Библия » Еврейский НЗ Комментарии Давида Стерна

Деяния 5 Деятельность апостолов 5 глава

1 Был и один человек по имени Хананья, который вместе со своей женой Шапирой продал часть имущества 2 и с ведома жены утаил часть вырученной суммы, а остальное принёс посланникам. 3 Тогда Кефа сказал: "Почему Противник так наполнил твоё сердце, что ты солгал Руах ГаКодеш и утаил часть денег, полученных за землю?

Противник, Сатан. См. ком. к Мат. 4:1.

4 Прежде, чем ты продал её, это была твоя собственность, и после продажи деньги принадлежали тебе, и ты мог использовать их так, как тебе было угодно. Так что же побудило тебя поступить так? Ты солгал не людям, а Богу!"

Солгал Руах ГаКодеш... солгал... Богу. Таким образом, Святой Дух отождествлён с Богом.

Грех Хананьи и Шапиры заключался не в том, что они оставили часть денег для себя, а в том, что они пытались создать впечатление, будто они этого не делали (ст. 4).

5 Услышав эти слова, Хананья упал замертво; и все слышавшие об этом пришли в ужас.

Иногда можно услышать, как за христианскую доктрину выдаётся ересь Маркиона, зародившаяся во втором веке и представляющая Бога Нового Завета как Бога любви, а Бога Ветхого Завета как более низкое, гневное Божество, ищущее лишь правосудия и дотошного исполнения деталей Закона. В настоящих событиях и в ст. 10−11 мы видим, что там, где речь заходит о суде и правосудии, Новый Завет ничем не отличается от Танаха.

Бог Один, Он не терпит грех. Мошенничество — это грех, и оно наказуемо. Иногда наказание за грех откладывается на время, но в данном случае молниеносное осуществление правосудия показало всем, что Бог реален и что Он не шутит (ср. 1 Кор. 5:5, хотя там контекст совершенно другой). Любовь Нового Завета — это не некое чувство, но правильные поступки, чему всегда учил иудаизм. «Дети, давайте любить не словами и разговорами, но делами, по-настоящему!» (1 Йн. 3:18)

6 Юноши встали, завернули его тело в саван, вынесли и похоронили. 7 Спустя примерно три часа вошла его жена, не зная о том, что произошло. 8 Кефа спросил у неё: "Скажи мне, правда ли, что вы продали землю за такую-то цену?" "Да, — ответила она, — именно столько мы заплатили". 9 Но Кефа вновь спросил: "Тогда зачем же вы задумали испытывать Дух Господа? Послушай! Люди, похоронившие твоего мужа, стоят у дверей. Они и тебя тоже вынесут!" 10 В тот же миг она упала у его ног и умерла. Вошли юноши, увидели, что она мертва, вынесли её оттуда и похоронили рядом с мужем. 11 После этого великий страх охватил всю мессианскую общину и всех, кто слышал об этом. 12 Тем временем посланники продолжали совершать в народе чудеса и знамения. Единые в мыслях и целях, верующие встречались у Колоннады Шломо; 13 и никто из посторонних не смел присоединиться к ним. Однако люди продолжали относиться к ним с почтением; 14 и множество верующих, как мужчин, так и женщин, присоединялось к Господу. 15 Они даже стали выносить больных на улицы, класть их на подстилки и носилки, чтобы на них хотя бы упала тень проходящего мимо Кефы.

Воспринимаемые современным читателем как трюки шарлатанов, эти события не только отражают неподдельную веру людей, но и вознаграждают её стопроцентным исцелением. Исцеляет ли Бог чудесным образом сегодня? Некоторые считают, что все служения исцеления проводятся авантюристами, ищущими легкой наживы. Но даже хирурги, не верящие ни в Бога, ни в чудеса, могут свидетельствовать о сверхъестественных, необъяснимых исцелениях, в которых нет их заслуги; они согласны с тем, что их можно отнести к разряду «психосоматических». Иными словами: да, Бог исцеляет и по сей день.

