От Луки 13 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Новой Женевской Библии

В переводе Лутковского

1 В это время подошли несколько человек и рассказали Ему о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с кровью жертв, принесенных ими (в храме).
2 1 И сказал Иисус, обращаясь к ним: вы думаете, эти галилеяне пострадали так оттого, что были грешнее всех галилеян?
3 Нет, уверяю вас; поэтому, если вы не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или, может быть, вы думаете, что те восемнадцать человек, на которых упала Силоамская башня и убила их, были виновнее всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, уверяю вас; поэтому, если вы не покаетесь, все так же погибнете.
6 И поведал такую притчу: у одного человека в винограднике была посажена смоковница; и вот пришёл он посмотреть, есть ли плоды на ней, но не нашел их.
7 Тогда он сказал виноградарю: вот уже третий год, как я прихожу в надежде увидеть плоды на этой смоковнице, но не нахожу их; сруби её, зачем она землю зря занимает.
8 Но тот сказал ему в ответ: господин, позволь ей остаться и на этот год, а тем временем я вскопаю вокруг неё землю и унавожу её;
9 может быть, на следующий год она и принесет плод. Если же нет, то тогда и срубим её.
10 Как-то в субботу Он проповедовал в одной из синагог.
11 А там была женщина, которая восемнадцать лет страдала от недуга: она была согбенна и не могла полностью разогнуться.
12 Увидев её, Иисус подозвал её и сказал: женщина, ты избавлена от недуга твоего.
13 При этом Он возложил руки на (голову) её, и она в тот же миг выпрямилась и стала славить Бога.
14 А старейшина синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал, обращаясь к народу: есть шесть дней, в которые надлежит что-либо делать; в эти дни и приходите исцеляться, а не в субботу. (Исх 20:9−10)
15 Господь же сказал ему в ответ: лицемер! Разве в субботу каждый из вас не отвязывает вола своего или осла и не выводит из стойла на водопой?
16 А эту дочь Авраама, которую вот уже восемнадцать лет как связал сатана, не надлежало разве освободить от этих уз в субботу?
17 И после этих слов Его те, которые противились Ему, устыдились, а весь народ восхвалял Его за все чудеса, совершенные Им.
18 И говорил Он: чему подобно Царство Божье? Чему Я уподоблю его?
19 Оно подобно зерну горничному, которое человек посадил в саду своем; оно выросло и поднялось, словно большое дерево, и птицы небесные свили гнезда в ветвях его.
20 И вновь сказал: чему Я уподоблю Царство Божье?
21 Оно подобно закваске, которой женщина замесила три меры муки, доколе не заквасилось всё.
22 Так, держа путь в Иерусалим, Он ходил и проповедовал в городах и селениях.
23 И вот один (из идущих с Ним) спросил Его: Господи, не мало ли спасающихся? Он же ответил им:
24 старайтесь пройти сквозь узкие врата, ибо многие, уверяю вас, захотят войти, но не смогут.
25 Иначе, когда Владыка воскреснет и затворит эти врата, а вы, стоя снаружи, станете стучать и просить: Господи! Господи! Отвори нам, — Он скажет вам в ответ: Я не знаю ни вас, ни откуда вы.
26 Тогда вы станете говорить: мы ели и пили вместе с Тобою, и на улицах наших Ты проповедовал;
27 но Он ответит: уверяю, Я не знаю ни вас, ни откуда вы; отойдите от Меня все, поступающие несправедливо.
28 И будет там плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царстве Божьем, а себя изгоняемыми вон.
29 И (многие) придут с востока и с запада, с севера и с юга и воссядут в Царстве Божьем.
30 Так вот, есть здесь последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.
31 Тем временем подошли к Нему несколько фарисеев и сказали: поспеши удалиться отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.
32 Он же сказал им: пойдите и скажите этой лисице: ещё сегодня и завтра Я буду изгонять бесов и совершать исцеления, а на третий день прекращу.
33 Однако же путь продолжать Мне предстоит и сегодня, и завтра, и в последующие дни, ибо невозможно, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.
34 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, подобно тому, как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не захотели этого.
35 Так пусть же дом ваш остается пуст! Вот, Я говорю вам: не увидите Меня до тех самых пор, пока не воскликнете: благословен Грядущий во имя Господне! (Иер 22:5; Пс 117:26)

Новой Женевской Библии

13:1 которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Убийство людей, совершающих жертвоприношения, почиталось ужаснейшим из преступлений.

