От Иоанна 5 глава

От Иоанна, святое благовествование
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Вскоре после этого наступил иудейский праздник, и Иисус направился в Иерусалим.
2 Там у Овечьих ворот есть купальня, называемая по-еврейски Вифезда, окружённая колоннадой с пятью портиками.
3 Под ними обычно лежало множество больных:
4 слепых, хромых и увечных.
5 И был среди них один человек, который был болен тридцать восемь лет.
6 Когда Иисус увидел его лежащим там и узнал, что он болен столь долгое время, Он спросил: "Хочешь ли быть здоров?"
7 И тот ответил: "Господи, нет у меня никого, кто мог бы помочь мне сойти в воду, когда она начинает бурлить. Когда я пытаюсь спуститься к воде, кто-нибудь всегда опережает меня".
8 Иисус сказал ему: "Встань, возьми свою постель и иди".
9 И в тот же миг тот человек исцелился, подобрал свою постель и пошёл. Всё это произошло в субботний день.
10 И тогда иудеи стали говорить исцелённому: "Сегодня суббота, закон не разрешает тебе нести в руках постель".
11 А он ответил: "Человек, исцеливший меня, сказал: "Возьми свою постель и иди".
12 Они спросили его: "Кто же это Тот, Кто сказал тебе: "Подбери свою постель и иди?"
13 Но исцелённый не знал, Кто это был, ибо там была толпа народа, и он не заметил, куда пошёл Иисус.
14 Потом Иисус встретил его во дворе Храма и сказал ему: "Вот, ты теперь здоров. Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже". Человек тот пошёл
15 и рассказал иудеям, что это Иисус исцелил его.
16 Иудеи же стали преследовать Иисуса, ибо Он сделал всё это в субботу.
17 Иисус сказал им: "Мой Отец всегда трудится, поэтому и Я должен трудиться".
18 И иудеи ещё упорнее стали искать случая убить Иисуса, ибо Он не только нарушил закон субботний, но ещё и назвал Бога Своим Отцом, приравнивая этим Себя к Богу.
19 Иисус же сказал им: "Истинно говорю: Сын ничего не может совершить по Своей воле, Он делает лишь то, что, как Он видит, делает Отец. Что делает Отец, то и Сын делает.
20 Отец любит Сына Своего и не таит от Него Своих поступков, и Он откроет Ему ещё большие свершения, чем эти, и вы удивитесь.
21 Ибо подобно тому, как Отец воскрешает мёртвых и дарует им жизнь, так и Сын возвращает к жизни, кого пожелает.
22 Отец никого не осуждает, Он передал суд в руки Своего Сына,
23 чтобы все стали почитать Сына так же, как почитают Отца. Тот, кто не почитает Сына, не почитает и пославшего Его Отца.
24 Истинно говорю: слышащий Мои слова и верующий в Того, Кто послал Меня, обрёл жизнь вечную и не будет судим, перешёл от смерти к жизни вечной.
25 Истинно говорю: приближается время, и оно уже настало, когда мёртвые услышат голос Сына Божьего, и те, кто услышит его, воскреснут к жизни.
26 Отец — источник жизни, и Сыну Своему позволил Он даровать людям жизнь
27 и дал Ему власть быть судьёй, ибо Он — Иисус, Сын Человеческий.
28 Не удивляйтесь этому, ибо приближается время, когда все лежащие в могилах услышат голос Сына Человеческого
29 и восстанут из своих могил. Те, кто вершил праведные дела, воскреснут для жизни, те же, кто чинил зло, воскреснут, чтобы быть судимыми".
30 "Я ничего не могу сделать Сам. Я сужу сообразно с тем, что Мне велит Бог, и суд Мой праведен, ибо Я стремлюсь к исполнению не того, что Я хочу, а лишь того, что угодно Пославшему Меня.
31 Если Я Сам расскажу о Себе людям, они могут не поверить Мне.
32 Но есть тот, кто рассказывает обо Мне, и Я знаю, что он рассказывает правду.
33 Вы посылали к Иоанну людей, и он подтвердил, что всё это правда.
34 Но Я не полагаюсь на свидетельство человеческое. Я говорю вам это, чтобы спасти вас.
35 Иоанн был словно светильник, который, выгорая, даёт свет, и вы какое-то время с радостью принимали его свет.
36 Но у Меня Самого есть доказательство о Себе более основательное, чем то, что говорил Иоанн, ибо то, что повелел Мне исполнить Отец и что Я исполняю сейчас, свидетельствует, что Отец послал Меня.
37 И даже Сам Отец Мой, пославший Меня, свидетельствует в Мою пользу. Но вы никогда не слышали Его голоса и никогда не видели Его,
38 и вы не храните слово Его в сердцах ваших, ибо не верите в Посланного Им.
39 Вы изучаете Писания, ибо считаете, что через них обретёте вечную жизнь, но эти же самые Писания свидетельствуют обо Мне!
40 И всё же, вы не хотите прийти ко Мне, чтобы обрести вечную жизнь.
41 Я не принимаю хвалы людей.
42 Но Я знаю вас и знаю, что в вас нет любви к Богу!
43 Я пришёл к вам во имя Отца Моего, но вы не принимаете Меня, если же кто-то другой явится к вам сам от себя, то того вы примете!
44 Как можете вы принять Меня, если приемлете хвалу друг от друга, но не стремитесь к одобрению Единого Бога?
45 Не думайте, что Я стану осуждать вас перед Отцом. Моисей, тот, на кого рассчитываете вы, что он вас спасёт, осудит вас.
46 Если бы и вправду вы верили в Моисея, то уверовали бы и в Меня, ибо он писал обо Мне.
47 Но если вы не верите в то, о чём он писал, то как вы поверите словам Моим?"

