По Луке 13 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Люди из толпы рассказали Иисусу о том, как Пилат пролил кровь галилеян, смешав ее с кровью жертвенных животных.
2 Иисус сказал им в ответ: «Вы думаете, что эти галилеяне, которых постигла такая участь, грешили больше других?
3 Нет, говорю вам! Но если не покаетесь, все погибнете, как погибли они.
4 Или думаете, что те восемнадцать человек, на которых свалилась Силоамская башня и убила их, были виновнее других жителей Иерусалима?
5 Нет, говорю вам! Но если не покаетесь, все погибнете, как погибли они».
6 Иисус рассказал притчу: «У одного хозяина в саду росла смоковница, и он пришел взглянуть, нет ли на ней плодов, и ничего не нашел.
7 И говорит садовнику: “Вот уже третий год я прихожу к смоковнице за плодами и ничего на ней не нахожу. Сруби ее. Зачем она лишь землю истощает?”
8 Но тот возразил: “Сударь! Не трогай ее и в этом году. Я окопаю ее и унавожу:
9 Не разрешится ли плодами? Если нет, в другой раз срубишь ее”».
10 В субботу Он учил народ в синагоге.
11 Там была женщина, которую уже восемнадцать лет не отпускал дух немощи, не давал ей, согбенной, разогнуться.
12 Иисус увидел ее, подозвал и говорит ей: «Женщина! Ты свободна от немощи» —
13 И возложил на нее руки. Она сразу выпрямилась — и восславила Бога.
14 Старейшина синагоги не мог стерпеть, что Иисус исцеляет в субботу, и обратился к народу: «Есть шесть дней, отведенных для труда. В эти дни и приходите с болезнями, а не в субботу».
15 Господь ответил: «Лицемеры! Разве в субботу вы не отвязываете вола или осла от стойла и не ведете его поить?
16 А это — дочь Авраама. Долгих восемнадцать лет не отпускал ее Сатана. Почему нельзя освободить ее в субботний день?».
17 Когда Он это сказал, все вышло к стыду Его противников. А народ радовался. Славные дела совершал Иисус!
18 Он говорил: «С чем можно сравнить Божье Царство? Какое оно?
19 Это как горчичное зернышко, которое бросают в землю. Оно вырастает большим, как дерево, и в его ветвях птицы вьют гнезда».
20 И еще Он сказал: «С чем можно сравнить Божье Царство?
21 Это как закваска. В три меры муки женщина кладет закваску — и заквашенное всходит».
22 Держа путь в Иерусалим, Иисус проходил по городам и весям и учил народ.
23 Кто-то спросил Его: «Господи! Как же так, что спасутся далеко не все?». Он отвечал:
24 «Не жалейте себя, входите тесными воротами. Говорю вам: многие попытаются войти — и не смогут.
25 Встанет Хозяин дома и захлопнет дверь. А вы будете снаружи стучаться и просить: “Господи! Отвори нам!” А Он ответит вам: “Не знаю вас, откуда вы.”
26 Будете говорить: “Мы ели и пили, где и Ты. И на улицах Ты учил на наших.”
27 А Он скажет: “Не знаю вас, откуда вы. Подите вы все от Меня прочь, носители неправды!”
28 Найдет на вас плач и зубовный скрежет, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Божьем Царстве, а себя в изгнании.
29 Зато придут с востока и с запада, с севера и с юга другие и сойдутся на трапезу в Божьем Царстве.
30 Да, есть последние — они будут первыми. И есть первые — они будут последними».
31 В это время пришли люди от фарисеев и говорят Ему: «Дальше не ходи. Ирод хочет Тебя убить».
32 Иисус сказал им: «Пойдите скажите этой лисице: изгоняю бесов и исцеляю сегодня и завтра, а на третий день — Мое завершение.
33 Быть Мне в пути сегодня, завтра и в последующий день. Нет пророку смерти вне Иерусалима.
34 Иерусалим, Иерусалим! Ты убиваешь пророков, камнями встречаешь вестников. Сколько раз Я хотел собрать твоих детей, как наседка собирает цыплят под крылья! Вы не захотели.
35 Оставайтесь теперь одни в Доме! Говорю вам: не увидите Меня больше, пока не придет время и не скажете: “Благословен Грядущий во имя Господне!”».

Новой Женевской Библии

13:1 которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Убийство людей, совершающих жертвоприношения, почиталось ужаснейшим из преступлений.

