Библия » Толкование Мэтью Генри

Исаия 4 глава

← 3 Ис 4 MGC 5

В данной главе звучит (I) угроза о малочисленности и дефиците мужчин (ст. 1), которая вполне могла быть добавлена в конце предшествующей главы, к которому она имеет прямое отношение. (II) Обетование о возвращении Иерусалиму мира и чистоты, праведности и безопасности в дни Мессии (ст. 2-6). Таким образом, в гневе милость не забыта, а евангельская благодать приносит наивысшее облегчение в отношении страхов закона и разорения, причиненного грехом. Стих 1 Ранее прозвучала угроза о том, что храбрые мужи падут от меча на войне (Ис 3:24), такое наказание грозило женщинам, склонным к пышным украшениям и распущенности. Здесь же повествуется о последствиях массового убийства мужчин.

1. Хотя Провидение мудро распорядилось так, чтобы соттитЬш аптз в обычные годы в мире рождалось приблизительно равное число мальчиков и девочек, тем не менее из-за опустошения, которое принесет война, в живых останется лишь один мужчина из семи. Подобно тому как рождение детей подчас сопровождается смертью, свойственной исключительно женщинам (женщина согрешила первой), так и для сохранения правильного соотношения существует смерть, свойственная исключительно мужчинам смерть от меча на поле брани, которая, пожалуй, по сравнению с деторождением забирает больше жизней. Здесь предсказывается истребление такого множества мужчин, что на одного мужчину будет приходиться семь женщин.

2. Свадьбы надлежит поощрять ради рождения и воспитания будущих новобранцев и для сохранения рода людского на земле; однако по причине дефицита мужчин сам способ вступления в брак претерпит значительные изменения: тогда как обычно мужчины ухаживают за женщинами, здесь женщины будут хвататься за мужчин, руководствуясь нелепыми страхами (подобно дочерям Лота, увидевшим гибель Содома и, возможно, посчитавшим, что разрушения на том не закончатся, Быт 19:31), что якобы скоро вообще никого не останется; причем, тогда как женщины обычно не любят делить мужчин с кем-нибудь, теперь семеро по взаимному согласию становятся женами одного мужа; и тогда как закон обязывал мужа обеспечивать жену пищей и одеждой (Исх 21:10), что для многих служило весьма сильным аргументом против увеличения количества жен, эти женщины добровольно обязуются содержать себя сами; они свой хлеб будут есть и свою одежду будут носить, чтобы мужчина, к которому они сватаются, совершенно на них не тратился, единственное их желание называться его женами, лишь бы снять с себя позор безбрачия. Они готовы быть женами на любых условиях, даже самых неразумных. Тем более, что в это беспокойное время обзавестись мужем, чтобы тот стал им защитником, возможно, было для них благом. Павел же, напротив, считает, что в трудные времена предпочтительнее оставаться одному (1Кор 7:26). Ладно бы еще этот стих не был связан с обличением дочерей Сиона, которые, невзирая на смиряющие обстоятельства (Ис 3:18), так и не смирились и, вместо того чтобы раскаяться в своей гордости и тщеславии, когда Господь спорил с ними из-за этого, заботятся лишь о том, чтобы обзавестись мужьями; скромность, которая более всего украшает прекрасный пол, начисто забыта, и осуждение порока для них ничто по сравнению с осуждением девственности, печальный признак непоправимого развращения добродетели.

Стихи 2-6. Согласно приведенным выше угрозам, Иерусалим оказывается в весьма плачевном состоянии: все выглядит печальным. Однако здесь сквозь тучи прорывается свет солнца. В этих стихах приводятся чрезвычайно великие и драгоценные обетования, дающие уверенность в утешении, которое проглядывается сквозь беды, и в счастливых днях, которые после них наступят; и обетования, несомненно, указывают на царство Мессии и на совершенное Им великое искупление, причем прообразом этого служит восстановление Иуды и Иерусалима во время принесшего преобразования царствования Езекии после Ахаза, а также возвращение народа из вавилонского плена. Данный отрывок, возможно, имеет некоторое отношение к этим двум событиям, но главным образом он сообщает о Христе. Здесь обещано, что в исходе всех упомянутых бед:

I. Бог воздвигнет праведную отрасль, которая произведет плод праведности: в тот день (ст. 2), в тот же день, в то же самое время, когда Иерусалим будет разрушен, а иудейский народ истреблен и рассеян, установится царство Мессии, и возрождение Церкви настанет тогда, когда каждый будет бояться полного краха.

