Название

Послание Иуды («Иудах» по-еврейски и «Иудас» по-гречески) названо так по имени автора (ст. 1), одного из четырех сводных братьев Христа (Mф 13:55; Мк 6:3). Это четвертая по краткости из книг Нового Завета (Послание Филимону, 2 Иоанна и 3 Иоанна еще короче) и последняя из 8 общих посланий. Иуда прямо не цитирует Ветхий Завет, однако послание содержит, по меньшей мере, 9 очевидных ссылок на него. Как следует из контекста, эту «эпистолярную проповедь» можно назвать «Деяниями отступников».

Автор и время написания

Хотя имя Иуда было распространенным в Палестине (по крайней мере 8 упоминаются в Новом Завете), автором Послания Иуды обычно считается Иуда, сводный брат Христа. Его не следует путать с апостолом Иудой, сыном Иакова (Лк 6:16; Деян 1:13). К этому выводу приводят следующие факты:
1) Иуда представляет себя как «брата Иакова», руководителя Иерусалимской церкви (Деян 15) и другого сводного брата Иисуса (ст. 1; ср. Гал 1:19);
2) приветствие Иуды сходно с приветствием Иакова (ср. Иак 1:1);
3) Иуда не называет себя апостолом (ст. 1), но, скорее, проводит различие между собой и апостолами (ст. 17).

Отступничество от истинного учения и принципов поведения, о котором пишет Иуда (ст. 4−18), сходно с описанным во 2-м Петра (2:1−3:4). Это доказывает, что послание Петра написано раньше, чем послание Иуды:
1) 2-е Петра предупреждает о приходе лжеучителей (2Пет 2:1−2; 2Пет 3:3), а из Послания Иуды ясно, что они уже появились (ст. 4, 11−12, 17−18);
2) Послание Иуды содержит цитату из 2Пет 3:3 и признает, что эти слова принадлежат апостолу (ст. 17−18).
Так как Иуда не упоминает о разрушении Иерусалима в 70 г. по Р.Х., то наиболее вероятно, что Иуда написал свое послание после 2-го Петра (приблизительно 68−70 гг. по Р.Х.). Можно с уверенностью утверждать, что послание написано до разрушения Иерусалима. Иуда совершал миссионерские путешествия вместе с другими братьями и их женами (1Кор 9:5), однако наиболее вероятно, что он написал это послание в Иерусалиме. Точно неизвестны верующие, с которыми переписывался Иуда, но в свете иллюстраций, которыми пользуется автор, можно предположить, что они были иудеями. Он несомненно писал в тот регион, который недавно пострадал от нашествия лжеучителей.

Хотя Иуда раньше отвергал Иисуса как Мессию (Ин 7:1−9), он вместе с другими сводными братьями нашего Господа обратился после Воскресения Христа (Деян 1:14). Из-за его родственной связи с Иисусом и из-за того, что он был свидетелем Воскресения Христа, а также благодаря содержанию послания, оно было признано богодухновенным и включено в Мураторийский канон (170 г. по Р.Х.). То, что вначале возникали вопросы о его каноничности, подтверждает, что оно было написано после 2-го Петра. Если бы Петр цитировал Иуду, сомнений в каноничности не возникло бы, так как в этом случае Петр давал бы посланию апостольское утверждение. Климент Римский (приблизительно 96 г. по Р.Х.) и Климент Александрийский (приблизительно 200 г. по Р.Х.) также упоминают о подлинности Послания Иуды, хотя его миниатюрный размер, а также ссылки Иуды на апокрифы дают основания для возникновения споров о его каноничности.

Исторический фон и предпосылки написания

Иуда жил во время, когда христианство подвергалось серьезным политическим гонениям со стороны Рима и интенсивному духовному давлению сторонников гностицизма, которые, подобно отступникам и распутникам, сеяли обильные семена для гигантского урожая ошибочных доктрин. Это было первой атакой гностицизма, против которого даже более чем через 25 лет выступал Иоанн в своих посланиях. За исключением Иоанна, который дожил до конца первого века, все другие апостолы умерли мученической смертью, и казалось, что христианство ослабело. Итак, Иуда призывал церковь к сражению, к напряженной духовной битве за истину.

Исторические и теологические темы

Послание Иуды — единственная книга Нового Завета, посвященная исключительно борьбе с отступничеством, т.е. отступлением от истинной библейской веры (ст. 3, 17). Отступники описаны также в 2Фес 2:10; Евр 10:29; 2Пет 2:1−22; 1Ин 2:18−23. Иуда писал это, чтобы осудить отступников и побудить верующих бороться за веру. Он призывал к бодрствованию в церкви и строгой защите библейской истины. Он следует более ранним примерам:
1) Христа (Mф 7:15; Mф 16:6−12; Mф 24:11; Откр 2 и 3);
2) Павла (Деян 20:29−30; 1Tим 4:1; 2Tим 3:1−5; 2Tим 4:3−4);
3) Петра (2Пет 2:1−2; 2Пет 3:3−4) и
4) Иоанна (1Ин 4:1−6; 2Ин 1:6−11).

Послание Иуды наполнено историческими примерами из Ветхого Завета. Они включают:
1) исход (ст. 5);
2) бунт сатаны (ст. 6);
3) Содом и Гоморру (ст. 7);
4) смерть Моисея (ст. 9);
5) Каина (ст. 11);
6) Валаама (ст. 11);
7) Корея (ст. 11);
8) Еноха (ст. 14, 15);
9) Адама (ст. 14).

Иуда живо описывает характер и бессовестную деятельность отступников (ст. 4, 8, 10, 16, 18−19). Иуда также заимствует примеры из природы, чтобы проиллюстрировать тщетность лжеучения (ст. 12−13). Хотя Иуда нигде не говорит об особенностях содержания лжеучения, он ясно показывает, что нечестивая личная жизнь и бесплодное служение свидетельствовали о тщетности попыток этих лжеучителей представить ложь истиною. Иуда подчеркивает это неоднократным повторением фактов о личном растлении лжеучителей. Каким бы разумным, искусным, обманчивым, соблазнительным и разнообразным не было лжеучение, существует общий путь распознать лжеучителей — заглянуть внутрь их лживой духовной сущности и увидеть их нечестивую жизнь (2Пет 2:10, 12, 18−19).

Проблемы толкования

Так как в этом послании не обсуждаются богословские доктрины, проблемы в основном связаны с толкованием самого текста. Иуда ссылался на апокрифические книги (автором их не был упомянутый в названии человек): Книгу Еноха (ст. 14) и Успение Моисея (ст. 9) в подтверждение своих взглядов. Было ли это приемлемо? Поскольку Иуда писал под воздействием Духа Святого (2Тим 3:16; 2Пет 1:20−21) и использовал тексты, которые в своих данных утверждениях были верны и точны, он поступал подобно Павлу (ср. Деян 17:28; 1Кор 15:33; Тит 1:12).

План

I. Желание Иуды (1−2)

II. Объявление войны отступникам (3−4)

III. Ужасный конец отступников (5−7)

IV. Обличение отступников (8−16)

V. Защита от нападок отступников (17−23)

VI. Славословие Иуды (24−25)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии учебной Библии МакАртура на послание Иуды, введение. Учебной Библии МакАртура.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Учебная Библия с комментариями Джона МакАртура.
© 2018.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.