Библия » Толкование Мэтью Генри

Исаия 64 глава

← 63 Ис 64 MGC 65

В данной главе продолжается патетическая ходатайственная молитва, которую Церковь вознесла Богу в последней части предыдущей главы. Они ссылались на свое родство с Богом, которое имели благодаря завету, на Его заинтересованность и заботу о них, а в данной главе (I) они молятся Богу, чтобы Он вступился за них каким-нибудь необычным и поразительным образом, противостав Своим и их врагам (ст. 1,2). (II) Они ссылались на то, что Бог сделал раньше и уже был готов сделать для Своего народа (ст. 3-5). (III) Они исповедали, что были греховными и недостойными Божьего благоволения, что заслужили наказания, которые на них сейчас обрушились (ст. 6,7). (IV) Они просят Бога, как Отца, о милости и подчиняются Его владычеству (ст. 8). (V) Они описывают отчаянное положение, в котором оказались, ревностно молятся о прощении греха и отвращении гнева Божьего (ст. 9-12). Эта молитва предназначалась не только для использования пленными евреями, она может быть использована для наставления Церкви в иные трудные времена: о чем просить Бога и как ходатайствовать перед Ним. Страдает ли народ Божий в какое-либо время? Пусть молится, пусть так молится.

Стихи 1-5. В данных стихах представлено:

I. Прошение о том, чтобы Бог чудесным образом вступился за них сейчас (ст. 1,2). Их ситуация была описана в заключительной части предыдущей главы как весьма трудная и плачевная; в таком положении им оставалось только восклицать: "Помоги, Господи! О, если бы Бог явил Свою ревность и Свое могущество!" Они молились (Ис 65:15), чтобы Бог призрел на них с небес; а здесь они молятся, чтобы Он сошел с небес и освободил их, как Он сказал в Книге Исход 3:8.

1. Они хотели, чтобы Бог Своим провидением явил Себя и защитил их. Когда Бог необычным способом избавляет Свой народ, то, по словам Писания, Он сияет, чтобы показать Себя сильным. Так и в данном случае они молятся, чтобы Он расторг небеса и сошел, как было при освобождении Давида, когда наклонил Он небеса и сошел (Пс 17:10), чтобы явить Свою силу, справедливость и милость необычным образом, чтобы все обратили на них внимание и признали. Таково желание народа Божьего, и они молятся, чтобы так же, как они сами получили удовлетворение, увидев Его, хотя Его путь в море, другие могли бы тоже увидеть Его, когда Его путь в облаках. Эти слова могут касаться второго пришествия Христа, когда Сам Господь при возвещении... сойдет с неба. Гряди, Господи Иисусе, гряди скоро.

2. Они хотят, чтобы Он победил всякую оппозицию и это проложило путь перед Ним: "Чтобы горы растаяли от лица Твоего и пламя гнева Твоего разгорелось так яростно на врагов Твоих, что горы растаяли и растворились пред ним, как металл в печи, когда он становится жидким и приобретает ту форму, которую придает ему литейщик; так горит плавящий огонь» (ст. 2). Пусть вещи подвергнутся сильному воздействию ради славных изменений на благо Церкви, как от кипятящего воду огня. Некоторые полагают, что это намек на вулканы или пылающие горы, которые иногда выбрасывают серные потоки, заставляющие кипеть соседние реки и моря, которые, возможно, были оставлены в качестве видимых указаний на силу гнева Божьего и предостерегающих образов окончательного пожара.

3. Они желают, чтобы это значительно посодействовало славе и чести Бога: чтобы имя Его сделалось известным не только Его друзьям (они и раньше знали его и верили в Его силу), но и Его противникам, чтобы они познали Его и трепетали от Его присутствия, чтобы они могли сказать вместе с жителями Вефсамиса: «Кто может стоять пред Господом, сим святым Богом? Кто знает силу гнева Его!» Отметьте: рано или поздно Бог даст возможность Своим врагам познать Его имя и заставит трепетать от Его присутствия тех, кто не желает прийти и поклониться в Его присутствии. Если имя Божье не будет для нас крепкой башней, куда мы можем убежать и быть в безопасности, тогда она будет твердыней, сражающейся против нас, от которой мы не сможем убежать и быть в безопасности. Настанет день, когда народы затрепещут от Божьего присутствия, даже многочисленные и могущественные.

