По Луке 4 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Иисус, исполненный Святого Духа, вернулся с Иордана, и Дух повел Его в пустыню.
2 Там сорок дней Его испытывал Дьявол. Все эти дни Иисус ничего не ел и изголодался.
3 Дьявол говорит Ему: «Если Ты Божий Сын, скажи этому камню — пусть сделается хлебом».
4 Иисус ответил: «Написано: “Жизнь человека — это не только хлеб”».
5 Тогда в одно мгновение Дьявол показывает Ему с высоты сразу все царства мира
6 И говорит: «Отдам Тебе всю власть со всеми ее почестями, потому что мне она вменена. Даю кому захочу.
7 Поклонишься мне — все будет Твое».
8 Иисус ответил: «Написано: “Поклоняйся Господу, Богу твоему. Его одного почитай”».
9 Дьявол приводит Его в Иерусалим и ставит на макушку Храма и говорит: «Если Ты — Божий Сын, бросайся отсюда вниз.
10 Написано: “Ангелам Своим прикажет уберечь Тебя” —
11 И — “понесут Тебя на руках, не дадут ноге Твоей оступиться о камень”».
12 Иисус ответил: «Сказано: “Не искушай Господа, Бога твоего”».
13 И Дьявол, перепробовав все искушения, до поры оставил Его.
14 Располагая силой Духа, Иисус вернулся в Галилею. Молва о Нем разошлась по всем окрестностям.
15 Он учил народ в местных синагогах, и все только о Нем и говорили.
16 Иисус побывал в Назарете, где вырос. Как заведено, в субботний день Он пришел в синагогу, встал к чтению.
17 Ему подали книгу пророка Исайи. Иисус развернул свиток и прочитал место, где написано:
18 «Дух Господень на Мне и Его помазание: нести слово радости обездоленным. Он посылает Меня возвестить об освобождении пленников, прозрении слепых, раскрепощении угнетенных.
19 Пришло время милости Господней».
20 Иисус закрыл книгу, передал ее служителю и сел. Никто в синагоге не мог отвести от Него глаз.
21 Иисус сказал: «Сегодня исполнилось слово Писания. Вы сами это слышали».
22 Все заговорили о Нем с одобрением и поражались словам благодати в Его устах. Говорили: «И ведь кто? Сын Иосифа!».
23 Иисус сказал: «Вы, конечно, скажете Мне по присловью: “Врачу, исцелись сам. Про Капернаум мы слышали. А сделай-ка это же здесь, у себя”» —
24 И продолжал: «Воистину нет пророка в своем отечестве.
25 Хотите знать правду? Во времена Ильи, когда на три с половиной года затворилось небо и по всей земле был великий голод, много было вдов в Израиле,
26 Но ни к одной из них не был послан Илья, а только к вдове в Сарепту Сидонскую.
27 И при пророке Елисее много было прокаженных в Израиле, но никто из них не очистился от проказы, а очистился сириец Наиман».
28 Услышав это, толпа в синагоге в ярости набросилась на Иисуса.
29 Его вытащили за окраину и повели по горе, на которой стоял город, хотели сбросить с обрыва.
30 Но Иисус растолкал толпу и ушел.
31 И пришел в Капернаум, что в Галилее. Там в субботу Он учил народ.
32 Все поражались Его словам: в них была неземная власть.
33 В синагоге был одержимый нечистым бесовским духом. Он громко закричал:
34 «Эй, Иисус Назарянин! Ты зачем к нам пришел? Погубить нас хочешь? Я знаю, кто Ты. Ты — Святой от Бога».
35 Но Иисус прогнал его: «Замолчи! Выйди вон!». Бес повалил одержимого на пол посреди синагоги и вышел. С ним вышел и весь бесовский вред, ничего не осталось.
36 Люди были потрясены и говорили друг другу: «Откуда в Его слове такая власть и сила? Он скажет — и нечистые духи выходят».
37 Молва о Нем разошлась по всем окрестностям.
38 После синагоги Он был дома у Симона. Тещу Симона трепала лихорадка. И просят Иисуса об избавлении.
39 Он подошел, прогнал лихорадку, и жар спал. И сразу теща встала и принялась собирать на стол.
40 Заходило солнце. Все, у кого в родне были больные, привели их к Иисусу, и Он возложением рук исцелял все недуги, какие у кого были.
41 Из людей выходили бесы и кричали: «Ты — Божий Сын!». Иисус не позволял им ничего говорить: они знали — это Христос.
42 С наступлением дня Он ушел, уединился на пустыре. Люди толпами ходили, искали Его. Нашли и стали удерживать, чтобы не уходил.
43 Но Иисус сказал: «Мне нужно идти с вестью о Божьем Царстве и в другие города. Я для этого послан».
44 И проповедовал в синагогах Иудеи.

Новой Женевской Библии

4:1 Иисус, исполненный Духа Святаго... поведен был Духом. Из этих слов следует, что искушение в пустыне не являлось результатом дьявольских козней, но полностью соответствовало Божественному замыслу: перед началом служения Христа Его человеческой природе надлежало подвергнуться серьезному испытанию. В пустыне должна была проявиться свобода человеческой воли Иисуса, Он должен был сделать выбор не как Сын Божий, но как Сын Человеческий. Именно поэтому сатана искушает Его именно теми благами, которые имеют огромную ценность для человека в его земном существовании.