1. Сам Христос будет возвеличен. Это Он отрасль Господа, Муж, Которому имя Отрасль; это одно из пророческих имен, раб Мой, Отрасль (Зах 3:8; 6:12), Отрасль праведная (Иер 23:5; 33:15), отрасль от корня Иессеева, и ветвь... от корня его (Ис 11:1); и существует мнение, что подразумевалось именно это, когда Иисуса назвали именем Назорей (Мат 2:23). Здесь Он назван Отраслью Господа, потому что посажен Его властью и процветает во хвалу Ему. Древний халдейский парафраз гласит: Христос, или Мессия, Господа. Он будет красотой, славой и радостью.

(1) Он Сам будет приближен к радости, предстоящей Ему, и к славе, которой обладал в Отце еще до сотворения мира. Кто был поношением у людей и Чей лик был обезображен паче лица всякого человека, Тот теперь пребывает в горнем мире в красоте и славе, подобно солнцу, сияющему в силе своей, перед Ним благоговеют и Им восхищаются ангелы.

(2) Он будет прекрасен и славен, по мнению всех верующих, и завоюет в мире авторитет и имя среди людей, которое превыше всякого имени. Для верующих Он драгоценность и честь (1Пет 2:7), лучше десяти тысяч других (Песн 5:10), и весь слава. Возрадуемся же тому, что Он таков, и да будет Он таковым для нас!

2. Его Евангелие примут. Успех благовестил это плод отрасли Господа; все благодати и утешения Евангелия исходят от Христа. Однако оно названо плодом земли, потому что взошло в этом мире и было рассчитано на нынешнее состояние. Христос сравнивает Себя с пшеничным зерном, которое, падая в землю, умирает и поэтому приносит много плода (Иоан 12:24). Успех Евангелия сравнивается с принесением землей своего плода (Пс 66:7), а насаждение христианской Церкви с посевом Божьим для Себя на земле (Ос 2:23). Мы можем понимать под этим и людей и явления, произведенные Евангелием: они будут привлекательны и превосходны и явятся приятными и весьма приемлемыми для уцелевших сынов Израиля, остатка иудеев, спасшихся от гибели в неверии с остальными (Рим 11:15). Следует заметить, что если Христос драгоценность для нас, то и Его Евангелие, все его истины и обетования, Его Церковь и все ее члены будут таким же драгоценными. Все они добрый плод земли, по сравнению с ними все остальное всего лишь трава. Хорошим свидетельством тому, что мы принадлежим к избранному остатку и отличны от остальных, называемых Израилем, а также отмечены ко спасению, служит тот факт, что нам будет дано увидеть необыкновенную красоту Христа, Его святости и всех Его святых, самых превосходных на земле. Прообразом того благословенного дня послужило цветение Иерусалима, как ветви, и его благословение плодами земли после вторжения Сеннахирима и после вавилонского плена. Сравните: и уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху (Ис 37:31,32). И если под плодом земли здесь подразумеваются блага этой жизни, то можно отметить, что по-особому приятны они будут избранному остатку, который, обладая правом на них по завету, извлечет из них наибольшую пользу. Если отрасль Господа прекрасна и славна в наших глазах, то и плод земли будет привлекательным и превосходным, потому что тогда мы сможем принять его как плод обетования (Пс 36:16; 1Тим 4:8).