II. Ссылка на то, что прежде Бог чудесным образом вступался за Свой народ; слова «Ты слышал, а поэтому укрепишь...» являются хорошим аргументом у престола благодати (Пс 9:38, англ.пер.).

1. Они ссылаются на то, что Он сделал для Своего народа, когда выводил его из Египта (ст. 3). Тогда Он совершал страшные дела, посылая казни на Египет неожиданные; они потеряли надежду на то, что смогут избавиться от рабства, и не думали, что их освободит такая высокая рука и простертая мышца. Затем Он сошел на гору Синай, вызывая ужас; в результате чего она сама и ближайшие горы таяли от лица Его и прыгали, как овны (Пс.11 3:4);

они так дрожали, что распались, и вековые горы опали (Авв 3:6). Много раз, спасая Свой народ, Бог совершал страшные дела, для них неожиданные; великих людей, которые казались величественными и могущественными, как горы, Он повергал перед Собой, и могущественная оппозиция покорялась Ему (см. Суд 5:4,5; Пс 67:8,9). Некоторые считают это ссылкой на поражение могущественной армии Сеннахирима, что явилось поразительным примером божественной силы, от которой таяли скалы и горы.

2. Они ссылаются на то, что Бог сделал раньше, и на Его милостивые цели, которые Он возвестил Своему народу в общем. Он очень щедро и охотно позаботился о безопасности и блаженстве Своего народа тех, кто ищет Его, служит Ему и верит в Него; и поэтому им не нужно бояться, что придется разочароваться в этом, ибо Его обеспечение твердо и достаточно.

(1) Оно очень щедро (ст. 4). Люди не слушали и не видели, что Бог сделал для надеющихся на Него. Обратите внимание на характеристику народа Божьего: это те, которые уповают на Него, исполняя свой долг, ожидают спасения, обещанного и предназначенного для них. Обратите внимание: с чем тесно связано блаженство этого народа; это то, что Бог приготовил для них (англ.пер.), что Он предопределил для них Своим советом и Своим провидением и благодатью приготовил для них, приготовив также и Свой народ к ним, что Он сделал или сделает для них (в рус. и др.переводах). Некоторые иудейские толкователи считают, что здесь говорится о благословениях, хранящихся для дней Мессии, и именно к ним апостол применяет эти слова; другие считают, что они говорят о славе грядущего мира. Это все те милости, которые Бог хранит для боящихся Его и которые приготовил уповающим на Него (Пс 30:20). Об этом здесь сказано, что от века, в самые любознательные и пытливые времена, люди ни благодаря слышанию, ни благодаря видению двух познавательных чувств так и не пришли к их полному познанию. Никто не видел, не слышал и не смог понять, кроме самого Бога, что Он приготовил для нынешнего и будущего блаженства святых душ. Ибо [1] в прежних веках большая часть этих благ была сокрыта; они не знали их, так как неисследимое богатство Христа было сокрыто в Боге, сокрыто от мудрых и разумных. Но в поздние века Евангелие явило это богатство; именно так это понимает апостол (1Кор 2:9), ибо далее следует (ст. 10): «А нам Бог открыл это Духом Своим» (ср. Рим 16:25,26 с Еф 3:9). То, о чем люди не слыхали от века, они услышат перед концом века и увидят это, когда завеса разорвется, чтобы явить славу. Бог знает, что Он хранит для верующих, но никто другой, кроме Него, не знает. [2] Человеческий разум не сможет полностью осознать этого, даже когда это будет явлено; это духовные вещи, очищенные от тех понятий, которые с особой склонностью принимает наш разум в этом мире чувств; они велики и намного превосходят наши самые большие ожидания. Даже нынешний мир верующих, а тем более их будущее блаженство, намного превосходит все понятия и выражения (Фил 4:7). Никто не может осознать его, кроме самого Бога, Чей разум безграничен. Некоторые подругому понимают эти слова, как говорящие о превосходстве не столько этих дел, сколько их Творца: «Никакой глаз не видал другого Бога, кроме Тебя, Который столько сделал (делает или может сделать) для надеющихся на Него». Исходя из дел чудесной Божьей благодати, равно как и из дел Его чудесной силы, исходя из милостей, равно как и великих дел, совершенных Им, мы должны сделать вывод о том, что нет другого бога, кроме Него, который столько сделал бы, и никого среди сынов сильных мира сего, которые могли бы сравниться с Ним.

