Иез 36:1−7. Злорадство «окрестных народов» не будет долгим. Их торжество (в чем бы ни выражалось оно) над народом Божиим — временно. Главной в этих стихах является та мысль, что «злоречия и пересуды» в адрес Израиля (на то время «сосредоточенного» в Иудее) и посягательства на него Иегова воспринимает как оскорбление в Свой адрес и посягательство на Его землю (особенно выразительно звучит этот мотив в стихе 5). Безнаказанными народы, повинные в этом, не останутся: они понесут срам свой (стих 7).

Иез 36:8−12. Примечательно, что сам Иезекииль воспринимает откровение, получаемое им свыше, как имеющее сбыться скоро: ибо они скоро придут (стих 8), т. е. уведенные на чужбину «с гор Израилевых» скоро возвратятся — так понимал то, что «говорил» ему Господь, пророк. Пройдет немного времени и, обратившись к горам (стих 9), Господь благословит их, и снова станут их «возделывать и засевать» возвратившиеся люди.

Густонаселенность земли считалась в древности знаком особого благословения ее свыше. Об этом говорится в стихе 10, в котором звучит весьма важная мысль: в города и на развалины (которые будут застроены) земли обетованной возвратится весь дом Израилев, т. е. не только Иуда, но и Ефрем (олицетворявший Северное царство) — 37:19 и далее.

В том будущем, которое пророку представляется близким, Господь обещает благотворить Своему народу больше, нежели в прежние времена его (стих 11). В стихе 12 — неожиданный «уход» от образа гор: народ Мой, Израиль, провозглашает Господь, будет владеть тобою, земля! и ты будешь наследием его… Торжественно звучащая, фраза эта исполнена особого чувства.

Земля, которая не раз, по грехам евреев, как бы сама становилась для них злой, грозящей бедствиями (потеря детей всегда считалась худшим из них — Лев 26:18−22; Втор 28:20−24), более не будет делать их бездетными. Видевшееся пророку близко наступит, повторим, когда на землю возвратится Господь.

Иез 36:13−15. Повторение и продолжение предыдущих мыслей. Господь обещает, что народ Его не будет более предметом посмеяния у других народов.

Иез 36:16−21. Бог вкратце напоминает Иезекиилю о бесславном прошлом еврейского народа, которое и послужило причиной его горестного настоящего. Из вдумчивого анализа стихов 17−19 следует, что под поведением в стихе 17 понималось общее нравственное состояние народа и вытекавшие из него поступки как «вождей», так и простолюдинов, а под делами — их религиозные прегрешения (поклонение идолам); отсюда, по-видимому, сравнение их в целом нечистого (как в нравственном, так и в религиозном отношениях) «пути» с ритуальной нечистотой женщины во время очищения ее. Все, к чему ни прикоснулась бы женщина в это время, считалось оскверненным.

Мысль об осквернении народом земли, данной ему Богом, подчеркнуто звучит в стихах 17−18. Евреи осквернили землю и обесславили святое имя Господа. На этой мысли стоит остановиться. Дело в том, что каждый из языческих народов, в окружении которых жили евреи, имел множество своих, национальных, богов. Вполне вероятно, что Иегову они считали национальным богом евреев.

Именно такой смысл вкладывали они, очевидно, во фразу: «они — народ Господа и вышли из земли Его». Логично (с их точки зрения) было объяснять бедствие, постигшее Иудею, бессилием Иеговы (по сравнению с теми же богами Халдеи). Между тем, судьбы человечества и составляющих его народов на протяжении всей истории зависели от того, насколько привычным было их богоощущение и глубоким — богопознание, — очевидно, и поэтому не может Бог позволить, чтобы святое имя Его «бесславилось» среди народов (стих 21).

Иез 36:22−23. Мысль продолжается в стихе 22. Да, Господь избрал евреев из других народов, чтобы установить с ними особые взаимоотношения. Но то, о чем Он возвещает через Иезекииля, Он сделает не для дома Израилева, а чтобы на примере этого «дома» явить всесилие Свое — восстановить честь Своего имени пред глазами всех народов (И освящу великое имя Мое). Да осознают и они, что Я — Господь… когда явлю на вас святость Мою. Непосредственно речь тут идет о возвращении Израиля из плена и «восстановлении» его в его земле, свидетелями чему станут его соседи-язычники.

Иез 36:24−32. С этого именно все и начнется (стих 24). Но «восстановление» это будет более чем физическим или «географическим». В стихе 25 пророк говорит о ритуальном очищении иудеев чистою водою — об «окроплении», которое связано было в происхождении своем с омовением — обрядом очень древним (к примеру, Исх 30:17−18); с него начиналось всякое богослужение. Водное крещение тоже, несомненно, уходит своими корнями в этот обряд.

О ритуальном очищении читаем в Лев 15:21−22; Чис 19:17−19. Здесь (в стихе 25) оно знаменует в устах пророка будущее избавление иудеев от всех их духовных скверн, «средоточием» которых являлось идолопоклонство. За очищением последует внутреннее преобразование иудеев, которым Господь даст способность жить новой жизнью, вложив в них сердце новое (иносказательно плотяное, вместо прежнего каменного) и дух Свой (сравните с 37:14).

Тогда-то обретут они потребность и умение ходить в заповедях Божиих и соблюдать… уставы Господни. (Схоже с этим звучит пророчество Иеремии о «новом завете»; толкование на Иер 31:31−33.) И наградой им явится безопасное и счастливое проживание на земле, которую Бог дал отцам их, ибо тогда самый образ их жизни будет свидетельствовать: они действительно Его народ, и Он — их Бог (стих 28).

Все в природе, в том числе и растения, повинуется слову Божию; отсюда фраза и призову хлеб в стихе 29. Когда какой-либо народ (страну) постигал голод, окрестные народы видели в этом знак гнева Божиего и «укоряли» соседей в грехах их — «поносили» их; в этом объяснение фразы чтобы вперед не терпеть вам поношения от народов из-за голода (стих 30).

Когда все это произойдет, иудеи осознают всю постыдность поведения своего в прошлом перед глазами милостивого Бога и почувствуют отвращение к самим себе (стих 31). В стихе 32 повторяется та же мысль, что в стихе 22 (соответствующие толкования).

Иез 36:33−36. То, что произойдет, послужит всем народам наглядным свидетельством того, что Бог Израиля есть Господь, Который в силах воссоздать разрушенное, и опустелое уподобить саду Едемскому (образ райского плодородия).

Иез 36:37−38. Милость Божия, о которой пророк говорит в конце этой главы, имела особое значение для его соплеменников и современников — ведь на то время множество их сограждан было истреблено и рассеяно. Слова Так говорит Господь Бог должны были в этом контексте прозвучать для них великим утешением, ибо издревле численное возрастание народа через дарование ему чадородия считалось знаком особой Божией милости (Быт 12:2; 15:1−6; 1Цар 1:5−6; 2:1−11; Зах 8:4−5). Для Иезекииля, священника, характерно было сравнить толпы людей, которые опять заполнят опустелые города Израиля, с множеством жертвенных овец в Иерусалиме в праздничные дни.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иезекииля, 36 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.