Филиппийцам 3 глава

Послание к Филиппийцам апостола Павла
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 В заключение скажу вам, братья и сёстры мои, возрадуйтесь, потому что мы принадлежим Господу! Мне не доставляет беспокойства снова и снова говорить об этом, так как вам это во благо.
2 Остерегайтесь «псов» — людей, творящих зло! Остерегайтесь тех, кто увечит тела!
3 Потому что мы — те, кто воистину обрезаны, кто поклоняется Богу через Его Духа. Мы гордимся Христом Иисусом и не полагаемся на человеческие заслуги или преимущества, обретённые с рождения,
4 хотя у меня самого есть основания полагаться на них. Если кто-нибудь ещё думает, что у него есть основания полагаться на заслуги и преимущества, то у меня их больше.
5 Мне сделали обрезание на восьмой день после моего рождения. Я принадлежу к народу Израиля, племени Вениамина. Я — иудей, родившийся от родителей иудеев. Что касается моего отношения к закону, то я — фарисей.
6 Моё рвение было направлено на преследование церкви. Во всём том, что закон считает праведностью, я был безупречен.
7 В прошлом всё это было для меня важным, но теперь, благодаря Христу, больше ничего не значит.
8 Более того, я считаю, что не только это, но и всё остальное ничего не стоит по сравнению с величием познания Христа Иисуса, Господа моего. Будучи рабом Христа, я ради Него отрёкся от всего, так как всё это было ненужным сором. Моё единственное желание — обрести Христа
9 и найти самого себя в Нём с праведностью, основанной не на законе, а на вере во Христа, с праведностью, которая идёт от Бога и основана на вере.
10 Я хочу познать Христа и ту силу, которая воскресила Его из мёртвых. Я хочу также разделить Его страдание и уподобиться Ему в Его смерти,
11 и с надеждой, подобно Ему, воскреснуть из мёртвых.
12 Я не говорю, что уже достиг желаемого, но я продолжаю стремиться к тому, ради чего избрал меня Иисус Христос.
13 Братья и сёстры, я поставил себе за правило не думать о том, что осталось в прошлом, а стремиться изо всех сил к исполнению поставленной цели,
14 чтобы добиться награды, которую Бог призвал меня получить через Христа Иисуса.
15 Хотелось бы, чтобы те из нас, кто созрели духом, были настроены так же. А если вы с чем-либо не согласны, то Бог и это сделает для вас ясным.
16 Только давайте будем продолжать следовать той истине, которую мы постигли.
17 Братья и сёстры! Вы должны следовать моему примеру, как это делают другие. Смотрите на тех, кто живёт по примеру, который мы вам показали.
18 Потому что многие люди (о которых я часто говорил вам) живут как враги креста Христа, и сейчас я даже со слезами говорю вам это.
19 Их судьба — погибель, их бог — желудок, и они гордятся тем, чего должны бы были стыдиться. Они думают только о делах земных.
20 Наша же родина — на небесах. Оттуда мы ожидаем Спасителя, Господа Иисуса Христа.
21 Он изменит наши жалкие тела и сделает их подобными Своему славному Телу благодаря той силе Своей, через которую Он смог и всё остальное подчинить Себе.

Новой Женевской Библии

3:1-11 В этих стихах содержится осуждение "злых делателей", которые считают, что спасения можно достичь соблюдением закона.

3:1 радуйтесь о Господе. Этот призыв дословно повторен в 4,4.

о том же. Это относится к тому, что Павел выскажет в ст. 2-21 (ср. ст. 18).

3:2 берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, ("...берегитесь лжеобрезания" — NIV). Противниками Павла могли быть либо иудействующие христиане (вроде упомянутых в Послании к Галатам), либо не принявшие христианства иудеи, которые отстаивали закон Моисея и утверждали, что признак спасения — обрезание (Деян. 15,1).

3:3 обрезание — мы. Опровергая то значение, которое иудействующие ложно приписывают внешнему физическому обрезанию, Павел утверждает, что истинно обрезание — сами христиане, т.е. истинный духовный Израиль (ср. Гал. 3,6 — 4,7).

служащие Богу духом. Иначе: "служащие Богу в духе" или "Духом Божиим служащие".

хвалящиеся Христом Иисусом. Противопоставление выражению "на плоть надеющиеся".