16 Также в Йерушалаим стекались толпы людей из окрестных городов, приводившие больных и одержимых нечистыми духами; и все они исцелялись. 17 Однако коген гагадоль и его товарищи, которые были членами партии цадуким, были охвачены завистью. 18 Они задержали посланников и заключили их в общественную тюрьму. 19 Однако ночью ангел Адоная открыл двери темницы, вывел их наружу и сказал: "Пойдите, встаньте во дворе Храма и, не умолкая, говорите людям об этой новой жизни!" 20 Услышав это, они вошли на рассвете на территорию Храма и стали учить. 21 Между тем пришли коген гагадоль и его товарищи, созвали Сангедрин (то есть собрание старейшин всего Израиля) и послали за ними в тюрьму. 22 Однако офицеры, пошедшие в тюрьму, не нашли их там. Они вернулись и доложили: 23 "Мы увидели, что двери тюрьмы надёжно заперты, и стража стоит у дверей; но открыв двери, мы никого внутри не нашли!" 24 Когда капитан Храмовой стражи и руководящие коганим услышали это, они пришли в недоумение и размышляли, что же будет дальше. 25 3атем кто-то пришёл и сообщил им: "Послушайте! Люди, которых вы велели заключить в темницу, стоят во дворе Храма и учат народ!" 26 Капитан и его офицеры пошли и привели их, не прибегая однако к насилию, так как боялись, что народ побьёт их камнями. 27 Они провели их в Сангедрин, и коген гагадоль спросил у них: 28 "Мы строго приказали вам не учить в это имя! Послушайте, вы наводнили Йерушалаим своим учением; более того, вы решили обвинить нас в смерти этого человека!"

В это имя... в смерти этого человека. Коген гадоль не произносит имени Йешуа. Сегодня некоторые ортодоксальные евреи отказываются употреблять имя «Йешуа», «Иисус» или даже «Ешу», а используют выражение «этот человек». См. ком. к Мат. 1:21.

29 Кефа и остальные посланники ответили: "Мы должны повиноваться Богу, а не людям. 30 Бог наших отцов воскресил Йешуа, которого вы убили, повесив на стойке".

Стойке, по-гречески ксюлон, что обычно переводится как «древо» здесь и в четырех других местах (10:39, 13:29; Гал. 3:13; 1 Кеф. 2:24), означает то, на чём казнили Йешуа. Йешуа был распят не на дереве, а на ставрос, что обычно переводится словом «крест», а ЕНЗ — выражением «стойка (столб) казни», см. ком. к Мат. 10:38.

Слово ксюлон употреблено вместо ставрос в этих пяти местах, потому что все они ссылаются на Книгу Второзакония 21:22−23, где употреблено еврейское слово эц, а в Септуагинте оно обычно переводилось греческим ксюлон. Как еврейское эц, так и греческое ксюлон могут иметь значения «дерево», «древесина», «стойка», «столб», «палка», в зависимости от контекста.

В Книге Второзакония 21:22−23, где речь идёт о повешении, эц — это любой деревянный брус, на котором могли повесить человека (возможно, если бы существовали металлические виселицы, было бы употреблено другое слово). Если бы Лука вёл речь о дереве, а не о стойке или столбе с перекладиной, он прибегнул бы к общеупотребительному греческому слову дендрон, чего он не сделал, и хотя в Мат. 26:47 и Map. 14:48 ксюлон, означает «палка», в Лук. 23:31 и Отк. 18:12 ксюлон — это «древесина», а в Отк. 2:7 оно может означать только «дерево», здесь его значение — «стойка (казни)». См. также ком. к Гал. 3:13 и ком. 1 Кеф. 2:24.

31 Бог вознёс этого человека к своей правой руке как Правителя и Спасителя, чтобы Израиль мог совершить тшуву и чтобы простились его грехи. 32 Свидетели всему этому мы, а также Руах ГаКодеш, которого Бог дал тем, кто повинуется Ему".

Кефа никогда не упускал возможности провозгласить Евангелие. Здесь он понимает, что нужно быть кратким (как и в 4:8−12), т.к. Сангедрин не будет терпеливо выслушивать проповедь. Но даже обращаясь к столь ярым оппонентам, он несёт послание надежды, предлагающее спасение.

Мы должны повиноваться Богу, а не людям. См. ком. к 4:19.

Которого вы убили. См. ком. к 2:22−23.

