Стих 9
Кто из людей способен познать все сокровища премудрости и знания, сокрытых во Христе и утаенных под нищетой Его плоти? Ибо Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. И когда Он принял на Себя нашу смертность и одолел смерть, Он явил Себя в нищете, но обещал богатства, пусть и отсроченные; Он не утратил их, словно бы у Него их забрали. Сколь велико многообразие милости Его, которое Он скрывает от боящихся Его и которое открывает надеющимся на Него! Ведь мы понимаем лишь отчасти, пока не придет к нам совершенство [12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 1Кор 13:12]. И чтобы сделать нас достойными Его совершенного дара, Он, равный Отцу по образу Бога, стал подобным нам в образе раба и восстанавливает нас в подобии Богу.
Проповеди 194.3. PL 38:1016.
***
Послушай немного о богатствах в ответ на следующий вопрос в твоем послании. Ты написал, что некоторые говорят, будто богатый человек, продолжающий жить в богатстве, не может войти в Царство Небесное, покуда не продаст своего имения, и что нет такому пользы от исполнения заповедей, пока он держится за свои богатства. Однако такие доводы не считаются с нашими праотцами — Авраамом, Исааком, Иаковом, которые давно уже ушли из этой жизни. Ведь все они имели немалые состояния, как о том вернейшим образом свидетельствует Писание, но Тот, Кто, будучи богат, обнищал ради нас, возвестил нам в вернейшем обетовании, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; Мф 8:11) — не над ними, не без них, а с ними. Верно, надменный богач, облачавшийся в пурпур и виссон, вкушавший изо дня в день изысканные блюда, умер и попал в муки ада [19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. 29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. 31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Лк 16:19−31]. Тем не менее, если бы он проявил милость к бедняку, который, покрытый язвами, лежал у его дверей и подвергался презрению, то заслужил бы себе милости. Но и если бы заслугой бедняка была его бедность, а не праведность, его точно не отнесли бы ангелы в лоно Авраама, который сам в этой жизни был богат. Все это имеет целью показать нам, что не сама по себе бедность имеет ценность перед Богом, и не богатство само по себе осуждается, но что набожность одного и безбожие другого имеют различные следствия.
Послания 157. CSEL 44:472.