Послание адресовалось прежде всего для церкви в Ефесе, поскольку апостол Павел столь долго жил и трудился в этом городе, который был столицей провинции Асия. Некоторые ученые считают это послание энцикликой, т. е. циркулярным письмом, рассчитанным на прочтение в нескольких необозначенных местных церквах, находившихся в Асии. Если это послание предназначалось и другим церквам после прочтения его в Ефесе, то оно могло пойти в Лаодикию и Колоссы — в Послании к Колоссянам Павел просил их прочитать письмо «из Лаодикии» (Кол 4:16), и, возможно, он имел в виду именно Послание к Ефесянам.
Послание было, по-видимому, доставлено в Ефес Тихиком (Еф 6:21−22), который доставил по назначению и письмо Павла Колоссянам (Кол 4:7−9).
Город Ефес был крупным административным центром Римской империи. Павел провел там короткое время, возвращаясь в Антиохию из своего второго миссионерского путешествия (Деян 18:19−21). Во время же третьего миссионерского путешествия он оставался в Ефесе три года (Деян 20:31). Там произошло немало примечательных вещей. Павел крестил двенадцать последователей Иоанна Крестителя (Деян 19:1−7).
Он учил в училище некоего Тиранна (Деян 19:8−10). Явные чудеса имели место в Ефесе (Деян 19:11−12), и странные события происходили там (Деян 19:13−16): к Христу обратились даже некоторые чародеи (Деян 19:17−20); но затем город поднялся против Павла, подстрекаемый серебряных дел мастером Димитрием, испугавшимся, что он и его коллеги потеряют работу, так как люди, обращавшиеся к Христу, переставали поклоняться великой богине Ефеса Артемиде (Деян 19:23−41), чей храм славился своим великолепием в древнем мире.
По дороге в Иерусалим из своего третьего миссионерского путешествия Павел обратился с трогательными прощальными словами к ефесским пресвитерам, встретившись с ними в прибрежном городе Милите. Это была его последняя встреча с ними (Деян 20:36−38) до посещения Павлом Ефеса после того, как он побывал в Риме (сравните 1Тим 1:3 с 3:14).
Место и время написания
Павел находился в заключении, когда писал это послание (Еф 3:1; Еф 4:1; Еф 6:20). Богословы расходятся во мнении, было ли оно написано во время пребывания апостола в тюрьме в Кесарии (Деян 24:27), т. е. где-то в 57−59 годах по Р. Х., или в Риме (Деян 28:30), т. е. в 60−62 годах. Судя по имеющимся данным, Павел писал его скорее в римской тюрьме.
Полагают, что в этот же период времени, наряду с посланием к Ефесянам, им были написаны и послания к Филиппийцам, Колоссянам и Филимону, которые поэтому называют «тюремными посланиями» (Флп 1:7; Кол 4:10; Флм 1:9). Поскольку в данном послании нет намеков на скорое освобождение Павла, которые находим в Послании к Филиппийцам (1:19−26) и в Послании к Филимону (стих 22), логично предположить, что к Ефесянам апостол писал в самом начале своего заключения, т. е. в 60 году. Он жил тогда под стражей, но в собственном доме, который арендовал (Деян 28:30). После освобождения апостол снова отправился в путь; им были написаны 1 Тимофею и послание к Титу, затем он снова был арестован и написал 2 Тимофею; вскоре после этого Павел был казнен в Риме.
Цель написания
Хотя никаких особых вопросов в этой книге не поднимается, цель ее написания станет ясной, если принять во внимание характер взаимоотношений апостола с верующими в Ефесе. Возвращаясь из своего третьего миссионерского путешествия, Павел сказал ефесским пресвитерам в Милите, чтобы остерегались как лжеучителей, приходящих со стороны, так и склонных проповедовать членов церкви, которые учат превратным вещам (Деян 20:29−30).
Из книги Откровения мы видим, что Ефесская церковь преуспела в отпоре лжеучителям (Откр 2:2), но со временем утратила накал своей первой любви ко Христу (Откр 2:4). Это находит подтверждение в 1Тим 1:5 — апостол писал тогда Тимофею из Македонии в Ефес (около 62 года), что цель его наставлений — это «любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры». Таким образом в обращении к святым в Ефесе особенно подчеркивалась тема любви.
Подсчитано, что из всех писем апостола более чем 1/6 часть всех «ссылок» на «любовь», а также слов, производных от него, — приходится на послание к Ефесянам. Это письмо начинается с «любви» (1:4) и заканчивается ею (6:23−24). Кроме того, послание учит, что иудеи и язычники составляют одно целое во Христе, о чем свидетельствует их любовь друг к другу. Такая любовь может прийти только от Бога. Возможно, Павел, замечая, что ефесяне начинают терять свою первую любовь, потому и написал им это послание, чтобы укрепить их в их любви как к Богу, так и во взаимной братской любви.
План книги
I. Призвание Церкви (главы 1−3)
А. Вступление (1:1−2)
Б. Хвала Богу за Его благословения, предназначенные от века (1:3−14)
1. Излияние духовных благословений (1:3)
2. Причина и цель благословений (1:4−14)
В. Молитва о мудрости и откровении (1:15−23)
1. Причина благодарности (1:15)
2. Просьба (1:16−23)
Г. Новое положение каждого уверовавшего (2:1−10)
1. Прежнее положение: мертвые для Бога (2:1−3)
2. Новое положение: живые в Боге (2:4−10)
Д. Новое положение верующих в теле Христовом (2:11−22)
1. Констатация единства (2:11−13)
2. Объяснение единства (2:14−18)
3. Последствия единства (2:19−22)
Е. Возвещение Павлом тайны Божией (3:1−13)
1. Вступление (3:1)
2. Тайна (3:2−6)
3. Служение (3:7−12)
4. Увещание (3:13)
Ж. Молитва об укреплении любви (3:14−21)
1. Подход к молитве (3:14−15)
2. Содержание молитвы (3:16−19)
3. Завершение молитвы (3:20−21)
II. Образ жизни Церкви (главы 4−6)
А. Хождение в единстве (4:1−16)
1. Основание единства (4:1−6)
2. Сохранение единства (4:7−16)
Б. Хождение в святости (4:17−32)
1. Характеристика прежнего человека (4:17−19)
2. Харакетиристика нового человека (4:24−32).
В. Хождение в любви (5:1−16)
1. То, чего следует держаться: любите других (5:1−2)
2. То, от чего следует удерживаться: от всякого рода зла (5:3−6)
Г. Хождение во свете (5:7−14)
1. Не будьте сообщниками злых людей (5:7−10)
2. Не участвуйте в делах тьмы (5:11−13)
3. Заключение: в свете Христовом (5:14)
Д. Хождение в мудрости (5:15 — 6:9)
1. Увещание (5:15−21)
2. Практическое поведение в семье и в доме (5:22 — 6:9)
Е. Участие в войне (6:10−20)
1. «Облечение во всеоружие» (6:10−13)
2. Оставаться в броне и наготове (6:14−16)
3. Довершение вооружения (6:17−20)
Ж. Заключение (6:21−24)
1. Павел ставит ефесян в известность (6:21−22)
2. Приветствие (6:23)
3. Славословие (6:24)
Толкование Далласской семинарии на послание к Ефесянам, введение. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.