Бытие 37 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Иаков жил в земле странствования отца своего, в земле Ханаанской.
2 Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жён отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их.
3 Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду.
4 И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.
5 И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его ещё более.
6 Он сказал им: выслушайте сон, который я видел:
7 вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу.
8 И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его ещё более за сны его и за слова его.
9 И видел он ещё другой сон, и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел ещё сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звёзд поклоняются мне.
10 И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придём поклониться тебе до земли?
11 Братья его досадовали на него, а отец его заметил это слово.
12 Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем.
13 И сказал Израиль Иосифу: братья твои не пасут ли в Сихеме? пойди, я пошлю тебя к ним. Он отвечал ему: вот я.
14 Израиль сказал ему: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронской; и он пришёл в Сихем.
15 И нашёл его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь?
16 Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут?
17 И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: «пойдём в Дофан». И пошёл Иосиф за братьями своими и нашёл их в Дофане.
18 И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его.
19 И сказали друг другу: вот, идёт сновидец;
20 пойдём теперь, и убьём его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов.
21 И услышал сие Рувим и избавил его от рук их, сказав: не убьём его.
22 И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. Сие говорил он, чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его.
23 Когда Иосиф пришёл к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нём,
24 и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нём не было.
25 И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идёт из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет.
26 И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьём брата нашего и скроем кровь его?
27 Пойдём, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нём, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались.
28 И, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребреников; а они отвели Иосифа в Египет.
29 Рувим же пришёл опять ко рву; и вот, нет Иосифа во рве. И разодрал он одежды свои,
30 и возвратился к братьям своим, и сказал: отрока нет, а я, куда я денусь?
31 И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью;
32 и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет.
33 Он узнал её и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф.
34 И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни.
35 И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.
36 Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей.

Новой Женевской Библии

37:2 — 50:26 «Родословие Иакова» посвящено его семье. Оно начинается с разлада в семье завета (гл. 37), затем следует рассказ о том, как члены этой семьи породнились с хананеями (гл. 38), и завершается все примирением семьи и ее переселением в Египет. Бог использовал благочестивого Иосифа, отверженного своими братьями, чтобы спасти Ханаан и Египет, сохранив в тех землях семью завета (50:24), а также для того, чтобы очистить эту семью. Иосиф олицетворял собой Божию власть во вселенной. Паскаль писал об этом: «Иосиф является прообразом Иисуса Христа. Любимый сын отца, он был послан к своим братьям и, будучи безвинным, был продан ими за двадцать Серебреников, а в результате всего этого стал их господином».

37:2−36 Мир в семье нарушен из-за безрассудства братьев и соперничества между ними, но, тем не менее, Бог использует эту ситуацию, чтобы исполнить предвозвещенное в пророческих снах: восстановить благополучие семьи завета (45:5−7) и привести народ Израиля в Египет (15:13; Пс 104:23).

37:2 житие. То же, что «родословие».

Иосиф. Единственный из всех сыновей назван здесь потомком Иакова. Это объясняется тем, что внешне и внутренне он больше всех похож на отца.

с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы. Это были Дан, Неффалим, Гад и Асир (30:4−13).

худые... слухи. Их зло обернулось против Иосифа (см. также 35:22; 38:1−26).

37:3 любил... более всех сыновей своих. Т.е. чувствовал духовное родство.

сын старости. См. 30:22−24; 31:41.

разноцветную одежду. Из раскопок в Бене-Хасейне в Египте известно, что одежда из разноцветного материала считалась отличительным признаком людей, наделенных властью и занимающих особое положение в обществе.

37:4 не могли говорить с ним дружелюбно. Или «не могли даже приветствовать его».

37:5 видел Иосиф сон. Иаков также получал откровения во сне (28:12). Этот дар Божий Иосиф унаследовал от отца (см. ком. к ст. 2), т.е. он стал, по определению Божию, духовным преемником своего отца — Израиля.

37:7 поклонились. Бог сообщает Иосифу (а через него всему семейству), о его избранничестве.

37:8 возненавидели. Возненавидев Иосифа, его братья тем самым возненавидели суверенного Бога, Который дал Иосифу откровение, а затем пытались помешать исполнению Его благого замысла о них самих.

37:9 другой сон. Сны в этой истории следуют по два (гл. 40−41). Это свидетельствует о том, что те проблемы, которые виделись в снах, окончательно решены Богом и что Он вскоре исполнит Свое намерение (см. 41:32). Согласно ВЗ, то, что повторяется дважды, — истинно и исходит от Бога.

братьям своим. В греческом переводе: «своему отцу и братьям своим».

37:10 побранил. Т.к. его слова вызвали недовольство и ропот братьев. Иаков — Израиль всегда стремился к миру и взаимопониманию (см. 32:20; 34:30).

мать. Возможно, Лия усыновила Иосифа после смерти Рахили.

37:11 отец... заметил это слово. Иаков понял, от Кого исходят сны Иосифа и что они означают.

15 нашел его... блуждающим. Благодаря этой задержке измаильтяне появились в самое подходящее время (ст. 21−28).

37:17 я слышал. Еще одно действие Божественного провидения.

37:20 увидим, что будет из снов его. Это пророческие слова — братья действительно все «увидят». Абстрагируясь от буквального прочтения текста и рассматривая эти слова в двух аспектах — человеческом и Божественном, можно представить, что они произносятся как бы одновременно братьями Иосифа и Богом; и каждая из сторон говорит: «Увидим, что будет из снов его».

37:21 Рувим. Как старший брат, он берет на себя роль отца во время пребывания братьев на пастбище (ст. 13−14).

37:25 сели они есть хлеб. Описание того, как на это отреагировал Иосиф, см. в 42:21

Измаильтян. См.39:1. Они же зовутся купцами Мадиамскими (ст. 28). Эти потомки Авраама (25:2, 18) были связаны между собой родственными браками (ср. 28:9).

37:27 продадим его. Продажа детей была преступлением, караемым смертью (Исх 21:16).

руки наши. В этом эпизоде усматривается рука Самого Бога (45:5; Пс 104:17).

37:28 двадцать сребренников. Это цена мальчика, не достигшего совершеннолетия (Лев 27:5).

37:29 Рувим же пришел опять. Рувим не желал смерти Иосифу и предпринял несколько попыток спасти его (см. ст. 21−22).

37:30 куда я денусь? Т.е. где укрыться от гнева отца, которому необходимо отчет.

37:31 козла. Иаков сам когда-то обманул отца при помощи козлиных шкур (27:9).

37:33 узнал ее. Иакова обманули, показав ему окровавленную одежду Иосифа. Точно так же и он когда-то обманул отца своего Исаака, воспользовавшись одеждой Исава (27:27).

хищный зверь. Братья, сами того не подозревая, отождествили себя с хищными зверями.

37:35 в преисподнюю. Евр: «шеол». Одно из названий места пребывания душ после смерти.

37:36 продали. См. Ам 1:6−7.

Потифару. Букв.: «принадлежащий Ра» (богу солнца).

Иосиф становится рабом в Египте.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.