13:2 думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян. Всякого рода несчастья обыкновенно считались свидетельством греховности тех, на кого они обрушились (см., напр., Ин 9:1−2). Иисус, однако, утверждает, что пострадавшие были не более греховны, чем прочие жители страны.

13:3 если не покаетесь, все так же погибнете. Все люди грешны, и потому Иисус призывает Своих слушателей покаяться: умерев без покаяния, они обрекут себя на вечную погибель. Покаяться они должны прямо сейчас, ибо смерть может настигнуть неожиданно, как настигла она галилеян, павших от руки Пилата.

13:6−9 Притча о смоковнице выражает мысль о необходимости наличия времени для покаяния; однако время это — не беспредельно. То обстоятельство, что Бог не наказывает согрешившего немедленно, не означает, что Он одобряет грех: по милости Своей Он дает грешнику время покаяться.

13:10 В одной из синагог учил Он в субботу. Это — последнее упоминание о посещении Иисусом синагоги.

13:11−13 Женщина не просила Иисуса об исцелении; Он помог ей по собственной инициативе.

13:15 лицемер! Люди, порицавшие Иисуса за то, что Он исцелял больных по субботам, сами, тем не менее, в субботу ухаживали за своими домашними животными так же, как и в остальные дни недели.

13:16 которую связал сатана. То обстоятельство, что женщина была «связана сатаной», отнюдь не означает, что она была как-то особенно греховна.

13:19−21 См. Мк 4:26−32 и ком.

13:21 три меры муки. Столько же муки Сарра взяла для приготовления пресных хлебов (Быт 18:6).

13:23 неужели мало спасающихся? В соответствии с распространенной точкой зрения, в числе спасенных будет весь Израиль, за исключением нескольких особо нечестивых его представителей. Слова же Иисуса (13:1−9) свидетельствовали об обратном, что, собственно, и вызвало этот вопрос.

13:24 подвизайтесь. Неверно было бы видеть здесь призыв к спасению делами; Иисус лишь призывает людей относиться к собственному спасению со всей серьезностью и ответственностью. См. ком. к 13:25.

сквозь тесные врата. Иисус в данном случае не уточняет, что такое «тесные врата»; Он совершенно однозначно говорит об этом в Ин 10:7; Ин 14:6.

13:25 хозяин дома встанет и затворит двери. Путь спасения не всегда будет оставаться открытым, и поэтому на него необходимо вступить немедленно. Ср. 13:6−9.

не знаю вас, откуда вы. См. ком. к Мф 7:21.

13:26 на улицах наших учил Ты. См. 8:11−15.

13:28 будет плач и скрежет зубов. См. 16:20.

13:29 от востока и запада, и севера и юга. В числе спасенных будут не только евреи, но и язычники. Перечисление сторон света символизирует все царства земные. Таким образом, мир земной символически соответствует числу «четыре». Царство Божие в этом стихе не ассоциируется с земными координатами — оно названо пятым, поскольку именно это «направление» символизирует небо. Подобная символика последовательно выдерживается в Евангелиях и способствует повышению информативной емкости изложения за счет сокращения его лексического объема (см. 9:13; 12:6; 19:18−19; Мф 14:17, 19; Мф 16:9; Мф 25:2, 15−16; Мк 6:41; Мк 8:19; Ин 6:9). Однако следует помнить, что такое символическое обращение к числам отнюдь не исключает использования их в прямом значении.

в третий день кончу. Эти слова указывают на то, что служению Иисуса был предопределен временной предел.

13:33 Мне должно. Во всем, что делалось Иисусом, сказывалась высшая Божественная необходимость.

не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Говоря об убиенных в Иерусалиме пророках, Иисус имеет в виду Свою участь.

13:34−35 Этот плач об Иерусалиме, скорее всего, относится к тому моменту, когда Иисус уже достиг этого города (Мф 23:37−38); в таком случае он приводится здесь лишь постольку, поскольку созвучен предшествующим словам Спасителя.

13:34 сколько раз хотел Я. Иерусалим — город, в котором находился храм, — часто осмысливался как образ всего Израиля. Служение Иисуса было обращено, в первую очередь, к ожидавшим своего Мессию израильтянам.

13:35 дом ваш. Может подразумеваться как иерусалимский храм, так и город в целом.

пуст. Этого слова нет в древнейших кодексах, однако оно логически дополняет фразу, делая ее более однозначной и категоричной.

придет время, когда скажете. См. ком. к Мф 23:39.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[13.1] Силоамская башня находилась в юго-восточной части Иерусалима.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.