Иезекииль 30 глава

Книга пророка Иезекииля
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И было ко мне слово Господне:
2 сын человеческий! изреки пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: рыдайте! о, злосчастный день!
3 Ибо близок день, так! близок день Господа, день мрачный; година народов наступает.
4 И пойдёт меч на Египет, и ужас распространится в Ефиопии, когда в Египте будут падать поражённые, когда возьмут богатство его, и основания его будут разрушены;
5 Ефиопия и Ливия, и Лидия, и весь смешанный народ, и Хуб, и сыны земли завета вместе с ними падут от меча.
6 Так говорит Господь: падут подпоры Египта, и упадёт гордыня могущества его; от Мигдола до Сиены будут падать в нём от меча, сказал Господь Бог.
7 И опустеет он среди опустошённых земель, и города его будут среди опустошённых городов.
8 И узнают, что Я Господь, когда пошлю огонь на Египет, и все подпоры его будут сокрушены.
9 В тот день пойдут от Меня вестники на кораблях, чтобы устрашить беспечных Ефиоплян, и распространится у них ужас, как в день Египта; ибо вот, он идёт.
10 Так говорит Господь Бог: положу конец многолюдству Египта рукою Навуходоносора, царя Вавилонского.
11 Он и с ним народ его, лютейший из народов, приведены будут на погибель сей земли, и обнажат мечи свои на Египет, и наполнят землю поражёнными.
12 И реки сделаю сушею и предам землю в руки злым, и рукою иноземцев опустошу землю и всё, наполняющее её. Я, Господь, сказал это.
13 Так говорит Господь Бог: истреблю идолов и уничтожу лжебогов в Мемфисе, и из земли Египетской не будет уже властителя, и наведу страх на землю Египетскую.
14 И опустошу Пафрос, и пошлю огонь на Цоан, и произведу суд над Но.
15 И изолью ярость Мою на Син, крепость Египта, и истреблю многолюдие в Но.
16 И пошлю огонь на Египет; вострепещет Син, и Но рушится, и на Мемфис нападут враги среди дня.
17 Молодые люди Она и Бубаста падут от меча, а прочие пойдут в плен.
18 И в Тафнисе померкнет день, когда Я сокрушу там ярмо Египта, и прекратится в нём гордое могущество его. Облако закроет его, и дочери его пойдут в плен.
19 Так произведу Я суд над Египтом, и узнают, что Я — Господь.
20 В одиннадцатом году, в первом месяце, в седьмой день месяца, было ко мне слово Господне:
21 сын человеческий! Я уже сокрушил мышцу фараону, царю Египетскому; и вот, она ещё не обвязана для излечения её и не обвита врачебными перевязками, от которых она получила бы силу держать меч.
22 Посему так говорит Господь Бог: вот, Я — на фараона, царя Египетского, и сокрушу мышцы его, здоровую и переломленную, так что меч выпадёт из руки его.
23 И рассею Египтян по народам, и развею их по землям.
24 А мышцы царя Вавилонского сделаю крепкими и дам ему меч Мой в руку, мышцы же фараона сокрушу, и он, изъязвлённый, будет сильно стонать перед ним.
25 Укреплю мышцы царя Вавилонского, а мышцы у фараона опустятся; и узнают, что Я — Господь, когда меч Мой дам в руку царю Вавилонскому, и он прострёт его на землю Египетскую.
26 И рассею Египтян по народам, и развею их по землям, и узнают, что Я — Господь.

Толкование Далласской семинарии

3. О РАЗОРЕНИИ ЕГИПТА И ЕГО СОЮЗНИКОВ (30:1−19)

Иез 30:1−5. В отличие от других пророчеств Иезекииля против Египта, это, подразделяющееся на две речи, не датировано. Существует, однако, предположение, что первая из этих речей (стих 1−19) есть продолжение первой речи в предыдущей главе (29:1−16), в котором предстоявшее разорение Египта описано с большими подробностями. (О второй речи в этой главе (стихи 20−26) ниже.) В стихах 2−3 трижды повторяется слово день, который в первом случае назван «злосчастным», а в третьем — днем Господним.

Некоторых исследователей последнее обстоятельство склоняло к мысли, что пророк имел в виду день суда Господнего над всем миром в отдаленном будущем, но такое представление плохо увязывается с контекстом всего пророчества. Хотя часто встречающееся в Библии выражение «день Господень» нередко подразумевает именно день последнего суда во второе пришествие Мессии (Ис 13:6−16; 34:8; Мал 4), оно может относиться и к любому из предшествующих ему «судов», локального, так сказать, значения (к примеру, Плач 2:21−22).

Здесь, следовательно, речь о том, «судном дне», что грядет на Египет, который потерпит поражение от Навуходоносора (стихи 10−12). Египет как бы представляет тут весь языческий мир, и потому в том же смысле надо понимать фразу година народов наступает (стих 3). Когда меч… пойдет… на Египет, говорит пророк, то ужас распространится и в Ефиопии (очевидно, при мысли, что она будет следующей); страна эта граничила с Египтом на юге. В стихе 15 перечисляются страны, из которых египтяне вербовали многочисленных наемников в свою армию (сравните этот стих с Иер 46:8−9, 20−21).

