
32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.   Хотя горчичное зерно и самое маленькое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится больше огородных растений и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы небесные прилетают и вьют гнезда в его ветвях.74
33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.   Иисус рассказал им еще одну притчу: – Царство Небесное как закваска, которую женщина смешала с тремя мерами муки,75 чтобы вскисло все тесто.
34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,   Все это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без притч,
35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».   чтобы исполнилось сказанное через пророка: «Открою уста свои в притчах, произнесу гадания, скрытые от создания мира».76
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошёл в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.   Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили: – Объясни нам притчу о сорняках в поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;   Иисус в ответ сказал: – Сеющий хорошие семена – это Сын Человеческий.
38 поле есть мир; доброе семя – это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого;   Поле – это мир, а хорошие семена – это дети Царства. Сорняки – это дети злого.
39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.   Враг, посеявший их, – это дьявол. Жатва – это конец мира, и жнецы – это ангелы.
40 Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего:   Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира.
41 пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,   Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они удалят из Его Царства все, что ведет ко греху, и всех, делающих злое.
42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;   Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!   А праведники тогда будут сиять, как солнце, в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышит.
44 Еще: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продает всё, что имеет, и покупает поле то.   Царство Небесное можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Когда человек находит тот клад, он прячет его и, радостный, идет и продает все, что имеет, для того, чтобы купить это поле.
45 Еще: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,   Еще Царство Небесное подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг.
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её.   Найдя драгоценную жемчужину, он продает все, что имеет, ради того, чтобы купить ее одну.
47 Еще: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,   Еще Царство Небесное подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы.
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.   Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,   Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.   и бросят их в пылающую печь, где будет плач и скрежет зубов.
51 И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!   – Вы поняли все это? – спросил Иисус. – Да, – ответили ученики.
52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.   Тогда Иисус сказал им: – Так вот, каждый учитель Закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.
53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошёл оттуда.   Когда Иисус закончил рассказывать эти притчи, Он ушел оттуда.
54 И, придя в отечество Своё, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?   Он пришел в Свой родной город и начал учить людей в синагоге. Все удивлялись: – Откуда у Этого Человека такая мудрость и такая сила?
55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?   Разве Он не сын плотника? Не Марией77 ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды?
56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?   Разве не среди нас живут все Его сестры? Откуда же у Него все это?
57 И соблазнялись о Нём. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём.   И они отвергли Его. Иисус же сказал им: – Пророка уважают везде, только не на его родине и не в его доме.
58 И не совершил там многих чудес по неверию их.   И Он не совершил там многих чудес из-за неверия этих людей.


2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.