Новой Женевской Библии

5:1 праздник Иудейский. В самом тексте не содержится достаточных данных, чтобы установить, какой именно праздник имеется в виду.

5:6 хочешь ли быть здоров? После столь долгого пребывания в болезни этот человек, несомненно, потерял всякую надежду на исцеление. Своим вопросом Иисус пытается вывести его из «умственного паралича» (ср. ком. к 1:38).

5:7 когда возмутится вода. Люди считали, что время от времени ангел «возмущал» воду в купальне, в результате чего она приобретала целительную силу. Об этом говорится в ст. 4 (отсутствующем в некоторых греческих рукописях).

5:8 возьми постель твою. Толкование закона о субботе в иудейской традиции исключало всякую возможность ношения в этот день каких-либо тяжестей.

5:9 он... выздоровел. В отличие от многих других случаев совершения Иисусом чудес (Мф 9:22; Мф 13:58; Мк 6:5−6), здесь не говорится, что от исцеленного требовалась вера в Иисуса. Все внимание сосредоточено на силе Его.

5:10 не должно тебе брать постели. Столь строгое истолкование закона не вызывалось необходимостью и упускало из вида саму цель, которую имел Бог, устанавливая закон о субботе.

5:14 чего хуже. Здесь не объясняется, что именно подразумевал Иисус под этими словами. Из этого предостережения прямо не следует, что человек навлек на себя болезнь каким-либо конкретным грехом. Грехи могут повлечь за собой временное физическое наказание от Бога (1Кор 11:28−32), но, с другой стороны, некоторые болезни никак не связаны с конкретными грехами (9:3). Смысл слов Иисуса в том, что существуют еще худшие страдания, чем болезнь, а именно страдания в аду по приговору Божиего суда.

5:17 Отец Мой доныне делает, и Я делаю. Иисус делает только то, что делает Его Отец. Т.е., Он исключает Себя из категории тех, от кого следует ожидать соблюдения иудейских традиций, касающихся субботнего дня. То, что иудеи поняли Его, видно из ст. 18 и из их обвинений, что Он «делает» Себя равным Богу.

5:18 не только нарушал субботу. Из этого не следует, что евангелист, вместе с иудеями, обвиняет Иисуса в нарушении субботы. Он просто указывает, что в этом заключалась причина их стремления убить Его.