4:2 сорок дней Он был искушаем. Описанные в ст. 3−13 события происходят по прошествии сорока дней и представляют собой апогей духовной борьбы, длившейся все это время.

4:3−13 Сатана пытается свернуть Иисуса с назначенного Ему Отцом пути мессианского служения, но его замыслы терпят полное поражение. Одержав верх над искусителем, Иисус стал Сильнейшим, победившим сильного и взявшим все оружие его (11:21−22). В повествовании Луки возникает важная параллель между искушением Иисуса и странствованием Израиля в пустыне: Иисус был искушаем сорок дней, а Израиль пребывал в пустыне сорок лет (Чис 14:34). Кроме того, корни этого испытания восходят к моменту, описанному в Быт 3:1−6.

4:5−8 Искушение соблазном земной власти названо у Луки вторым, в то время как у Матфея оно — третье. Причины этого расхождения неизвестны.

4:8 Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Иисус отвергает соблазн получить власть над всеми царствами земли ценою поклонения сатане, отвечая искусителю словами Писания (Втор 6:13).

4:9 на крыле храма. Иначе: «на выступе храма». Этим местом могла быть восточная стена храма, под которой простиралась глубокая долина Кедрон.

4:11 на руках понесут Тебя. Сатана побуждает Иисуса совершить чудо ради самого чуда. Позднее Иисус отвергнет подобные требования фарисеев и толпы (см. 11:29−30).

4:12 не искушай Господа Бога твоего. Эти слова, взятые из Втор 6:16, имеют самое непосредственное отношение и к опыту странствования Израиля в пустыне, и к словам сатаны (ст. 9), и ко всем случаям, когда явленное чудо или знамение рассматривается как самодостаточное и превалирует над словом Божиим.

4:14 в силе духа. Как Сын Божий, Иисус не подвергался искушениям сатаны. Как Сын Человеческий, Он выдержал испытания и победил. Сила Духа Святого стала свойством и Его человеческой природы. См. Откр 3:21; Откр 21:7.

4:16 встал читать. Из почтения к Слову Божиему Писание в синагоге читалось стоя, проповедь и истолкование прочитанного произносились сидя (ст. 20).

4:17 раскрыв книгу, нашел место. Букв.: «развернув книгу», поскольку «книга» представляла собой свиток.

4:18 Дух Господень на Мне. См. 3:22. Прежде чем Иисус принародно засвидетельствовал о Себе словами пророка Исаии, Он, в Своей человеческой сущности, прошел путь от сошествия Духа Святого через исполнение (букв.: «полный Духа», ст. 1) Духом и испытание Духом (ст. 1) силе Духа (ст. 14). Этот же путь проходят и ученики Иисуса. Являясь Сыном Божиим, Он принял человеческую природу и провел ее по всем ступеням духовного восхождения к Богу, чтобы, став первородным между многими братьями (Рим 8:29), проложить для них путь к Отцу Небесному.

4:19 проповедывать лето Господне благоприятное. Иисус читал в синагоге из книги пророка Исаии (61:1−2), где говорится о приходе Мессии, но последней строки ст. 2 — о Божием возмездии — не прочитал, акцентировав внимание слушателей на времени благодати, которое, начавшись с Его приходом, продлится до Его Второго пришествия. К этому, собственно, и относятся последние слова ст. 2.

4:32 дивились учению Его. В греческом тексте: «поражались». По всей видимости, подобное восприятие было вызвано тем, что слушатели Иисуса правильно поняли Его слова: Он — Мессия, однако согласиться с этим не желали.

4:33 человек, имевший нечистого духа бесовского. Примеры одержимости бесами крайне редко встречаются как в ВЗ, так и в новозаветных Писаниях, повествующих о временах после земного служения Иисуса Христа. Таким образом, все случаи одержимости следует рассматривать в контексте сопротивления сил зла пришествию и торжеству Сына Божиего.

4:34 знаю Тебя... Святый Божий. Бес распознал в Иисусе «Святого Божиего», т.е. Того, Кто связан с Богом особыми узами и исполнен Святого Духа (ср. Ин 6:69). Лука неоднократно дает понять своим читателям, что одной из целей пришествия Сына Божиего была победа над силами зла.

4:38 теща же Симонова была одержима сильною горячкою. О чуде исцеления тещи Симона, кроме Луки, сообщают Матфей и Марк.

4:39 Он запретил горячке; и оставила ее. Употребляется то же выражение, что и в случаях одержимости нечистыми духами (ст. 35); тем самым подчеркивается, что и одержимость, и болезнь одинаково противоестественны человеческой природе и имеют единый источник. Этим источником-причиной является грех.

4:41 Ты Христос, Сын Божий. Снова, как и в ст. 34, бесы признают в Иисусе Сына Божиего. Т.е. то, что до времени остается сокрытым от людей, с самого начала известно сфере духов, независимо от того, падшие это духи или нет.

4:43 Я должен. В Своем служении Иисус был движим Божией волей, которой никогда не противоречил.

Царствие Божие. Первое упоминание у Луки о Царстве Божием, проповедь которого занимает одно из центральных мест в служении Иисуса Христа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.