(2) Он сделал это охотно (ст. 5): «Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, встречал с милостью, приготовленной для него (ст. 4), и не забыл поминающего Тебя на путях Твоих». Посмотрите, какое общение устанавливается между милостивым Богом и благодатной душой. [1] Чего Бог ожидает от нас, чтобы мы имели общение с Ним. Во-первых, мы должны сознательно исполнять свой долг во всем; мы должны делать правду то, что хорошо и что Господь, Бог наш, требует от нас; и делать это хорошо. Во-вторых, мы должны радоваться, исполняя свой долг: радоваться и делать правду, должны восхищаться Богом и Его законом, радоваться, когда служим Ему, и петь во время своей работы. Бог любит доброхотно дающего и радостного поклонника. Мы должны служить Богу с веселием. В-третьих, мы должны приспосабливаться ко всем проявлениям Его провидения, касающимся нас, должным образом воспринимать их и поминать Его на путях Его, на всех путях, которыми Он ходит: то ли Он приближается к нам, то ли противостоит нам. Мы должны размышлять и говорить о Нем с благодарностью, когда Он идет путями милости (во дни благополучия радуйся), с терпимостью и покорностью, когда Он противится нам. И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя, ибо во дни несчастья мы должны рассуждать. [2] Здесь нам говорится, чего мы можем ожидать от Бога, если подобным образом будем приближаться к Нему путем долга: «Ты милостиво встречаешь его». Эти слова подразумевают дружбу, общение, близкие взаимоотношения, к которым Бог допускает Свой народ; Он встречает их, чтобы поговорить с ними, чтобы явить Себя им и принять их обращение (Исх 20:24; 29:43). Это также подразумевает Его свободу и желание сделать им добро; Он встретит их благословениями благости, будет радоваться о них, благотворя тем, кто радуется, делая правду, Он ожидает, чтобы оказать милость надеющимся на Него. Он встречает Свой раскаявшийся народ с прощением, как отец встретил своего вернувшегося блудного сына (Лук 15:20). Он встречает Свой молящийся народ и отвечает ему миром, когда они еще говорят (Ис 65:24).

3. Они ссылаются на неизменность Божьего благоволения и незыблемость Его обетования, несмотря на их грехи и Его недовольство их грехами: «Но вот, Ты много раз гневался, потому что мы издавна грешили, и мы испытали на себе знаки Твоего гнева; но те пути милости, когда мы поминали Тебя, они постоянны» (англ.пер.), или «на тех путях Ты постоянен (Его милость пребывает вовек), и поэтому мы в конце концов будем спасены, несмотря на то что Ты недоволен и мы согрешили». Это согласуется со смыслом Божьего завета, гласящего, что если мы оставим закон, то Он посетит жезлом беззаконие наше, но милости Своей не отнимет и не нарушит Свой завет (Пс 88:29 и далее). Благодаря этому Его народ много раз спасался от гибели, хотя был уже на краю ее (см. Пс 77:38). И благодаря этому постоянству завета мы надеемся спастись, ибо этот вечный завет спасение всех нас. Хотя Бог часто вполне справедливо гневался на нас за грехи, но Его гнев был лишь на время и скоро проходил; а Его благоволение на всю жизнь, ибо оно постоянно; Ты постоянно продвигаешься путями Своего благоволения, и именно на это мы уповаем ради Своего спасения (Ис 54:7,8). Хорошо, что наши надежды на спасение построены не на наших заслугах или собственной достаточности (ибо все это непостоянно, даже Адам не долго продержался невиновным), а на Божьих заслугах и обетованиях, ибо в них (мы уверены) постоянство.