делая Себя равным Богу. Иудеи правильно поняли, что Иисус не просто называл Себя Сыном Божиим в каком-то общем смысле, а имел в виду нечто гораздо большее, и это, по Его утверждению, давало Ему такую же власть над субботой, которую имел Тот, Кто дал закон о субботе, и, следовательно, равный авторитет с Тем, Кто дал Закон на Синае (ср. 10:31−33).

5:19 Сын ничего не может творить. Это не означает личной неспособности Сына (ср. 15:5), а подчеркивает полное единство целей и действий Лиц Святой Троицы. См. статью «Смиренное послушание Иисуса».

5:20 дела больше сих. Из данного контекста ясно, что речь идет о делах более значительных, чем исцеление хромого. Согласно ст. 21, к «большим делам» относится способность «оживлять кого (Он) хочет».

5:21 Отец воскрешает мертвых. Ясное утверждение того, что в более слабой форме выражено в ВЗ. Иисус поддерживает здесь точку зрения фарисеев и отвергает позицию саддукеев, которые отрицали воскресение мертвых (Мф 22:23). Нет сомнения в том, что воскресение мертвых является Божией прерогативой, и, тем не менее, Иисус претендует на обладание этой способностью (ст. 25).

5:23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Эти слова разъясняются Самим Иисусом в ходе дальнейшего рассуждения (ст. 24−30).

Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца. Сущность этого заявления Иисуса в том, что «Он и Отец — одно» (10:30).

5:24 верующий... имеет жизнь вечную. Это категорическое утверждение показывает, что для верующего спасение — не только надежда, которая осуществится когда-то в будущем, а реальность сегодняшнего дня; верующий уже «перешел от смерти в жизнь» (ср. 6:47).

5:26 См. статью «Самобытие Бога».

5:29 в воскресение жизни... в воскресение осуждения. Иисус учит, что однажды произойдет общее воскресение праведных и неправедных и что следствием этого воскресения будет для праведных жизнь вечная, а для неправедных — осуждение. См. статью «Воскресение и прославление».

5:31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Будучи единичным, свидетельство Иисуса, в соответствии с законом Моисея, оказывается юридически недостаточным (Втор 17:6; Втор 19:15) и, таким образом, недействительным (см. ком. к 8:13). Но далее (5:31−47) Иисус обращается к источникам, которыми подтверждается истинность Его заявлений: это свидетельства Иоанна Крестителя, дела Самого Иисуса, Бога Отца и Писание (в частности, Моисей).

5:36 дела ... Мною творимые. Это тот самый принцип, который признавался Никодимом (3:2). Дело не в том, что чудеса могла творить только Божественная Личность, а в том, что чудотворение, не противоречащее Писанию, служит доказательством, что Бог положил печать Своего одобрения на деяния чудотворцев (10:25, 38). Однако этот принцип должен применяться с некоторыми ограничениями, что очевидно из Исх 7:11−12; Мф 7:22−23; Мф 24:24; Откр 13:13.

5:37−38 вы ни гласа Его никогда не слышали... и не имеете слова Его пребывающего в вас. Весьма вероятно, что эти выражения содержат в себе ссылку на Писание, которое поистине передает людям «голос» Божий и Его «слово».

5:39 Писания ... свидетельствуют обо Мне. Иисус не оспаривает, что Ветхий Завет ведет человека к вечной жизни (ср. 2Тим 3:15). Однако Он настаивает на том, что Ветхий Завет также направляет людей ко Христу, который Сам и является Творцом вечной жизни.

5:45 на вас обвинитель Моисей. Иисус утверждает, что Моисей будет обвинять тех иудеев, которые не уверуют во Христа, потому что они не хотят верить в того Христа, о котором писал Моисей. В ст. 46 Иисус говорит, что если бы они верили Моисею, то поверили бы и Ему, указывая таким образом, что те люди, которые утверждают, что верят Моисею, но отвергают Христа, фактически не верят ни тому, ни другому.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.