Суд постигнет и их. Ефиопия, как уже говорилось прежде, соответствовала современным южному Египту, Судану и северной Эфиопии. Лидия находилась на западном побережьи Малой Азии; под «смешанным народом» могли пониматься разные мелкие племена, может быть, кочевавшие по сирийской и аравийской пустыням (к примеру, Исх 12:38), либо обитавшие в Малой Азии. Местонахождение страны Хуб — не известно. «Сынами земли завета» могли быть названы те евреи, которые бежали в Египет, спасаясь от приближавшейся к Иудее армии Навуходоносора (Иер 42:19−22; 44:1−14).

Иез 30:6−9. Подпоры Египта — это его союзники. Они тоже падут. И перестанет Египет гордиться могуществом своим — таков смысл второй фразы в стихе 6. Мигдол и Сиена обозначали северную и южную (соответственно) границы Египта; сравните с 29:10. Огонь в стихе 8 — то же, что «война». Выражение В тот день в самом стихе 9 «расшифровывается» как день Египта (толкование на стих 3). От Меня в контексте стиха 9 то же, что «из Египта» (Господь как бы Сам рассылает оттуда устрашающие известия). Под «вестниками» могут пониматься спасшиеся «от меча» египтяне: они поплывут по многочисленым рекам Ефиопии, разнося сообщение о поражении Египта.

Иез 30:10−12. Египет отличался густонаселенностью своей земли, но Бог, говорит Иезекииль, положит конец его многолюдству. И сделает это рукою Навуходоносора, прямо заявляет он.

Пораженными (стих 11) может означать как убитых, так и раненых. Если бы многочисленные рукава и каналы Нила высохли, это привело бы к гибели (прежде всего от голода) населения Египта. В свете этого первую фразу в стихе 12 можно рассматривать как аллегорию грядущего военного поражения египтян, в результате которого многие из них погибнут.

Иез 30:13−19. Перечисление городов Египта, которые подлежат истреблению, начинается с Мемфиса, который по преданию был первой столицей Египетского царства (около 3200 г. до Р. Х.), но всегда оставался важным религиозным центром со множеством языческих храмов. Пафрос, уже упоминавшийся в предыдущей главе, находился на пол пути между Каиром и Асуаном (Сиеной) и был как бы синонимом верхнего Египта, возможно, и Египта в целом (29:14 и толкование на этот стих). Цоан являлся резиденцией фараона в регионе Дельты (Пс 77:12, 43; Ис 19:11, 13).

В более позднее время Цоан получил греческое название Танис. Трижды упоминаемый в стихах 14−16 город Но (то же самое, что Фивы) находился в южном (верхнем) Египте, приблизительно в 600 км на юг от Каира, на месте современных городов — Карнака и Луксора. Но, или Фивы, долгое время был столицей Египта. В 663 г. до Р. Х. был разрушен ассирийцами (Наум 3:8−10), но затем восстановлен. Разрушение Фив предсказывал и Иеремия (Иер 46:25). Всю ярость Господа познают защитники крепости Сии, когда под стены ее подойдут халдеи, дает понять Иезекииль.

Син (или Пелузиум) находился в Дельте, немногим более чем в километре от берега Средиземного моря. Город этот «охранял» проход в Египет с севера и имел важное стратегическое значение. в стихах 17−18 названы еще три города: Он, Бубаст и Тафнис. Он (или Гелиополис) находился в северном (нижнем) Египте, сразу на юг от Дельты. На протяжении немалой части древней египетской истории оставался значительным религиозным центром.

Бубаст лежал на северо-востоке от современного Каира и какое-то время тоже был столичным городом, а также важным центром языческих культов. Тафнис располагался вблизи нынешнего Суэцкого канала. В дни Иеремии там был один из дворцов фараона (Иер 43:9). Против его желания этого пророка вынудили уйти в Тафнис (после убийства губернатора Годолии; Иер 43:7−8). Облако (в значении «мрака скорби») окутает (закроет) этот город, возвещает Иезекииль, и дочери его (в значении жителей вообще) пойдут в плен.

4. О «РАССЕЯНИИ ЕГИПТЯН» ПО НАРОДАМ (30:20−26)

Иез 30:20−26. Четвертое из семи пророчеств Иезекииля против Египта было им произнесено 29 апреля 587 года до Р. Х. (стих 20), почти четыре месяца спустя после первого его пророчества относительно Египта (и за 4 месяца до взятия Навуходоносором Иерусалима). Первым пророчеством «отмечено» было время, когда египетская армия вышла в поход, чтобы «освободить» Иерусалим от осадивших его халдеев (Иер 37:4−5).

А в этом пророчестве (стих 21) указывается на факт, уже совершившийся (который иудейские пленники в Халдее могли еще не знать): египтяне потерпели поражение от Навуходоносора. Я уже сокрушил мышцу фараону, сказал Господь устами Своего пророка. Подразумевается фараон Офра, правивший Египтом между 589 и 570 годами до Р. Х. Может быть, промежуток времени между первым и четвертым пророчествами примерно соответствовал числу дней, на которые халдеи сняли осаду с иудейской столицы, чтобы подготовиться к «достойной» встрече с египетским войском.

Итак, Навуходоносор «сломал руку Египту», чтобы он не смог защитить иудеев. О состоянии египетской армии, подвергшейся разгрому, образно говорится в стихе 21: поражение египтян было настолько чувствительно, как если бы «из двух рук» они потеряли одну. Но Офра потерпит полное поражение, предсказал Иезекииль, ибо и «здоровая рука» его будет «сокрушена», так что нечем ему будет держать меч. После этого египтяне пойдут в плен. А силу (мышцы) царя Вавилонского Бог укрепит еще более, предупредил Иезекииль.

Примечания:

 
Синодальный перевод
3 година — время, час.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.