Исход 23 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 «Не давай ложного свидетельства против других, а если ты свидетель в суде, то не соглашайся помочь плохому человеку своим лжесвидетельством.
2 Не делай зла только потому, что все остальные делают это. Если люди поступают неправедно, не присоединяйся к ним: не позволяй им убедить себя поступать дурно, потому что ты должен поступать правильно и по справедливости.
3 Когда судят бедняка, люди иногда потворствуют ему только потому, что жалеют его, но ты не должен делать этого.
4 Если увидишь заблудившегося быка или осла, возврати его владельцу, даже если владелец твой враг.
5 Если увидишь скотину, едва бредущую под тяжестью ноши, остановись и помоги этому животному, даже если оно принадлежит твоему врагу.
6 Не допускай несправедливости к бедному, он должен быть судим так же, как и всякий другой.
7 Проявляй большую осторожность, выдвигая обвинения против какого-либо человека, не обвиняй его без причины. Не допускай, чтобы невинного человека предали смерти в наказание за проступок, который он не совершил. Любой, кто убьёт невинного, — беззаконник, и Я не оправдаю такого человека.
8 Если человек хочет заплатить тебе, чтобы ты согласился с ним, когда он неправ, не принимай этой платы. Не бери взяток, так как взятки могут ослепить судей, и они не увидят истины; взятки могут заставить добрых и честных людей лжесвидетельствовать.
9 Никогда не причиняй зла чужестранцу, помни, что и ты жил когда-то чужестранцем в Египетской земле.
10 Шесть лет засевай свою землю, собирай с неё урожай и обрабатывай её,
11 но на седьмой год не возделывай землю, ничего не сажай у себя на полях, а если будет урожай, пусть бедные возьмут его себе и пусть дикие звери питаются его остатками. Точно так же поступай со своими виноградниками и с оливковыми полями.
12 Шесть дней работай, а на седьмой день отдыхай! Тогда у твоих рабов и других работников тоже будет время отдохнуть, да и быки твои и ослы тоже передохнут.
13 Смотри же, исполняй все эти законы, не почитай лжебогов, даже имён их не произноси!
14 Каждый год у тебя будет три особых праздника, во время которых ты будешь приходить ко Мне на священное место и поклоняться Мне.
15 Первый праздник будет праздник Пресных Хлебов, как Я и повелел тебе; в это время ты будешь семь дней есть хлеб, испечённый без закваски. Всё это ты будешь делать в месяце авиве, потому что в это время ты вышел из Египта. Каждый должен в это время приносить Мне жертвы.
16 Второй праздник будет праздник Жатвы, когда начнёшь собирать урожай с посева на своём поле. Третий праздник будет праздник Укрытий. Этот праздник будет осенью, когда ты собираешь урожай со своих полей.
17 Итак, трижды в год все мужчины должны являться перед Господом, Богом твоим.
18 Когда заколешь животное и принесёшь его кровь в жертву, не приноси хлеб, в котором есть закваска, и не оставляй мяса до следующего утра.
19 Когда придёт время сбора урожая, принеси первые плоды жатвы в дом Господа, Бога твоего. И не ешь мясо козлёнка, сваренного в молоке его матери.
20 Я посылаю перед тобой Ангела охранять тебя и привести в ту землю, которую Я приготовил для тебя.
21 Повинуйся Ангелу и следуй за ним, не восставай против него, потому что он не простит, если ты согрешишь против него, так как в нём — сила Моя.
22 Если будешь повиноваться ему во всём и исполнять всё, что Я скажу, то Я буду с тобой, выступив против всех твоих врагов, и стану врагом любого, кто против тебя.
23 Мой Ангел проведёт тебя по земле против множества разных народов: аморреев, хеттеев, ферезеев, хананеев, евеев и иевусеев, но Я одолею все эти народы.
24 Не поклоняйся богам этих народов, не служи им и не живи, как живут те народы; уничтожь их идолов и разбей камни, поставленные ими в честь их богов.
25 Служи Господу, Богу своему, и, если будешь так поступать, Я благословлю тебя изобилием хлеба и воды и отведу от тебя все болезни.
26 Ваши женщины будут плодовиты, и их младенцы не будут умирать при рождении. Я сделаю долгой вашу жизнь.
27 Когда будете сражаться со своими врагами, Я пошлю впереди вас Мою великую силу и помогу победить всех ваших врагов. Тех, кто выступит против вас, во время битвы Я приведу в смущение, и они побегут от вас.
28 Я пошлю впереди вас шершня, и он заставит уйти ваших врагов: евеев, хананеев и хеттеев — все они покинут вашу страну.
29 Но не скоро, не за один год Я силой заставлю все эти народы уйти из вашей земли, так как если Я слишком быстро изгоню их, то страна опустеет и дикие звери, размножившись, будут господствовать над ней и станут для вас большим бедствием.
30 Поэтому Я мало-помалу вытесню эти народы из вашей земли, вы же будете по ней расселяться, и куда вы ни придёте, Я вытесню отовсюду другие народы.
31 Я отдам вам всю землю от Красного моря до реки Евфрат, на западе её границей будет Филистимское море, а на востоке — Аравийская пустыня. Я сделаю так, что вы одолеете живущие там народы и вынудите их уйти.
32 Не заключайте союз ни с этими народами, ни с их богами
33 и не давайте им оставаться в вашей стране, так как если они останутся, то будут для вас ловушкой: они вынудят вас грешить против Меня, и вы станете поклоняться их богам».