Стихи 6-12. В Писании представлен не только Плач Иеремии, но и в этих стихах плач Исайи. Их тема одна и та же: уничтожение Иерусалима халдеями и грех Израиля, навлекший это уничтожение; есть только одно отличие: Исайя видит эти события издали и оплакивает их Духом пророчества, а Иеремия видит их уже свершившимися. В данных стихах:

I. Народ Божий, находясь в страданиях, исповедует и оплакивает свой грех, тем самым оправдывая Бога за свои страдания и признавая себя недостойными Его милости. При этом они используют посланные Им беды и подготавливаются к избавлению. Теперь, когда они испытывали на себе божественное недовольство грехом, им ничего не оставалось, кроме как уповать на милость Божью и ее постоянство, ибо среди них не было, кто мог бы помочь им, кто стал бы в проломе и ходатайствовал, так как все они были осквернены грехом и недостойны ходатайства: все были беспечны и недобросовестны к своему долгу и поэтому неспособны и негодны ходатайствовать.

1. Среди них наблюдалось всеобщая порочность в поведении (ст. 6): «Все мы сделались как нечистый, как человек, пораженный проказой, которого нужно изгнать из стана». Весь народ стал как один человек, церемониально оскверненный, который не допускался во дворы скинии, или как человек, страдающий от некоей отвратительной болезни, от подошвы ноги до темени головы покрытый ранами и язвами (Ис 1:6). Изза греха мы все стали не только отвратительными для Божьей справедливости, но и ненавистными для Его святости, ибо грех мерзкое дело, которое Господь ненавидит и вида которого Он не может выносить. И вся праведность наша – как запачканная одежда.

(1) «Таковыми являются лучшие из нас; мы все настолько порочны и осквернены, что даже те, которые считаются праведными, по сравнению с нашими отцами, которые радовались, делая правду (ст. 5), похожи на запачканную одежду, пригодную лишь для мусорной кучи. Лучший из них – как терн».

(2) « Такими же являются наши наилучшие действия. Наблюдается не только всеобщая порочность в поведении, но и всеобщее нарушение обрядов поклонения; то, что считается жертвами праведности, при рассматривании оказывается украденным, хромым и больным и поэтому раздражает Бога, как мерзкая и запачканная одежда». Если мы уповаем на свои обряды, какими бы благовидными они ни были, как на свою праведность, и думаем с их помощью воссесть у десницы Бога, то они подобны запачканной одежде, которая не покроет нас, а лишь осквернит. Истинно раскаявшиеся люди выбрасывают своих идолов, как запачканную одежду (Ис 30:22), мерзкую для их взгляда; и здесь они признают такой же собственную праведность, какой она предстает в глазах Бога, если бы Он испытал ее со всей строгостью и справедливостью. Наши наилучшие поступки настолько несовершенны и не соответствуют заповеди, что похожи на одежду, к которой приклеился грех и порочность так сильно, что она стала запачканной. Когда мы делаем добро, то в нем присутствует зло, и беззаконие наших святынь по закону погубило бы нас, если бы мы были под законом.

2. Среди них повсеместно наблюдалось охлаждение к поклонению (ст. 7). Чаша была переполнена изобилием беззакония народа, и ничего не делалось, чтобы опустошить ее.

(1) Молитвой пренебрегали: «Нет призывающего имя Твое никого, кто искал бы Твоей благодати, чтобы изменить нас и убрать грех, или кто искал бы милости, чтобы помочь нам и избавить от судов, которые наши грехи навлекли на нас». Люди становятся такими плохими, потому что не молятся; сравните Псалом 13:3,4: «Все сделались равно непотребными, ибо не призывают Господа». Плохи дела у народа, если он мало молится.

