Автор

Нужно ли говорить, что автором этого послания конечно же не был Иуда Искариот, который предал Христа. Здесь речь идет о совершенно другом человеке по имени Иуда. Автор Послания Иуды начинает его краткими словами о самом себе: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова» (стих 1).

Большинство богословов сходятся на том мнении, что Иуда был братом Господу — по плоти, сыном Марии и Иосифа, родившимся у них после Иисуса, и, следовательно, слово «раб» применимо к пишущему потому, что, хотя поначалу братья Иисуса не верили в Него (Ин 7:5), позже, будучи свидетелями Его воскресения, они обратились (Деян 1:14). Среди них — и Иуда, который, однако, не считая себя достойным именоваться «братом» Иисуса Христа, называет себя Его рабом.

Иаков, которого Иуда называет своим братом, тоже был братом Господа (Мф 13:55; Мк 6:3), и он же был одним из руководителей Иерусалимской церкви (Деян 15:13) и автором одноименного послания, послания Иакова (Иак 1:1).

Что касается того, был ли Иуда апостолом, то, судя по стиху 17, сам он себя апостолом не считал, но, возможно, и то, что писал так по скромности. Однако, важность темы, на которую он пишет, свидетельствует, что он считал себя вправе касаться ее, как если бы действительно был апостолом.

Иуда пишет свое послание, будучи движим искренней любовью и озабоченностью, но в тоне его чувствуется известная властность. Он хотел бы писать на радостную тему: «об общем спасении» (Иуд 1:3), но в гораздо большей степени вынужден касаться невеселых вещей. Его любовь к братьям, которые были, он видел, под угрозой вражеского вторжения, заставила его после нескольких радостных слов перейти к серьезному предупреждению.

Стиль послания

Стиль Иуды — динамичен, ему присущи образные выражения («безводные облака», «осенние деревья» — стих 12; «волны» и «звезды», стих 13). Для Иуды характерен так называемый метод триад; некоторые комментаторы насчитывают в его послании 18 триад. Самыми заметными из них являются следующие: «Иуда, раб брат» (стих 1); в его обращении: «призванным, которые освящены, сохранены» (стих 1); в его приветствии: «Милость, мир и любовь» (стих 2); в характеристике вероотступников: «нечестивые, обращающие благодать Бога, отвергающиеся Иисуса Христа» (стих 4); в приводимых им примерах других вероотступников, которые подверглись Божиему суду: «народ из земли Египетской, ангелы. Содом и Гоморра и окрестные города» (стихи 5−7); в его описании современных ему еретиков — мечтателей: «которые оскверняют плоть, отвергают начальства, злословят высокие власти» (стих 8); в уточняющей характеристике последних: «идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, в упорстве погибают, как Корей» (стих 11).

Затем Иуда выходит за пределы триад — «тройственных образов», усиливая их новыми и новыми метафорами, благодаря чему сказанное им о вероотступниках звучит в тоне все нарастающего осуждения. Он называет их: «безводные облака, осенние деревья, бесплодные, свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие» (стихи 12−13).

Другие примеры триад находим там, где Иуда говорит о ропотниках, всем недовольных, поступающих по своим похотям. (стих 16). Они — «люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (стих 19).

Иуда часто ссылается на Ветхий Завет. Он говорит об исходе Израиля из Египта и о последующей гибели многих израильтян в пустыне (стих 5), о Содоме и Гоморре (стих 7), о теле Моисея (стих 9), о Каине (стих 11), о Валааме (стих 11), о Корее (стих 11), о Енохе (стих 14), об Адаме (стих 14).

Время написания

Ученые придерживаются разного мнения относительно даты написания этого послания, поскольку из текста его не видно, ни кому оно было адресовано, ни какие именно еретические группы (или группу) имел Иуда в виду. Большинство, однако, полагает, что послание было написано между 67 и 80 годами нашей эры. Возможно, Иуда испытывал на себе сильное воздействие апостола Петра, который написал свое второе послание в 67 или 68 году. Петр предсказывал, что лжеучители «явятся» в будущем (2Пет 2:1; 2Пет 3:3), а Иуда пишет о них как о тех, которые уже «вкрались» в Церковь (Иуд 1:4). Ересь гностиков, которую, возможно, имел в виду Иуда, начала проникать в церкви уже в первом веке.