II. Бог сохранит для Себя святое семя (ст. 3). Когда большая часть имеющих на Сионе и в Иерусалиме имя и место будет, подобно сухим веткам, отсечена из-за своего собственного неверия, некоторые все же останутся. Некоторые останутся, некоторые все равно будут хранить верность Церкви, когда она изменится и станет христианской, ибо Бог не отвергнет народ Свой (Рим 11:1). То здесь то там кто-то останется.

1. Это остаток по избранию благодати (как говорит апостол, Рим 11:5): записанные среди живущих, отмеченные волей и предвидением Господа к жизни и спасению, записанные к жизни (дословно), в отношении которых существует непреложный замысел и определение; ибо: «Чтоя написал, то написал». Оставшиеся в живых во времена массовых смертей и убийства записаны к жизни в книге Божьего Провидения. И как нам не предположить, что записанные в книге жизни у Агнца (Отк 13:8) спаслись от еще более страшной смерти? Все, которые были предуставлены к вечной жизни, уверовали ко спасению души (Деян 13:48). Следует заметить, что все записанные среди живущих (англ.пер., ст.3) будут найдены среди живущих, каждый их них, ибо никого из данных Христу Он не потеряет.

2. Этот остаток под благодатью; ибо каждый записанный среди живущих и оставленный, соответственно, среди живущих будет назван святым, будет на самом деле святым и соответственно тому будет принят Богом. Только тот, кто свят, останется, когда пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих и соберут из Царства Его все соблазны; а все избранные ко спасению избраны и к освящению (см. 2Фес 2:13; Еф 1:4).

III. Бог преобразует Свою Церковь, очистит и исправит все ее недостатки (ст. 4). И оставшиеся тогда будут именоваться святыми, когда Господь омоет скверну их, вымоет скверну из их среды, отрезав нечестивцев, отмоет их от скверны изнутри, удалив оттуда нечестие. Святыми их не назовут до тех пор, пока они в определенной мере таковыми не станут. Евангельское время-время исправления (Евр 9:10), его прообразом служило преобразование в дни Езекии и после пленения, к которому относится данное обетование. Примите во внимание:

(1) какие места и какие люди подвергнутся исправлению. Иерусалим, хотя и святой город, нуждался в преобразовании; и исправление его как святого города оказало бы благотворное влияние на все царство. Дочери Сиона тоже должны исправиться, в особенности женщины, которых пророк обличил (Ис 3:16). Облачившись в свои наряды, они считали себя удивительно чистыми; но из-за того, что украшениями гордились, пророк называет таковые скверной, ибо ни один грех не противен Господу так, как гордыня. Или же под дочерьми Сиона могут подразумеваться маленькие города и деревни, нуждавшиеся в преобразовании, матерью которых считался Иерусалим.

(2) В чем заключалось исправление. Будет омыта скверна; ибо нечестие это скверна, в особенности кровопролитие, которым печально прославился Иерусалим (4Цар 21:16) и которое оскверняет землю сильнее любого другого греха. Следует заметить, что исправление города это его очищение. Когда подавляются порочные нравы и обычаи и обуздывается открытое проявление нечестия, тогда место, бывшее некогда злачным, становится чистым и красивым, причем не только для того, чтобы заслужить похвалу странников, но и для удобства и здоровья самих его обитателей.

(3) Кто автор исправления: это сделает Господь. Преобразование дело Божье; если что-либо сделано с целью исправления, то это сделал Бог. Но как? – Грешники были разорены и истреблены судом Его провидения, исправление же и обращение осуществляется Духом Его благодати. Эта работа совершается не воинством и не силою, но Духом Господа Саваофа (Зах 4:6), действующего как на самих грешников, подлежащих исправлению, так и на судей и правителей, которые задействованы в качестве орудий исправления. Дух здесь работает [1] как дух суда, просвещая разум, обличая совесть; как дух мудрости, научающий нас вести себя благоразумно (Ис 52:13); как проницательный и различающий Дух, отделяющий драгоценное от ничтожного. [2] Как дух огня, оживляющий и воодушевляющий чувства, направляющий ревность людей к добрым делам. Дух действует, как огонь (Мат 3:11). Пламенная любовь ко Христу и к душам и сжигающая ревность, направленная против греха, будут побуждать людей со всей решительностью и старанием отвращать нечестие от Иакова (см. Ис 32:15,16).