плоть. В словоупотреблении Павла этот термин часто охватывает все, что присущ человеку по природе (Еф. 6,5). Однако здесь, вероятно, имеется в виду плотское обрезание (ст. 5; ср. Гал. 6,12-15).

3:4-6 В этих стихах перечислены семь признаков, свидетельствующих о правоверности Павла (с точки зрения иудейской религии).

3:5 обрезанный в восьмой день. Павел был обрезан в соответствии с установлением (Быт. 17,12).

из рода Израилева. См. Рим. 9,3.4; 11,1.

колена Вениаминова. Возможно, Павел, чье имя прежде было Савл (Саул) из Тарса, был назван в честь царя Саула, также происходившего из этого колена (1 Цар. 9,1.2).

по учению — фарисей. Скрупулезное соблюдение закона — Торы и основанного на ней фарисейского предания (Гал. 1,14; Деян. 22,3; 26,5) — составляло содержание жизни Павла.

3:6 по ревности — гонитель Церкви Божией. См. Деян. 9,13.14; 22,4.5; 26,9-11; 1 Кор. 15,9; Гал. 1,13.14.

по правде законной. Это выражение лучше перевести так: "по праведности, требуемой законом" (ср. ст. 9).

непорочный. Это не притязание на безгрешность (Рим. 7,7-13); Павел говорит лишь о своем ревностном соблюдении предписаний Ветхого Завета. Верность закону, хранимая Павлом, была достойна уважения, но порожденная ею "надежда" (это слово трижды повторено в ст. 3 и 4) была наихудшим из грехов.

3:7 Но что для меня было преимуществом. Павел имеет в виду не скрупулезно соблюдение заповедей закона (ст. 6).

я почел тщетою. Это чрезвычайно многозначительное решение, так как Павел отрекается (по крайней мере — отчасти) от добродетели, что гораздо труднее, чем отказаться от порока. Однако теперь он осознает, что чем благороднее происхождение человека и выше его добродетельность, тем сильнее он подвержен искушению гордостью и самонадеянностью (Лк. 18,9-14; Еф. 2,8.9). Павел с готовностью отвергает все предпосылки для самонадеянности и личной выгоды ради Христа.

3:8 почитаю за сор. В греческом тексте здесь стоит более выразительное слово; английская Библия (KJV) переводит его словом "навоз". Павел с отвращением отбрасывает все, что препятствует "превосходству познания Христа Иисуса".

3:9-11 Ст. 9 говорит о праведности, ст. 10 — об освящении, а ст. 11 — о прославлении. Эта последовательность (избрание — смерть — возвышение) указывает на связь с 2,6-11.

3:9 не со своею праведностью. Павел подчеркивает, что спасение обосновывается не успешным соблюдением закона, а целиком и полностью "праведностью от Бога", которая даруется тем, кто соединился со Христом (Рим. 1,16.17; 3,21-26).

через веру во Христа. Вера обращена ко Христу (Гал. 2,16), и отныне, полностью вверив себя Христу, Павел оставил всякое упование на самого себя (ст. 7,8). Вера — средство, а не основание для спасения, и Павел провозглашает, что мы спасены "через веру"; он нигде не говорит, что мы спасены на основании веры. Спасение зиждется на заслугах Христа. Вера — средство, связывающее нас со Христом и Его заслугами.

по вере. Эти слова можно перевести: "основанной на вере", либо: "данной Богом в ответ на веру". Вера воспринимает Божий дар — праведность (Рим. 3,22; 5,17), и деятельную веру Бог вменяет в праведность (Рим. 4,3; 5,1; Гал. 3,6). Вера предваряет праведность не в категориях времени, а по логической связи. Наша праведность зависит от веры, а не наоборот, хотя праведность и вера сосуществуют одновременно.

3:10 чтобы познать Его. Это самое страстное желание Павла (1,20-23); он говорит не просто о более глубоком интеллектуальном познании Христа, но об углублении личной связи. Следующие два пункта поясняют, как опытно проявляется познание Христа.

силу воскресения Его. По мнению Павла, в основании христианской жизни лежит отождествление с распятым и воскресшим Христом. В других местах (напр., 2 Кор. 4,7.10.11) Павел учит, что сила воскресения Христова проявляется в жизни христианина через его соучастие в страданиях Христа. Такое отождествление со страданиями Христа подразумевает не просто мученичество (Флп. 2,17), оно охватывает всю жизнь.