(2) Ее совершали с пренебрежением. Если где-то и находился человек, призывающий имя Бога, то он делал это с безразличием: «Нет того, который положил бы крепко держаться за Бога». Отметьте: [1] молиться значит крепко держаться за Бога, верой держаться за Его обетования и возвещения Бога о Своем доброжелательстве к нам; значит ссылаться на них, говоря с Ним, держаться за Него, как за Того, Кто собирается оставить нас, ревностно умоляя Его не оставлять, или как за Того, Кто оставил нас, умоляя Его вернуться; это значит держаться как за Того, с Кем ты борешься, ибо семя Иакова борется с Ним и превозмогает. Но когда мы крепко держимся за Бога, то похожи на лодочника, который своим крюком держится за берег, словно хочет подтянуть его к себе, но на самом деле он притягивает себя к берегу; подобным образом молимся и мы: не для того, чтобы Бог приблизился к нашему разуму, но чтобы самим приблизиться к Нему. [2] Кто хочет держаться за Бога в молитве и превозмогать Его, тот должен побуждать себя к этому; вся наша сущность должна быть поглощена долгом (и этого будет недостаточно), наши мысли должны быть сосредоточены, а чувства пламенеть. Для этого мы должны собраться и посвятить всего себя служению; мы должны в себе возгревать дар Божий энергичным размышлением о важности этой работы и прилагать к ней свой разум. Но как мы можем ожидать, что Бог придет к нам путями милости, когда нет ни одного, кто так поступает, когда исповедующие себя ходатаями на самом деле являются лишь людьми легкомысленными?

II. Они признают, что их страдания являются плодом и результатом их грехов и гнева Божьего.

1. Своим безрассудством они навлекли на себя эти беды: «Все мы сделались как нечистый, и все мы поблекли, как лист (ст. 6);

мы не только высохли и потеряли свою красоту, но опали и упали (дословно), как осенние листья; наше исповедание религии увяло, и мы стали сухими и безжизненными; наше процветание исчахло и превратилось в ничто; мы пали наземь, как презренные и жалкие существа, и тогда беззакония наши, как ветер, унесли нас и повлекли в плен, как осенний ветер уносит прочь опавшие листья» (Пс 1:3,4). Грешников сдувает, а потом уносит прочь злобный и неистовый ветер их собственного беззакония; он вначале иссушает их, а затем губит.

2. Бог Своим гневом обрушил на них эти беды (ст. 7): «Ты сокрыл от нас лице Твое; ты недоволен нами и отказался оказать нам какую-либо помощь». Когда они сделались, как нечистые, то неудивительно, что Бог отвернул от них Свое лицо, испытывая отвращение. Но это было не все: «Ты поглотил нас за беззакония наши» (англ.пер.). Та же жалоба звучит В Псалме 89:8,9: «Мы исчезаем от гнева Твоего; Ты расплавил нас (дословно)». Бог поместил их в печь, но не для того, чтобы поглотить их, как примесь, а чтобы расплавить их, как золото, чтобы очистить и придать им новую форму.

III. Они заявляют о своем отношении к Господу, как к Своему Богу, смиренно ссылаются на это и радостно вверяют себя Ему (ст. 8): «Но ныне, Господи, Ты Отец наш: хотя мы были непокорными и неблагодарными по отношению к Тебе, но все это время признавали Тебя нашим Отцом; и хотя Ты наказывал нас, но не изгнал. Как бы ни были мы безрассудны и беспечны, бедны и презренны, как бы ни попирали нас наши враги, но ты Отец наш; поэтому к Тебе мы обращаемся со своим покаянием, как блудный сын встал и пошел к своему отцу; к Тебе возносим мы свои молитвы; от кого еще нам ожидать помощи и сочувствия, как не от нашего Отца? Сейчас мы пребываем под гневом Отца, который примирится с нами, ибо не вовек негодует».