IV. Бог защитит Свою Церковь и всех ее членов (ст. 5,6); очистившиеся и преобразованные уже не будут оставаться уязвимыми, но Бог проявит о них особую заботу. Освященные хорошо укреплены, ибо Бог будет им руководителем и охраной.

1. Их скиния будет защищена (ст. 5).

(1) Предписание о защите относится [1] к жилищам людей, скиниям их покоя, их собственным домам, где они поклоняются Господу в уединении и со своими семьями. Защитой жилища благочестивых станет то благословение, которое пребывает над ним (Прит 3:33). В жилищах праведников будет глас радости и спасения (Пс 117:15). Следует заметить, что Господь уделяет особое внимание и заботу жилищам Своего народа, каждому из них: как беднейшей хижине, так и величественнейшему дворцу. Когда беззаконие удалено от шатра, его защитой будет Вседержитель (Иов 22:23,26). [2] К местам собрания для поклонения Господу, или скиниям. Здесь не упоминается храм, ибо обетование относится к тому времени, когда от него не останется и камня на камне; но все христианские общины, даже если во имя Христа соберутся два-три человека, будут пребывать под особой защитой небес; они уже не подвергнутся рассеянию и волнениям, и ни одно орудие, сделанное против них, не будет успешно. Следует заметить, что мы должны почитать за великую милость то, что обладаем свободой публичного поклонения Господу, не потревоженные мечом брани или гонений.

(2) Это предписание о защите составлено [1] по образцу обеспечения безопасности стана Израилева, когда тот шел через пустыню. Бог даст христианской Церкви не менее весомые, хотя и не столь зримые, как тогда Израилю, подтверждения Своей заботы. Господь снова сотворит... облако и дым во время дня для защиты людей от палящего зноя солнца и блистание пылающего огня во время ночи для освещения и согревания воздуха, который темной ночью становится холодным (см. Исх 13:21; Неем 9:19). Этот же столп облачный и огненный стоял между израильтянами и египтянами (Исх 14:20). Следует заметить, что, хотя чудеса и прекратились, тем не менее Бог для новозаветной Церкви остался тем же, что и для ветхозаветного Израиля; Господь вчера и сегодня и во веки Тот же. [2] По образцу внешнего покрова из кож бараньих красных и из кож синих, располагавшихся на покрывалах скинии, как если бы каждое жилище горы Сион и каждое собрание были Богу так же дороги, как и скиния: над всем чтимым будет покров, чтобы спасать от ветра и непогоды. Следует заметить: Церковь на земле имеет свою славу. Евангельские истины и таинства, Писание и служение являются славой Церкви; и над всей этой славой есть и всегда будет покров, ибо врата ада не одолеют ее. Если Сам Бог будет внутри Церкви ее славой, то Он Сам будет и огненной стеной вокруг нее, неприступной и несокрушимой. Благодать в душе является ее славой, и у кого она есть, тот храним силою Божьею, как в крепости (1Пет 1:5).

2. И сама скиния будет им защитой (ст. 6). Божья скиния служила святым укрытием (Пс 26:5), но когда ее снесут, они не будут нуждаться в убежище: Божья сила и благость будет скинией всем святым. Бог Сам станет им покровом (Пс 31:7); в Нем они будут как дома (Пс 90:9); Он Сам будет для них как тень от высокой скалы (Ис 32:2), а Его имя крепкой башней (Прит.1 8:10). Он станет не только тенью, защищающей от зноя днем, но и укрытием от бури и дождя. Следует заметить, что в этом мире нам не избежать перемен погоды и всех связанных с этим неудобств; здесь, внизу, нас настигнет буря и дождь, равно как и не менее мучительный зной в другие времена, однако Бог остается прибежищем Своему народу при любой погоде.


Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 4 глава


← 3 Ис 4 MGC 5

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

2007-2019, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.