3:11 достигнуть воскресения. Участие в страданиях Христовых ведет к участию в Его славе при воскресении из мертвых (ст. 20,21; Рим. 8,17).

3:12 не потому, чтобы я уже достиг. Награда — спасение — еще не получена в полноте; это Павел подчеркивает, опровергая постулат о самоусовершенствовании (ср. 2 Тим. 2,18; 1 Ин. 1,8). Однако начало процессу спасения, который завершится в день Христов (1,6.10) при воскресении из мертвых (3,11), уже положено.

3:14 к цели. Устремления Павла обещают быть увенчанными наградой — полнотой спасения (ср. 1,28; Рим. 13,11).

к почести вышнего звания Божия. Бог уже призвал Павла (Рим. 8,30; Гал. 1,15), и он неуклонно стремится достичь жизни во славе (ст. 13,14), потому что "достиг меня Христос Иисус" (ст. 12).

3:15 кто из нас совершенен. Другой перевод: "мы все, кто совершенны". Эти слова воздают должное тем, кто действительно совершенен в мыслях и в жизни. Греческое слово, переведенное как "совершенны", Павел употребляет в положительном смысл (как и в Кол. 1,28), однако возможно, что здесь Павел с иронией говорит о тех, кто считает себя уже достигшими совершенства (ст. 12), стремясь исправить их мнение о себе.

так должен мыслить. Это относится к наставлениям ст. 12-14.

если же вы о чем иначе мыслите. Возможно, эти слова, должны подкрепить предшествующий призыв Павла, но повторение глагола "мыслить" ассоциируется с 2,1-5 и позволяет полагать, что апостол заботится о взаимном согласии филиппийцев.

Бог вам откроет. Идет ли речь о способности духовного рассуждения и понимания или о согласии между верующими, необходимо дарование благодати Божией (1,9-11). А пока верующие должны поступать соответственно разумению, какое Бог уже даровал им (ст. 16).

3:17 Подражайте... мне. Пример Павла противопоставляется тому, о чем говорится дальше (ст. 18,19). Павел хранит верность (Гал. 6,14), слава его — Христос (ст. 21; ср. ст. 3), разум его занят небесными категориями (ст. 20,21).

3:18 даже со слезами. Павел проливает слезы не из опасения, будто кто-либо может уничтожить совершенное Христом, а предвидя погибель, ожидающую тех, кто противится благовестию. Их погибель (ст. 19) явится завершением разрушительного процесса, начало которому положило их собственное нечестие (Рим. 1,18-32; Гал. 6,7.8).

3:18-19 Этот фрагмент обращен к различным оппонентам (см. 1 Кор. 1,23), включая иудействующих (ст. 2-6; Гал. 2,15-21). Возможно также, что Павел имеет в виду тех, кто считает Христа чистым духом и отвергает понятие о том, что спасение было осуществлено посредством Его воплощения, "в теле Плоти Его, смертью Его" (Кол. 1,22). Такие люди мнят себя возвышенно-духовными существами, что будто бы дает им право наслаждаться чувственными удовольствиями чрева ("их бог — чрево") и плоти ("слава их — в сраме"; ср. 1 Кор. 6,9.10).

3:20 Наше же жительство — на небесах. Другой перевод: "А наше гражданство уже теперь на небесах". Подобно тому, как Филиппы были римской колонией (Деян. 16,12), так Церковь — небесная колония.

мы ожидаем. Это ожидание тождественно влечению, упомянутому в 1,23. Употребление этого глагола в посланиях Павла везде имеет подобное значение (Рим. 8,19.23.25; 1 Кор. 1,7; Гал. 5,5).

3:21 уничиженное тело наше преобразит. Отвергая пренебрежение материальным (см. ком. к 3,18.19), Павел прославляет то, как Христос преобразит наше тело (ср. 1 Кор. 15,50-53).

сообразно славному телу Его. Сам Христос восстал из гроба телом, "первенец" великой жатвы (1 Кор. 15,20-23). Подобно тому, как Отец увенчал послушание Христа (2,6-11), так и верность Его последователей среди испытаний обещает им славное воскресение.

силою, которою Он действует и покоряет Себе все. См. 1 Кор. 15,20-28.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.