Новой Женевской Библии

23:1 свидетелем неправды. Имеется в виду свидетель в судебном разбирательстве, касающемся акта насилия, когда мог быть вынесен смертный приговор.

23:2 Не следуй. Всегда было и остается предосудительным уступать давлению большинства, становясь при этом соучастником неправедного дела.

23:4 врага твоего. Члену общины запрещается обращать себе во благо бедственное положение своего врага (возможно, здесь имеется в виду законный противник).

23:6 Не суди превратно. В ст. 6−8 представлены инструкции, регулирующие судебные разбирательства. Судьи должны быть честны и неподкупны; жалобы следует рассматривать беспристрастно.

23:9 Пришельца. Этот стих перекликается с 22:21, но здесь он излагается в контексте закона, а не социальных отношений.

23:11 в седьмой. Бедняки должны были питаться урожаем субботнего года. В отличие от богатых членов общины, они не могли обеспечить себя продуктами в седьмой год. На этот год распространялся порядок, предписанный для времени субботнего покоя.

питались звери полевые. Это постановление исходит от Творца, Который заботится о малых птицах (Мф 10:29) и кормит воронов (Лк 12:24).

23:14 Три раза в году. Три ежегодных праздника Израиля связаны с непрерывным циклом сельскохозяйственных работ. Первый урожай приходился на месяц авив (апрель/май), когда созревал ячмень и отмечался праздник Пасхи и праздник Опресноков. Созревание других зерновых культур происходило семь недель спустя, давая начало празднику Жатвы, т.е. Пятидесятнице (через пятьдесят дней после Пасхи, в июне). Окончательное созревание всего урожая знаменовалось праздником собирания Плодов (в сентябре). Праздник Пасхи был первым в череде праздничных дней.

23:15 праздник опресноков. Был установлен в память о поспешном исходе из Египта. Пасха и праздник Опресноков считались одним праздником.

23:16 праздник жатвы. Этот праздник также называют праздником Седьмиц, поскольку его отмечали через семь недель после праздника Опресноков. Согласно НЗ, он соответствует дню Пятидесятницы (Деян, гл. 2), когда на Церковь сошел Святой Дух (Рим 8:23).

праздник собирания плодов. Известен также под названием «праздник поставления кущей (шалашей)» (Лев 23:24) — в память об исходе из Египта, когда израильтяне жили во временных жилищах. Этот праздник отмечается в конце сельскохозяйственного года (после уборки всего урожая). Он служит напоминанием о странствиях израильтян по пустыне.

в конце года. Год по израильскому календарю завершался осенью. Лишь позднее, под влиянием вавилонян, начало года было перенесено на весну. Некоторые исследователи полагают, что всегда существовали одновременно два календаря: один — религиозный, другой — гражданский.

23:18 не изливай крови жертвы. Предписания, изложенные в этом стихе, часто связывают с Пасхой; правильнее было бы воспринимать их по отношению к жертвоприношению вообще.

23:19 Начатки плодов. Начатки плодов олицетворяли весь урожай. Этот образ связывается с воскресением Христа (1Кор 15:20).

не вари. Этот запрет представляет (в образной форме) этические нормы. Кроме того, не исключается, что, символически, он запрещает использовать то, что предназначено для поддержания жизни (молоко), в целях разрушения этой жизни. Данная часть ст. 19 является библейским обоснованием современной практики кошерной пищи, когда мясные и молочные продукты нельзя употреблять в пищу одновременно.

23:20−33 Эти стихи, завершающие книгу Завета, в какой-то мере соответствуют 20:22−26. Здесь особенно подчеркивается посвящение Израиля Господу и отказ от всех иных богов.

23:20 Ангела. Ангел Божий таинственным образом отличается от Бога и, в то же время, отождествляется с Ним (14:19 и ком.). Присутствие Ангела, так же как и присутствие Бога, сопровождается облаком (14:19).

23:21 имя Мое в Нем. Иначе говоря, Ангел воплощает природу Бога. То, что говорит Ангел, говорит Бог (ст. 22). Он будет расценивать бунт против себя как бунт против Бога. См. статью «Вот имя Мое»: самораскрытие Бога».

23:24 столбы их. Израильтяне также должны разрушить священные столбы в местах поклонения хананеев. Подобные столбы, узаконенные ранее (Быт 28:28), отныне запрещались. Израильтяне должны уничтожить все, связанное с языческими обрядами.

23:25 Он благословит. Во Втор 28:1−14 дан более длинный перечень благословений Израилю.

23:27 Ужас Мой. Это одно из ключевых выражений, использованных в описании священной войны Израиля.

23:28 шершней. Возможно, это метафора, связанная с военными действиями египтян против упомянутых народов.

23:31 пределы. Пределы обетованной земли не были установлены вплоть до царствования Давида, при котором формально окончилось завоевание всей территории.

моря Чермного. Очевидно, имеется в виду залив Акаба на юго-востоке (см. также ком. к 13:18).

23:32 не заключай союза. Однако Израиль не выполнил этот наказ (Нав 9).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.