13:2 думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян. Всякого рода несчастья обыкновенно считались свидетельством греховности тех, на кого они обрушились (см., напр., Ин 9:1−2). Иисус, однако, утверждает, что пострадавшие были не более греховны, чем прочие жители страны.

13:3 если не покаетесь, все так же погибнете. Все люди грешны, и потому Иисус призывает Своих слушателей покаяться: умерев без покаяния, они обрекут себя на вечную погибель. Покаяться они должны прямо сейчас, ибо смерть может настигнуть неожиданно, как настигла она галилеян, павших от руки Пилата.

13:6−9 Притча о смоковнице выражает мысль о необходимости наличия времени для покаяния; однако время это — не беспредельно. То обстоятельство, что Бог не наказывает согрешившего немедленно, не означает, что Он одобряет грех: по милости Своей Он дает грешнику время покаяться.

13:10 В одной из синагог учил Он в субботу. Это — последнее упоминание о посещении Иисусом синагоги.

13:11−13 Женщина не просила Иисуса об исцелении; Он помог ей по собственной инициативе.

13:15 лицемер! Люди, порицавшие Иисуса за то, что Он исцелял больных по субботам, сами, тем не менее, в субботу ухаживали за своими домашними животными так же, как и в остальные дни недели.

13:16 которую связал сатана. То обстоятельство, что женщина была «связана сатаной», отнюдь не означает, что она была как-то особенно греховна.

13:19−21 См. Мк 4:26−32 и ком.

13:21 три меры муки. Столько же муки Сарра взяла для приготовления пресных хлебов (Быт 18:6).

13:23 неужели мало спасающихся? В соответствии с распространенной точкой зрения, в числе спасенных будет весь Израиль, за исключением нескольких особо нечестивых его представителей. Слова же Иисуса (13:1−9) свидетельствовали об обратном, что, собственно, и вызвало этот вопрос.

13:24 подвизайтесь. Неверно было бы видеть здесь призыв к спасению делами; Иисус лишь призывает людей относиться к собственному спасению со всей серьезностью и ответственностью. См. ком. к 13:25.

сквозь тесные врата. Иисус в данном случае не уточняет, что такое «тесные врата»; Он совершенно однозначно говорит об этом в Ин 10:7; Ин 14:6.

13:25 хозяин дома встанет и затворит двери. Путь спасения не всегда будет оставаться открытым, и поэтому на него необходимо вступить немедленно. Ср. 13:6−9.

не знаю вас, откуда вы. См. ком. к Мф 7:21.

13:26 на улицах наших учил Ты. См. 8:11−15.

13:28 будет плач и скрежет зубов. См. 16:20.

13:29 от востока и запада, и севера и юга. В числе спасенных будут не только евреи, но и язычники. Перечисление сторон света символизирует все царства земные. Таким образом, мир земной символически соответствует числу «четыре». Царство Божие в этом стихе не ассоциируется с земными координатами — оно названо пятым, поскольку именно это «направление» символизирует небо. Подобная символика последовательно выдерживается в Евангелиях и способствует повышению информативной емкости изложения за счет сокращения его лексического объема (см. 9:13; 12:6; 19:18−19; Мф 14:17, 19; Мф 16:9; Мф 25:2, 15−16; Мк 6:41; Мк 8:19; Ин 6:9). Однако следует помнить, что такое символическое обращение к числам отнюдь не исключает использования их в прямом значении.

в третий день кончу. Эти слова указывают на то, что служению Иисуса был предопределен временной предел.

13:33 Мне должно. Во всем, что делалось Иисусом, сказывалась высшая Божественная необходимость.

не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Говоря об убиенных в Иерусалиме пророках, Иисус имеет в виду Свою участь.

13:34−35 Этот плач об Иерусалиме, скорее всего, относится к тому моменту, когда Иисус уже достиг этого города (Мф 23:37−38); в таком случае он приводится здесь лишь постольку, поскольку созвучен предшествующим словам Спасителя.

13:34 сколько раз хотел Я. Иерусалим — город, в котором находился храм, — часто осмысливался как образ всего Израиля. Служение Иисуса было обращено, в первую очередь, к ожидавшим своего Мессию израильтянам.

13:35 дом ваш. Может подразумеваться как иерусалимский храм, так и город в целом.

пуст. Этого слова нет в древнейших кодексах, однако оно логически дополняет фразу, делая ее более однозначной и категоричной.

придет время, когда скажете. См. ком. к Мф 23:39.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.