От Иоанна 5 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Новой Женевской Библии

Перевод Еп. Кассиана

1 После этого был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2 Есть в Иерусалиме у Овечьих ворот водоём, называемый по-еврейски Вифезда, с пятью крытыми ходами.
3 В них лежало множество больных: слепых, хромых, сухих, ожидающих движения воды.
4 Ибо ангел Господень, время от времени, сходил в водоём и возмущал воду, и первый, кто входил по возмущении воды, выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом.
5 Был там некий человек, тридцать восемь лет страдавший болезнью своей.
6 Иисус, увидев его лежащим и узнав, что он уже много времени болен, говорит ему: хочешь ли стать здоровым?
7 Ответил Ему больной: господин, нет у меня человека, чтобы опустить меня в водоём, когда возмутится вода. А пока я иду, другой раньше меня спускается.
8 Говорит ему Иисус: встань, возьми постель твою и ходи.
9 И тотчас стал здоровым человек, и взял постель свою, и начал ходить. А была суббота в тот день.
10 Поэтому говорили Иудеи исцеленному: сегодня суббота, и нельзя тебе брать постели.
11 Он же ответил им: Тот, Кто сделал меня здоровым. Он мне и сказал: «возьми постель твою и ходи».
12 Спросили его: кто этот Человек, Который сказал тебе: «возьми и ходи»?
13 Исцеленный же не знал, кто Он. Ибо Иисус скрылся, пользуясь тем, что на этом месте была толпа.
14 После этого нашел его Иисус в храме и сказал ему: вот, ты стал здоровым; больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего худшего.
15 Пошел человек и сказал Иудеям, что здоровым сделал его Иисус.
16 Потому и начали гнать Иудеи Иисуса, что Он это делал в субботу.
17 Но Он ответил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
18 И потому тем более искали Иудеи убить Его, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
19 Сказал же им Иисус в ответ: истинно, истинно говорю вам: не может Сын творить Сам по Себе ничего, если не видит Отца творящим: ибо, что Он творит, то и Сын творит так же.
20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё, что Сам творит, и покажет Ему дела больше этих, чтобы вы удивлялись.
21 Ибо, как Отец воздвигает мертвых и животворит, так и Сын, кого хочет, животворит.
22 Ибо и Отец не судит никого, но суд весь дал Сыну,
23 чтобы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, не чтит Отца, пославшего Его.
24 Истинно, истинно говорю вам: слово Мое слушающий и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: приходит час, и теперь есть, когда мертвые услышат голос Сына Божия, и услышавшие оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе,
27 и дал Ему власть суд творить, потому что Он — сын человека.
28 Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все, находящиеся в могилах, услышат голос Его,
29 и выйдут: сотворившие благое — в воскресение жизни, сделавшие злое — в воскресение суда.
30 Не могу Я Сам по Себе творить ничего: как слышу, сужу, и суд Мой праведен, потому что не ищу воли Моей, но воли Пославшего Меня.
31 Если Я свидетельствую о Самом Себе, свидетельство Мое не истинно.
32 Свидетельствует о Мне Другой, и знаю, что истинно то свидетельство, которым Он свидетельствует о Мне.
33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
34 Не от человека Я принимаю свидетельство, но говорю это, чтобы вы были спасены.
35 Он был светильник горящий и светящий, и вы хотели недолгое время возликовать при свете его.
36 Но у Меня свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые дал Мне Отец, чтобы Я совершил их, самые эти дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне, что Отец Меня послал.
37 И пославший Меня Отец, Он и засвидетельствовал о Мне. Вы и голоса Его никогда не слышали, и вида Его не видели,
38 и слова Его не имеете, в вас пребывающего, ибо Кого послал Он, Тому вы не верите.
39 Вы исследуете Писания, потому что думаете в них иметь жизнь вечную. А они и свидетельствуют о Мне.
40 И вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
41 Славы от людей Я не принимаю,
42 но Я знаю вас, что любви Божией вы не имеете в себе.
43 Я пришел во имя Отца Моего, и вы не принимаете Меня; если другой придет во имя свое, того вы примете.
44 Как можете вы уверовать, если принимаете славу друг от друга, а славы, которая от единого Бога, не ищете?
45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть обвинитель на вас — Моисей, на которого вы возложили упование.
46 Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, ибо о Мне он написал.
47 Если же вы его писаниям не верите, как Моим словам поверите?

Новой Женевской Библии

5:1 праздник Иудейский. В самом тексте не содержится достаточных данных, чтобы установить, какой именно праздник имеется в виду.

5:6 хочешь ли быть здоров? После столь долгого пребывания в болезни этот человек, несомненно, потерял всякую надежду на исцеление. Своим вопросом Иисус пытается вывести его из «умственного паралича» (ср. ком. к 1:38).

5:7 когда возмутится вода. Люди считали, что время от времени ангел «возмущал» воду в купальне, в результате чего она приобретала целительную силу. Об этом говорится в ст. 4 (отсутствующем в некоторых греческих рукописях).

5:8 возьми постель твою. Толкование закона о субботе в иудейской традиции исключало всякую возможность ношения в этот день каких-либо тяжестей.

5:9 он... выздоровел. В отличие от многих других случаев совершения Иисусом чудес (Мф 9:22; Мф 13:58; Мк 6:5−6), здесь не говорится, что от исцеленного требовалась вера в Иисуса. Все внимание сосредоточено на силе Его.