33 Услышав это, члены Сангедрина пришли в негодование и хотели казнить посланников. 34 Тогда поднялся один из членов Сангедрина, паруш по имени Гамлиэль, учитель Торы, весьма уважаемый всем народом. Он велел вывести их на какое-то время,

Гамлиэль. (Гамалиил) I, известный в еврейской истории как рабан Гамлиэль старший. Он был первым обладателем титула «рабан» («наш хозяин, наш великий») вместо более привычного «раби» («мой хозяин, мой великий»). Значение его имени — «Бог также для меня». Он назван «старшим», так как был первым из шести Гамлиэлей, наиболее известным из которых стал его внук Гамлиэль II.

Гамлиэль I был внуком Гиллеля и возглавлял его школу Бейт-Гиллель (см. ком. к Мат. 19:3). Возможно, в какой-то период он был главой Сангедрина, о чём можно догадаться по его титулу «рабан», хотя в настоящем стихе он является рядовым его членом. Он был паруш («фарисей»; см, ком. к Мат. 3:7) и учитель Торы (греч. номоди-даскалос, «учитель закона»), у ног которого сидел Шауль из Тарса (Павел) (22:3 и ком.). Мишна подтверждает, что это был человек, весьма уважаемый всем народом:

Когда умер рабан Гамлиэль старший, вместе с ним исчезло уважение к Торе и перестали существовать чистота и воздержание [др.-евр. пришут, «отделение], однокоренное с паруш. (Сота 9:15)

В то время, когда Второй Храм ещё не был разрушен, Гамлиэль заложил основу для триумфа либерального фарисейства, которое развивалось под руководством раби Йоханана бен-Заккая после разрушения Второго Храма. В списке его таканот (раввинских постановлений, преобразующих и применяющих письменную Тору, букв, «улучшения», «дополнения») были постановления, позволяющие определённым группам людей проходить более длинные расстояния в Шабат (Мишна, Рош Гашана 2:5), запрещающие мужьям отменять судебное рассмотрение дела о разводе без ведома жены (Гиттин 4:2), и разрешающие вдове повторный брак после показаний одного свидетеля (вместо двух) о смерти её мужа (Йевамот 16:7). Он поддерживал связь с евреями диаспоры, о чём свидетельствуют сохранившиеся в Талмуде три письма, адресованные разным общинам, находившимся вне Израиля.

В этот раз совет Гамлиэля умерить пыл (ст. 35−39) возымел действие (ст. 39−40), однако впоследствии им пренебрегли в ситуации, воспринятой как ещё более дерзкая провокация (7:51−58). Его умеренность, возможно, была продиктована внутренним благодушием, желанием защитить фарисеев от враждебности саддукеев или же подлинной восприимчивостью к Божьим делам, хотя сам он не был верующим. Христианские апокрифы, увидев его относительно благожелательное отношение к мессианским евреям, сообщают, что он уверовал в Йешуа, но этому нет независимых подтверждений.

35 а затем обратился к суду: "Люди Израиля, хорошо подумайте, как вам поступить с ними. 36 Некоторое время назад произошло восстание, поднятое Тодой, который выдавал себя за великого; и за ним пошло некоторое число людей, может быть, около четырёхсот человек. Но как только он был казнён, все его последователи разбежались, и на том всё закончилось.

Тода (традиционно — «Февда») — это не тот человек, который упомянут Иосифом Флавием (иудейские древности 20:5:1), ибо Лука, аккуратный историк, не мог допустить двойную ошибку. Тот Тода жил после Иегуды ГаГлили (ст. 37) и после того момента, когда Гамлиэль говорил это. Тода, упомянутый в этом стихе, известен истории в связи с другим событием — он возглавил одно из многих восстаний в период после смерти Ирода Великого в 4 г. до н.э.

37 После этого Йегуда ГаГлили поднял ещё один мятеж, когда проводилась перепись с целью обложения римскими налогами; и некоторые перешли на его сторону. Но его убили, а последователей его разогнали.

