Обычного читателя Библии книга пророка Иезекииля может привести в замешательство бессвязными, на первый взгляд, видениями, непонятным, требующим истолкования, калейдоскопом вращающихся колес и сухих костей. Многих читателей первое «пугающее» впечатление удерживает от того, чтобы попытаться вникнуть в тайны этой книги. Иероним написал о ней, что она «есть океан и лабиринт Божиих тайн». Необычайные формы видений Иезекииля отражали в себе безмерность Божественной славы.
И они же свидетельствовали о несравненной интенсивности духовного опыта этого пророка в познании им «над-вселенского» Бога. Облеченные в загадочные символы, видения Иезекииля приоткрывают завесу над тайным смыслом вещей. Важно отметить также следующее. Если для Иеремии Бог является как бы «внутренним голосом», а Исаия становится «устами Божьими» после потрясения, пережитого им в храме, где он удостоен был созерцания Его славы (Ис 6), то духовный опыт Иезекииля находит отражение в целой цепи видений, в которых ему открывалась воля Божья. Этот пророк жил в постоянном напряжении от чувства своей близости к иным мирам. Его своеобразные стиль и язык оказали несомненное воздействие на писателей-апокалиптиков последующих времен, таких как Даниил и апостол Иоанн.
Автор
Иезекииль был «священником, сыном Вузия», деятельность которого происходила «в земле Халдейской» (1:3). Его имя означало «Бог укрепит». Кроме Иеремии и Захарии, только Иезекииль был одновременно священником и пророком; все трое пророчествовали в период вавилонского пленения и после него.
Иезекииль был уведен из Иудеи в Вавилон с первой группой переселенцев, вместе с царем Иехонией, в 597 г. до Р. Х.
Время служения Иезекииля определяется на основании хронологических ссылок в самой книге (1:2; 8:1; 20:1; 24:1; 29:1, 17; 30:20; 31:1; 32:1, 17; 33:21; 40:1). Все его пророчества «размещены» по хронологическому принципу (начиная с «пятого года пленения» (1:2) и заканчивая его двадцать пятым годом; 40:1); исключение составляют пророчества в 29:1, 17.
По свидетельству самого Иезекииля он призван был на служение «в четвертый месяц, в пятый день месяца» на пятом году переселения в Вавилон царя Иехонии (1:1−2). Иехония стал царем в декабре 597 г. до Р. Х., после смерти своего отца Иоакима (4Цар 24:1−12). Но царствовал он лишь три месяца, после чего был уведен из Иудеи по приказу Навуходоносора. Пятым годом пребывания Иехонии в плену был таким образом 593 год до Р. Х.; четвертым месяцем был месяц Таммуз, его начало приурочивают к 27 июля 593 года.
Указание Иезекииля позволяет, следовательно, датировать вступление его на служение весьма точно: 31 июля 593 года. Что касается «тридцатого года» (1:1), то однозначно «расшифровать» эту таинственно звучащую цифру богословам не удалось; некоторые склонны видеть в ней указание на возраст в каком начал служение Иезекииль.
Последнее пророчество, датированное Иезекиилем, было произнесено им «в двадцать седьмом году, в первом месяце, в первый день месяца» (Иез 29:17). На основании несложного подсчета его относят к 571 году (к 26 марта). Таким образом пророческая деятельность Иезекииля охватывала по меньшей мере 22 года (593−571 гг. до Р. Х.).
Историческая обстановка
Об этом подробно рассказывается во Вступлении к Книге Пророка Иеремии. Книга Пророка Иезекииля была написана в Вавилоне, при царе Навуходоносоре. Многие еврейские изгнанники, жившие в Халдейском царстве, поняли к тому времени, как важно им сохранить на чужбине свои религиозные святыни. Уклад жизни и язык халдеев были сходны с иудейскими, поэтому все, что связывало изгнанников с родиной, была их вера. Они с жадностью читали послания Иеремии, который во всем оказался прав, как теперь они это понимали. Как же теперь они могли сохранить верность своей религии? Бог ответил эту острую нужду в истинном духовном наставнике. И им стал Иезекииль.
Перед Иезекиилем стояли задачи более сложные чем перед Иеремией и другими палестинскими пророками. Ведь если для Иеремии Вавилон был «бичом Божиим», то Иезекииль жил в этом центре мировой цивилизации, не познавшем истинного Бога. Наступило время, когда ветхозаветная Церковь должна была испытать свою устойчивость в чужом языческом мире. Иезекиилю и тем, кто слушал его, нужно было не только не прельститься величием этого мира и отвергнуть его лжерелигию, но и пронести по дорогам изгнания свое знамя истинной религии.