1. Бог их Отец (1) по сотворению, Он дал им жизнь, сформировал в народ, придал им ту форму, которая Ему угодна: «Мы – глина, а Ты образователь наш, поэтому мы не спорим с Тобой, как бы Ты ни обращался с нами» (Иер 18:6). Более того, именно поэтому мы надеемся, что Ты будешь хорошо обращаться с нами, что Ты, сотворивший нас, по-новому создашь и образуешь нас, хотя мы разрушили и деформировали себя: «Все мы сделались как нечистый, но все мы дело руки Твоей, поэтому удали нашу нечистоту, чтобы мы стали пригодны для использования, к которому были предназначены. Мы дело руки Твоей, поэтому не оставляй нас» (Пс 137:8).

(2) По завету; они ссылаются на это (ст. 9): «Воззри же, мы все народ Твой, который Ты имеешь в этом мире, открыто исповедующий Твое имя. Мы названы Твоим народом, наши соседи считают нас таковыми, и поэтому наши страдания бросают тень на Тебя, а помощь, которая требуется в нашей ситуации, ожидается от Тебя. Мы народ Твой; так не должен ли народ обращаться к своему Богу? (Ис 8:19). Твой я, спаси меня (Пс 118:94). Испытывая упреки провидения от Бога, для нас хорошо крепко держаться наших заветных отношений с Ним.

IV. Они настойчиво просят Бога, чтобы Он отвратил от них Свой гнев и простил их грехи (ст. 9): «Не гневайся, Господи, без меры Хотя мы заслужили этого, но Ты не вечно помни беззаконие». Они не молятся о том, чтобы Бог удалил наказание, посланное им; в этом вопросе они вверяют себя Богу. Но (1) они молятся, чтобы Бог примирился с ними, и тогда они успокоятся, будут ли эти страдания продлены или удалены: «Не доходи до крайности, но пусть Твой гнев будет смягчен милосердием и состраданием отца». Они не говорят: «Господи, не наказывай нас», ибо это может быть необходимо, а: «Не в ярости Твоей и не во гневе». Лишь на время в жару гнева Бог сокрыл от тебя лице Свое.

(2) Они молятся, чтобы Он не обращался с ними так, как того заслуживают их грехи: «Не вечно помни беззаконие». Такова природа зла, присутствующего во грехе, которое заслуживает, чтобы его помнили вечно; и именно против этого они возражают против вечных последствий греха. Кто больше боится гнева Божьего и фатальных последствий собственного греха, чем какого-либо наказания за него, считая их жалом смерти, тот демонстрирует, что истинно смирился под рукой Бога. V. Они представляют двору небесному очень печальную просьбу или напоминание о плачевном положении и о полном крахе, в котором оказались.

1. Их дома были разрушены (ст. 10). Города Иудеи были уничтожена халдеями, а их обитатели уведены прочь, поэтому не осталось никого, кто отстроил бы их или обратил на них внимание, и поэтому через несколько лет они выглядели как пустыня: «Города святыни Твоей сделались пустынею». Города Иудеи названы городами святыни, ибо этот народ для Бога был царством священников. Эти города имели синагоги, в которых совершалось служение Богу; и народ оплакивал их разрушение и настаивал на этом, ходатайствуя о них перед Богом, не столько потому, что они были величественными, богатыми и древними, а на том основании, что они были святыми городами, где было известно, исповедовалось и призывалось имя Бога. «Эти города превратились в пустыню; их красота запятнана; в них никто не жил и их никто не посещал, как прежде. Они сожгли все места собраний Божиих на земле» (Пс 73:8). Не только маленькие города превратились в пустыню и стали редко посещаемы, но даже Сион стал пустынею; город Давида лежит в руинах; даже Иерусалим прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион теперь обезображен; он стал насмешкой и позором всей земли; этот благородный город стал пустыней, превратился в груду мусора». Посмотрите, какое опустошение грех приносит для народа; и внешнее исповедание святости не будет им оградой. Если святые города становятся нечестивыми, то очень скоро все они обратятся в пустыню (Ам 3:2).