Йегуда ГаГлили, «Иуда Галилеянин»; согласно Иосифу Флавию, он был известен как Иуда из Гамлы, что на Голанских высотах. Вследствие его бунта в то время, когда проводилась перепись с целью обложения римскими налогами, в 6 г. н.э. (см. Лук. 2:2 и ком.), сформировалась партия зелотов (ком. к Мат. 10:4), ставшая зачинщиком провокации, приведшей к разрушению Иерусалима в 66−70 гг. н.э. Как написал Ф.Ф. Брюс в книге «Деяния Апостолов»: «Гамалиил был чрезмерно оптимистичен, если считал, что он [бунт Йегуды] сошёл на нет» (с. 148). По словам Иосифа Флавия (Иудейская война 7:8:1), Йегуда ГаГлили был дедом Эльазара бен-Яира, защитника Мацады (73 г. н.э.); очевидно, склонность к мятежу была у них в крови.

38 Поэтому в данном случае я бы посоветовал вам не мешать им, а оставить их в покое, так как если эта идея или это движение пришло от людей, оно разрушится. 39 Если же оно от Бога, вы не сможете остановить их; может получиться так, что вы станете противниками Богу!" Они прислушались к его совету.

Стихи 27−39. Во времена Ирода Агриппы шестьдесят семь из семидесяти членов Сангедрина были цадуким. Сангедрин, стремившийся подавить Евангелие, находил в нём две неприемлемые вещи:

1) оно провозглашало воскресение, которое отрицали цадуким,

2) оно провозглашало «другого царя, Йешуа» (17:7), что, окажись это истиной (ср. Йн. 18:33−38), могло повлечь за собой губительные политические последствия, в том числе навредить удобным отношениям между саддукеями и римскими оккупантами. В каком-то смысле Евангелие несёт в себе и политический подтекст — оно велит любить своих врагов, отвечать добром на зло и воевать (но наше оружие не плотское, 2 Кор. 10:3−5; а наши враги не люди, а бесы, Еф. 6:10−17).

Христианские полемисты брали эти стихи в качестве доказательства того, что сам факт сохранения Церкви и её рост стали исполнением пророчества Гамлиэля. Полемисты с еврейской стороны утверждают, что сохранение еврейской общины под давлением и гонениями, продолжавшимися две тысячи лет, доказывает, что евреи — Божий народ. Конечно же, само выживание какой-либо группы людей не доказывает, что она от Бога; но я думаю, что на самом-то деле правы и те и другие.

По крайней мере, один христианский автор, Уолтер Баркер, относит эти стихи — делая своего рода мидраш — к современному мессианскому иудаизму в книге «Открытый источник: краткая история проповеди Церкви среди евреев, 1809−1982»:

Сейчас ещё не пришло время полностью оценить значение этого растущего движения. Еврейская община однозначно воспринимает его как угрозу. Возникнув в трудные времена, небезопасные во многих других отношениях, оно породило немало тревог. Некоторые языческие христианские церкви и группы, которые обычно поддерживали евреев-христиан, находят новое течение настолько же неудобным. Кому-то захотелось сразу же наброситься на новое движение, кто-то решил принять его, но весьма неохотно. Одно сейчас совершенно ясно: ничего подобного не было со времен Деяний Апостолов. Совет Гамалиила, обращённый к главам еврейского народа (Деяния 5), настолько же подходит и к христианам-неевреям: «Если это предприятие от людей, оно не устоит, но если оно от Бога, вы не сможете низринуть его». (A Fountain Opened: A Short History of the Church's Ministry Among the Jews, 1809−1982, London: Olive Press. 1983, p. 4)

40 После того, как посланников привели и высекли, им приказали не говорить во имя Йешуа и отпустили. 41 Посланники покинули Сангедрин радуясь, что оказались достойными перенести ради него позор.

Ради него, буквально «за имя», и потому альтернативный вариант: «за ГаШема». ГаШем («Имя») — эвфемизм, заменяющий ЙГВГ. Возможно, «имя» здесь означает Йешуа; см. ст. 28−29 и ком.

См. также 3 Йн. 7 и ком.

Мученичество во имя Бога обсуждается в ком. к 7:59−60.

42 И ни на один день они не прекращали учить и нести Добрую Весть о том, что Йешуа — Мессия, как во дворе Храма, так и по домам.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Деяния святых апостолов, 5 глава. Комментарии Давида Стерна.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

Деяния 5 глава в переводах:
Деяния 5 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.