В построении книги можно выделить следующие четыре особенности:
1. Построение книги по хронологическому принципу. Об этом уже говорилось выше. Из главных пророков Иезекииль единственный, столь точно соблюдавший хронологическую последовательность в расположении своих пророчеств. Тот же принцип, однако, присущ и книгам Аггея и Захарии.
2. Структурно-тематическое «равновесие». В «фокусе» первых 24 глав — суд над Иудой; в «фокусе» глав 33−48 — его грядущее «восстановление». Две эти темы, которые начинают и завершают книгу, «уравновешиваются» той, что раскрывается в ее центральной части, это тема Божьего суда над другими народами. Слава Божья покидает храм «в знак» суда (9:3; 10:4, 18−19; 11:22−25) и вновь возвращается в храм «в знак» благословения (43:1−5).
3. В «эпицентре» повествования — слава Божья. Эта тема проходит через всю книгу. Природой Бога, несовместимой с грехом, определяются Его действия — эта мысль подчеркнуто звучит у Иезекииля. На страницах его книги Бог 15 раз повторяет, что не допустит, чтобы «хулилось» (осквернялось, бесславилось) Его имя (20:9, 14, 22, 39, 44; 36:20−23; 39:7, 25; 43:7−8). И более 60 раз Он говорит, что действия Его направлены на то, чтобы люди поняли, наконец, что Он — Господь (к примеру, 6:7, 10, 13−14).
4. Стилистические особенности книги. Они определяются обилием пословиц, поговорок, притчей (12:22−23; 18:2−3; 16:44; глава 17; 24:1−14), видений (главы 1−3; 8−11; 37; 40−48), символических действий (главы 4−5; 12; 24:15−27), и аллегорий (главы 16−17). Посредством их Иезекииль облекал свои пророчества во впечатляющие драматические формы, с целью привлечь внимание сограждан, вызвать у них ответную реакцию.
План книги:
I. О суде над Иудой (главы 1−24)
А. О подготовке Иезекииля к служению (главы 1−3)
1. Вступление (1:1−3)
2. Видения (1:4 — 2:7)
3. Иезекииль призывается к пророческому труду (2:8 — 3:11)
4. Дух ведет Иезекииля к месту его служения и делает «стражем» дому Израилеву (3:12−27)
Б. Пророчества обличения (главы 4−24)
1. Неповиновение Иудеи и Иерусалима делают суд необходимым (главы 4−11)
2. О тщете ложного оптимизма (главы 12−19)
3. Пророк об истории развращения избранного народа (главы 20−24)
II. О суде над языческими народами (главы 25−32)
А. О суде над Аммоном (25:1−7)
Б. О суде над Моавом (25:8−11)
В. О суде над Едомом (25:12−14)
Г. О суде над землей Филистимской (25:15−17)
Д. О суде над Тиром (26:1 — 28:19)
1. О разрушении города (глава 26)
2. Плач о Тире (глава 27)
3. О гибели «начальствующего» в Тире (28:1−19)
Е. О суде над Сидоном (28:20−26)
Ж. О суде над Египтом (главы 29−32)
1. О грехе Египта (29:1−16)
2. Пророчество о поражении Египта Вавилоном (29:17−21)
3. О разорении Египта и его союзников (30:1−19)
4. О «рассеянии по народам» египтян (30:20−26)
5. Пророк сравнивает Египет с Ассирией (глава 31)
6. Плач о фараоне (32:1−16)
7. О низвержении народа египетского в преисподнюю (32:17−32)
III. О благословениях на Израиль (главы 33−48)
А. Израиля ожидает новая жизнь (главы 33−39)
1. Иезекииль — страж дому Израилеву (глава 33)
2. Противопоставление лжепастырей современников Иезекииля — истинному Пастырю (глава 34)
3. Пророчество о гибели врага (Едома) — глава 35
4. О благословениях, грядущих на Израиль (глава 36)
5. О восстановлении народа (глава 37)
6. Гнев Божий обрушится на Гога и Магога (главы 38−39)
Б. Об обновлении жизни в Израиле, всех его законов и порядков (главы 40−48)
1. О новом храме (главы 40−43)
2. О новом служении Богу (главы 44−46)
3. О новой земле (главы 47−48)
Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Иезекииля, введение. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.