2. Дом Божий лежал в руинах (ст. 11). Больше всего они оплакивали то, что храм был сожжен огнем; но как только он был построен, им было сказано, что их грех приведет к этому (2Пар 7:21): «О храме сем высоком всякий... ужаснется». Обратите внимание: как патетически они оплакивают разрушение храма.

(1) Это был дом их освящения и их славы самое великолепное строение, и его святость в их глазах составляла его главную красоту, следовательно, его осквернение было самой печальной частью его опустошения; больше всего их печалило то, что были прерваны священные служения, совершавшиеся в нем раньше.

(2) Это было место, где их отцы прославляли Бога своими жертвами и песнями; как жаль, что то, что составляло славу их народа на протяжении многих веков, теперь лежало во прахе! Это положение усугублялось тем, что не было слышно песен Сионских, которыми раньше их отцы славили Бога. Они пробуждают интерес Бога к их ситуации, когда ссылаются на то, что это дом, где Его прославляли; они напоминают Ему о Его завете с их отцами, обращая Его внимание на то, что их отцы славили Его.

(3) При этом все драгоценности их были разграблены. они лишились всех желаний и радостей, которыми наслаждались во время своего служения Богу, они лишились не только храмовой мебели, жертвенника и стола, но также суббот, новолуний и всех своих религиозных праздников, которые раньше с радостью соблюдали, своих служителей и торжественных собраний. Отметьте: народ Божий считает свои святыни самыми восхитительными вещами; лишите их святых постановлений и средств благодати и вы разграбите все их драгоценности. Что еще они имеют? Обратите внимание: как интересы Бога и Его народа переплетаются и заменяются; когда они говорят о городах своего обитания, то называют их городами святыни Его, ибо они были посвящены Богу; когда они говорят о храме, где обитал Бог, то называют его своим прекрасным домом (анг.пер.), а его мебель своей драгоценностью, ибо всем своим сердцем отдавались ему и его интересам. Если мы подобным образом заинтересовываем Бога во всех своих заботах, посвящая их Его служению, и заинтересовываем себя всеми Его заботами, принимая их близко к сердцу, то можем со спокойствием предоставить Ему и то, и другое, ибо Он позаботится о них. VI. Они завершают свое обращение страстным увещеванием, смиренно жалуясь Богу о своем нынешнем разорении (ст. 12): «После этого будешь ли еще удерживаться!» Или: «Неужели Ты будешь воздерживаться при всем этом!» Неужели Ты будешь смотреть на разрушенный храм без негодования и отмщения? Неужели ревнивый Бог забыл ревность? «Восстань, Боже, защити дело Твое (Пс 73:22). Господи, Тебя оскорбляли и хулили, будешь ли молчать и смотреть на это сквозь пальцы? Неужели величайшее оскорбление, нанесенное небесам, останется ненаказанным?» Когда нас оскорбляют, то мы молчим, ибо не нам принадлежит мщение, и мы имеем Бога, Которому вверяем свое дело. Когда же оскорбляют Бога и Его честь, то мы вполне справедливо можем ожидать, что Он будет отстаивать ее; Его народ не предписывает Ему, что Он должен говорить, а молится (как в данном случае): «Боже! Не премолчи (Пс 82:2), Боже хвалы моей! не премолчи (Пс 108:1);

говори для обличения Своих врагов, говори для утешения и облегчения Своего народа; или будешь карать нас без меры!» Благочестивые люди сильно страдают, видя храм Божий в запустении, когда ничего не делается, чтобы поднять его из руин. Но Бог сказал, что Он не вечно будет вести тяжбу, и поэтому Его народ может положиться на то, что их страдания не будут без меры или вечными, а легкими, на короткое время.


Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 64 глава


← 63 Ис 64 MGC 65

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

2007-2019, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.