5:10 не должно тебе брать постели. Столь строгое истолкование закона не вызывалось необходимостью и упускало из вида саму цель, которую имел Бог, устанавливая закон о субботе.

5:14 чего хуже. Здесь не объясняется, что именно подразумевал Иисус под этими словами. Из этого предостережения прямо не следует, что человек навлек на себя болезнь каким-либо конкретным грехом. Грехи могут повлечь за собой временное физическое наказание от Бога (1Кор 11:28−32), но, с другой стороны, некоторые болезни никак не связаны с конкретными грехами (9:3). Смысл слов Иисуса в том, что существуют еще худшие страдания, чем болезнь, а именно страдания в аду по приговору Божиего суда.

5:17 Отец Мой доныне делает, и Я делаю. Иисус делает только то, что делает Его Отец. Т.е., Он исключает Себя из категории тех, от кого следует ожидать соблюдения иудейских традиций, касающихся субботнего дня. То, что иудеи поняли Его, видно из ст. 18 и из их обвинений, что Он «делает» Себя равным Богу.

5:18 не только нарушал субботу. Из этого не следует, что евангелист, вместе с иудеями, обвиняет Иисуса в нарушении субботы. Он просто указывает, что в этом заключалась причина их стремления убить Его.

делая Себя равным Богу. Иудеи правильно поняли, что Иисус не просто называл Себя Сыном Божиим в каком-то общем смысле, а имел в виду нечто гораздо большее, и это, по Его утверждению, давало Ему такую же власть над субботой, которую имел Тот, Кто дал закон о субботе, и, следовательно, равный авторитет с Тем, Кто дал Закон на Синае (ср. 10:31−33).

5:19 Сын ничего не может творить. Это не означает личной неспособности Сына (ср. 15:5), а подчеркивает полное единство целей и действий Лиц Святой Троицы. См. статью «Смиренное послушание Иисуса».

5:20 дела больше сих. Из данного контекста ясно, что речь идет о делах более значительных, чем исцеление хромого. Согласно ст. 21, к «большим делам» относится способность «оживлять кого (Он) хочет».

5:21 Отец воскрешает мертвых. Ясное утверждение того, что в более слабой форме выражено в ВЗ. Иисус поддерживает здесь точку зрения фарисеев и отвергает позицию саддукеев, которые отрицали воскресение мертвых (Мф 22:23). Нет сомнения в том, что воскресение мертвых является Божией прерогативой, и, тем не менее, Иисус претендует на обладание этой способностью (ст. 25).

5:23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Эти слова разъясняются Самим Иисусом в ходе дальнейшего рассуждения (ст. 24−30).

Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца. Сущность этого заявления Иисуса в том, что «Он и Отец — одно» (10:30).

5:24 верующий... имеет жизнь вечную. Это категорическое утверждение показывает, что для верующего спасение — не только надежда, которая осуществится когда-то в будущем, а реальность сегодняшнего дня; верующий уже «перешел от смерти в жизнь» (ср. 6:47).

5:26 См. статью «Самобытие Бога».

5:29 в воскресение жизни... в воскресение осуждения. Иисус учит, что однажды произойдет общее воскресение праведных и неправедных и что следствием этого воскресения будет для праведных жизнь вечная, а для неправедных — осуждение. См. статью «Воскресение и прославление».

5:31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Будучи единичным, свидетельство Иисуса, в соответствии с законом Моисея, оказывается юридически недостаточным (Втор 17:6; Втор 19:15) и, таким образом, недействительным (см. ком. к 8:13). Но далее (5:31−47) Иисус обращается к источникам, которыми подтверждается истинность Его заявлений: это свидетельства Иоанна Крестителя, дела Самого Иисуса, Бога Отца и Писание (в частности, Моисей).

5:36 дела ... Мною творимые. Это тот самый принцип, который признавался Никодимом (3:2). Дело не в том, что чудеса могла творить только Божественная Личность, а в том, что чудотворение, не противоречащее Писанию, служит доказательством, что Бог положил печать Своего одобрения на деяния чудотворцев (10:25, 38). Однако этот принцип должен применяться с некоторыми ограничениями, что очевидно из Исх 7:11−12; Мф 7:22−23; Мф 24:24; Откр 13:13.

5:37−38 вы ни гласа Его никогда не слышали... и не имеете слова Его пребывающего в вас. Весьма вероятно, что эти выражения содержат в себе ссылку на Писание, которое поистине передает людям «голос» Божий и Его «слово».

5:39 Писания ... свидетельствуют обо Мне. Иисус не оспаривает, что Ветхий Завет ведет человека к вечной жизни (ср. 2Тим 3:15). Однако Он настаивает на том, что Ветхий Завет также направляет людей ко Христу, который Сам и является Творцом вечной жизни.

5:45 на вас обвинитель Моисей. Иисус утверждает, что Моисей будет обвинять тех иудеев, которые не уверуют во Христа, потому что они не хотят верить в того Христа, о котором писал Моисей. В ст. 46 Иисус говорит, что если бы они верили Моисею, то поверили бы и Ему, указывая таким образом, что те люди, которые утверждают, что верят Моисею, но отвергают Христа, фактически не верят ни тому, ни другому.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.