Цель написания

Одна главная мысль проходит через все послание: «Берегитесь вероотступников». В соответствии с этим предупреждением Иуда настоятельно увещевает своих читателей «подвизаться за веру» (стих 3). Гностицизм уже начал поднимать голову. Вот что писал Майкл Грин в связи с анализом Второго Послания Петра и Послания Иуды:

«Здесь в сжатой форме описаны те главные элементы и особенности, из которых впоследствии сложился поздний гностицизм: приоритет человеческих знаний над требованиями морали; надменное отношение к непросвещенным руководителям Церкви, интерес к разного рода спиритическим явлениям, разделения, наконец — сладострастие и похотливость»

Сторонники зарождавшегося гностицизма, об опасности которого предупреждает Иуда, отвергали Иисуса Христа как Господа (стих 4), проповедовали вседозволенность (стих 4, 8, 16), не признавали властей (стихи 8, 11, 18), шли на поводу своих греховных желаний (стих 16; 18), озабочены были лишь собственной выгодой (стихи 11−12, 16), они были бездуховны (стих 19), чванливы (стих 16) и хвастливы (стих 16).

Гностики объявляли все, что относится к области духа, — добром, а все материальное — злом. Отсюда их повышенный интерес к явлениям мира иного. Но они проповедовали и безудержность в исполнении плотских желаний. Таким образом, суть этого вероотступничества гностиков состояла в том, что благодать Божия объявлялась «поводом к распутству». Иуда и обвинял гностиков в «двойном отпадении» — в исповедании лжеучения и в распутном поведении.

Кому адресовано

Из тона послания можно заключить, что оно было написано одной из еврейских христианских церквей где-то в Палестине. Ссылки на Ветхий Завет и, по-видимому, на произведения небиблейской литературы говорят о том, что читатели, которым послание предназначалось, хорошо понимали, о чем идет речь, и не нуждались в дополнительных разъяснениях. Упоминания о Египте, Содоме и Гоморре, Моисее, Каине, Валааме, Корее, Енохе, Адаме и о падших ангелах — тоже указывают на осведомленность читателей как в Ветхом Завете, так, возможно, и в апокрифической литературе.

Послание является серьезным предупреждением всем верующим на все времена, так как все они могут впасть в такие же доктринальные и житейские заблуждения. Да, это послание, трактующее вопрос отпадения от веры, было рассчитано на евреев-христиан, живших в 1 веке, но оно имеет значение и для Церкви в целом. Всем верующим следует быть начеку, чтобы не угодить в сети тех, кто отвергают Иисуса Христа как Господа, призывают следовать своим плотским влечениям, не покоряются властям, сеют расколы, преследуют свои корыстолюбивые цели.

План книги

I. Приветствие (стихи 1−2)

II. Предупреждение относительно вероотступников (стихи 3−4)

III. Предупреждение об опасности Богоотступничества (стихи 5−16)

А. Примеры отступничества в прошедшие века (стихи 5−7)

1. Египет (стих 5)

2. Ангелы (стих б)

3. Содом и Гоморра (стих 7)

Б. Проявление отступничества в дни Иуды (стихи 8−16)

1. Непокорность властям (стихи 8−10)

2. Неправедные пути (стих 11)

3. Неправедное водительство (стихи 12−13)

4. Угождение самим себе (стихи 14−16)

IV. Советы, как не впасть в вероотступничество (стихи 17−23)

А. Помните учение апостолов (стихи 17−19)

Б. Назидайте самих себя (стихи 20−21)

В. Будьте милостивы к другим (стихи 22−23)

V. Победа над вероотступничеством (стихи 24−25)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на послание Иуды, введение. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.